Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

САЙТ НА ЛАДОНИ Культура Формирование культуры

Формирование культуры речи

Оглавление
Формирование культуры речи
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32

                             2.3. Третий год жизни
Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Необходимо приучать малыша понимать речь окружающих без наглядного сопровождения, расширять активный словарь, формировать грамматический строй речи, развивать речевое общение со взрослыми и сверстниками.
        Для формирования речи важное значение имеет развитие ори¬ентировки в окружающем. Следует развивать у ребенка способность наблюдать, узнавать разнообразные предметы, явления, а также знакомить их  с трудовыми действиями взрослых. В результате будут развиваться смысловая сторона речи, артикуляция, функции общения и обобщения.
Самое главное заключается в том, чтобы ребенок не только усвоил слова, но и научился их употреблять по собственному усмотрению. Само собой это не получается, потребность пользования языковым материалом необходимо воспитывать. При отсутствии специальной работы ребенок быстро переходит к более простым словам, которыми замещает развернутые словесные ответы (там, вот идет, туда ушел, тут взял, сюда закатилась).
Взрослые в своей речи не должены допускать упрощенных слов (бибика, ляля вместо машина, кукла) в тех случаях, когда надо, чтобы ребенок правильно назвал тот или иной предмет или местонахождение предмета. «На окне стоит цветок. На столе Сашин рисунок, возьми его и принеси мне. Оля, ты где взяла книгу про зайчат? В шкафу я ее не видела. Наверное, ее рассматривал кто-то из гостей? Ты не отобрала эту книгу, а попросила? Скажи, как ты это сделала».
Если ребенку незнакомо слово, его обязательно следует ис¬пользовать в сочетании с другими знакомыми словами («Нам подарили машину. Она называется трактор. У трактора колеса большие и маленькие. Маленькие колеса спереди, большие сзади»). После того как ребенок познакомился  с новой игрушкой, многократно произнес ее название, можно дать ее ему для игры.
Формы развития речи детей остаются прежними. Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях; на тех занятиях, В ходе которых развиваются действия с предметами, движения и т.д., а также в повседневной жизни; в режимные моменты, в самостоятельной игре. Наглядные средства, применяемые на занятиях, те же, что и на предыдущем возрастном этапе, но усложняется их содержание.
Необходимо подчеркнуть, что в своевременном развитии речи ребенка главная роль принадлежит взрослому. Он определяет содержание (что делать) и способы (как делать) детской активности на занятиях; у детей формирует дидактически направленную деятельность. Эта деятельность зависит от типа занятия: при ознакомлении с окружающим основным видом обучения является наблюдение, на занятиях с картинками — рассматривание.
Организованные наблюдения за окружающим на третьем году значительно расширяются и углубляются. Рекомендуется не только наблюдать за различными транспортными средствами, но и учить ребенка различать их по внешнему виду (автомобили легковые и грузовые, автобусы, трамваи, троллейбусы, телеги, сани), показывать, из каких частей они состоят (кабина, руль, колеса, двери).


В процессе наблюдения за живыми объектами уточняются уже имеющиеся представления о них: ребенка знакомят с особенностями их внешнего вида, с повадками; рассказывают, как и что они едят.
При встрече с живыми объектами малыш внимательно наблюдает, эмоционально реагирует, высказывается. Спустя некоторое время взрослый  начинает сам руководить наблюдением. Он предлагает ребенку смотреть и при этом рассказывает. Например, в ходе наблюдения за кошкой рассказывает, что у кошки шерсть мягкая и пушистая. Хвост большой и тоже пушистый. Кошка ходит и бегает. У нее на лапах есть когти и мягкие подушечки. Когти острые, но она ступает лапами мягко, неслышно. Это потому, что на лапах подушечки. Кошка ест хлеб, мясо, молоко. Молоко лакает язычком.
При наблюдении за птичкой взрослый рассказывает, что у птички перышки, клюв острый, на лапках коготки. Когда она ходит, коготки стучат. Птичка ходит редко. Чаще она прыгает. Много летает. Когда летает, крылышки расправляет. Птичке дают зернышки. Она их клюет
Рис.4.
Называние предметов и действий:
«Кто это?.,
Что они делают?» и др.
Для развития речи широко используют картинки. На занятиях могут показываться картинки с изображением отдельных предметов, предметов в действии, и сюжетные. Это зависит от задач, которые предъявляются к занятию. Важно направлять внимание ребенка на детальное рассматривание изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено; помогает развивать различные мыслительные операции, устанавливать причинные связи. В результате у ребенка формируется умение не только повторять слова, но и самостоятельно высказывать свои суждения.
         Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание ребенка к картинке и читает текст или ведет рассказ своими словами (при несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая чтение показом картинок).
         На последующих занятиях взрослый побуждает ребенка не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь малышу вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. О содержании книг можно поговорить и в их отсутствие. Это развивает память, заставляет ребенка размышлять.
Большое место на третьем году отводится слушанию и последующему воспроизведению коротких рассказов, стихов, а также народных потешек, песенок и др. Особенно важно систематически организовывать рассказывание. Только при этом условии малыш приучается внимательно слушать, понимать, а затем и самостоятельно пересказывать.
Вначале один и тот же рассказ надо повторять несколько раз: как на одном и том же занятии, так и через небольшие интервалы — в два-три дня. В последующем, сохраняя основное содержание, рассказ следует усложнить. Усложнение может идти в разных  направлениях:   увеличивается   количество   действий, выполняемых персонажами; дается более подробное описание отдельных персонажей; описывается место действия, раскрываются взаимоотношения, складывающиеся между персонажами.
Для того чтобы научить ребенка понимать рассказ и выработать умение пересказывать, нужно организовывать совместное рассказывание. Сначала следует побуждать ребенка повторять слова и фразы, затем задавать вопросы и учить отвечать на них, позднее просить его рассказывать самостоятельно. В этом случае взрослому надо самому вести рассказ вслед за ребенком, повторяя то, что он сказал, и обязательно добавляя упущенное.
Рассказывание выполняет различные воспитательные функции, знакомит ребенка с новым, способствует всестороннему развитию речи.
Занятия с использованием сюжетных игрушек (разных кукол, игрушечных животных) влияют на развитие ребенка во многих направлениях: обогащают нравственные представления; развивают способность к самостоятельной игре, речь как средство общения со взрослыми и сверстниками; активизируют разнообразный словарь.
Следует заметить, что возможности для развития речи не везде одинаковы. Меньшая степень возможностей отмечается в ходе кормления, раздевания после прогулки, одевания после сна. Поэтому для речевого общения необходимо выбирать удобное время, создавать специальные ситуации и организовывать занятия.

