САЙТ НА ЛАДОНИ Культура Формирование культуры |
Формирование культуры речи |
Страница 4 из 32 Речь – это не язык и не отдельный речевой акт, а индивидуальное и каждый раз новое употребление языка как средства общения различных индивидов. Речь – это разное использование возможностей языка, разные формы применения языка в различных ситуациях общения. Различают: устную и письменную речь, речь ребенка, молодежи, сценическую речь, прямую и косвенную, деловую и художественную, монологическую и диалогическую. Отмечают синхронические и диахронические процессы в языке и речи. В каждый данный момент речевая деятельность предполагает и установившуюся систему и эволюцию. В любую минуту речь есть и живая деятельность и продукт прошлого. Синхрония – это состояние языка в данный момент как готовой системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которые значимы в силу соотношений между собой внутри системы. Диахрония – это путь во времени, который проделывает каждый элемент языка в отдельности, видоизменяясь в истории. Всякий говорящий на данном языке находится в сфере синхронии, ему надо владеть языком, пользоваться им, но при познании языка, его изучения необходима диахрония. Отличительные признаки языка и речи: Язык Речь Стабильность Подвижность Нормативность Нарушает нормы Центростремительная сила (государственный язык) Центробежная сила (жаргоны, профессионализмы) Безразличен к личности Индивидуальна Уровневая структура Линейна во времени Конечен Бесконечна Выражает категорию сущности и общего Выражает категорию явления и частного Не оценивается Подвержена оценке Таким образом, культура речи носителя языка зависит как от накопления языковых ресурсов, так и от развития речевой способности. 3.2. Практические задания к семинару по культуре речи: 1. Подберите синонимы к следующим словам, обра¬щаясь к словарям синонимов. • красивый, печальный, холодный, длинный, ласковый, уютный, доброжелательный; • девушка, дом, платье, рука, книга, дерево, го¬род, муха, хлеб, человек, писатель; • бежать, говорить, есть, улыбаться, воспиты¬вать, кормить, ругать, отдыхать, плакать; • быстро, хорошо, нахально, тихо, скучно, гру¬бо, просто, правильно, зло. 2. Скажите другими словами (дайте мак¬симальное количество вариантов) следующие предло¬жения: • извините меня; • я с вами не согласен; • я все равно сделаю по-своему; • мне не нравится ваш костюм; • вы ничего не понимаете в этом вопросе; • ты меня совершенно не понимаешь; • не лезь не в свое дело; • это мое личное дело. 3. Замените выделенные слова фразеологизмами, используя фразеологический словарь. 1. Друзья работали рядом. 1. Он очень умный. 3. Сочинять он был мастер. 4. Не задерживайся, возвращайся быстро. 5. Опаздывая, мы мчались быстро. 6. Администрация не замечает этих недостатков. 7. Любит он много говорить. 8. Что вы здесь бездельничаете? 9. У Виктора, при всех его недостатках, есть одна слабость. 10. Прежде чем стать стойким бойцом, он много испытал. 11. Почему вы не постарались, а работали плохо. 12. Евгений и раньше был без¬вольным, а теперь, потерпев неудачу, он и совсем приуныл. 13. Припасы у путе¬шественников кончились, и пришлось поголодать. 14. Они работали не отды¬хая. 15. Последнее произведение поэта было действительно лучшим в его твор¬ческом наследии. 16. Наконец ты перестал сердиться и заговорил. 4. Сгруппируйте слова по темам: политика, криминал, технология, тело, душа, мода, бизнес, искусство. Лифтинг, лизинг, боди-арт, боди-гарт, боди-форминг, бестселлер, блокбастер, брокер, шейпинг, имидж, спонсор, мониторинг, ньюсмейкер, спичрайтер, дисплей, киднеппинг, менеджер, рейтинг, киллер, саммит, модем, бэджик, джакузи, папарацци, дефиле, гамбургер, хот-дог, VIP, кастинг, маргинал, секонд-хенд, секс-чат, шоп-тур, шузы, финтнесс, пилинг, хит-парад, пиар. 5. Упражнение "Метафора". Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, какие вызывает ассоциации, что воспринимается как существенное, а что вовсе не замечается? Предлагаем поучаствовать в творческом процессе, в совместном сознании художественного образа своего коллеги. Для этого сначала предлагаем одному желающему выйти в середину круга. Задание участникам: какой образ рождается у вас при взгляде на нашего героя? Какую картину можно было бы дорисовать к этому образу: какие люди могут его окружать, какой интерьер или пейзаж составляет фон картины, какие времена все это напоминает? Поделитесь своими творческими идеями по этому поводу. 6. Напишите монофон на любую тему (выбор темы свободный). Монофон – краткий оригинальный рассказ, в котором каждое слово начинается с одного и того же звука. Монофоны развивают чувство темпа-ритма речи, способствуют становлению ее логичности и ощущению индивидуального стиля, расширяют словарный запас, систематизируют слова по звучанию и значению. Требования к монофону: • В нем должно быть не менее 50 слов. • Все слова должны начинаться с одной буквы (с какой именно, вы выбираете сами). • Предлоги, союзы, наречия могут начинаться с любого звука, но должны быть однослоговыми (например, у, за, но, под..) или двуслоговыми (например, около, напротив). • Слова, использованные в монофоне несколько раз учитываются в количественном отношении только один раз. • В составлении монофона поможет любой словарь. Образец: Не пейте пиво! Пожалуй, первокурсник, пьющий пиво перед парой – плохой. Пиво портит почку, преимущественно правую, и печень. Постоянно пьющий парень плохо питается, так как приобретение пенного продукта пускает пятаки по ветру. После пьянки противный перегар пугает представительниц прекрасного пола и преподавателей полезных предметов. После пьянки поневоле пропадает понедельник. Постоянно пьющий первокурсник первым попадает в призывники. Пей - проверишь! (Лбов А. гр. Р-34) Счастливый студент. Счастливый студент съел соленую сосиску, сыр со сливовым соком, собрался спать и сообразил: «Скоро сессия!». Сон сам собой скрылся. Студент стал смотреть старые собрания сочинений по социологии Соловьева С.С. Смутные сомнения спутали сознание студента: «Стоит ли не спать из-за сессии?» Совесть сказала: «Стоит!», а сестра-слабость склонила ко сну. Странные сны стали сниться Стасу: строгий Соловьев спрашивал студента о сути своих сочинений. Смущенный Стас сгорал от стыда, совсем не соображая смысла слов социолога. Свалившись со стула, студент смекнул – слава святым! - Страшный сон! (Совместное собрание сообразительных студентов гр. Р-21) 3.3. Психолингвистический тест на оценку самоконтроля в общении Тест разработан американским психологом М. Снайдером. Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них Вы должны оце¬нить как верное или неверное применительно к себе. Если пред¬ложение кажется вам верным или преимущественно верным, по¬ставьте рядом с порядковым номером букву "В", если неверным или преимущественно неверным — букву "Н". 1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей. 2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих. 3. Из меня мог бы выйти неплохой актер. 4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле. 5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. 6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я ча¬сто веду себя совершенно по-разному. 