Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

САЙТ НА ЛАДОНИ Культура Формирование культуры

Формирование культуры речи

Оглавление
Формирование культуры речи
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32

5. ФОРМИРОВАНИЕ  ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ  РЕЧИ
Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать очень рано. В речи трехлетнего малыша, как правило, есть уже все свойственные разговорному языку части речи, основные грамматические категории. Дети этого возраста в общении с близкими взрослыми и сверстниками говорят короткими фразами, изменяя слова по числам, согласуя их в роде и т.д. На данном возрастном этапе речь становится для ребенка основным средством общения. Но средство это пока еще очень несовершенно. Малышу предстоит полностью освоить богатство родного языка, многообразие способов построения простых и сложных предложений (синтаксис); системы склонения и спряжения, традиционные формы словоизменения (морфологию); средства и способы образования слов (словообразование).
В дошкольном учреждении еженедельно во всех возрастных группах проводят специальные занятия по обучению родному языку и развитию речи детей, на которых в комплексе решаются задачи формирования разных сторон речевой деятельности, в том числе и грамматического строя. Именно речевое занятие в целом является основной формой обучения детей грамматическим средствам и способам, поскольку грамматикой языка ре¬бенок овладевает прежде всего в общении, в процессе обучения связной речи, обогащения и активизации словаря. Специальные дидактические игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием, включаемые в речевые занятия, являются очень важным средством выработки, а также закрепления грамматических навыков и умений. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что гармоническое речевое развитие каждого ребенка, в том числе своевременное и правильное формирование грамматических навыков и умений, может быть обеспечено лишь при комплексном подходе к умственному и речевому воспитанию, при правильном сочетании разных форм работы с детьми, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
         На занятиях посредством дидактических игр и упражнений с грамматическим содержанием дошкольников обучают таким способам речевой деятельности, усвоение которых в условиях повседневного общения вызывает определенные трудности: согласованию прилагательных и местоимений с существительными (особенно среднего рода и неизменяемыми) в роде; образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др. Однако не все трудные грамматические формы и категории подлежат усвоению на занятиях. Для занятий языковой материал отбирается таким образом, чтобы дать ребенку широкую и по возможности полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать

языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, помочь детям на практике овладеть правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении. Очень важна также задача усвоения дошкольниками традиционных грамматических форм, и прежде всего в плане воспитания критического отношения к своей и чужой речи, желания говорить правильно.
Педагог должен дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам, различая, где ребенок допустил небрежность, был невнимателен, а где проявил сознательное отношение, но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений. В последнем случае от педагога требуется большой такт. Нельзя допустить, чтобы вместе с исправленной ошибкой пропал тот интерес к слову, о котором она свидетельствует.
Разные стороны грамматического строя языка — синтаксис, морфологию, словообразование — ребенок усваивает по-разному, и на каждой возрастной ступени на передний план выступает что-то одно. Так, системой словоизменения — правилами склонения и спряжения, многообразием грамматических форм слов дети овладевают главным образом в младшем и среднем дошкольном возрасте. В старших группах на передний план выдвигается задача усвоения традиционных, «нерегулярных» форм изменения всех слов, входящих в активный словарь ребенка. Способы словообразования усваиваются детьми позже по сравнению со словоизменением.
Последовательность становления грамматической стороны речи обусловлена строением языка, а также традиционными способами организации детской игровой, практической и познавательной деятельности; формами сотрудничества, общения ребенка с окружающими. Однако личный опыт у детей очень неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. В каждой возрастной группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся их сверстники, отстающие от товарищей в речевом развитии. Поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставить каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи.
        На первых этапах усвоения грамматических средств и способов языка перед ребенком прежде всего ставят задачу понимать смысл сказанного (например, ориентируясь на окончание существительного, различать, где один предмет, а где много). Следующая задача — использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие. Более сложно — самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомыми (например, форму «фишками» — играю фишками, хотя взрослый впервые употребил это слово в именительном падеже единственного числа  - фишка). И совсем иная, еще более трудная задача — оценивать грамматическую правильность речи, определять, можно или нельзя так сказать.
В работе с младшими дошкольниками большой удельный вес занимают речевые задачи первого типа (на понимание и использование в речи грамматических средств). Задачи оценочного характера, как правило, по силам старшим дошкольникам. Но в силу того, что в каждой возрастной группе уровень речевого развития детей неодинаков и различается в очень широких пределах, во всех возрастных группах и почти на каждом занятии следует предусматривать решение детьми и тех и других задач. Само собой разумеется, что удельный вес этих типов задач в группах будет все же неодинаков.
Например, в средней группе детей учат использовать точные наименования предметов посуды. Многие названия им знакомы — тарелка, чашка, блюдце. Но есть такие, которых дети еще не знают, — салфетница, хлебница, сахарница. Чтобы новые слова запомнились, детей надо многократно поупражнять в их использовании. Воспитателю не следует при этом добиваться, чтобы дети запоминали каждое слово отдельно — лучше обратить их внимание на способ образования этих слов: для салфеток — салфетница,                   для хлеба — хлебница  и т.д.
Активно манипулируя со словом, самостоятельно образуя формы слов, слова и словосочетания, в том числе и такие, которых нет в языке («сплим», «откнопился», «ползунок», «нахмуренные брюки», «голова босиком» и т.д.), ребенок познает, как устроен язык, по каким законам изменяются и образуются слова. Детское словотворчество — это прежде всего метод познания, специфически детское средство ориентировки в звуковой и смысловой стороне слова. Вместе с тем некоторые знания грамматического характера, не пользуясь специальными терминами, взрослый детям сообщает сам. Задания творческого характера на словоизменение и слово¬образование чрезвычайно важны для общего речевого развития. Вместе с тем высокая речевая активность детей всегда сопряжена с обилием грамматических ошибок. Среди них воспитателю необходимо различать ошибки, которые связаны с небрежным, некритическим отношением к речи.
Рассмотрим методику исправления таких ошибок. В младшем дошкольном возрасте исправление грамматических ошибок сводится в основном к тому, что воспитатель вслед за ребенком переформулирует высказывание, исправляя ошибку.  Если ошибка допущена ребенком застенчивым, малоактивным, можно не фиксировать на ней внимание. Например, при образовании степеней сравнения прилагательных ребенок по аналогии с веселый — веселее сказал «чистее». Воспитатель, чтобы не обидеть малыша, подтверждает: «Правильно, чище». Или: «Почти правильно, только поточнее надо сказать — чище».

