САЙТ НА ЛАДОНИ Культура Формирование культуры |
Формирование культуры речи |
Страница 5 из 32 Формирование исследовательской культуры школьников Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок, дополнительное образование, защиту проектов и рефератов, научно – образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Очень важно учитывать целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника: • Мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация; доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); • Умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; • Умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; • Специальных исследовательских умений и навыков (в старших классах). 1. Мыслительные умения и навыки • Совершенствовать умение анализировать учебную информацию вербального, практического и аудиовизуального характера в классной и домашней работах. Учиться анализировать информацию, полученную во внеклассной работе познавательного характера. Анализировать межпредметные связи, указанные в учебных программах, результаты познавательной деятельности товарищей по опорному конспекту, логической схеме. Формировать умение выполнять целостный анализ единства содержания и формы при изучении художественных и публицистических произведений, знакомиться с приемами проблемного анализа на примере объяснения учителя. • Совершенствовать умение выделять главное в классной и домашней работах вербального, практического и аудиовизуального характера. Учиться выделять главное во внеклассной работе познавательного характера (по критерию цели: с какой точки зрения главное?). Учиться составлять алгоритмы выделения главного, логические схемы текста, применять различные типы сравнения, сравнивать учебно-познавательную и практическую деятельность (свою и одноклассников), учится составлять план и правила сравнения в парной и самостоятельной работе. • Совершенствовать умение обобщать различную информацию вербального, практического и аудиовизуального характера. Применять разные обобщения для осмысления и систематизации знаний, используя при этом различные средства. Уметь составлять сложные обобщающие характеристики, планы, таблицы, модельные схемы. Уметь обобщать умения и навыки, методы и приемы работы, используя опорные конспекты, логические схемы, трансформировать данные средства обобщения. Ознакомиться с видами проблемного обобщения. • Осваивать, применять структуру и правила логического определения, объяснения, описания, знакомиться с характеристикой понятий. Уметь исправлять неправильные определения товарищей. • Уметь конкретизировать различную информацию. На основе планов, характеристик, схем, моделей уметь реконструировать информацию. Уметь наблюдать, связно излагать мысли в виде рассказа и отчета (как письменного, так и устного). • Совершенствовать опыт индуктивно – дедуктивного доказательства и доказательства по аналогии и по опровержению. Учиться строить доказательства в связном рассуждении, в отчете по лабораторной и практической работах, в анализе рассуждения товарища. Решать познавательные задачи, доказывать выбор хода в дидактической игре. Осваивать образцы проблемного доказательства. • Формировать опыт понимания и оценки предложенных проблемных ситуаций, учиться рассматривать предмет с различных точек зрения, видеть новые функции и целостную структуру объекта, самостоятельно строить гипотезы и план решения проблемы, формулировать аналогичные проблемы. Сравнивать различные пути решения, учиться оформлять результаты решения в виде описания, правила, формулы, алгоритма. Проверять и уточнять результаты решения. Уметь осуществлять внутри предметный перенос знаний и приемов работы на решение новых проблем. 2. Умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации • уметь выделять главное в тексте, осуществлять поисковую деятельность при выполнении учебных заданий, устанавливать межпредметные связи на основе знаний, использовать таблицы, схемы, графики для систематизации знаний, делать обобщающие выводы по теме. Самостоятельно выполнять задания творческого характера, осваивать решение отдельных видов поисковых задач, выполнять проблемные задания сравнительно – обобщающего типа, уметь обобщать и систематизировать полученные знания. • уметь анализировать прослушанный или прочитанный текст с точки зрения соответствия его формы содержанию, воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии. • уметь использовать циклы радиопередач, телелекций, магнитофонные и грамзаписи, видеофильмы (при наличии соответствующих технических возможностей) в учебных и самообразовательных целях. • уметь работать с публицистической литературой, уметь ее находить через системный каталог библиотеки, находить в книгах комментарии, использовать ее справочный аппарат, регулярно работать с периодическими изданиями, самостоятельно составлять индивидуальный план чтения. 3. Умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи • уметь вести диалог в целях получения информации (с помощью различных наглядных средств), владеть разными видами типовых ответов, использовать при ответе иллюстрации, простейшие ТСО, составлять характеристики (индивидуальные, сравнительные, групповые), руководствуясь типовыми схемами, планами. Отвечать на вопросы творческого характера • овладеть следующими основными видами письменных работ: списывание, запись под диктовку (120 – 140 слов), сочинение (200 слов), изложение (250 – 350 слов), отзыв, рецензия на ответ ученика, план, заметка в газету, объявление, расписка, протокол. |
След. » |
---|