7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден. 8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть. 9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу. 10. Я не всегда такой, каким кажусь. Люди с высоким коммуникативным контролем, по Снайдеру, постоянно следят за собой, хорошо знают, где и как себя вес¬ти, управляют выражением своих эмоций. Вместе с тем, у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрог¬нозируемых ситуаций. Их позиция: "Я такой, какой я есть в дан¬ный момент". Люди с низким коммуникативным контролем бо¬лее непосредственны и открыты, у них более устойчивое "Я", мало подверженное изменениям в различных ситуациях. Подсчет результатов По одному баллу начисляется за ответ "Н" на 1, 5 и 7 вопро¬сы и за ответ "В" на все остальные. Подсчитывайте сумму бал¬лов. Если Вы искренне отвечали на вопросы, то о Вас, по-види¬мому, можно сказать следующее: 0-3 балла — у Вас низкий коммуникативный контроль. Ваше поведение устойчиво, и Вы не считаете нужным изменяться в за¬висимости от ситуаций. Вы способны к искреннему самораскры¬тию в общении. Некоторые считают Вас "неудобным" в общении по причине вашей прямолинейности. 4-6 баллов — у Вас средний коммуникативный контроль, вы искренни, но не сдержанны в своих эмоциональных проявле¬ниях, считаетесь в своем поведении с окружающими людьми. 7-10 баллов — у Вас высокий коммуникативный контроль. Вы легко входите в любую роль, гибко реагируете на изменение ситуации, хорошо чувствуете и даже в состоянии предвидеть впе¬чатление, которое вы производите на окружающих. Психологический ТЕСТ ЮМОРИСТИЧЕСКИХ ФРАЗ (А.Г. Шмелев, В.С. Бабина) Тест юмористических фраз (ТЮФ) — оригинальная компак¬тная методика диагностики мотивационной сферы личности. В основе методики лежит прием свободной тематической классификации многозначных стимулов — юмористических фраз. Появление крупного класса является свидетельством наличия сверхзначимой (доминирующей) мотивации, предметное содер¬жание которой соответствует предметному содержанию этого класса. Стимульный материал состоит из 100 юмористических фраз, из которых 40 фраз являются многозначными (испытуемые в за¬висимости от собственной интерпретации усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10 основных). ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ: 1. Агрессия — самозащита; 2. Взаимоотношения полов; 3. Пагубные пристрастия (пьянство); 4. Деньги; 5. Мода; 6. Карьера; 7. Семейные неурядицы; 8. Социальные неурядицы; 9. Бездарность в искусстве; 10. Человеческая глупость. НАБОР ТЮФ 1. Перья у писателя были. Ему не хватало крыльев. 2. Чем дальше хочется прыгнуть, тем ниже нужно согнуться. 3. Счастье не в деньгах, а в их количестве. 4. Крик моды понятнее всего на чужом языке. 5. Без женщин жить нельзя на свете—тем более в темноте. 6. Чтобы как следует понять душу человека, лучше всего ее вынуть. 7. Дурак, совершенствуясь, становится круглым. 8. С кем поведешься, с тем и наберешься. 9. Скажи мне, чем ты богат, и я скажу, кем ты служишь. 10. Инициатива скандала принадлежала мужу, а звуковое оформление — жене. 11. "Терпение и труд все перетрут" — напомнил Евгений Сазонов супруге, перетирающей гору посуды. 12. Все в природе взаимосвязано, поэтому без связей лучше и не жить. 13. Не брал за горло никого, кроме бутылки. 14. Морская качка изображена художником с таким сход¬ством, что при одном взгляде на картину тошнило. 15. Стояла тихая Варфоломеевская ночь. 16. И фиговый листок отпадает. 17. Одежда! Мой компас земной, а удача — награда за сме¬лость. 18. Не было ни гроша, и не будет. 19. Сила земного притяжения ощущается особенно сильно, когда поднимаешься по служебной лестнице. 20. Странная картина открылась взору уважаемого класси¬ка: это была экранизация его романа. 21. Если ты считаешь, что уже сделал карьеру, значит, ты не настоящий карьерист. 22. Мечтал о полете мысли, но так и не дождался летной погоды. 23. Выпился в алкоголики. 24. "Семь раз отмерь — один отрежь", — объяснял старый палач молодому. 