                                 6. СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития. Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.
Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых) своим изложением помогает детям стать общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих силах. Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.
Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.  Так, в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно.
Известны два основных вида речи — диалогическая и моно¬логическая. Каждый из них имеет свои особенности. Так, форма протекания диалогической речи (беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них) побуждает к неполным, односложным ответам. Неполное предложение, восклицание, междометие, яркая интонационная выразительность, жест, мимика и т.п. — основные черты диалогической речи. Для диалогической речи особенно важно умение формулировать и задавать вопрос, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять и исправлять собеседника.
        Монологическую речь характеризуют развернутость, полнота, четкость, взаимосвязь отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение требуют от говорящего более напряженного внимания к содержанию речи  и его словесному оформлению; при этом
очень важно сохранить живость и непосредственность речи.
Одной из важнейших черт монологической речи является ее произвольность, осознанность. Под произвольностью понимается умение избирательно пользоваться языковыми средствами, т.е. употреблять слова, словосочетания, синтаксические конструкции, наиболее полно и точно передающие мысль говорящего.

         6.1. Особенности связной речи детей
Детям трех лет доступна простая форма диалогической речи (ответы на вопросы), однако при этом малыш часто отвлекается от содержания вопроса. Умением связно излагать свои мысли дети младшего дошкольного возраста только начинают овладевать, допуская много ошибок в построении предложений, особенно сложных, в согласовании слов.
Речь маленького ребенка ситуативна, преобладает экспрессивное изложение. Первые связные высказывания трехлетних детей состоят из двух-трех фраз, однако их необходимо рассматривать именно как связное изложение. Обучение разговорной речи в младшем дошкольном возрасте и ее дальнейшее развитие является основой формирования монологической речи. В среднем дошкольном возрасте большое влияние на развитие связной речи оказывает активизация словаря, объем которого достигает к этому времени примерно 2,5 тыс. слов. Высказывания детей становятся более последовательными и развернутыми, хотя структура речи еще несовершенна.
В средней группе детей начинают обучать составлению небольших рассказов по картинам, игрушкам. Однако в большинстве своем детские рассказы пока еще просто копируют образец взрослого.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие контекстной речи, т. е. речи, которая понятна сама по себе.
У детей старшего дошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. На вопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (если это необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответы товарищей, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок может довольно последовательно и четко составить описательный и сюжетный рассказы на пред¬ложенную ему тему. Однако дети все еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.
Развитие связной речи детей осуществляется в процессе пов¬седневной жизни, а также на занятиях.
С детьми младшего дошкольного возраста проводят большую подготовительную работу, которая способствует развитию навыков связной речи. Особое внимание уделяется развитию разговорных навыков.
Развитие навыков разговорной речи состоит в том, что дети учатся слушать и понимать речь взрослого, отвечать на его вопросы, высказываться в присутствии других детей, слушать друг друга. Сначала малышей учат выполнять действия по словесному поручению (принести игрушку, показать что-то или кого-то на картинке), затем отвечать на вопросы воспитателя, слушать его, повторять за ним песенки действующих лиц из сказки. Вопросы должны быть конкретными и понятными для ребенка («Какие игрушки ты любишь? Расскажи про эту игрушку. Кто нарисован на этой картинке?»).
Педагог улавливает смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух коротеньких фраз, и своими вопросами побуждает малыша к более полному высказыванию и грамматически правильному его выражению. К каждому инициативному высказыванию ребенка нужно относиться бережно, поддерживать его.
В среднем и особенно в старшем дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи — пересказом и рассказом.
Рассказ сравнительно с пересказом — более сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется прежде всего при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

6.2.Пересказ литературных произведений
Пересказ — это творческое воспроизведение литературного текста.
На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно ху¬дожественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.
Высокая художественность произведений, предлагаемых для пе¬ресказа, цельность формы композиции и языка учат ребенка четко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения.
           Подбирая произведения для пересказа, воспитателю необходимо учитывать следующие требования к ним: высокая художественная ценность, идейная направленность; динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения, четкость и последовательность развертывания действия, занимательность, а также доступность содержания; небольшой объем.

