САЙТ НА ЛАДОНИ Культура Формирование культуры |
Формирование культуры речи |
Страница 30 из 32 7. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ Основные задачи подготовки к обучению грамоте, которые решаются в подготовительной к школе группе детского сада, состоят в обучении детей составлять предложения из двух — четырех слов, членить предложения такого же состава на слова, членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами (ма-ши-на, лу-на) и составлять слова из слогов. Детей подводят к звуковому анализу слова. В практических упражнениях закрепляются представления детей о предложении, слове, слоге, а также о звуке; лингвистические, теоретические определения не даются. 7.1. Ознакомление со словом В подготовительной к школе группе с детьми проводится работа над предложением и его словесным составом, в результате которой они осознают, что наша речь состоит из слов, что мы говорим словами. Со словом (а также со звуком речи) дети начинают знакомиться и раньше, еще в средней группе, при выполнении различных упражнений, направленных на совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря и т.п. В старшей и подготовительной группах на занятиях по родному языку систематически проводятся упражнения и игры, в которых внимание детей специально обращается на слово «слово». Так, можно использовать стихи Е. Серовой из ее книги «Подскажи словечко» (М, 1972). Гладко, плавно лился стих. Вдруг споткнулся и притих, Ждет он и вздыхает: Слова не хватает! Чтобы снова в добрый путь Стих потек, как речка, Помоги ему чуть-чуть, Подскажи словечко. От кого, мои друзья, Убежать никак нельзя? Неотвязно в ясный день Рядом с нами бродит (тень). Говорю я брату: — Ох, С неба сыплется гopoxl Вот чудак, — смеется брат, Твой горох ведь это (град). Эти стихи можно использовать и на специальных занятиях по ознакомлению детей со словом, и на других занятиях по развитию речи. Педагог дает детям и такие задания, выполняя которые они сами вспоминают и произносят различные слова: «Скажи какое-нибудь слово. Какие слова ты знаешь? Я скажу одно слово, а ты в ответ скажешь какое-нибудь другое» и т.п. Подобные упражнения способствуют тому, что дошкольники на основе остенсивных определений усваивают элементарное, пока еще очень приблизительное значение слова «слово». Однако даже это уже облегчает воспитателю проведение словарной работы, так как упрощает «деловое общение» с детьми, повышает действенность методических приемов, позволяет более точно формулировать задания, направленные на ознакомление дошкольников с речью как языковой действительностью, со словом как основной единицей речи. Важно раскрыть перед детьми слово как смысловую единицу, показав, что оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество. Педагог говорит: «Я сейчас произнесу слово, а вы скажете, что оно значит, как вы его понимаете. Слушайте: мяч... Что означает это слово?» Дети отвечают: «Это игрушка»; «Мяч прыгает»; «Мячом дети играют» и т.п. Конечно, они не могут дать определение, которое приводится в толковых словарях («сплошной или полый внутри шар из упругого материала, при падении отскакивает от твердой поверхности»), но это и не нужно. Главное в том, что дети понимают слово. Воспитатель специально это подчеркивает: «Правильно, вы хорошо понимаете, что значит слово «мяч», какое значение, смысл оно имеет». Слова «значит», «значение», «смысл» интонационно выделяются. Даже элементарное понимание детьми значений слов «смысл», «значение» в сочетании с пониманием (тоже элементарным) того, что слова звучат похоже или по-разному, существенно расширяет возможности воспитателя в осуществлении задач словарной работы. Становится, например, возможным эффективно знакомить старших дошкольников не только с синонимами и антонимами, но и с омонимами — словами, одинаковыми по звучанию, но различными по значению (коса — коса — коса), и с паронимами — словами, подобными по звучанию, но не тождественными по значению (зубатый — зубастый, понятный — понятливый). Задания на словообразование (заяц — зайчик — зайчонок — зайчишка, бежать — убежать — прибежать — добежать, помогать—помощник и т.п.), имея главной целью обогащение и активизацию словаря, также способствуют уяснению детьми значения слова «слово». 