Развитие речи успешно осуществляется и в самостоятельной игре. На третьем году жизни ребенка ход игры и обогащение ее содержания еще во многом зависят от окружающих взрослых. Недостаточно выделить время в режиме дня, предоставить место, игровой материал — необходимо также дать малышу соответствующие знания об окружающем, научить способам действий с предметами, сформировать умение выбирать эти способы, воспитать интерес к действиям и потребность воспроизводить их. В результате  этого  увеличивается  продолжительность  игры с определенными наборами игрушек, формируется устойчивость при воспроизведении целесообразных действий.

   Рис.5.
Активизация словаря:
«Кто это?..
Что они делают?..
Что стоит на столе?» и др.

Во время выполнения действий ребенок произносит много различных слов. Постепенно в его сознании слово отделяется от действия: сначала, следуя за ним, как бы подводит итог и обобщает его, потом, предшествуя, планирует его осуществление в реальной предметной ситуации и, наконец, замещает предмет или действие. В результате речь становится самостоятельной деятельностью, выступающей внутри игры. В конце третьего года жизни ребенок, играя, действуя в воображаемой ситуации, отражают ее в своей активной речи: «Поехал к бабушке... на поезде. Поезд едет-едет... Вдруг сломался... Ехать нельзя... И я сегодня не приеду к бабушке» и т.д.
Большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время занятий создается возможность  сопереживания по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между ребенком и взрослым. Общение становится регулярным, малыш стремятся привлечь к своей деятельности взрослого, начинает задавать вопросы.
        Для развития речи на третьем году жизни применяются разные методические приемы. Малыш все время продолжает встречаться с новыми, незнакомыми предметами, действиями.

Начинает знакомиться с некоторыми новыми явлениями и событиями. Все, с чем сталкивается ребенок, взрослый называет словами. Но для углубленного понимания простого называния недостаточно. Поэтому появляется необходимость давать подробные объяснения, раскрывать назначение предметов (для чего, зачем), сравнивать происходящее в данный момент с тем, что малыш видел раньше.
Необходимо внимательно следить за речью ребенка: слушать, как он говорит, и повторять за ним все его слова и фразы. При повторении  подтверждается правильность произносимых слов, а в случае необходимости даются образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз, которые произносит ребенок. Этот прием имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении. Если ребенок говорит неправильно, его следует остановить и попросить произнести слово правильно: «Саша, скажи как следует: голубок, а не губулёк. Повтори четко: голубок. Ты сказал «моя пальчик», а надо говорить: мой пальчик». Ребенок может произнести исправленное слово несколько раз, но навязчиво принуждать его к этому не следует, необходимо соблюдать меру. В случае отказа настаивать не надо.
Существенное значение имеет прием вопросов. Сначала ребенка обучают понимать конкретные вопросы в одной и той же обстановке (Где стоит стол?). Потом учитывается общая ситуация (Что это лежит на диване?). Наконец, вопросы задаются без учета ситуации, с опорой на некоторые знания ребенка, память («Оля, кого ты видела, когда ходила гулять?»). Для активизации речи необходимо использовать все те побудительные слова, которые нацеливают ребенка на высказывания: скажи, повтори, спроси, расскажи.
Важными являются приемы договаривания (взрослый читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить необходимое слово) и подсказывания нужного слова (ребенок в ходе пересказа или чтения наизусть стихотворения может испытывать затруднения в употреблении какого-нибудь слова; взрослый вовремя помогает ему).
Умелое использование всех перечисленных приемов способствует своевременному развитию речи ребенка.


 
След. »

da



Rambler's Top100