САЙТ НА ЛАДОНИ Культура Формирование культуры |
Формирование культуры речи |
Страница 22 из 32 2.1. Первый год жизни В течение всего первого года жизни необходимо осуществлять всестороннее воспитание ребенка: воздействовать на зрение, слух, эмоциональную сферу (вызывать улыбку, смех), формировать движения и действия с предметами. Только при всестороннем воспитании происходит формирование всех способностей, являющихся базой для последующих этапов развития речи. Первый год жизни разделяется на четыре периода. В каждом периоде выделены задачи, в соответствии с которыми следует строить методику развития речи. В первом периоде (до 2,5-3 месяцев) важно в первую очередь развивать зрение и слух. У ребенка следует вызывать зрительное и слуховое сосредоточение: приучать всматриваться в лицо взрослого, останавливать взгляд на ярких игрушках, следить за передвигающимися предметами, прислушиваться к различным звукам, к речи взрослого, его пению, к звучанию погремушки и других озвученных игрушек. В результате указанных воспитательных воздействий к трем месяцам у малыша развивается эмоционально выразительная реакция, называемая «комплексом оживления». В ее состав входят мимические, двигательные и голосовые реакции. Под влиянием регулярного общения со взрослым и в ответ на это общение «комплекс оживления» становится все более выразительным. До четырех месяцев реакции «комплекса оживления» проявля¬ются одновременно, все вместе. Постепенно он распадается, каждая реакция начинает проявляться по отдельности. Значение «комплекса оживления» для развития речи состоит в том, что систематическая его активизация всякий раз вызывает голосовые реакции ребенка. Многократное повторение голосовых реакций способствует их развитию. На первом месяце воспитательные воздействия осуществляются во время ухода за ребенком. Они имеют комплексный характер: влияют на зрение, слух, осязание. Воздействия направляются на то, чтобы снять возбуждение, успокоить младенца. У взрослого на лице радостная мимика, улыбка, во взгляде — нежность. Он гладит ребенку ручки, ножки, спинку согревает после охлаждения, заменяя мокрую одежду сухой; в процессе выполнения различных действий ведет с малышом «разговор». В этом возрасте у младенца появляются короткие периоды положительного эмоционального состояния. Во время кормления, умывания и т. д., а также в небольшие промежутки бодрствования малыша взрослый, как и на первом месяце его жизни, осуществляет комплексное воздействие на его зрение, слух, осязание. В процессе воздействия на зрение и слух необходимо стремиться уловить взгляд ребенка, удержать его на себе. В общении у взрослого усиливается речевой компонент. «Раз¬говаривать» следует по-прежнему спокойным тоном. Содержание разговоров остается элементарным, но в интонациях голоса уже требуется некоторое разнообразие. Реакции ребенка становятся выразительными: к концу второго месяца отмечается громкий смех со взвизгиванием. «Разговор» взрослого может остановить крик малыша. Это свидетельствует о том, что ребенок становится все более активным в общении. На третьем месяце воздействие взрослого остается комплексным, в процесс общения начинают включать предметы: раскачивание подвешенных игрушек, потряхивание погремушкой. Это способствует развитию зрения и слуха ребенка. В голосе взрослый отчетливо выражает бодрые, жизнерадостные интонации, стремясь тем самым зарядить малыша положительными эмоциями. Во втором периоде (от 2,5-3 до 5-6 месяцев) в процессе дальнейшего всестороннего развития ребенка голосовые реакции начинают приобретать некоторую самостоятельность. В три-четыре месяца появляются гортанные звуки, а в пять месяцев — гуление (певучие гласные), в пять-шесть месяцев — лепет (слоги ба, ма, па). Важной задачей в этом периоде является разви¬тие гуления и лепета, способствующих развитию артикуляционного аппарата и слухового сосредоточения. Голосовые реакции возникают в различных ситуациях: в общении со взрослым, с другими детьми, во время выполнения действий с игрушками и в моменты двигательной активности (при изменении позы, в общих движениях и т. д.). В целях развития голосовых реакций очень важно систематически вызывать и поддерживать у детей эмоционально-положительное состояние. «Разговор» с ребенком необходимо проводить с большим эмоциональным подъемом в игровой форме. Для развития слухового восприятия необходимо организовывать поисковую деятельность ребенка по отношению к различным источникам звуков, которые могут появляться в разных местах комнаты: пению, тихому разговору взрослых, озвученным игрушкам (погремушки, образные игрушки — птицы, животные), музыкальным игрушкам, предметам (часы) и др. После