25. Брала от жизни все, что входило в моду. 26. Деньги — тем большее зло, чем их меньше. 27. Мне с Вами скучно, мне с Вами спать хочется. 28. Ему пришла в голову мысль, но, не застав никого, ушла. 29. Выбирая из двух зол, бери оба: потом и этого не будет. 30. Она шипела на мужа, как газированная вода. 31. Я пью не больше ста граммов, но, выпив сто граммов, я становлюсь другим человеком, а этот другой пьет очень много. 32. Не бойтесь этой гранаты: она ручная. 33. Дети — цветы жизни. Не давайте им, однако, распускаться. 34. "Не хлебом единым жив человек", — кричали возбуж¬денные покупатели в очереди за мясом. 35. Сколько прекрасных мыслей гибнет в лабиринтах извилин! 36. Единственное, что было в нем мужественного, он не мог обнаружить из-за приличий. 37. "Нелегок писательский труд", — говорит Евгений Сазонов, ежедневно относя в приемный пункт макулатуры по 20 кг произведений своих коллег. 38. Шагая в ногу с модой, следите, чтобы она не свернула за угол. 39. Деньги есть деньги! В этой фразе глубокий смысл, но нет запятой. 40. Любимая поговорка военных: "Призвание хорошо, а зва¬ние лучше". 41. Поэт шел в гору, но гора эта была Парнасом. 42. Стриптиз моды: макси, миди, мини, голый король. 43. Лишь тяжелый кошелек позволяет угнаться за модой. 44. "Душит — значит любит" (Дездемона). 45. В настойчивых поисках братьев по разуму он оказался в вытрезвителе. 46. Нашел место в жизни — найди жене. 47. Писал с принципиальных кассовых позиций. 48. Защита диссертации пройдет успешнее, если банкет по этому поводу провести за 2-3 часа до ее начала. 49. Бог создал женщин глупыми, чтобы они любили мужчин. 50. Почему чаще всего неограниченные возможности у ограниченных людей? 51. Ссорясь, они швыряли друг в друга стульями, но ни се¬мейной жизни, ни стульям это не вредило: семья была крепкая, мебель — тоже. 52. Если умный человек идет в гору, значит, он материально заинтересован. 53. "У меня ничего не осталось, кроме тебя", — признался он ей... за три дня до зарплаты. 54. Круглые дураки в люди не выходят. Их выкатывают. 55. Мясник строил свое благополучие на чужих костях. 56. Голова его чего-нибудь да стоила... вместе с бобровой шапкой. 57. "Пить — здоровью вредить", — сказала Юдифь, отсекая голову ассирийскому военачальнику Олоферну, как только тот уснул, опьяненный вином и ее ласками. 58. И на "пегасах" порой гарцуют всадники без головы. 59. Только в очень хорошем настроении она называла получ¬ку мужа деньгами. 60. Те, кому дают на чай, пьют коньяк. 61. "Удивительное — ядом!" — сказал Сальери. 62. Нарушение моды королями становится модой для их под¬данных. 63. Нетрезвый взгляд на вещи помогает обходиться без них. 64. Жена шефа много симпатичнее, чем шеф жены. 65. Если у тебя умная жена, будешь есть плоды с дерева познания, если глупая — с дерева жизни. 66. Бдительный завмаг подвергал неусыпному прощупыванию все, что у продавщиц пряталось под прилавком. 67. Когда она заговаривала о чернобурой лисе, муж смотрел на нее волком. 68. Не только сам укладывался в получку, но и укладывал своих приятелей. 69. Женщине по служебной лестнице легче идти в короткой юбке. 70. Когда музы молчат, говорят жены поэтов. 71. Дороже всего нам обходится то, что нельзя достать ни за какие деньги. 72. Хорошо, когда у женщины есть муж, но еще лучше, когда он чужой. 73. В повести так много пили, что из нее можно было гнать спирт. 74. Мечтает устроиться на доходное лобное место. 75. При вытрезвителе вновь открыта комната матери и ребенка. 76. В этой столовой можно не только червячка заморить. 77. Женщины пьянили его, особенно когда в их обществе он пил водку. 78. Последний крик моды часто раздавался из-под прилавка. 79. Если все время мыслить, на что же существовать? 