Формирование экологической культуры |
Страница 9 из 26 АГРАРНАЯ КУЛЬТУРА Аграрная культура охватывает всю эпоху, когда основой материального производства были земледелие и скотоводство ¾ с мо¬мента появления сельского хозяйства (ок. 8 тыс. лет до н.э.) вплоть до возникновения полноценного промышленного производства (середина XVIII в. н.э.). Нестабильность практиковавшегося на протяжении многих сотен тысячелетий охотничьего хозяйства вынуждала людей искать новые источники обеспечения своего существования. В результате начи¬ная с 12-го тысячелетия до н.э. стал систематически практиковаться возникший на базе предшествующего собирательства сбор урожая диких злаков, а примерно 10¾11 тыс. лет назад возникло зем¬леделие. Первыми культурами, освоенными ранними земледельца¬ми, были предположительно тыква, перец, злаковые растения (пше¬ница, ячмень), слива, миндаль и др. Приблизительно 7¾8 тыс. лет назад стали возделываться рис, чечевица, горох, фасоль, лен и др. Параллельно с развитием земледелия шло приручение домаш¬них животных. Первым из них, по-видимому, была собака, веду¬щая свою родословную от диких волков и шакалов. Она стала по¬стоянным спутником и помощником человека, как полагают, еще 15 тыс. лет назад. Животные, используемые для получения мяса, молока и шерсти, начали одомашниваться около 12¾10 тыс. лет назад. Это были прежде всего козы, овцы, крупный рогатый скот, свиньи. 6¾7 тыс. лет назад были приручены верблюд, лама, ло¬шадь и др. В это же время люди начали разводить пчел. Первоначально земледелие и скотоводство возникли в Средней Азии (Шумер) и Северной Африке (Египет). Отсюда они стали распространяться в Европу. Независимые очаги возникновения земледелия и скотоводства сформировались несколько позже в Восточной и Юго-Восточной Азии, Центральной Америке, и из них производящее хозяйство распространилось во всех направле¬ниях. Процесс этот был длительным по времени и продолжался вплоть до начала 3-го тысячелетия до н.э. Переход к аграрной (сельскохозяйственной) культуре называ¬ют неолитической революцией, так как человек пришел от при¬сваивающей экономики к экономике производящей. По мнению Б.Б. Прохорова, важными отличительными особенностями жизни неолитического человека были его оседлость или полуоседлость, что предполагало тесный контакт с территорией, которую он об¬рабатывал, увеличение плотности населения, овладение гончар¬ным ремеслом, высокие достижения в технике шлифования камня. В этот же период в хозяйственной деятельности начал использо¬ваться плуг. Б.Б. Прохоров упоминает несколько важных факторов, способствовавших в период перехода от присваивающего к производя¬щему хозяйству, к интенсивному развитию ремесел, связывая его прежде всего с необходимостью удовлетворения новых потребно¬стей людей, сложившихся на данной ступени исторического разви¬тия. Оседлая жизнь требовала надежных долговременных жилищ, а следовательно, производства и совершенствования строитель¬ных инструментов. Земледельческая культура предполагает нака¬пливание собираемых продуктов, требующих особой термической обработки, что привело к развитию технологии изготовления ке¬рамики. Стремление повысить урожайность эксплуатируемых зе¬мель толкало людей к усовершенствованию навыков обработки земли и изобретению новых сельскохозяйственных орудий. Воз¬никновение потребности в одежде из растительных волокон при¬вело к развитию технологии ее изготовления и появлению в эпоху неолита прообраза ткацкого станка. Помимо потребностей в тех или иных предметах в земледельческих поселениях складывались условия для развития ремесел. К ним Б.