того как малыш отыскал источник звуков, необходимо дать ему возможность вслушаться в эти звуки. Если он начинает отвлекаться, надо применить специальные приемы: усилить или ослабить силу звука, голоса, ускорить или замедлить темп мелодии, произнесения слов, удалить или приблизить звучащий предмет. Это будет способствовать развитию слухового сосредоточения или слухового внимания. Благодаря развитию слухового восприятия становится возможным общаться с ребенком не только при непосредственном контакте, но и на расстоянии: организовывать переклички, аукание. Для развития подражания речевым звукам обязательно надо находиться в поле зрения малыша. Он должен не только слышать голос, звуки, слова, но и видеть лицо взрослого. В момент разговора ребенок внимательно следит за движением рта говорящего и сам шевелит губами, стараясь как бы воспроизвести увиденные движения и услышанные звуки. Сначала появляется подражание звукам, уже имеющимся у него в запасе. Поэтому в общении в первую очередь следует употреблять те комплексы звуков, которые он уже может произносить (на¬пример, ма, ба, па). Периодически надо менять порядок звуков (ма, ба, па; ба, ма, па) и постепенно добавлять новые (да, на). Произносить звуки следует размеренно, чередуя их с моментами молчания. Во время пауз ребенку предоставляется возможность отреагировать на слуховые впечатления, т. е. проявить активность в произнесении звуков. Ожидая услышать их, ребенок сначала молчит, а затем начинает повторять. На пятом и шестом месяцах в общем нервно-психическом развитии малыша происходят существенные изменения. Прежде всего, из состава «комплекса оживления» выделяются движения и звуковые реакции. Они становятся инициативной формой общения малыша со взрослыми. Ребенок пользуется ими как средствами для выражения своих желаний: сигнализирует о том, что голоден; заставляет взрослого обратить на него внимание, приблизиться. Большие изменения отмечаются в развитии памяти: малыш отличает своих от чужих, приветливое выражение лица от сердитого, ласковый тон голоса от строгого. В третьем периоде (от 5-6 до 9-10 месяцев) на формирование речи ребенка оказывает влияние продолжающееся развитие зрительного и слухового восприятий, движений, возникновение первичной ориентировки в окружающем. Задачами развития речи являются развитие понимания и подражания звукам, звукосочетаниям, встречающимся в речи взрослого. Понимание речи развивается прежде всего в процессе ухода за ребенком — кормления, купания, укладывания спать. Во время ухода за малышом у него формируется много различных действий, умений, навыков, правил поведения. Всему этому он должен научиться в такой степени, чтобы выполнять по словесному указанию взрослого. Для этой цели содержание общения должно иметь свою специфику. Суть такого общения — в том, что взрослый делает ребенка соучастником про¬исходящего, постепенно привлекая его к совместной деятельности. Совместными должны быть рассматривание объекта, предмета, процесс выполнения действия, наблюдение за происходящим. Например, во время одевания надо называть части тела малыша, предметы одежды и одновременно активизиро¬вать его восприятие, направляя внимание ребенка на называемый объект или действие. («Где ножки у Сережи? Вот ножки. Что мы сейчас наденем на ножки? Колготки. Где Сереженькины колготки? Смотри, вот они. А где рубашечка? Вот рубашечка. Наденем и рубашечку».) Словесное обращение активно воспринимается ребенком в том случае, если оно побуждает его к действиям (встань, сядь, ложись, подними), регулирует их (лей, но не проливай; возьми и держи крепко). Следует иметь в виду, что понимание слов, обозначающих действия, происходит не сразу. Необходимо систематическое речевое общение, с тем чтобы дети научились понимать названия действий, выполнять которые их учат. Для того чтобы научить малыша понимать названия предметов, следует вызывать у него движения в сторону этих предметов. Развитие понимания слов, обозначающих имена взрослых, детей, а также названий игрушек, проводится в игре «Прятки». В момент, когда ребенок не видит взрослого, другого ребенка или игрушку, воспитатель задает вопрос: «Где то-то?», активизируя этим внимание ребенка. При появлении того, кто прятался, неоднократно называет имя взрослого, ребенка. («Вот тетя Аня! Вот Оля!»). Эту игру необходимо проводить с большим эмоциональным подъемом, часто меняя интонацию голоса при произнесении слов. Для развития понимания и подражания движениям проводятся занятия: «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку», «Какой большой». При обучении указанным действиям, особенно на первом этапе, необходимо не только рассказывать (например, потешку «Ладушки»), но и сопровождать слова действиями ребенка (брать его ладошки и хлопать ими), а потом побуждать к самостоятельному воспроизведению движений: «Сашенька, теперь сам сделай ладушки». Постепенно надо приучать малыша к тому, чтобы он выполнял те или иные движения без показа, только по словесному указанию взрослого. Развитие лепета и подражание простым слогам проводится на занятиях, называемых игрой-перекличкой. Перекличка может быть организована в момент лепета ребенка с употреблением сначала тех слов или звуков, которые он умеет произносить сам, затем даются новые. В четвертом периоде (от 9-10 месяцев до года) развитие речи является важнейшей задачей воспитания: необходимо расширять понимание названий предметов, простейших движений и действий, развивать лепет, подражание различным слогам и словосочетаниям; учить овладевать первыми активными словами: мама, папа, тетя, дядя и др. На развитие речи в этом периоде большое влияние оказывает формирование разнообразных взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми и развитие действий с предметами. Для выполнения задач по развитию речи в первую очередь необходимо использовать периоды ухода за ребенком. Жизнь малыша в последней четверти года усложняется: в меню включаются разные продукты питания, используются новые предметы одежды, начинают формироваться культурно-гигиенические навыки. Важным является то, что взрослый во всех режимных процессах постепенно активизирует ребенка в целях формирования у него потребности в необходимых действиях, связанных с едой, одеванием и т.д. Специфика речевого общения состоит в следующем. Слова взрослого предваряют действия, которые он выполняет сам и должен научить выполнять ребенка («Оленька, иди ко мне, сейчас сядешь за стол и будешь есть. Что будет есть Оленька? Суп, котлетку, кисель»), сопровождают действия, выполняемые ребенком («Молодец, Сашенька, как ты хорошо держишь чашку. Кисель вкусный, его надо весь выпить»), и завершают выполнение действия («Хороший мальчик Сашенька, съел суп, котлетку и сам из чашки выпил весь кисель»). В результате многократных повторений одних и тех же действий ребенок начинает выполнять их лишь по одному словесному указанию взрослого. У него развивается понимание названий самых различных предметов и действий (часы, стол, кукла, собака, платье, ботинки, снимай, надень, дай, принеси и др.), высказываний, оценивающих поступки малыша и выполненные им действия. Сначала понимание выражается в движениях, мимике, жестах, голосе; постепенно начинают употребляться отдельные части слов, имеющие определенное значение, а затем и целые слова. Развитие понимания речи протекает в процессе расширения ориентировки ребенка в окружающих предметах. Ведущим приемом в этом возрасте является показ предмета с называнием, а также показ и называние действий с предметом. Показы проводятся по-разному в зависимости от цели занятия. Для усвоения понимания слов, характеризующих какой-нибудь определенный предмет, сначала проводится показ одного предмета (одной игрушки), например куклы или петушка («Маша, посмотри, это кукла. Вот у нее глаза, руки, ноги. Теперь ты сама покажи, где у куклы глаза, руки. А это петушок. Вот у него голова, лапы, хвост. Покажи, где у петушка голова, где лапы, где хвост»). Для того чтобы усваиваемые слова приобретали обобщенный характер, к году ребенку надо показывать игрушки, имеющие одно и то же обозначение, но разные по внешнему виду. «Оленька, это кукла (кукла сделана из твердого материала). На ней красивое платье. Подержи куколку, посмотри на нее». После небольшой паузы нужно показать вторую куклу — меньшего размера, одетую совсем иначе, сделанную из резины или мягкого материала. «А это кто?.. Возьми куклу и внимательно рассмотри». Снова пауза. «Посмотри, Оленька, кто это?.. А это кто?.. Это тоже кукла». Рис.1. Активизация словаря: «Кто это?.. Что делает кукла (матрешка)?.. Где спит кукла?» и др. Большой интерес вызывают у ребенка занятия с разными игрушками, по отношению к которым взрослый выполняет одно и то же действие: «Вот это кошечка, а это петушок. Они хотят есть. Покорми их. Кошечка ест хлеб — ам-ам, а петушок клюет зернышки — дюб-дюб». Прием показа и называния предметов и действий в первую очередь служит цели намеренного создания различных ситуаций, в которых могут по-разному отражаться реальные жизненные процессы. Характер отображения процессов определяет содержание речи взрослого. Приемами, непосредственно способствующими развитию понимания ребенком речи, являются вопрос «Где то-то?» и обращения с поручениями выполнить конкрет¬ное действие по отношению к какому-нибудь предмету (сделай ладушки, дай собачку, принеси