80. Быстро поднимался по служебной лестнице: одна "рука" тут, другая — там. 81. Мода на форму черепа стоила ей многого. 82. Чем продуктивнее творчество, тем нужнее холодильник. 83. Ломал голову, а сломал шею. 84. "А здесь я работаю для потомства", — гордо намекнул Евгений Сазонов, указывая посетителям на диван. 85. Закон всеобщего тяготения к шаблону. 86. Всем модам Отелло предпочитал декольте. 87. Интеллигенты умирают сидя. 88. Бараны умеют жить: у них и самая паршивая овца в кара¬куле ходит. 89. Сколько еще дантесов прозябает в неизвестности! 90. Забытый писатель искал забвения в вине. 91. Многие женятся по любви, потому что не имеют возможности жениться по расчету. 92. Модельеры призваны одевать женщин. Они же все время стараются их раздеть. 93. Не лещ без бутылки. 94. Даже роль Отелло исполняется правдивее, если есть лич¬ная заинтересованность. 95. Любопытство к женщинам не должно быть праздным. 96. Перед злоупотреблением не разбалтывай! 97. Если жена не следит за модой, за ней можно не следить. 98. Не всякая кучка могучая. 99. Чем приятнее формы, тем безразличнее содержание. 100. Графомания — это потребность души или семейного бюд¬жета? Процедура проведения: Предлагается расклассифицировать юмористические фразы, используя перечень основных тем так, чтобы можно было подсчитать количество фраз на каждую тему. Десять полученных показателей могут быть визуализированы в виде профиля. Выявляется порядковая структура мотивационных тенденций: какие темы доминируют, какие второстепенные и т.д. 3.4. Лингвистический тест 1.Укажите, в каком случае лексическая сочетаемость нарушена намеренно: 1. преобладающее большинство 2. очевидное-невероятное 3. первая премьера 4. ночная серенада 2. Определите значения иностранных слов, выберите правильный вариант. антогонизм: 1. Репутация 2. Противоречия 3. Равнодушие. антология: 1. Музыкальное произведение 2. Биография 3. Сборник избранных произведений апелляция: 1. Просьба о пересмотре чего-либо 2. Музыкальное произведение 3. Косметическая процедура раритет: 1. Равенство 2. Старинная ценная вещь 3. Предмет интерьера феномен: 1. Необычное явление 2. Страстный болельщик, поклонник 3. Профессия 3. Выберите примеры, в которых лексическое значение указано верно: 1. Большак – представитель партии большевиков 2. Диорама – двойной стеклопакет 3. Каракатица – морской моллюск, выделяющий красящее вещество 4. Конъюнктура – болезнь глаз, вызванная попаданием инфекции. 5. Мизансцена – малая сцена в театре. 6. Мараторий – отсрочка на определенный срок. 7. Резюме – кондитерское изделие. 8. Перипетии – мелкие морские обитатели океанического дна. 4. Определите значение фразеологического оборота, выберите правильный вариант: Альфа и омега: 1. Начало и конец 2. Окончание 3. Решение важного вопроса Ударяться в амбицию 1. Зазнаваться 2. Потерпеть поражение 3. Бурно проявлять свое недовольство Кисейная барышня: 1. Важная женщина 2. Изнеженный человек 3. Мелочные хлопоты 5. Выберите верный ответ: Культура, в первую очередь – это: 1. поклонение, почитание, 2. непрерывное, целенаправленное движение, 3. высокий уровень развития. Аспект культуры речи, основа которого – соблюдение правил литературного языка - 1. когнитивный, 2. коммуникативный, 3. этический, 4. нормативный. Соответствие аспектов культуры речи основным понятиям: - нормативный аспект - целесообразность речи - этический аспект - правильность речи - коммуникативный аспект - правила языкового поведения Соответствие форм языка их сути: - жаргон - высшая форма национального языка - просторечие - речь профессиональных групп людей - литературный язык - речь недостаточно грамотных слоев населения Высшей формой национального языка является язык… 1. писателей – классиков, 2. старославянский, 3. научных