Б. Прохоров относит дос¬таточно длительную оседлость, позволяющую иметь необходимые приспособления для изготовления различных предметов; досуг между периодами полевых работ; повышенную плотность населения, позволявшую людям обмениваться прогрессивным опытом в разных ремеслах. По оценкам демографов, численность населения, которая в на¬чале неолита (6 тыс. лет назад) достигала 26,5 млн. человек, к 4-му тысячелетию составляла уже 70¾90 млн. человек, а во 2-м тысяче¬летии превысила показатель в 130 млн. Плотность населения в начале неолита достигала в некоторых районах 500 чел/км2 (при среднем показателе 200¾350 чел/км2). Первобытные земледельцы и скотоводы объединялись в группы, насчитывающие от 50 до 300 человек, в ряде случаев их численность доходила до 500. Если в доземледельческую эпоху размеры человеческих групп и продолжительность жизни людей определялись преимущественно количеством продуктов питания, то с развитием земледелия, как отмечает Б.Б. Прохоров, главным регулирующим фактором стали болезни. Земледелие и животноводство, серьезно видоизменив хозяйственно-бытовой уклад жизни людей и окружающую при¬родную среду, повлияли и на заболеваемость жителей древних; земледельческо-скотоводческих общин. Важнейшим фактором, появившимся в связи с развитием земледелия и оказавшим серьезное воздействие на состояние здоро¬вья людей, стало повышение плотности населения. Скопление от¬носительно большого числа людей на ограниченных площадях создавало условия для распространения среди них различных инфекционных болезней. Л.В. Громашевский указывает на три наи¬более вероятных источника их возникновения. Первым, по-види¬мому, служили болезни животных предков человека. К этой категории можно отнести малярию, некоторые гельминтозы, и, воз¬можно, брюшной тиф. Вторым источником образования инфек¬ционных болезней человека мог послужить процесс приобретения свойств патогенных паразитов организмами, ранее не представ¬лявшими опасность для человека. Примером этой категории ин¬фекционных болезней является холера. Наиболее обильным с точки зрения приобретения человеком новых болезней является третий источник их происхождения. Вступая в различные формы общения (употребление в пищу, одомашнение, хозяйственное использование, пребывание на одной территории и т.п.) со многими видами животного мира, люди принимали на себя болезни жи¬вотных, к которым они сами оказались восприимчивыми. Так про¬изошли оспа человека из коровьей оспы, сыпной тиф человека из крысиного риккетсиоза, возвратный тиф из клещевого спирохетоза грызунов и т.д. Б.Б. Прохоров отмечает, что жизнь первобытных земледельцев и скотоводов в поселках привела к ухудшению санитарного со¬стояния населения. Вокруг поселений стали скапливаться отбро¬сы, нечистоты, происходило загрязнение почвы и водоемов, что способствовало распространению возбудителей инфекций. Хра¬нилища зерна и свалки привлекали к себе диких животных, яв¬ляющихся переносчиками возбудителей многих опасных инфек¬ций. В этих условиях многие возбудители инфекционных заболе¬ваний и их кровососущие переносчики передавались от диких жи¬вотных домашним. Разведение сельскохозяйственных животных существеннейшим образом отражалось на здоровье неолитического человека. Упот¬ребление недостаточно термически обработанного мяса домаш¬них животных нередко приводило к заражению людей биогель-минтозами, в частности трихинеллезом. Тяжелое течение трихи¬неллеза, часто заканчивающееся смертью, привело впоследствии к тому, что некоторые религии (иудаизм, ислам) наложили запрет на употребление своими последователями свиного мяса, с кото¬рым связано возникновение трихинеллеза. Охота и животноводство способствовали заболеванию людей, живших в Африке, тринаносомозом (сонной болезнью), переносчиком которой является паразитирующая на животных муха цэ-цэ. Экологические последствия деятельности неолитических зем¬ледельцев и скотоводов были, по данным Б.