7.2. Ознакомление с предложением Работа над предложением начинается с выделения предложений из речи. Для этого можно использовать короткий (в три-четыре предложения) рассказ по картинке. Например, рассказ по картинке, на которой изображены дети, играющие в мяч: Воспитатель. Внимательно слушайте мой рассказ. Дети играют в мяч. Мальчик бросил мяч девочке. Девочка ловит мяч... О чем я сказала вначале? Про кого сказала? Дети. Про детей. Воспитатель. Что я сказала про детей? Дети. Что они играют в мяч. (Ответы, конечно, могут быть другие, в том числе и повторение предложения.) Воспитатель. Да, я сказала про детей, что они играют и мяч... А по¬том что я сказала? Про кого я сказала? Дети. Про мальчика. Воспитатель. Что я сказала о мальчике? Дети. Мальчик бросил мяч девочке. Воспитатель. А потом что я сказала? О ком я сказала и что? Дети. О девочке... Девочка ловит мяч. Воспитатель. В моем коротком рассказе было три предложения. Пер¬вое предложение — «Дети играют в мяч», второе — «Мальчик бросил мяч девочке» и третье — «Девочка ловит мяч». Когда мы рассказываем о чем-нибудь, мы говорим предложениями. Далее (это может делаться уже на другом занятии) детям предлагается самим составить короткий рассказ по какой-нибудь простой картине (Дети поливают цветы. Дети кормят рыбок в аквариуме. И т.п.). Рассказ составляет или один ребенок, или несколько детей по очереди. В первом случае педагог повторяет рассказ ребенка, делая небольшие паузы между предложениями, и спрашивает всех, какое было первое предложение, какое второе и т.д. Во втором случае, после того как названный воспитателем ребенок скажет первое предложение, воспитатель обращается к группе: «Первое предложение нашего короткого рассказа сказал Саша. А ты, Таня, продолжи рассказ. Какое будет у нас второе предложение?» Аналогично составляются еще одно-два предложения. Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл, педагог дает такое задание: «Слушайте внимательно, сейчас я скажу предложение: «Белка грызет орешки». Про кого в нем говорится? Что говорится про белку?» Далее воспитатель произносит набор слов и предлагает детям определить, предложение это или пет: «Слушайте еще... Бабушка, внучка, любит. Я сказала предложение? Правильно, это не предложение, это просто отдельные слова. Про кого здесь говорится? Чтобы получилось предложение, нужно произнести слова правильно. Саша, скажи предложение про бабушку. Правильно, ты сказал предложение: «Бабушка любит внучку». А теперь ты, Оля, скажи предложение про внучку. Да, правильное предложение: «Внучка любит бабушку». Приведенные выше задания еще не знакомят детей со словесным составом предложения. Они подводят их к пониманию того, что речь состоит из предложений, что о каждом предмете, явлении можно сказать предложение. Но прежде всего эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово предложение. Дошкольники пока еще усваивают значение этого слова практически, грамматическое определение им не дается. 7.3. Ознакомление со словесным составом предложения В процессе речевого общения дети обращают внимание прежде всего на содержание, смысл того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложения они начинают осознавать не только содержание речи, но и ее форму. Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий — картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры. Педагог сначала останавливается на предложениях из двух слов, предлагая назвать первое и второе слова. При этом задание может быть сразу дано в более сложной форме, чем тогда, когда дети начинали знакомиться с двухсловными предложениями: «Какое второе слово? Какое первое?» Затем воспитатель, используя составленные детьми трехсловные предложения, просит назвать первое, второе и третье слова. Слова может называть и одни ребенок, и разные дети. Последнее важно для того, чтобы были внимательны и активно участвовали в работе все. Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложения заключается в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательно и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов (двух, трех, четырех). Последняя форма работы очень важна, так как осознанность, произвольность составления предложения имеет здесь высокий уровень. Ведь нужно держать во внимании и содержание предложения, и коли¬чество слов («Скажи три слова про мяч», «Скажи четыре слова про зайца»). С целью более наглядно представить детям словесный состав предложения воспитатель использует схему: изображает слова и т.