САЙТ НА ЛАДОНИ Культура Формирование культуры |
Формирование культуры речи |
Страница 9 из 32 Совершенствование речевой культуры школьников 5-6 классов (нормативное произношение и ударение, лексическая норма) (тезисы) Дягилева Татьяна Юрьевна-учитель русского языка СОШ17 1. Актуальность темы, мотивация её выбора. Резкое снижение уровня культуры речи не только в социально-бытовой, но и в публичной сферах общения многих пользователей русского языка, в том числе являющихся его носителями, настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость уделить преподаванию культуры речи более пристальное внимание: углубить и систематизировать языковой материал, разработать практические задания, направленные на пробуждение у учащихся интереса к изучаемому языку и формирование потребности совершенствовать собственную речь, повышать уровень культуры речи и, следовательно, общей культуры. 2. Основные проблемы и противоречия, их обусловленность. В настоящее время в связи со значительными изменениями условий функционирования языка актуальной становится проблема языка как средства общения, языка в его реализации, проблема речи. Какие же особенности характеризуют функционирование современного русского языка в конце XX – начале XXI века? Во-первых, никогда не был так многочислен и разнообразен (по возрасту, образованию, служебному положению, политическим, религиозным, общественным взглядам, по партийной ориентации) состав участников массовой коммуникации. Во-вторых, почти исчезла официальная цензура, поэтому люди более свободно выражают свои мысли, их речь становится более открытой, доверительной, непринужденной. В-третьих, начинает преобладать речь спонтанная, заранее не подготовленная. Если же выступление и было подготовлено, то стараются говорить, а не читать. Об этом свидетельствуют выступления депутатов, политиков, ученых по телевидению, на различных встречах, диспутах, конференциях, переговорах. В-четвертых, разнообразие ситуаций общения приводит к изменению характера общения, оно освобождается от жесткой официальности, становится раскованнее. Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводят не только к демократизации речи, но и к резкому снижению ее культуры. Это проявляется прежде всего в нарушении орфоэпических (произносительных), грамматических норм русского языка. Об этом пишут ученые, журналисты, поэты, простые граждане. Особенно много нареканий вызывает речь депутатов, работников телевидения, радио (соболеновАние, Арест, средствА, сеГодня, равноправноГо). На странице периодической печати в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы, варваризмы и другие внелитературные средства: бабки, штука, кусок, стольник, баксы, пришить, бухать, кайф, выкачивать, отмывать, прокрутиться и многие другие. Ругательства, «матерный язык», «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений. В магазинах, на книжных базарах продаются словари, содержащие не только жаргонные, блатные слова, но и нецензурные. 3. Механизмы реализации идей. Тревогой о состоянии и судьбе русского языка пронизаны высказывания многих известных деятелей нашего общества, культуры и литературы. Стоит ясно осознать: язык как достояние нации требует нашей постоянной заботы и, если угодно, охраны. Это, несомненно, касается каждого из нас. Особое же место в этом нелегком труде принадлежит ученым-лингвистам, по роду своей деятельности призванным заниматься языком (3, с. 105). Нужны дополнительные усилия общества, имеющие целью противодействие стереотипам мышления и речи. Нужны и личные усилия людей, направленные на хорошее, внимательное чтение образцовой художественной литературы, на критическое отношение к собственной речи. Полезно вслушиваться в речь людей, которые умеют говорить правильно, выразительно, учиться контролировать свою речь (2, с. 45). Чистая речь нужна нам так же, как чистый воздух нужен для того, чтобы легче жилось и дышалось. Объяснить это людям – задача науки, телевидения и печати, радио и школы (2, с. 225). Общий культурный уровень человека характеризуется тем, насколько хорошо он соблюдает нормы произношения и ударения, владеет лексикой, то есть чувствует тонкие оттенки значения слова, знает его принадлежность к тому или иному стилю речи. Основной причиной нарушений норм литературного языка в области орфоэпии, лексики и грамматики является, на наш взгляд, недостаточное внимание преподаванию культуры речи на уроках русского языка. Как приблизить учащихся к осмыслению того, что соблюдение норм произношения и ударения, лексической нормы – одно из важнейших условий формирования культуры речи? На уроках русского языка уделяется внимание отработке норм литературного произношения и ударения в словах, в которых наиболее часто допускают ошибки носители и пользователи языка. Например, при изучении темы «Имя существительное» в 5 классе изучается нормативное произношение ударения данных частей речи. Если это объемный материал, то можно распределить его на несколько уроков. Все слова записываются в орфоэпический словарик, отработка проводится в игровой форме (например, учащиеся становятся в круг и читают слова, кто не правильно произнес слово, выбывает из игры), проводятся соревнования по рядам «кто быстрее и правильно проставит ударение в словах», «кто правильно и без ошибок произнесет слова». Построение предложений с данными словами, разыгрывание речевых ситуаций являются одним из элементов урока. Самостоятельная работа учащихся заключается в анализе речи пользователей и носителей языка, ведущих и участников передач телевидения, публицистических текстов республиканских СМИ, в сборе карточек с примерами орфоэпических ошибок в словах. Эти карточки используются на уроке, примеры зачитываются, ученики исправляют ошибки, работая с орфоэпическим словариком, отрабатывают нормативное произношение и ударение данных слов. Лексическая норма. В процессе работы над лексическими нормами представляется важным дать учащимся сведения о паронимах, тавтологии, плеоназме, уместности употребления языковых средств, познакомить учащихся с просторечиями, варваризмами, показать примеры их использования в речи как отступление от литературной нормы. Эта работа может проходить, к примеру, на уроках повторения после изучения разделов науки о языке; возможен и другой путь – в процессе изучения грамматического материала. Например, при повторении темы «Лексика» в 6 классе вводится понятие «просторечие», предлагается задание определить, какие из приведенных слов, соответствуют норме литературной речи, а какие - просторечию. При выполнении домашнего задания предлагается понаблюдать за речью людей, записать, какие просторечия используются ими. На уроках русского языка проводится систематическая работа по пополнению словарного запаса учащихся, по уточнению лексического значения слов, редактирование несовершенного текста, предложений. Предлагаются такие виды заданий: - построение предложений, словосочетаний со словами из толкового словарика; - анализ языкового дидактического материала с точки зрения рассматриваемого слова – понятия; - подбор синонимов, рисование иллюстраций для разъяснения лексического значения слова; - самостоятельная работа учащихся (анализ предложений, написание сочинений – миниатюр, проведение исследования, например, «Моя речь», «Жаргонизмы в речи школьников», «Фразеология подросткового жаргона», «Компьютерный сленг» и т.д., составление программы – минимума по работе над своей речью - как элементы урока вводятся игры («Угадай-ка» - по лексическому значению определить, о каком слове идет речь); - сбор и анализ карточек с примерами нарушения лексической сочетаемости слов. Работа над качеством культуры речи при изучении других разделов – это целенаправленный процесс совершенствования речевой деятельности школьников, включенный в общую систему развития связной речи. Конечная цель работы – воспитание хорошего языкового вкуса. А хороший вкус – главное условие правильного и уместного использования языковых средств. |
След. » |
---|