Этим требованиям соответствуют, например, народные сказки, короткие рассказы К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина и В.Бианки.
В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, однако существуют и общие методические приемы. План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так: первичное чтение произведения, беседа по вопросам, повторное чтение, пересказ. Важным методическим приемом являются вопросы воспитателя. Перед началом пересказа они напоминают детям логику повествования, взаимосвязь и взаимодействие персонажей; в процессе пересказа дополняют или уточняют ответ ребенка; после пересказа помогают проанализировать его.
В методической литературе рекомендуется широко использовать план пересказа. План воспитатель составляет один или вместе с детьми.
Указания педагога тоже важный методический прием. Он используется, если ребенок забыл текст или отдельное слово. Указания помогают малышу понять или уточнить смысл того или иного выражения, словосочетания, слова, развивают выразительность речи при пересказе.
С детьми младшего дошкольного возраста проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умений слушать, отвечать на вопросы, вставлять в рассказ воспитателя отдельные слова и фразы.
На данном этапе перед педагогом стоят две задачи: 1) научить детей воспринимать сначала текст, читаемый воспитателем, а потом рассказ ребенка; 2) подвести к воспроизведению текста.
Обучение пересказыванию во второй младшей группе начинается с простого воспроизведения хорошо знакомых детям сказок, построенных на повторе («Колобок», «Репка», «Теремок»). Воспитатель помогает малышам запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий.
Начало сказки, как правило, запоминается хорошо, поэтому ребенок пересказывает его самостоятельно. Далее воспитатель в случае затруднения включается в процесс пересказывания, напоминает текст, а рассказчик повторяет за ним одно-два слова или целое предложение.
Постепенно дети переходят к пересказыванию по вопросам. Вопросы педагога должны быть направлены на установление последовательности событий, называние действующих лиц, напоминание текста песенок. Для закрепления навыков пересказа важна индивидуальная работа в утренние и вечерние часы, особенно с теми детьми, которые недостаточно активны на занятиях.
         При обучении пересказу детей среднего дошкольного возраста решаются более сложные задачи: их учат рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и впервые прочитанные на занятии; выразительно передавать разговор действующих лиц; слушать пересказы других детей и замечать в них несоответствие тексту.
После чтения сказки или рассказа воспитатель проводит краткую беседу о прочитанном. Его вопросы должны быть направлены на выявление понимания детьми содержания произведения, последовательности событий, а также некоторых средств художественной выразительности.
Если ребенок затрудняется в пересказывании, педагог задает ему дополнительные вопросы (для помощи можно привлекать и других детей) или напоминает какую-то фразу из текста, забытое слово.
Постепенно от занятия к занятию требования к пересказу возрастают — воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания, выразительной передачи диалогов персонажей. Если ребенок пересказывает текст своими словами, педагог следит за тем, чтобы точно пересказывалась мысль автора.
Педагог должен создать условия, способствующие развитию речевой активности и самостоятельности всех детей. Если на первых занятиях можно вызывать тех, кто изъявляет желание пересказать литературный текст, то в дальнейшем надо следить, чтобы каждый ребенок принимал участие в пересказывании.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучения пересказу литературных произведений: уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя; передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; использовать выразительные средства. Детям предлагаются более сложные по сюжету произведения.  В подготовительной к школе группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера.
Методика занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи у детей данной группы, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие по пересказу может состоять из следующих частей:
1) вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения; вопроса, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления детей; рассматривания художественной иллюстрации, вызывающей нужный эмоциональный настрой, и т. п.;
2) чтения литературного произведения.   Перед   первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста — это может нарушить целостность восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и этим помогая детям определять свое отношение к геро¬ям и событиям рассказа;
3) беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы педагога должны быть очень тщательно продуманы. Кроме вопросов, выявляющих понимание ребенком того, о чем говорится в данном рассказе (сказке), что он узнал нового, каковы основные черты характеров главных героев и чем они ему поправились, необходимы и такие вопросы, которые раскрывают художественную форму литературного произведения. Это вопросы, выясняющие, как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какие интересные слова и выражения больше всего запомнились и понравились детям, показались им необычными. Такая беседа закрепляет целостное восприятие литературного произведения в единстве содержания и художественной формы. Данная часть занятия не должна быть длительной. Достаточно задать детям 4-5 вопросов;
4) повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Воспитатель говорит детям, чтобы они еще раз внимательно прослушали произведение и постарались его запомнить, так как после чтения им придется самостоятельно пересказать этот рассказ (сказку);
5) пересказа произведения детьми. Необходимо помнить, что основным в занятии по пересказыванию литературного произведения является сам пересказ. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно передающие смысл прочитанного. Очень важно то, что при пересказе литературного текста художественно-образная речь становится достоянием ребенка.


 
След. »

da



Rambler's Top100