САЙТ НА ЛАДОНИ Культура Формирование культуры |
Формирование культуры речи |
Страница 13 из 32 К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА Малая Елена Владимировна соискатель кафедры педагогики, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград Владение высокой речевой культурой для специалистов сферы образования является сегодня социально значимым условием, что четко обозначено в Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования 3-го поколения. В требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» значится, что выпускник должен «владеть основами речевой профессиональной культуры» (ОПК-3). Уровень сформированности профессионально-коммуникативных умений выступает одним из условий, влияющих на качество подготовки к профессиональной деятельности будущего специалиста сферы образования вне зависимости от его специализации. Однако, коммуникативные неудачи, нарушение языковых норм довольно часты в речи специалистов сферы образования. Опрос 194 руководителей образовательных учреждений различного типа г. Волгограда и Волгоградской области о качестве профессиональной подготовки выпускников Волгоградского государственного педагогического университета, проведенный научно-исследовательской лабораторией управления качеством подготовки специалистов и Центром мониторинга качества подготовки специалистов ГОУ ВПО ВГПУ в 2010 г., выявил типичные затруднения выпускников вуза в решении профессиональных задач: в установлении контакта с учащимися, в организации взаимодействия с родителями учащихся, трудности в нахождении подхода к детям и др. Анализ результатов приведенного опроса, а также ряд научных исследований свидетельствуют о том, что выпускники педагогических вузов недостаточно хорошо владеют коммуникативными компетенциями. И это при том, что специалист сферы образования призван быть носителем знаний и культуры общества, а владение речевыми средствами воздействия – важнейшее профессиональное качество. Формирование речевой культуры будущих специалистов сферы образования возможно разными способами. Эффективным средством в условиях интенсивного увеличения информационного потока является медиапространство, которое представляет собой сферу распространения и влияния средств массовой информации, территорию распространения и влияния СМИ. Медиатексты пользуются огромной популярностью у школьников и молодежи. В наши дни практически в каждом образовательном учреждении высшего профессионального образования успешно функционируют студенческие медиапроекты: телевидение, радио, газеты, журналы, сайты. Создаваемые медиатексты воздействуют не только на слух, зрение, но и на речевое поведение обучающихся. Сегодня, признавая значимость медиасредств (печатные издания, телевидение, Интернет, радио, кино и пр.) в образовательном процессе, ученые не в достаточной степени исследуют их роль в формировании речевой культуры будущих специалистов сферы образования. Вопросы формирования речевой культуры в медиапространстве вуза практически не изучались. Вместе с тем, это пространство обладает всеми предпосылками для формирования речевой культуры будущих специалистов сферы образования. Современная образовательная среда – это медиасреда, использующая в основном механизмы массовой/индивидуальной коммуникации вкупе с ростом различных форм обратной связи со средствами обучения – интерактивности. Образовательная среда нового типа строится на принципах целостности и саморазвития, где основные задачи: совершенствование материально-технической базы, использование новых информационных технологий; создание на базе образовательного учреждения медиатеки, создание условий для информационного взаимодействия и саморазвития медиапространства образовательного учреждения и пр. Российская педагогическая энциклопедия определяет медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) как направление в педагогике, выступающее за изучение «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). При этом основные задачи медиаобразования: подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [1, с. 317]. Реклама, средства массовой информации, Интернет, кинопродукция – все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки молодых людей, воздействует на основы их мировоззрения и идентичности. Обучающийся должен сам уметь ориентироваться в медиапространстве, отслеживать его влияние, уметь оценивать качество и достоверность информационных сообщений. Именно с этой целью необходимо включение студентов в процесс создания собственной медиасреды, чтобы они «изнутри» познакомились с их устройством и принципами функционирования. С другой стороны, обучающиеся должны уметь грамотно читать, составлять и анализировать медиасообщения (медиатексты): видео и аудиоряды, структуру образов, выявлять скрытые подтексты. При этом очевидно влияние средств массовой информации на расширение общего кругозора, погружение в информационный поток, где коммуникативные неудачи не воспринимаются таковыми, и, несомненно, СМИ – один из источников для повышения культуры речи человека. Среди профессионально важных качеств педагога важное место занимают готовность к спонтанной коммуникации и хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатство лексики. Культура речи – это «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи» [2, с. 247]. Другими словами, «культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также умение употреблять слова и выражения в соответствии с целями и ситуацией общения. Таким образом, выделяется два главных показателя, или критерия, культуры речи – правильность и коммуникативная целесообразность. Другими критериями культуры речи, определенными еще с древнейших времен, являются точность, логичность, ясность и доступность, чистота, выразительность, разнообразие, эстетичность, уместность» [3, с. 29]. В рамках педагогического эксперимента, реализуемого в ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», базой для развития информационной образовательной среды нового типа становится реализация телевизионных проектов, формирование внутреннего медиапространства образовательного учреждения через систему вузовских СМИ (факультетские газеты, корпоративное издание студентов и преподавателей вуза, студенческое телевидение, блоги, официальный Интернет-сайт). Непосредственные цели функционирования вузовских СМИ заключаются прежде всего в обеспечении самоопределения студентов в современном медиапространстве, освоении медиакультуры, в формировании критической компетенции. Создание собственных медиатекстов, освоение медиаграмотности позволяет студентам формировать собственную речевую культуру. Необходимость формирования речевой культуры будущего специалиста сферы образования в медиапространстве вуза обусловлена и запросами будущего специалиста к качеству образования: построением особого мироощущения, которое отличается причастностью к общечеловеческим проблемам. Отсюда очевидна необходимость изучения возможностей и процесса формирования речевой культуры будущего специалиста сферы образования в медиапространстве педагогического вуза, а также выявления и апробации педагогических условий, при которых этот процесс протекал бы наиболее эффективно. Список литературы: 1. Российская педагогическая энциклопедия / под. ред. А.П. Горкина. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 317 с. 2. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с. 3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2008. 207 с. |
След. » |
---|