п. Показав детям, как можно изобразить словесный состав предложения, педагог дает им задание самим составить схему. Формы работы при этом могут быть разными: 1) составление одним ребенком схемы предложения, сказанного воспитателем; 2) составление схемы такого предложения всеми детьми; 3) один ребенок произносит предложение, другой (или все дети) составляет схему; 4) воспитатель на доске чертит схему, дети составляют по ней разнообразные предложения и т. п. Работа со схемами полезна не только потому, что перед детьми более наглядно выступает количество слов в предложении, но и потому, что яснее выявляется динамика предложения, следование слов одного за другим. Ведь схема не возникает сразу, она появляется элемент за элементом (черточка за черточкой, полоска за полоской и т.п.), т.е. слово за словом. Эту динамику видно, когда педагог рисует схему на доске, еще более отчетливо она выступает перед детьми, когда они составляют схему сами. Для демонстрации динамики, последовательности слов в произносимом предложении можно использовать специальное пособие. Оно представляет собой линейку с окошками, внутри которой (как в ножнах) движется планка с цветным квадратом (или кругом), по размеру соответствующим окошку. Появляясь в первом окне, цветной квадрат изображает произнесение первого слова, появляясь во втором — второго и т.д. В работе по ознакомлению со словесным составом предложения это пособие может быть использовано следующим образом. В окошках закрепляются (рисуются на нижней стороне линейки) цветные квадраты. На планке ничего не изображено (не нарисованы квадраты), она чистая, того же цвета, что и поверхность линейки. Когда планку выдвигают из линейки, она, двигаясь под окошками (между окошками и нижней стороной линейки), одно за одним открывает окошки — слова. Сколько произнесено слов, столько открыто окошек. Сосчитав их, легко узнать, сколько слов в предложении. На этой динамической схеме можно также задавать количество слов, которое должно быть в составляемом детьми предложении (открывается соответствующее количество окошек). 7.4. Ознакомление со слоговым строением слова В подготовке дошкольников к обучению грамоте существенное значение имеет ознакомление их со слоговым строением слова. Когда дети будут учиться читать, они начнут с чтения слога. Первоначальное представление о том, что слово состоит из слогов, дети получают, слушая образец послогового произнесения слова воспитателем. Но очень полезно перед тем, как давать образец, поставить перед ними задачу такого произнесения, т.е. спросить, можно ли произнести слово по частям. Этот термин — «часть» — на первых занятиях используется вместо термина «слог», так как дети в начале обучения обычно смешивают слог и слово. (Позже, когда они научатся проводить элементарный слоговой анализ слова, следует начать использовать термин «слог», пояснив его: часть слова называется «слог», потому что слово состоит из слогов, сложено из них) Воспитатель говорит: «Вы уже знаете, что предложение состоит из слов. Лена, скажи какое-нибудь предложение из трех слов. (Дети весело поют)... Правильно. А теперь ты, Саша, скажи это предложение не сразу, а отделяя одно слово от другого, чтобы каждое из них хорошо слышалось. Теперь послушаем, как звучит первое слово нашего предложения: дети. А можно ли его произнести не сразу, а по частям?» Задавая такой вопрос, педагог активизирует внимание детей, ставит перед ними задачу произнести слово не так, как оно обычно произносится. Это значительно облегчает понимание слогового строения слова. Дети более осознанно воспринимают послоговое произнесение слова воспитателем. Но не нужно торопиться давать такой образец. Пусть сначала они сами по¬пробуют произнести слово по слогам. Воспитатель, задав вопрос: «Можно ли произнести слово не сразу, а по частям?»,— обращается к ребятам: «Произнесите слово дети по частям, но не вслух, а шепотом, совсем-совсем тихо. А Таня скажет это слово по частям громко». С таким заданием дети нередко справляются легко. В случае затруднений воспитатель сам произносит слово по слогам, давая образец, после чего дети произносят по частям называемые им двухсложные слова (кошка, луна, липа и т. п.). Обучить дошкольников послоговому произнесению слова нетрудно, но главное заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова. Они должны научиться хорошо слышать и называть первый, второй, третий слог в слове, составлять из заданных слогов слова. Существует много методических