Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

САЙТ НА ЛАДОНИ Культура Формирование культуры

Формирование культуры речи

Оглавление
Формирование культуры речи
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32

Культура речи, технология, коммуникативная компетенция, формы организации обучения

                                                                                    Афанасьева Т.Л.
                                                                                    ГУ «Средняя школа №27»
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

В  Госстандарте для 12-летней школы (2006) наблюдается смена приоритетов в целевой установке. Главной целью названо «становление компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной и политической жизни Республики Казахстан»[1] Это определяет содержание общего среднего образования по русскому языку, которое ориентировано на:
•    формирование умения ставить и решать языковые задачи (компетенция разрешения проблем – самоменеджмент);
•    овладение лингвистическими знаниями (информационная компетенция);
•    использование фактов языка в устной и письменной коммуникации (коммуникативная компетенция).
Сегодня уже  явно недостаточно лишь проверки знаниевого уровня, на что ориентирована вся система преподавания. Знание языка вне речевой деятельности теряет смысл. Вот почему в Госстандарте заявлено, что формирование коммуникативной компетенции следует рассматривать как основной результат воспитания языковой личности и конечную цель обучения русскому языку.
А.В.Хуторской дает следующее определение образовательным компетенциям: «Это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенным объектам действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности».
И.А.Зимняя выделяет 10 ключевых компетенций: здоровьесбережения, ценностно-смысловой ориентации в мире, интеграции, гражданственности, саморазвития, социального взаимодействия, коммуникативную, познавательной деятельности, деятельности, информационных технологий.
Анализируя определения ученых, мы пришли к выводу, что для развития личности ученика и ее общей культуры обязательным и необходимым условием является овладение коммуникативной компетенцией.
Коммуникативную компетенцию мы понимаем как 1) готовность и способность к реальному общению в соответствии с его целью, сферой, ситуацией, к речевому взаимодействию; 2) умение создавать речевое высказывание разных типов (описание, повествование и рассуждение).
Таким образом, для экспериментального исследования определена актуальная тема: «Развитие коммуникативной компетенции   через формирование культуры речи учащихся».
Культура речи – это «совокупность и система коммуникативных качеств речи».[2] Следует различать понятия «правильность речи» и «культура речи». Правильная речь предполагает лишь соблюдение норм современного литературного языка, культура речи – умение найти наиболее целесообразный способ выражения мысли.
По теме экспериментального исследования составлена программа, где определены цель, задачи, предмет, объект исследования, участники эксперимента и основные этапы.
На первом этапе исследования проведена диагностика, которая помогла определить уровень развития  коммуникативной компетенции учащихся.
Использовалась методика Р.В. Овчаровой [3]. Цель методики: определить уровень коммуникативных склонностей учащихся. Учащимся предлагалось ответить на 20 вопросов, свободно выразить свое мнение. Если ответ положительный, поставить знак плюс, если ответ отрицательный, поставить знак минус.  Результаты диагностики представлены в таблице.
                                           Таблица 1. Уровень развития коммуникативных  способностей учащихся
уч-ся 7»А»    высокий    выше
среднего    средний    ниже среднего    низкий
25    1    5    9    8    2

Таким образом, диагностика подтверждает целесообразность экспериментальной работы по данной теме. На первом этапе работы 2008-2009 учебный год использовались следующие методы: изучение, анализ, диагностика.
2009-2010 учебный год – второй этап экспериментальной работы, этап реализации: апробация методов, приемов, выбор технологии.
Определены три источника, позволяющие развивать коммуникативную компетентность и формировать культуру речи.
Источники формирования коммуникативной компетенции