петушка, покажи кису, возьми кубики, отнеси, положи на полку, открой коробочку, закрой ее). Вопрос «Где то-то?» развивает у детей ориентировку в окружающем, способствует воспитанию умения выделять конкретный предмет из многих других и устанавливать связи между предметом и словом, обозначающим его название. В целях реализации задач по развитию активной речи в первую очередь необходимо укреплять лепет. Этому служит игра-перекличка. Ее надо организовывать, либо осторожно подключаясь к лепету ребенка, либо намеренно вызывая его на произнесение тех или иных слогов. В основе усвоения звукосочетаний — слогов, слов упрощенных или звукоподражательных, а также общеупотребительных лежит способность к подражанию. Для ее развития необходимы специальные условия. Подражание наиболее легко возникает в естественных ситуациях, когда у ребенка проявляется устойчивый интерес к предмету, объекту, явлению. Это происходит в моменты наблюдения за животными, двигающимися предметами. Особенно благоприятные условия для подражания создаются тогда, когда двигающийся предмет или животное издает звук (машины и паровоз гудят, собачка лает, петушок поет). Рис.2 Формирование активного употребления слов большой, большая, маленький, маленькая (домик, кукла, матрешка): «Где живет эта кукла?.. А эта кукла где живет?.. Этот домик какой?.. Какая кукла живет в большом домике?» и т. д. В этом возрасте, как и в предыдущем, проводятся игры-забавы: «Ладушки», «Дай ручку», «До свидания», «Прятки», «Ку-ку», «Коза рогатая», «Догоню-догоню» и др. Содержание этих игр-забав остается без изменения, но задачи, которые решаются в процессе их проведения, усложняются: развивать понимание названий действий, имен детей и взрослых; подражание отдельным звукосочетаниям и словам. В связи с тем что для формирования речи большое значение имеет развитие действий с предметами, ребенка надо специально этому обучать как на занятиях, так и в самостоятельной игре. Применяется комплексный прием: показ действий с называнием, побуждение к их выполнению, руководство рукой ребенка при выполнении. Сначала малыш учится простым действиям: вынимать меньший предмет из большего, открывать коробки, закрывать их, расставлять игрушки по местам. Затем ребенка обучают более сложным действиям: надевать кольца на пирамидку, находить и приносить игрушки, убаюкивать, кормить куклу, игрушечных животных и т.д. В результате вырабатываются различные умения, начинает развиваться познавательная деятельность (катаются шарик, мяч, машина на колесах, игрушечные животные, если они стоят на колесах). Все это, в свою очередь, способствует развитию понимания, а постепенно и формированию активной речи ребенка. 2.2. Второй год жизни Второй год разделяется на два периода (от 1 года до 1 года 6 месяцев, от 1 года 6 месяцев до 2 лет). Задачи развития речи в обшей формулировке являются одинаковыми для всего второго года жизни: развивать понимание речи и способность подражания, накапливать словарь, формировать речь как средство общения с окружающими. Конкретное содержание задач в зависимости от возрастных особенностей в каждом полугодии разное. В первом полугодии важнейшей задачей является развитие понимания речи взрослого. Рекомендуется учить детей понимать не только отдельные слова, но и фразы. С помощью фраз взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения, учит малыша понимать смысл поручений и выполнять их. В становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания, формирование умения подражать звукосочетаниям и словам. Вместе с тем воспринимаемые слова дети должны не только воспроизводить после того, как услышат от взрослого, но и систематически употреблять по собственной инициативе. Это способствует развитию речи как средства общения со взрослыми и детьми. Во втором полугодии задача развития понимания речи взрослого по-прежнему является одной из важнейших. Она реализуется за счет расширения ориентировки ребенка в окружающей действительности. Детей необходимо учить понимать названия предметов, явлений, событий, действий, находящихся и происходящих не только в непосредственно близком, но и в более далеком окружении (в саду, во дворе, на улице); понимать названия признаков предметов, различные слова, необходимые для усвоения правил поведения; понимать короткие рассказы, стихотворения, потешки; выполнять несложные поручения. Главной задачей в воспитании детей этого возраста является развитие активной речи. На основе значительного расширения словарного запаса дети начинают употреблять все те слова, которые в первом полугодии учились понимать. Происходят качественные изменения в развитии подражания: дети теперь уже могут воспроизводить