приемов, которые успешно используются в практике обучения. Перечислим некоторые из них: 1) схематическое изображение слогового состава анализируемого слова (аналогичное схеме словесного состава предложения); 2) подбор слов с определенным количеством слогов: дети или вспоминают соответствующие слова, или выбирают из ряда картинок те, названия которых состоят из заданного количества слогов. Задание дается словесно или с помощью схемы; 3) подбор слов с определенным слогом (ма, бу, ка и т. д.); место слога может быть заданным. (Вспомни слово, в котором второй слог ка); может быть заданным и количество слогов в слове (Найди картинку, название которой состоит из трех слогов и последний слог на); 4) подбор слов, начинающихся с определенного слога. Воспитатель (или ребенок) называет первый слог, дети вспоминают соответствующие слова (ма — мама, машина и т. п.); 5) перестановка слогов в слове (мышка - камыш). Обучение анализу слогового состава слова осуществляется на двухсложных и трехсложных словах. Однако необходимо познакомить детей и с односложными словами. Естественно, с них нельзя начинать, так как в этом случае, невозможно сразу же использовать термин «часть». Ведь термин «часть» в начале обучения вводится для обозначения именно части слова, состоящего из нескольких слогов. Только тогда, когда дети усвоят термин «часть», можно включать в список слов, используемых для анализа, также односложные слова (шар, мак, мяч, жук, рак и т. п.). В дидактической игре детям предлагается распределить картинки по количеству слогов. Перед каждым ребенком схемы слогового состава: две полоски и три полоски. Рядом с ними помещают какой-то другой знак (например, кружок). Дети кладут картинки, названия которых состоят из двух и трех слогов, на соответствующие места. Воспитатель поясняет, что если слово нельзя разделить на части, то такую картинку нужно поместить отдельно — к кружочку. После того как классификация картинок будет закончена, он проверяет правильность выполнения задания и специально разбирает вместе с детьми, что же за слова оказались в третьей группе. Следует подчеркнуть то, что эти слова нельзя произнести по частям, что они состоят из одной части. В обучение детей слоговому анализу слова должно входить и элементарное ознакомление их с ударением. Ударение — один из важнейших признаков слова как звукового явления, одно из важнейших его свойств. Ударение организует слово в звуковое единство. Даже не выдвигая специальную задачу — обучить детей понимать термин «ударение», определять ударение в разных словах (в словах с разной ритмико-слоговой структурой), педагог может дать детям самые первые представления о том, что слоги (части) в слове произносятся неодинаково: один из них более заметный, слышится лучше. Воспитатель говорит: «Послушайте внимательно, все ли части в слове мама произносятся одинаково?» (Предварительно определяется, какая часть первая, какая вторая; дети говорят, что они одинаковы.) Воспитатель произносит слово так, как оно произносится обычно, специально не выделяя ударный слог. Дети затрудняются ответить на вопрос. Тогда слово произно¬сится с подчеркиванием ударного слога — более длительно (громкость голоса повышать не обязательно): ма-а — ма. Воспитатель спрашивает: «Вы услышали, какую часть я произнесла более заметно?» При нарочитом выделении, более длительном произнесении ударного слога, дети замечают, что он произносится иначе. Воспитатель говорит: «А теперь я произнесу слово так: мамааа. Вы слышите, что слово мама изменилось. Это уже не слово, такого слова в русском языке нет... В каждом слове какая-то часть произносится более заметно». Яркой иллюстрацией значения ударения в слове является со¬поставление слов, в которых перенос ударения на другой слог приводит к образованию слова с другим значением (например, кружки — кружки). 