Все |0-9 |A |B |C |D |E |F |G |H |I |J |K |L |M |N |O |P |Q |R |S |T |U |V |W |X |Y |Z

САЙТ НА ЛАДОНИ Культура Формирование культуры

Формирование культуры речи

Оглавление
Формирование культуры речи
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26
Страница 27
Страница 28
Страница 29
Страница 30
Страница 31
Страница 32

1.4.2. Стилевые  и  структурные  особенности  учебно-научного  текста
Владение языком науки является составной частью интеллектуально-речевой культуры, важной характеристикой субъекта познания.
Текстовые категории испытывают влияние стиля и оказываются функционально обусловленными. Специфика научного стиля заключается в том, что  его экстралингвистическая основа (назначение науки и форма теоретического мышления) приспосабливает языковые средства для выражения точности, абстрактности, логичности и объективности содержания .
Анализ особенностей научного стиля речи в целом довольно широко представлен в работах таких исследователей, как М.Н. Кожина, А.Н. Васильева, О.Д. Митрофанова, Е.И. Мотина, Н.А. Метс, Н.М. Лариохина, О.А. Лаптева  и др.
Цель научного стиля – наиболее точное, логичное, однозначное выражение мысли, поэтому в научном стиле речи оценочные и прагматические элементы вторичны, ведущая роль принадлежит рациональной программе. Для реализации поставленной цели важно, чтобы коммуникативное намерение автора было точно и однозначно истолковано читающим.
Основные стилевые черты научной речи (ее качественные характеристики): точность, ясность, логичность (это  признаки  любого  стиля, однако для научного стиля они являются стилеобразующими); обобщенность, безличность и отвлеченность. К стилевым чертам научного стиля относят также  сжатость, нейтральную экспрессивность, объективность, официальность, стандартность, неэмоциональность.
Точность  научной  речи, или, по терминологии М.Н. Кожиной,  конкретизация в пределах понятийного плана, предполагает  отбор  языковых  средств, обладающих  качеством  однозначности  и  способностью  наилучшим  образом  выразить единичное понятие и даже образ (представление). Точность предопределяет терминологичность словарного состава научного стиля речи, которая приводит к тому, что научный стиль не обладает свойством общедоступности. Это замечание представляется чрезвычайно важным в методическом плане: доступность учебно-научного текста связана с информационным тезаурусом конкретного ученика и является категорией субъективной. Для преодоления объективной сложности учебно-научного текста школьник должен овладеть  интеллектуально-речевыми умениями.
Подчёркнутая  логичность является одной  из  основополагающих черт  научной  речи. Главнейшей  формой  мысли  в  области  науки  оказывается  понятие, а  языковое  воплощение  динамики  мышления  выражается  в  суждениях  и  умозаключениях, которые следуют  одно  за  другим  в  строгой  логической  последовательности. Обратим внимание на то, что овладение научным содержанием дисциплины невозможно, если у школьника невысок уровень речевого развития, не сформированы операции логического мышления.
М.Н. Кожина рассматривает каждый функциональный стиль в качестве речевой системы, обладающей своей стилостатистической структурой. Логичность выражается  на  синтаксическом  и  сверхфразовом  уровнях и  реализуется  средствами, типичными  именно  для  научной  речи, такими как:   лексический повтор; вводные  слова, выражающие  отношения  между  частями  высказывания; подчинительные союзы. Умение школьника анализировать средства связи предложений в тексте способствует лучшему пониманию логики его построения и содержания.
Логичность  научной  речи  предполагает использование специальных визуальных средств: цветовую и шрифтовую акцентуацию, подчеркивание, нумерацию и т.д. Эти средства широко используются в школьных учебниках, но  в практике обучения они крайне редко становятся предметом внимания, поэтому их роль в овладении содержанием учебно-научного текста не осознается школьниками.
Обобщённость  и  отвлечённость языка  науки  диктуются  спецификой  научного мышления. Для целесообразного выражения отвлеченности теоретической мысли употребляются наиболее общие  и  отвлечённые  по  значению единицы языка на всех уровнях: лексико-семантическом, морфологическом, синтаксическом. «Комплексная абстрактизация» (термин М.Н. Кожиной) проявляется во всем строе научной речи, ее структуре и стиле языка.
На семантическом уровне отвлеченность проявляется в форме объективно-внеавторского сообщения, в отстранённости первого лица, поскольку  научное изложение представляет собой сообщение о фактах, существующих  объективно, вне  зависимости от текста.
На лексическом уровне преобладают  слова  с  обобщённым, абстрактным  прямым значением, так как слово в научной речи выражает общее научное понятие или абстрактный предмет, даже конкретные  слова  обычно  употребляются  в  отвлечённом  значении.
Для морфологического уровня научного стиля характерны     отглагольные имёна  существительные и существительные с абстрактным значением среднего рода. Глаголы употребляются в  обобщённо-отвлечённом и безличном значении  в  форме  настоящего  в  значении  «вневременного», постоянного. Преобладают глаголы  несовершенного  вида  и формы  3-го  лица  местоимений, значение  лица  при  этом  ослаблено. Краткие  прилагательные  в  научной  речи  используются  для  выражения  не  временного, а  постоянного  свойства  предмета.
На синтаксическом уровне тенденция  к обобщению и к отвлеченности отражается   в  довольно  широком   употреблении  неопределённо-личных  и  обобщённо-личных  предложений, употреблении  причастных  и  деепричастных оборотов, страдательных конструкций. Широко используются в научной речи сложноподчиненные предложения с придаточными причины и условия, раскрывающими  причинные связи фактов и явлений. 
