Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

САЙТ НА ЛАДОНИ Культура Формирование культуры

Формирование культуры речи

Оглавление
Формирование культуры речи
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Малая Елена Владимировна
соискатель кафедры педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград

Владение высокой речевой культурой для специалистов сферы образования является сегодня социально значимым условием, что четко обозначено в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования 3-го поколения. В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» значится, что выпускник должен «владеть основами речевой профессиональной культуры» (ОПК-3). Уровень сформированности профессионально-коммуникативных умений выступает одним из условий, влияющих на качество подготовки к профессиональной деятельности будущего специалиста сферы образования вне зависимости от его специализации.
Однако, коммуникативные неудачи, нарушение языковых норм довольно часты в  речи специалистов сферы образования.
Опрос 194 руководителей образовательных учреждений различного типа г. Волгограда и Волгоградской области о качестве профессиональной подготовки выпускников Волгоградского государственного педагогического университета, проведенный научно-исследовательской лабораторией управления качеством подготовки специалистов и Центром мониторинга качества подготовки специалистов ГОУ ВПО ВГПУ в 2010 г., выявил типичные затруднения выпускников вуза в решении профессиональных задач: в установлении контакта с учащимися, в организации взаимодействия с родителями учащихся, трудности в нахождении подхода к детям и др.
Анализ результатов приведенного опроса, а также ряд научных исследований свидетельствуют о том, что выпускники педагогических вузов недостаточно хорошо владеют коммуникативными компетенциями. И это при том, что специалист сферы образования призван быть носителем знаний и культуры общества, а владение речевыми средствами воздействия – важнейшее профессиональное качество.
Формирование речевой культуры будущих специалистов сферы образования возможно разными способами. Эффективным средством в условиях интенсивного увеличения информационного потока является  медиапространство, которое представляет собой сферу распространения и влияния средств массовой информации, территорию распространения и влияния СМИ. Медиатексты пользуются огромной популярностью у школьников и молодежи.
В наши дни практически в каждом образовательном учреждении высшего профессионального образования успешно функционируют студенческие медиапроекты: телевидение, радио, газеты, журналы, сайты. Создаваемые медиатексты воздействуют не только на слух, зрение, но и на речевое поведение обучающихся. 
Сегодня, признавая значимость медиасредств (печатные издания, телевидение, Интернет, радио, кино и пр.) в образовательном процессе, ученые не в достаточной степени исследуют их роль в формировании речевой культуры будущих специалистов сферы образования. Вопросы формирования речевой культуры в медиапространстве вуза практически не изучались. Вместе с тем, это пространство обладает всеми предпосылками для формирования речевой культуры будущих специалистов сферы образования.
Современная образовательная среда – это медиасреда, использующая в основном механизмы массовой/индивидуальной коммуникации вкупе с ростом различных форм обратной связи со средствами обучения – интерактивности.
Образовательная среда нового типа строится на принципах целостности и саморазвития, где основные задачи: совершенствование материально-технической базы, использование новых информационных технологий; создание на базе образовательного учреждения медиатеки, создание условий для информационного взаимодействия и саморазвития медиапространства образовательного учреждения и пр.
Российская педагогическая энциклопедия определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). При этом основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [1, с. 317].
Реклама, средства массовой информации, Интернет, кинопродукция – все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки молодых людей, воздействует на основы их мировоззрения и идентичности. Обучающийся должен сам уметь ориентироваться в медиапространстве, отслеживать его влияние, уметь оценивать качество и достоверность информационных сообщений.
Именно с  этой целью необходимо включение студентов в процесс создания собственной медиасреды, чтобы они «изнутри» познакомились с их устройством и принципами функционирования. С другой стороны, обучающиеся должны уметь грамотно читать, составлять и анализировать медиасообщения (медиатексты): видео и аудиоряды, структуру образов, выявлять скрытые подтексты. При этом очевидно влияние средств массовой информации на расширение общего кругозора, погружение в информационный поток, где коммуникативные неудачи не воспринимаются таковыми, и, несомненно, СМИ – один из источников для повышения культуры речи человека.
Среди профессионально важных качеств педагога важное место занимают готовность к спонтанной коммуникации и хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатство лексики.
Культура речи – это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» [2, с. 247]. Другими словами, «культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения. Таким образом, выделяется два главных показателя, или критерия, культуры речи – правильность и коммуникативная целесообразность. Другими критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность» [3, с. 29].
В рамках педагогического эксперимента, реализуемого в ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», базой для развития информационной образовательной среды нового типа становится реализация телевизионных проектов, формирование внутреннего медиапространства образовательного учреждения через систему вузовских СМИ (факультетские газеты, корпоративное издание студентов и преподавателей вуза, студенческое телевидение, блоги, официальный Интернет-сайт).
Непосредственные цели функционирования вузовских СМИ заключаются прежде всего в обеспечении самоопределения студентов в современном медиапространстве, освоении медиакультуры, в формировании критической компетенции. Создание собственных медиатекстов, освоение медиаграмотности позволяет студентам формировать собственную речевую культуру.
Необходимость формирования речевой культуры будущего специалиста сферы образования в медиапространстве вуза обусловлена и запросами будущего специалиста к качеству образования: построением особого мироощущения, которое отличается причастностью к  общечеловеческим проблемам.
Отсюда очевидна необходимость изучения возможностей и процесса формирования речевой культуры будущего специалиста сферы образования в медиапространстве педагогического вуза, а также выявления и апробации педагогических условий, при которых этот процесс протекал бы наиболее эффективно.

Список литературы:
1.    Российская педагогическая энциклопедия / под. ред. А.П. Горкина. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 317 с.
2.    Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.
3.    Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008. 207 с.


 
След. »

da



Rambler's Top100