САЙТ НА ЛАДОНИ Культура Формирование культуры |
Формирование культуры речи |
Страница 3 из 32 Культура речи Под культурой речи подразумевается свободное и безошибочное владение произносительными механизмами, готовность памяти, обеспечивающая моментальный и точный выбор нужного слова, отсутствие дефектов произношения, развитие речевого дыхания и голоса, богатая и послушная логическим законам мыслительная основа речи. В среде непрофессионалов культура речи понимается в широком смысле слова: субъект не делает речевых ошибок, говорит свободно, понятно, иногда – выразительно и красиво, владеет голосом и интонациями, соблюдает вежливость, этикет. К основным признакам культурной речи можно отнести: богатство речи, определяемое словарем носителя языка, чистоту речи, характеризуемую отсутствием слов паразитов (сорняков), ясность и понятность, определяемые минимальным количеством потерь информации при взаимодействии адресата и адресанта, точность речи, оцениваемую адекватностью подбора слов, выразительность речи, связанную с умением ярко и образно передать мысль. К современным поправкам к понятию культуры речи можно отнести такие прагматические моменты как остроумие, знание иностранных языков, общительность (коммуникабельность) и быстрота реакции. В образованном обществе ценятся образность, приведение литературных цитат, фразеология. В контексте культуры речи важно различать понятия язык и речь. Язык человека выполняет функцию осознания окружающего мира и этим отличается от коммуникаций в животной среде. Что не названо, то и не осознано. Именуя окружающий мир, человек структурирует его в объект сознания, в абстракцию. На основе увиденного, услышанного или иначе, почувствованного не возникает абстрактного мышления, как нет его у животных. Та огромная разница, которая существует между миром человеческой культуры и миром природы, объясняется наличием у человека языка как средства познания и единственного условия возникновения сознания, абстрактного мышления. Языковая способность (то есть аудиоартикуляционный аппарат, вербализация внутренней речи) дана нам от рождения, но язык и речь формируются только в социуме. Если логический строй мышления является в принципе одинаковым у людей разных наций и народностей, то грамматический строй различных национальных языков имеет свою конкретную специфику. Например, цвета спектра в английском языке выражаются с помощью шести слов, а в русском языке – с помощью семи слов. В английском языке слово blue – означает и голубой и синий цвет. Одна и та же мысль может быть выражена разными языковыми средствами, например, синонимами. Одно и то же выражение может заключать в себе разные мысли, например, смерть в исламе ассоциируется с белым цветом, а в православии – с черным. Таким образом, язык – это знаковая система, которая выступает оптимальным средством выражения человеческого мышления и средством общения. Структура языка включает единство разнородных элементов в пределах целого. Различие элементов структуры языка качественное, определяется разными функциями этих элементов: • Звук «я» - перцептивная функция, выражает объект восприятия. • Морфема (корень, суффикс, окончание) – семасиологическая функция, выражает понятие. • Слово – номинативная функция. • Предложение – коммуникативная функция. Системы отдельных уровней языковой структуры, взаимодействуя друг с другом, образуют общую систему данного языка. К основным функциям языка как системы можно отнести следующие: 1. информативная – передача и хранение всех знаний, 2. коммуникативная – установление связи между людьми в процессе общения, 3. эмотивная – передача эмоционального состояния говорящего, 4. когнитивная – познавательная, 5. регулятивная – речь как поступок (текстовой и мысленный проект речи). Вышесказанное позволяет акцентировать внимание на информационной природе языка: с одной стороны, язык - это средство коммуникации, тот код, позволяющий передавать информацию; с другой - язык является той ментальной информационной средой, в пределах которой только и возможно развитие человеческого сознания. Итак, можно говорить о том, что язык - это то ментальное пространство, где происходит встреча сознаний и их взаимодействие. Такое взаимодействие полностью отвечает условиям информационного обмена: передаваемая сущность (языковое сообщение - организованная система смыслов) не утрачивается отдающим объектом - Говорящим, но приобретается получающим - Слушающим. Таким образом, мы можем говорить о языке как явлении, существующем для аккумулирования, передачи и для создания новой информации, как о явлении, формирующем первичную информационную среду человека. |
След. » |
---|