САЙТ НА ЛАДОНИ Культура Формирование культуры |
Формирование культуры речи |
Страница 12 из 32 4. Как повысить культуру речи. Классный руководитель: Речь служит средством общения людей. Чтобы выработать умение говорить просто, образно, живо, с правильными интонациями, полезно выполнять такие задания, как составление словесного портрета, театральная импровизация и др. 5. Как стать интересным собеседником. Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший собеседник? Легко ли вы находите контакт с людьми? Какие трудности испытываете вы в речевом общении? Какая тема чаще всего является предметом вашего разговора? Затем он предлагает учащимся «проиграть» сценки разговора с товарищем или мамой по телефону, ситуации встречи и приветствия одноклассников, соседей по дому и т. п. Школьников необходимо подвести к мысли, что глубина и душевность человеческих контактов зависит не только от правильности, уместности слов и выражений, но и от манеры обращения, интонации голоса, употребляемых жестов и мимики. Можно рекомендовать учащимся книги по культуре речевого общения: Матвеев В. М., Панов А. Н. В мире вежливости. Изд. 2-е. М., 1976, с. 113; Казимирская И. И. Учись быть культурным. Минск, 1982, с. 24; Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 1975, с. 82; Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). М., 1982. 6. Учись искусству спорить, думать, обсуждать! Классный руководитель: Умение анализировать жизненные ситуации, обоснованно выражать свое суждение по поводу тех или иных событий, выступать в защиту человека, отстаивать свои взгляды — все это важные показатели речевой культуры. Придерживайтесь следующих правил: давая оценку поступку, охарактеризуйте обстоятельства, при которых он совершен, попытайтесь уяснить себе мотивы поступка, причины, которые его вызвали. Подумайте, почему тот или иной поступок имел место, какие варианты поведения в данной ситуации явились бы более правильными, целесообразными, соответствующими нормам коммунистической морали Учащиеся анализируют конкретные жизненные ситуации. Классный руководитель обращается к учащимся с вопросами: часто ли у вас вспыхивают ссоры с товарищами? В чем вы видите их причину? Приходилось ли вам отстаивать свою точку зрения? Если да, то в связи с чем? Удалось ли вам убедить собеседника в своей правоте? Можно ли по разговорной речи судить о культуре человека? Предложите свои рекомендации, как надо вести спор, чтобы он не превратился в ссору Далее классный руководитель знакомит учащихся с правилами ведения разговора- настойчиво отстаивай свое мнение, если уверен в его справедливости, правильности, уважительно относись к чужому мнению, будь тактичен с собеседником и т д 7. Подведение итогов занятия Классный руководитель вместе с учащимися обобщает требования, предъявляемые к культуре речи, и составляет памятку, которую можно повесить в классном уголке План дальнейшей работы: 1. Провести беседы на темы - «С чего начинается вежливость?», «Искусство ведения переписки», «Что такое деликатность?», «Культура общения» и т д 2. Подготовить викторину на тему «Почему мы так говорим?» (См - Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М, 1960; Вартаньян Э. Эти мудрые слова М., 1980; Мережинская Е. К. и др. Занимательная грамматика Киев, 1964, Полякова Е. Н. Из истории русских имей и фамилий М., 1975, Успенский Л. Ты и твое имя. Имя дома твоего Л, 1972) Литература: 1. Головин Б. Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. М: Высшая школа, 1980 335 с 2. Гольдин В. Е. Речь и этикет - Кн. для внеклас. чтения уч-ся 7 — 8 кл М. Просвещение, 1983. 109 с. 3. Розенталь Д. Э. А как лучше сказать?: Кн. для внеклас. чтения (VIII — Х кл) М.: Просвещение, 1979. 207 с, ил 4. Розенталь Д Э, Теленкова М А Словарь трудностей русского языка 3-е изд, испр М.: Рус. яз, 1981. 696 с. ТЕМА УРОКА « КУЛЬТУРА РУСИ В 12- НАЧАЛЕ 13 ВЕКА» Цели урока: Образовательная: создать условия для усвоения учащимися достижений культуры Руси, создать яркие, образные представления о развитии культуры данного периода; Развивающая: продолжить развитие навыков работы с различными источниками, навыков монологической речи, способствовать развитию умения делать выводы и обобщения; Воспитательная: продолжить формирование интереса к истории, культурному наследию, способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: интегрированный урок ( история +ИЗО) Оборудование: учебник, отрывки из текста, рабочий лист, слайды, краски, кисточка, альбом. ХОД УРОКА: 1. Оргмомент. 2. Актуализация знаний учащихся: Метод: беседа с учащимися по вопросам А ) Какой период истории Русского государства мы изучаем? Б) Покажите на карте крупные политические центры. В) С каким периодом в развитии культуры Руси мы уже знакомы? Г) Назовите характерные черты этого периода? УЧИТЕЛЬ: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспедицию. Проверьте, все ли у вас готово? Нам нужны будут ручка, учебник, рабочий лист, краски, альбом. А теперь , чтобы определить тему нашей экспедиции, я предлагаю вам разгадать кроссворд. Слово по вертикали будет подсказкой. ( Слайд 2) Вопросы к кроссворду: 1.Матеоью городов русских называли его ( Киев) 2.Строгие правила, в соответствии с которым писались буквы в рукописях (устав) 3.Поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей ( былины) 4.Техника изготовления изделия, когда на украшение напаивали узор состоящий из мелких шариков (зернь). 5.Первые литературные произведения Киевской Руси (летописи). 6.Человек, развлекающий гостей на пирах (гусляр). 7. Картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке (фреска). 8.