Выразительность  научной  речи  связана,  прежде  всего,  с  точностью  употребления  слов  и  логичностью  изложения. Наиболее  характерным для научного стиля речи средством выразительности  является  сравнение. Сравнение является одной  из  форм  логического  мышления и при этом  выполняет ряд функций: пояснительно-уточняющую, иллюстративно-наглядную, выразительную  и  популяризующую.
Точность, ясность, логичность, обобщенность, безличность, отвлеченность, выразительность организуют в систему все языковые средства, формирующие научный стиль речи. Следовательно, при обучении школьников учебно-научному стилю речи необходимо познакомить их со стилевыми особенностями научного стиля и целенаправленно формировать умение  отбирать языковые средства  в соответствии с его особенностями.
Стандартность научного стиля связана с тем, что теоретические положения не допускают перевода в иной стилистический план и передаются посредством соответствующих языковых средств, и это привело к жанрово-композиционному стандарту произведений научной литературы. Композиция научного текста рассматривается как «построение его содержания по определенной схеме, обусловленной речемыслительными законами научной деятельности и коммуникативной установкой автора» (Е.В. Чернявская),  например, фактором формирования знаний, которые конкретизируются рядом этапов познавательной деятельности. Характерная для научной сферы коммуникации рационально-логическая структура обусловила особенности композиции научного текста –  логически упорядоченное, линейное изложение .
Учебные тексты имеют общие базовые признаки. Для них характерна тематическая целостность, которая реализуется через развертывание микротекстов, объединенных в смысловые блоки и выделенные абзацами. На основе логики изложения А.Н. Кожин   выделил два основных вида изложения научной информации – системно-логический и ретроспективный. 
Системно-логическое изложение опирается на виды умозаключений и формирует три композиционных типа: индукцию, дедукцию, традукцию. Индукция предполагает путь познания от единичного к обобщению, например, анализ явления и выведение закономерности, рассуждение на лингвистическую тему. Дедуктивное умозаключение строится «от общего к частному», как, например, проблемное рассуждение. Традукция заключается в установлении многообразных пространственных, временных, условных и т.п. связей между понятиями, что наблюдается, например, в таблице, схеме, опорной записи.
В ретроспективном изложении выделяются три композиционных типа: линейный, параллельный и многомерный.  Линейная композиция устанавливает непосредственные отношения между тезисом и иллюстрацией; так строятся определение понятия, формулировка правила, рассказ на учебно-научную тему, инструкция к применению правила, способа действия. Параллельная композиция предполагает сопоставление явлений,  сравнительную характеристику; многомерный композиционный тип востребован, например, при написании реферата по нескольким источникам.
Несомненным достоинством такого подхода к типологии учебно-научного текста является установление тесной связи композиционного членения с содержанием. Композиционная последовательность  компонентов содержания  выделяет, подчеркивает то, что наиболее значимо для осознания коммуникативного намерения автора. Понимание авторской интенции и роли композиции в ее постижении, владение композиционными типами изложения, несомненно, будет способствовать, в частности, осмыслению конкретного учебно-научного текста и, в общем,  приобщению субъекта к культуре познания.
В литературе описаны типологии,  основанные не на композиции учебно-научного текста, а на функционально-смысловых типах речи – описании, повествовании, рассуждении . Такой подход представляется оправданным, поскольку школьные программы включают изучение типов речи и предполагают обучение школьников  строить устные и письменные высказывания на их основе. Однако тексты, представленные в невербальном коде (таблицы, схемы, опорные записи), оказываются за пределами внимания.
Для формирования интеллектуально-речевой культуры важно создать у школьников представление о том, что теоретическая информация может быть представлена в вербальном и невербальном коде. Особое внимание следует уделить таким текстовым категориям, как информативность, связность, целостность, членимость и иерархичность строения, а также таким особенностям научного стиля, как точность, логичность, обобщенность, сжатость и стандартность. Представление об учебно-научном тексте как целостной взаимосвязи и взаимообусловленности композиции и содержания позволит школьникам понять цель создания текста, способствует его пониманию, создает условия для аналитической, реконструктивной и продуктивной текстовой деятельности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы
1.  Прочитайте текст, определите его стиль, назовите наиболее характерные стилевые черты. К какому композиционному типу относится предложенный текст?
В процессе развития языка состав слова может меняться, упрощаться. Обычно это происходит в результате разрыва связей между однокоренными словами. Так произошло и с названием маленького пушистого зверька. Жители Древней Руси чаще всего называли его «веверица», а словом «белка» обозначался подобный зверек с белой шкуркой. В ходе истории языка слово «веверица» утратилось, и словом «белка» стали называть всех животных этого рода, независимо от их цвета. Однако белыми белки бывают крайне редко, и поэтому связь с прилагательным «белый» утратилась. В современном русском языке корень этого слова уже не -бел-, а -белк-. Суффикс -к- слился с корнем, и состав слова упростился. (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык: Учебник для 4-го класса).

