Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

САЙТ НА ЛАДОНИ Культура Формирование культуры

Формирование культуры речи

Оглавление
Формирование культуры речи
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач речевого развития детей дошкольного возраста является формирование грамматического строя речи, обучение ребенка правильному и полноценному использованию морфологических и синтаксических средств родного языка. Особенно важно уделять серьезное внимание развитию синтаксиса речи, построению простых и сложных предложений. Выдающийся советский языковед академик В.В.Виноградов говорил, что построение предложения — один из самых существенных элементов грамматического строя языка, и характеризовал синтаксис как организационный центр грамматики. «Язык как орудие общения и обмена мыслями между всеми членами общества пользуется предложением как основной формой общения».
В дошкольном возрасте дети овладевают прежде всего разговорным стилем устной речи. Разговорная речь характеризуется рядом фонетических, лексических и грамматических особенностей. Наиболее своеобразен синтаксис устной речи. Для нее специфичны, например, конструкции, которые языковеды называют предложениями с интерференцией, т.е. с двойными связями («Осенью начинаются такие бури бывают на море» и т.п.), смешение конструкций, передающих прямую и косвенную речь («Мальчик сказал, что не буду больше играть»), в речи детей нередко встречается «нанизывание» предложений («Воробушек прыгал по двору, и кот его увидел, и хотел поймать, и воробушек улетел»).
Работа над синтаксисом речи, над построением предложений (особенно — сложносочиненных и сложноподчиненных) приобретает особенно большое значение в старшей и подготовительной к школе группах детского сада. Там как одна из главных задач выдвигается задача развития связной морфологической речи (разных форм рассказывания, в том числе творческое рассказывание). Очень важно обогащать речь ребенка сложными предло¬жениями (они не характерны для разговорной речи, но необходимы для монологической).
Среди вопросов формирования грамматического строя речи важное место занимает вопрос об усвоении детьми норм словообразования (например, с помощью суффиксов: пилить — пильщик; префиксов: ходить — приходить, заходить и т.п.). Важность разработки методических вопросов усвоения словообразовательных норм определяется тем, что словообразование стоит как бы между двумя разделами структуры языка — лексикой и грамматикой.
          Хорошо известны факты словотворчества детей («колоток», «намака-ронился» и т. п.), описанные К.И.Чуковским в книге «От двух до пяти», проанализированные в работах известного советского языковеда и исследователя детской речи А.Н.Гвоздева.

Эти факты свидетельствуют о том, что ребенок рано начинает использовать морфологические ресурсы, иногда выходя за рамки языковых норм. Внимательное изучение детского словотворчества, его механизмов и закономерностей, поиски методов и приемов, направленных на формирование у детей элементарного осознания словообразовательной структуры слова, будут способствовать и усвоению грамматики родного языка, и обогащению словаря.
В монологической речи (устной и письменной) мысль, как правило, развертывается от известного, данного к неизвестному, новому. Новое и выражается, выделяется, с помощью логического ударения. Сравним, например, два высказывания: «Игрушку подарили мальчику» (а не девочке), «Мальчику подарили игрушку» (а не книжку). Для литературных норм русского языка (как и многих других языков) характерно, что логическое ударение падает на слово (или слова) в конце предложения. Для разговорной речи характерно иное. Как отмечают языковеды, в этой речи все важное, новое интонационно выносится как можно ближе к началу предложения («Мальчику подарили игрушку», «Игрушку подарили мальчику» и т.п.). При воспроизведении подобных предложений в письменной речи с тем же порядком слов их смысл изменяется, понимание связного текста (при чтении написанного) нарушается или по меньшей мере затрудняется. Такими ошибками прямого переноса устного, «разговорного» высказывания в письменную речь грешат не только школьники, но и вполне грамотные в других отношениях взрослые.
Развитие у детей (в старшем дошкольном возрасте) простых, элементарных форм осознания логического ударения в предложении тесно связано с формированием представлений о словесном составе предложения, умения членить предложение на последовательный ряд слов. Это дает возможность обратить внимание детей на порядок слов в предложении. Ясно, что обстоятельная работа над логическим ударением — задача школьного обучения.
Однако формирование первоначальных представлений о логическом ударении, о его роли в построении смысла высказывания должно быть также заботой и исследователей в области методики развития речи дошкольников.
        


 
След. »

da



Rambler's Top100