Художественное изображение, обычно живописное, малых размеров (миниатюра) Учитель: Какое слово получилось по вертикали? ( Слайд 3 приложение2). Какая тема нашей сегодняшней экспедиции? Молодцы! Теперь определим цель нашей работы (заслушивает учащихся) 3. Изучение нового материала: Учитель: урок сегодня немного необычный, он будет сочетать в себе изучение темы «Культура» с точки зрения исторической науки и с позиций изобразительного искусства. Беседа по вопросам: 1.Что такое культура? 2.Какие вопросы включает изучение темы « культура»? Задание№1: Прочитать текст учебника стр.127 , выделить особенности развития культуры Руси в 12- нач. 13 века. Записать в рабочий лист ответ на вопрос. 1.Развитие литературы. Задание № 2.Прослушать сообщения учащихся, прочитать учебник стр.129 и ответить на вопрос: каковы особенности развития литературы в данный период. Ответ записать в рабочий лист. Сообщения учащихся: -Берестяные грамоты (слайд 4 приложение 2). - «Слово о полку Игореве» (слайд 5 приложение 2) -Сказания и былины. Былина « Василий Буслаев» (слайд 6,7 приложение 2) - Летописи. А) рассказ учителя ИЗО (слайды приложение3,) Текст к слайдам: Радзивилловская летопись 1. Радзивилловская летопись 2. В конце 12, начале 13 века продолжалось ведение летописей в Киеве, Пскове и Новгороде. 2.1.Вместе с тем возникали и новые летописные центры, одним из самых важных представителей которых стала Владимиро – Суздальская Русь. 3. Памятником общерусского значения стал Владимирский свод, доведённый до 1206 года и составленный из фрагментов различных хроник. 3.1.От всех других летописей он отличается тем, что содержит 617 миниатюр, т.е. является лицевым – иллюстрированным. 4. Миниатюры Владимирского свода сохранились в копии 15 века, сделанной в Смоленске. Изучая их, учёные заметили, что они написаны в разное время разными художниками. Как же учёные это узнали? 5. Многие из предметов, изображённых на миниатюрах, к началу 13 века на Руси уже не встречались. К таким изображениям относится изображение печенегов с корчагами – амфорами для хранения продуктов. Сюжет рисунка таков. В 997 году печенеги осадили Белгород. Люди голодали и готовы были сдаться, но один хитрый старик научил их, как спастись. Собрав последние припасы жители города установили в один колодец котёл с мучной болтушкой, а в другой – котёл с мёдом. Прибывшим послам они сообщили, что голод им нипочём, ибо пищу им даёт сама Земля, и в подтверждении своих слов достали из одного колодца ведро болтушки и сварили из неё кисель, а из другого – ведро мёда и угостили изумлённых послов. Печенеги поверили и ушли восвояси. 6. Определить дату написания миниатюры позволяют и особенности композиции: для 11 – 12 веков характерна статичная композиция, а для более позднего времени - динамичная. 7. Определить дату миниатюры помогает её сюжет. Например, Владимирский свод 1206 года прославлял князя Всеволода Большое Гнездо, а в радзивилловской летописи встречается миниатюра, на которой слуги смоленского князя тащат к нему Всеволода, занеся над ним дубину. Значит, эта миниатюра выполнена в 15 веке. 8. Миниатюры даже несколько веков спустя могут поведать многие тайны. Например, автор «Повести об убиении Андрея Боголюбского» умолчал о том, что в заговоре участвовала его вторая жена Ульяна. В тексте повести он пишет, что убийцы отсекли Андрею правую руку, однако на миниатюре Ульяна держит левую руку убитого мужа, что и подтвердили археологи при вскрытии гробницы. 9. В некоторых случаях рисунки сообщают исследователю, что летописец работал с текстом какой-то предшествующей летописи. Только в тех частях Владимирского свода, которые заимствованы из летописания южных Маномашичей, встречаются небольшие заставки: изображения зверей, воинов, трубачей. Б) Учащиеся выполняют практическую работу. Задание: нарисовать щит русского воина XII века с соблюдением правил геральдики, использованием различных форм и подборкой изображаемых фигур и цвета. 2.Зодчество. Беседа по вопросам: 1. Что такое зодчество? 2. Когда началось каменное зодчество на Руси? 3. Кто помогал русским мастерам осваивать новые приемы строительства храмов ? Архитектура – это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществу деревянными. Объяснялось это, во-первых, дохристианскими строительными традициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и по многочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место. Задание № 3: прослушать рассказ учителя, прочитать отрывок из текста, записать в рабочий лист особенности развития архитектуры на Руси в 12- нач. 13 в. период. Рассказ учителя о развитии архитектуры в 12- нач. 13 вв(Слайды 8-17 приложение2) 3.Живопись. Беседа по вопросам: 1.Что такое фреска? (слайд18) 2.Что такое мозаика? (слайд19) 3.Что такое икона? (слайд20) Задание № 4.Прослушать учителя, почитать учебник стр.134,выделить особенности развития живописи. Ответ записать в рабочий лист. Учитель ИЗО: рассказ о фресковой живописи.(слайды) Практическая работа: раскрасить фреску, соблюдая правила выполнения работы, которые были приняты на Руси. Вывод: В период политической раздробленности русская культура переживала подъем, местные обычаи лишь обогащали русскую культуру. 4. Подведение итогов урока. Учитель: Ребята! Подходит к концу наша экспедиция. Итогом работы в экспедиции станет ваш рабочий лист, который вы заполняли в течение урока. Рабочий лист будет оценен учителем. 5. Рефлексия: Учитель: Заполните, пожалуйста, еще несколько строк. -Что удалось тебе в твоей работе……………………………………………………………… -Какие трудности ты испытывал при выполнении заданий………………………………….. - Что нового ты узнал на уроке………………………………………………………………… 6.Домашнее задание: 1. прочитать $16 2. докрасить фреску |
След. » |
---|