2.    Прочитайте приведенные ниже тексты. Определите коммуникативное намерение участников текстовой деятельности. Охарактеризуйте тексты с точки зрения стилевых и структурных особенностей. Обоснуйте особенности графического оформления текстов. Какие методические приемы можно использовать для освоения содержания текстов?
1)    Составь самостоятельно инструкцию «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении».
1.    Найти и подчеркнуть…
2.    Посчитать…
3.    Если…
4.    Найти границы…
5.    Выделить…
6.    Поставить… (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Русский язык: Учебник для 4-го класса).

2)     Род и племя. Необходимость совместно защищаться от хищников и охотиться на большие стада животных сплачивала людей. Молодые поколения держались вокруг старших, составляя прочный коллектив родственников – род. Несколько родов составляли племя.
Члены одного племени – соплеменники – собирались для обсуждения общих дел, избирали вождя, совместно охотились и делили добычу. Племя было невелико. Между племенами могли быть обширные незаселенные территории. Натуральное хозяйство позволяло каждому племени собирались для жить вполне самостоятельно.
Внутри племени существовали строгие законы, и племя могло сурово осудить охотника за трусость или жадность при дележе добычи. Одной из мер наказания было изгнание из племени. Охотник-одиночка, лишенный поддержки рода или племени, погибал.
Первобытные люди осваивали новые земли, доступные для охоты. Они расселились по Сибири и через Берингов пролив проникли в Северную Америку. (Б.А. Рыбаков, А.М. Сахаров и др. История Отечества: Учебник для 7-8 кл.).