7.5. Ознакомление со звуковым строением слова Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Полный звуковой (фонетический) анализ слова включает определение и состава звуков в слове в их качественном своеобразии, и порядка их следования. Необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных звуков, их звонкость и глухость (лиса, лампа, мышка, мишка, зубы, суп), услышать в самом начале слова ёлка не один звук, а два (йо) и многое другое. Звуковой анализ слова обязательно требует установления последовательности звуков. Ведь звучащее слово — это процесс, как и вообще речь. Оно состоит из звуков, следующих один за другим. В слове, как и в предложении, и в связном высказывании, проявляются самые общие свойства речи — дискретность, отдельность составляющих его единиц (звуков) и их линейность, последовательность. Поэтому полный звуковой анализ слова — это установление последовательности звуков с их качественными особенностями (включая и выделение ударного гласного). Знакомиться со звуковой стороной слова, усваивать самые простыe формы ее анализа дети начинают еще в средней группе на занятиях по звуковой культуре речи: они вслушиваются в потешки, стихи, которые читает воспитатель, подбирают слова с определенным звуком. Позже дети выполняют и более сложные задания, например подбирают слова, начинающиеся на мягкий согласный звук, на звонкий согласный и т. п. Выполнение подобных заданий совершенствует фонетический слух и звукопроизношение и вместе с тем подготавливает детей к звуковому анализу слова. На занятиях по звуковой культуре речи детей учат также ре¬гулировать громкость и темп речи: произносить слова громче или тише, быстрее или медленнее. Это воспитывает у детей отношение к слову как звуковому явлению и тоже имеет большое значение для подготовки к звуковому анализу. Дело в том, что в процессе речевого общения слово выступает для ребенка прежде всего со своей смысловой стороны: он понимает значение слова (воспринимая речь или выражая свои мысли), а на его звуковую сторону обращает внимание далеко не всегда. Однако на занятиях по звуковой культуре речи подготовка к звуковому анализу, подведение к нему осуществляется лишь попутно. Поэтому уже в старшей группе необходимо проводить специальные занятия (или отводить для этого часть занятия), направленные на ознакомление детей со звуковой стороной слова. Воспитатель говорит: «Сейчас я буду произносить разные слова, а вы внимательно слушайте, как они звучат (слова произносятся в медленном темпе, гласные звуки несколько растягиваются)... Листики... барабанщик. Листики... Какой звук несколько раз повторяется в этом слове?.. А в слове барабанщик?.. Правильно, в слове листики несколько раз повторяется звук и, а в слове барабанщик — звук а. Вот как по-разному звучат эти слова! При ознакомлении детей со звуковой стороной слова широко используются звукоподражательные слова (шорох, шуршать, шелестеть, кукушка, квакать и т.п.), стихотворения, в которых они обыгрываются («Мышонку шепчет мышь: «Ты все не спишь, шуршишь»). Благодаря этому дошкольники легче воспринимают звуковой облик слова, обращают внимание на его звучание. Вместе с тем воспитателю нужно помнить, что слов, как бы изображающих своим звучанием определенные звуковые явления, в языке немного. Большинство слов любого языка по своему звуковому облику, по звучанию не имеет ничего общего с теми предметами и явлениями, которые ими обозначаются, называются. Поэтому важно показать детям различие звуковой и смысловой сторон слова. Для этого можно использовать синонимы (врач — доктор, близко — недалеко, вместе — сообща, грустить — унывать, лакомка — сладкоежка, лентяй — бездельник, непоседа — егоза, маленький — небольшой, около — возле и т.п.) и омонимы — слова, одинаково звучащие, но совершенно различные по значению (ключ, затопить, лисички, марка, ручка и т.п.). Используя синонимы, воспитатель показывает детям, что есть слова, которые звучат по-разному, но обозначают то же самое или близкое по значению. Педагог, например, спрашивает: «Как называют человека, который лечит?» Отобрав из ответов слова врач, доктор, он говорит: «Послушайте, как по-разному звучат эти слова — доктор, врач. А обозначают они одно и то же. Этими словами мы называем людей, которые лечат больных». Такие задания даются и в старшей, и в подготовительной группе. Их легко использовать как на занятиях, так и на прогулке. Сочетание ознакомления со звуковой стороной слова и ознакомления с его смысловой стороной обогащает представления детей о слове, как единице языка. В подготовительной к школе группе воспитатель, подводя детей к звуковому анализу, продолжает знакомить их со звучащим словом, с тем, что слова состоят из звуков, что звуки произносятся друг за другом, последовательно, что их бывает много и мало. Эти упражнения дают детям лишь первое представление о произносительном выделении звуков как средстве звукового анализа, но они облегчают переход к настоящему звуковому анализу. |
След. » |
---|