короткие предложения и отдельные фразы. Нужно использовать эту возможность. Необходимо развивать у детей речь как основное средство общения с окружающими: формировать умение обращаться по различным поводам к взрослым и детям, задавать вопросы, передавать в нескольких словах или простых фразах ранее полученные впечатления (увиденные, услышанные). Второй год жизни является важнейшим этапом в развитии речи ребенка. Поэтому развитию речи уделяется особое внимание в системе всего воспитательного процесса. Следует систематически и интенсивно воздействовать на речевое развитие ребенка, используя для этой цели режимные моменты, самостоятельную игру, занятия, направленные на развитие действий с предметами, двигательной активности и др., и специальные занятия по развитию речи. Большое значение в развитии речи имеет знакомство с животными, с движущимся транспортом. В естественных условиях животные, разного рода машины часто находятся в движении, а это вызывает и поддерживает у детей непроизвольное внимание. На втором году жизни большое значение для развития речи имеет овладение ребенком способами действий с предметами. Основными предметами, с которыми он действует, являются игрушки. Занятия с использованием игрушек могут быть разных видов: показ одной игрушки с целью ознакомления с ее особенностями; сравнение двух игрушек для определения сходства или различия между ними; выбор одной среди нескольких; показ нескольких игрушек. Систематическое обучение развивает способность подражания. По мере овладения действиями ребенок становится разговорчивым. Ценным является и то, что в результате накопления способов действий с игрушками обогащается самостоятельная игра ребенка. Эффективным средством развития речи являются картинки. Занятия по картинкам рекомендуется начинать в конце первого года жизни. Ребенку предъявляется одна картинка, и его внимание привлекается к изображению: «Вова, посмотри, вот собачка. Собачка лает: ав-ав. Покажи, где собачка». Если нужно, то воспитатель рукой ребенка показывает на изображение. Дает ему картинку в руки. Организует прятание картинки. Подобные занятия вызывают интерес к изображению предмета на картинке. Для того чтобы его закрепить, вызвать узнавание изображения, проводят занятие с двумя картинками. Сначала многократно показывают и называют одну картинку, потом вторую. Затем предъявляют сразу две вместе. Если малыш научился правильно показывать изображения по названию и по внешнему виду, постепенно добавляют новые. На следующем этапе занятия можно проводить с большими группами картинок. Ребенку показывают где то-то: «Где кошка? Где собачка? Где петушок?», просят что-то найти: «Найди куклу, найди собачку», найти и подать картинку с изображением: «Дай мишку. Дай кошечку». Количество картинок на одном занятии увеличивается до 6-8 и более. Постепенно вводятся картинки, на которых знакомые предметы (живые объекты) изображены в действиях. Это способствует обучению названиям не только предметов, но и действий. В работе по развитию речи необходимо широко применять художественное слово, особенно произведения устного народного творчества. Вначале при ознакомлении ребенка со сказками, прибаутками, потешками используют наглядность (показывает движения, действия сам или привлекает для этого игрушки). Ребенка учат слушать образную речь, воспроизводить движения в соответствии с текстом, повторять звукосочетания, слова, запоминать небольшие литературные тексты. Методы развития речи независимо от того, какие наглядные средства применяются, могут быть одинаковыми для всех видов занятий и разными. В развитии понимания речи большое место должны занимать побуждения, направленные на выполнение ребенком разнообразных действий: дай, покажи, принеси, положи, найди, возьми, пойди. Этот метод получил название «инструкции к действию». С его помощью формируется ориентировка в окружающем, понимание названий предметов и действий. Однако при этом собственная речь ребенка активизируется недостаточно. Поэтому после того как ребенок выполнил конкретное поручение, следует, особенно во втором полугодии второго года жизни, спрашивать, что он принес, куда положил, куда ходил, где взял, где нашел. Обучение названиям действий происходит также в процессе показа ребенку способов действий с игрушками. После показа и во время выполнения действий малыша нужно всякий раз спрашивать: «Что ты делаешь?» Существенным приемом в методике развития речи является прием вопросов. На втором году жизни (особенно во втором полугодии) детям можно и нужно задавать самые разнообразные вопросы. (Следует иметь в виду, что на некоторые из них дети могут отвечать не сразу, а спустя некоторое