3.    Прочитайте конспект урока «Понятие об учебно-научном тексте» (четвертый класс). Какие методические приемы и с какой целью использованы? Какие изменения и дополнения вы считаете необходимым внести. Обоснуйте свое мнение.
Понятие об учебно-научном тексте
a.     Объясните, как вы понимаете смысл слов К.Д. Ушинского.
Читать – это еще ничего не значит; что читать  и как понимать читаемое – вот в чем главное дело.
2)  Прослушайте конец рассказа В. Драгунского «Тиха украинская ночь».
А после урока Мишка вдруг отвернулся от меня, покраснел и сказал:
- А мое любимое стихотворение – про сосну: «На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна…» Знаешь?
- Знаю, конечно,  –  сказал я. – Как не знать?
Я выдал ему «научное» лицо.
- «На севере диком» - этими словами Лермонтов сообщает нам, что сосна довольно морозоустойчивое растение. А фраза «стоит на голой вершине» дополняет то, что сосна к тому же обладает сверхмощным стержневым корнем»…
Мишка с испугом глянул на меня. А я на него. А потом мы расхохотались. И хохотали долго, как безумные. Всю перемену.
•    Как вы думаете, почему Денискин комментарий   стихотворения вызвал  у мальчиков смех?
3) Прочитайте отрывок из рассказа В. Драгунского «Белые амадины».
Это были птички амадины. Маленькие-маленькие, белые снежки с блестящими клюквенными клювиками и величиной с полпальца. Откуда они взялись? Они, наверное, нападали с неба. Они, наверное, были осадки, а потом ожили, вышли из сугробов и давай летать по нашим дворам и переулкам перед окнами и, наконец, впорхнули в этот павильон «Свиноводство»,  и теперь сидят, отдыхают. А люди стоят перед ними недвижно и любят их изо всех сил.
•    Определите тему текста и озаглавьте его.
•    Найдите слова, передающие отношение героя рассказа к амадинам.
•    Определите основную мысль текста.
4)  Прочитайте текст и озаглавьте его.
Амадины – род птиц семейства вьюрковых ткачиков. Распространены в Юго-Восточной Азии, Австралии, Африке, на островах Малайского архипелага. Населяют  открытые ландшафты, живут среди травяной растительности, в густых зарослях по краю лесных насаждений, а также в садах и парках. Держатся стайками, гнездятся отдельными парами. В Европе известны как комнатные птицы с 18 века.
Для большинства видов характерно пестрое оперение, различают 3 цветовые вариации передней части головы: красноголовые, черноголовые и оранжевоголовые амадины. Песня амадин тихая, мелодичная, с характерными «тикающими» звуками – «тили-ли, тили-ли».
В 16 веке в Китае и Японии выведены белоснежные рисовые амадины. Поют, в отличие от других амадин, громко, с присвистами. 
(Жизнь животных. Энциклопедия)
•    Можно ли утверждать, что тексты в упражнениях 3 и 4 написаны на одну тему? Почему вы так считаете?
•    Определите, какую цель ставили перед собой авторы при создании  каждого их этих текстов: 1) воздействовать на чувства и воображение читателя, 2) предоставить точную информацию? Устно обоснуй свое мнение.
•    В тексте упр. 4 найдите слова, которые последовательно  передают  точную научную информацию.
Точность, логичность, доказательность, употребление слов в прямом значении, наличие терминов – основные черты научных текстов.
•    Как вы считаете, надо ли вам научиться  читать, понимать и создавать научные тексты? Обоснуйте свое мнение.
5) Прочитайте текст. Вместо точек вставьте пропущенные слова, которые спрятались в «Справочном бюро».
В школьных учебниках мы встречаемся с …. текстами. Для них характерны  …, …, … Эти особенности помогают однозначно понять научную информацию.
Чтобы хорошо учиться, необходимо уметь … и … научные тексты, а также  точно, логично, доказательно излагать свои мысли.
Справочное бюро: читать, точность, научные, логичность, понимать, доказательность.

4.    При знакомстве с научным стилем речи ученикам было предложено приведенное ниже задание. Определите его цель. Какие стилевые черты являются предметом внимания? Какие методические приемы использованы? Оцените задание. Вы согласны с этим заданием или считает необходимым внести изменения и дополнения? Если да, то какие именно?