Рис.1 Источники формирования коммуникативной компетенции
Рассмотрим каждый из вышеназванных источников.
В ходе экспериментальной работы проведен анализ учебников «Русский язык» 6 класс Э.Д.Сулейменова, О.Б. Алтынбекова. Алматы. «Атамура» 2006, «Русский язык» 7 класс М.Р. Кондубаева, М.Д. Джусупов. Алматы. «Атамура» 2007 с точки зрения возможности развития коммуникативной компетенции и культуры речи. Упражнения, предлагаемые авторами учебников, разнообразны и способствуют формированию речевых умений и навыков. Например, задания по РР: сочинения, творческие задания, рубрика: Обратите внимание! От этого зависит культура вашей речи! (учебник 7 класса). Какое у вас любимое время года? Опишите его, используя причастия (7 класс). Составьте сообщение по теме (6 класс), Докажите правильность главной мысли текста.(6 класс), напишите отзыв, рассуждение-размышление (6 класс) и т.д.
Таким образом, содержание учебного материала ориентировано на ключевые компетенции, соответствует требованиям подготовки учащихся и дает возможность учителю организовать работу по развитию коммуникативной компетенции.
Вторым источником является технология. Оптимальной технологией для реализации цели является технология ЛОО. В центре ЛОО находится личность. Личность становится целью, субъектом, результатом, критерием оценки эффективности образовательного процесса. Под ЛОО принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.[4].
Большой вклад в разработку ЛОО внесли такие ученые как И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман. ЛОО позволяет формировать у учащихся комплекс качеств: активность, коммуникативность, ответственность.
В процессе ЛОО учитывается диалогический (полисубъектный) подход.
По М.М. Бахтину это «свободное самооткровение личности», где учащийся ищет различные способы выражения своих мыслей, отстаивает и осваивает свои новые ценности.[4]
Таблица 2 Уровни, характеризующие культуру речевой деятельности
репродуктивный    адаптивный    творческий
монолог                                          диалог
рецензия, выступление    взаимообучение, работа в группах, работа в парах

Учащимся предлагаются карточки - инструкции, которые помогают правильно организовать работу.(«5П»- рецензия, « Советы по работе в паре», «Советы по работе в группе»). Например, рецензия «5П»: правильность, полнота, последовательность, прочность, примеры.
Можно сделать вывод, что технология ЛОО позволяет организовать различные формы работы, что является третьим источником для развития коммуникативной компетенции и формирования культуры общения. Экспериментальная работа показала, что именно групповая работа позволяет учащимся большую часть времени работать самостоятельно, планировать свою работу, оценивать ее. Учитель выступает в роли фасилитатора. Групповая работа практикуется на уроках: исследование, защита проекта, семинар-практикум, творческая мастерская. Эта форма работы является эффективной при формировании коммуникативной компетенции: развивается устная и письменная речь, ведется диалог внутри группы, звучит монолог спикера, возможна дискуссия. Таким образом, содержание учебного материала, ЛОО, различные формы работы – основные источники развития коммуникативной компетенции и культуры речи.
Работа, организованная на этапе реализации, должна привести к следующим результатам: повысится уровень самооценки учащихся, учащиеся овладеют культурой общения, что существенно отразится на уровне воспитанности, все сформированные умения проявятся и на других предметах.
В ходе исследования установлено, что формирование коммуникативной компетенции учащихся напрямую связано с уровнем их познавательной мотивации, поэтому следующим шагом в исследовательской работе будет отбор методов, приемов, способствующих созданию ситуации успеха: карточки-инструкции ответов у доски, клише по трудным темам
 К.Д.Ушинский писал, что задача школы « пробудить умственные способности к самостоятельности и сообщить привычку к ней; направлять деятельность ребенка, помогая ей, где необходима, и оставляя ей действовать там, где она может действовать сама; развивать желание и способности самостоятельно, без учителя, приобретать новые знания». Это и есть содержание следующего этапа экспериментальной работы.

ЛИТЕРАТУРА
        1.Государственный общеобразовательный стандарт образования Республики Казахстан. Общее среднее образование // Астана., 2006.с.8.
        2.Пустовалов П.С., Сенкевич М.П.Пособие по развитию речи // М., Просвещение,1987. с.13.
         3.Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога // М., 1998.-180с.
 4.Мынбаева А.К., Садвакасова З.М. Инновационные методы обучения // Алматы, 2009,с.14-15.
5.Загрекова Л.В., Николина В.В. Теория и технология обучения //М.: Высшая школа, 2004, с.157.
6.Сальникова Т.П. Педагогические технологии // М.,2008.-128 с.
7.Клеев С.А. Педагогическая технология учителя // Новосибирск,1998.-76с.
8.Гойхман О.Я.Русский язык и культура речи // М., 2005.- 115с.
9.Иванцова О.В. Формирование коммуникативной компетенции //Проблема управления качеством образования в гуманитарном вузе.Тезисы докладов 1Х ежегодной Всероссийской межвузовской научно-практической конференции -СПБ, 2004.-89с.
10.Степанова И.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания // М., 2008.224с.


 
След. »

da



Rambler's Top100