и учебных книг, 4. литературный. Наиболее доступным и популярным из современных толковых словарей является словарь … Введите ответ _______________________ Стилистическая окраска слова фиксируется в словаре в стилистических … Введите ответ _______________________ Рекомендуемой, более строгой является чаще всего … языковая норма Введите ответ _______________________ Средства богатства речи: 1. омонимы, 2. паронимы, 3. синонимы. Наиболее близким синонимом к слову истратить по значению, стилистической окраске и сочетаемости является 1. растратить, 2. исчерпать, 3. израсходовать, 4. разбазарить. Эвфемизм – это … 1. бранное выражение, 2. смягченный способ замены синонимического слова (выражения), 3. комплимент. Основные характеристики языка: 1. инвариантность, 2. абстрактность, 3. актуальность, 4. субъективность. Объективность языка подразумевает его независимость от … людей Введите ответ _______________________ Соответствие слов и использованных при их образовании морфем 1 заимствованные корни - дезинтеграция 2 заимствованные приставки - морфология 3 сложение русских корней - всестороннее Фразы воспринимаются как метафоры 1. спинка стула, 2. солнышко спать пошло, 3. бархатное море, 4. часы идут. Аспект культуры речи, основа которого – целесообразный отбор языковых средств - … Введите ответ _______________________ Слова «понева», «туес», «кочет», «дюже» являются: 1. терминами, 2. интернационализмами, 3. диалектизмами, 4. жаргонизмами. Формы национального языка: литературный язык, просторечие, жаргоны и … Введите ответ _______________________ Термину «устная речь» наиболее близки по лексическому значению термины: 1. разговорная речь, 2. деловая речь, 3. публичная речь, 4. художественная речь. Чистотой речи называется … 1. отсутствие в речи слов–паразитов, 2. соответствие языковой норме, 3. краткость речевого оформления содержания. Свойства всех единиц языка: 1. независимость, 2. подчиненность друг другу, 3. самостоятельность, 4. наличие формы, 5. наличие содержания. Основные характеристики языка: 1. статичность, 2. динамичность, 3. линейность, 4. материальность, 5. объективность. Основное предназначение толкового словаря: 1. давать сведения о происхождении слова, 2. давать сведения о правописании слова, 3. объяснять лексическое значение слова. Предложение, не содержащее эвфемизма: 1. Вчера ушел из жизни наш дорогой Иван Петрович 2. Парашютист благополучно приземлился на пятую точку. 3. Извините, мне нужно на минуту отойти припудрить нос. 4. От сильной качки его постоянно рвало. Соответствие понятий их сущностным характеристикам: 1. речь 1. статичность 2. язык 2. динамичность Качество речи, которое придает публичному тексту использование тропов и фигур речи: 1. выразительность, 2. чистоту, 3. понятность, 4. точность. Богатство речи человека в первую очередь определяется богатством его… Введите ответ _________________________________________ Следствие употребления в речи слов паразитов: 1. затруднение восприятия речи адресатом, 2. усиление эмоционального воздействия на адресата, 3. психологическое раздражение адресата речи, 4. усиление убедительности речи. 3.5. Подготовьте публичное выступление или эссе по следующим темам: 1. Поэзия в языке: в чем ее суть? 2. Можем ли мы назвать наш век веком поэзии или веком прозы? 3. Какое место в вашей жизни занимает поэзия? 4. Как вы понимаете суждение: существует поэзия для уха и поэзия для глаза? 5. Попса и поэзия: общее и отличие. 6. Попса: плюсы и минусы. 7. Чем определяется интеллигентность в языке? 8. Что способствует воспитанию вкуса в языке? 9. Можно ли связать успешность человека с богатством его языка? 10. В чем состоит разница языка, на котором мы говорим и языка, на котором мы думаем? |
След. » |
---|