Прочитайте текст. К какому стилю он принадлежит? Выделите характерные стилевые черты. Какой вид изложения научной информации использовал автор?
Задание 1.
1)    Прочитайте четверостишие. Кто его автор?
Вновь Исаакий  в облаченье
Из литого серебра.
Стынет в гордом нетерпенье
Конь великого Петра.
2)    О каких архитектурных памятниках пишет А.Ахматова?
3)    Вы помните, как выглядит Исаакиевкий собор? Из какого камня выполнены стены собора? Колонны?  Какого они цвета? Чем покрыт купол Исаакиевского собора?
4)    Почему же А. Ахматова видит «Исаакий  в облаченье из литого серебра»?  С чем связано такое восприятие? Как вы понимаете значение слова «облаченье» и смысл словосочетания «литое серебро»?
5)    К какому стилю речи относится прочитанный текст? Почему?

Задание 2.
1)    Прочитайте текст, приведенный ниже.
Иней – это вид атмосферных осадков, представляющий собой тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся на почве, траве и наземных предметах из водяного пара атмосферы.
Иней образуется вследствие охлаждения земной поверхности до отрицательных температур, более низких, чем температура воздуха, и сублимации водяного пара на поверхности, охладившейся ниже 0оС. По форме частички инея напоминают снежинки, но отличаются от них меньшей правильностью, так как зарождаются в равновесных условиях, на поверхности каких-либо предметов.
Иней часто сопровождается туманом.

2)    Определите тему текста. Озаглавьте его.
3)    Что называется темой текста?
4)    Что вы узнали из текста?
5)    Определите  основную мысль текста. На какие вопросы необходимо ответить, чтобы правильно определить основную мысль текста? (Подсказка. 1. О чем говорится в тексте? 2. Что об этом говорится?)
6)    Как бы вы определили коммуникативное намерение автора этого текста?
7)    Встретились ли вам непонятные слова? Выделите их. Как вы думаете, почему они непонятны вам? Что они называют? Как называются такие слова?
8)    К какому типу речи вы отнесете текст? Почему? Какие союзы в данном случае  помогают определить тип речи.
9)    Какие части можно выделить в тексте? О чем говорится в каждой части. Составьте план.
10)    К какому стилю речи следует отнести текст? Обоснуйте свое мнение.
11)    Вернемся к стихотворению А. Ахматовой. Подумайте, благодаря какому атмосферному явлению Исаакий предстает «в облаченье из литого серебра».
12)    Как называется изобразительно-выразительное средство, использованное А. Ахматовой - «облаченье из литого серебра»?
13)    С какой целью используется метафора?
14)    Подумайте, какую задачу решает поэт: а) передать точную информацию, б) воздействовать на воображение читателя? Какую задачу ставит автор научного текста?
5.    Познакомьтесь с методическими требованиями к учебно-научному тексту (И.Я. Лернер). Как вы считаете, является ли этот перечень законченным? Дополните его. Соответствуют ли предложенные в заданиях 1-4 тексты этим требованиям? Обоснуйте свое мнение.
Учебно-научный текст должен:
1)    излагать предметные знания, знания о способах деятельности, о ценностях;
2)    подчинять изложение определенному плану: отчетливо отделять новое от ранее изученного, вводить ссылки на пройденные параграфы для организации повторения;
3)    представлять комплексный материал целостно-расчлененно; для этого надо, чтобы каждый абзац содержал ведущее высказывание и 2-5 разъясняющих его суждений;
4)    концентрированность (сжатость) должна быть такой, чтобы ученик мог понять главное, поскольку чересчур короткий текст ученику может быть непонятен;
5)    вводить новые понятия постепенно, не допускать скопления терминов;
6)    соответствовать интеллектуальному, эстетическому и нравственному развитию учащихся.
6.    Какова цель анализа стилевых и структурных особенностей учебно-научного текста? Какое место в формировании интеллектуально-речевой культуры школьников занимает осмысление текста как лингвистического феномена, т.е. в аспекте взаимосвязи его содержания и формы?


 
След. »

da



Rambler's Top100