время.) Вопрос «Где то-то?» малышу начинают задавать еще на первом году жизни. Сначала это делается в целях привлечения его внимания к предмету. После вопроса предмет показывается и называется. От ребенка требуется, чтобы он проявил активность в ответ на вопрос. В первую очередь ребенок понимает этот вопрос в значении названия предмета независимо от его расположения, затем указывает его местонахождение. Очень рано детям задают вопросы: «Кто это? Что это?», но отвечают они на них в основном во втором полугодии, а иногда только в конце второго года. После этих вопросов также целесообразно давать образец — слова, обозначающие предметы или действия. До того периода, когда ребенок приучается отвечать на вопросы, он использует различные вспомогательные средства, сопутствующие речевому способу общения: жесты, мимику, движения, действия, отдельные звуки и звукосочетания. Педагогическая ценность вопросов состоит в том, что они активизируют мыслительную деятельность. Рис. 3. Активизация словаря: «Какие матрешки живут в этом домике?.. А в этом живут какие матрешки?.. У каких матрешек платье с цветочком?» и т. п. Для развития активной речи важными являются приемы, которые нацеливают ребенка на употребление конкретных слов. Обучая его произносить слова, прежде всего нужно дать образец: «Это кукла, это собачка, а вот мишка держит мяч». Затем побуждать малыша употреблять эти слова самостоятельно, либо по отдельности, либо в сочетании с другими так, чтобы одно и то же слово выступало в различных смысловых контекстах: «Куклу зовут Катя. Катя хорошая. Катя пошла гулять. Надо покормить Катю, потом уложить спать». Для активизации усваиваемых слов и отдельных фраз применяются словесные приемы: «Скажи то-то. Позови того-то. Повтори то-то. Попроси то-то». Важным в воспитании ребенка раннего возраста является использование на одном и том же занятии или в какой-нибудь конкретной ситуации разных приемов развития речи, например, попросить найти игрушку («Саша, где же у тебя собачка?»). После того как он найдет собачку, спросить, как она лает, где спит, есть ли у него еще собачка. Затем необходимо попросить ребенка повторить слово собачка: «Саша, скажи собачка» (произнести три-четыре раза). Развитие речи проводится также и в режимные моменты. Во время еды, умывания, одевания малыш выполняет много разнообразных действий. С помощью речи взрослого ребенка учат правильно держать ложку, аккуратно есть, мыть руки с мылом, насухо вытирать полотенцем, снимать одежду перед сном и т.д., т.е. учат не только соответствующим навыкам, но и определенным правилам поведения. В результате дети воспринимают большое количество речевых образцов и начинают понимать их содержание. На фоне развития понимания формируется активная речь. Установлено, что в раннем детстве имеется тесная связь между развитием речи и самостоятельной игрой ребенка. В процессе совершенствования игры совершенствуется и речь. В ходе самостоятельной игры малыш выполняет различные действия с игрушками: специфические, соответствующие назначению предметов (ложкой кормит куклу); обследовательские — рассматривает предмет и его детали, обследует формы предмета руками; неспецифические — простое манипулирование или действия, не соответствующие назначению предмета (не кормит куклу из тарелки, а ставит ее в тарелку). Установлено, что специфические действия в три раза больше сопровождаются речевыми проявлениями, чем обследовательские или неспецифические. Одновременно идет процесс отграничения слов от действий, т.е. речь начинает выступать как самостоятельная деятельность внутри игры. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок своевременно отражал в игре то, что ему дается на занятиях. Важным является подключение взрослого к процессу игры. При этом чаще всего используется прием задавания вопросов, на которые ребенок реагирует в меру своих возможностей: отвечает либо словом, либо действием. Судя по ответам, взрослый намечает путь для дальнейшего речевого общения. Например, выбрав удобный момент в игре, спрашивает: «Саша, что ты построил из кубиков?» Ребенок отвечает: «Дом». Второй вопрос: «Кто будет в домике жить?» Малыш либо называет игрушки (петушок, зайка, мишка). либо молчит. В случае называния следует речевое общение продолжить («Кто еще будет в домике жить? Надо ли построить большой дом?»). Если ребенок затрудняется в употреблении слов, следует дать ему названия всех игрушек, с которыми он играет. Слова можно произносить несколько раз подряд. Затем организовать игру: ввести игрушки в дом и оставить их там, провести краткий разговор по поводу игрушек и постройки дома. Разговор целесообразно повторить два-три раза. |
След. » |
---|