Б. Прохорова, весьма разнообразны. Практиковавшееся в то время подсечно-огневое земледелие позволяло не только освобождать новые территории для расширения земледелия, но и получать необходимые мине¬ральные соли для подкормки культурных растений. Выжигание лесной растительности приводило к образованию золы ¾ мине¬рального удобрения, которое на несколько лет обеспечивало сбор высоких урожаев зерновых культур. Подсечно-огневое земледелие приводило к обширным пожарам, в результате которых выгорали большие территории леса, погибало много животных. К тем же результатам вело выжигание прошлогодних растительных остат¬ков на луговых и степных участках, предпринимаемое для того, чтобы увеличить запасы кормов для сельскохозяйственных животных. Распашка земель приводила к разрушению естественных экологических ниш многих животных, в результате чего одни ви¬ды исчезали, другие же концентрировались вокруг участков с культурными посевами, где им были обеспечены богатые корма. Многие из них впоследствии одомашнивались. Сельскохозяйственные животные также оказали огромное влия¬ние на природные комплексы. Конкурируя с дикими копытными, они вытесняли их с естественных пастбищ. В то же время скопле¬ние большого количества крупного рогатого скота на ограничен¬ных участках, расположенных в непосредственной близости к человеческим поселениям, приводило к сведению травяного покрова. Мелкий рогатый скот (овцы, козы), объедая молодые растения, оказался виновником исчезновения лесов в ряде регионов мира, а в некоторых случаях даже их опустынивания. Органическое истощение почв в результате выращивания сельскохозяйственных культур, вырубка лесов при заготовке древеси¬ны, перевыпас домашних животных ¾ все это в конечном счете приводило к эрозии почв, надолго выводившей их из хозяйствен¬ного оборота. Что касается потребления энергии людьми к концу неолита, то оно увеличилось в 100 тыс. раз по сравнению с концом палеолита. Рубеж 4¾3-го тысячелетий до н.э. ознаменован крупным событием в истории человечества ¾ возникновением городов и организ¬аций городской среды. В начале 7-го тысячелетия до н.э. был сооружен первый из известных городов ¾ Иерихон. Начиная с середины 4-го тысячелетия до н.э. на Ближнем Востоке, в Междуречье и Египте города стали объединяться и образовывать государства, переросшие со временем в мощные рабовладельческие империи. Образование городов вело к концентрации населения, концентрации экономической жизни и культуры, концентрации власти и поддерживающих ее структур принуждения ¾ армии и милиций, организации систем снабжения продовольствием и коммуникаций. Городская среда существеннейшим образом изменяет окру¬жающую природу. Как отмечает В.П. Алексеев, концентрация активного населения создает масштабные возмущения в окружающей среде, как социальной, так и географической: окультуривание ландшафта, необратимо меняющее его структуру и видовой состав, вредные в экологическом отношении проявления бессознательной человеческой деятельности, такие, как выброс отходов производства или сливание их в воду, вырубка леса и кустарниковых растений на топливо, интенсификация земледелия, приводящая к истощению почвы, расширение зон выпаса скота, сопровождаю¬щееся сведением растительности на больших территориях и пр. Отмечаемые в эпоху аграрной культуры плавные колебания в численности населения связаны, по-видимому, с изменением количества доступной пищи. Однако на протяжении истории земле¬дельческих обществ наблюдались и резкие пики смертности ¾ до 150¾300 и даже 500 на 1000 человек. В ряде случаев они совпадали с войнами, но чаще возникали из-за вспышек эпидемий и голода. О характере питания людей в этот период, по мнению Б.Б. Про¬хорова, в определенной мере можно судить на основании исследо¬вания немецкого историка Э. Кленгель-Брандт. Она пишет, что жи¬тели Вавилона употребляли преимущественно растительную пи¬щу ¾ лук, огурцы, тыквы и дыни. Бобы, чечевица, пшено и ячмень использовались для приготовления кашеобразных блюд. Основ¬ным же продуктом питания был хлеб. В пищу употреблялись так¬же фрукты ¾ финики, гранаты, яблоки, груши и виноград. Мясная пища из-за своей дороговизны редко попадала на стол. Овец, коз и коров забивали лишь к большим праздникам. Мясо вавилоня¬нам заменяла рыба, которую местные жители ловили в реке Ев¬фрат и многочисленных городских каналах. Наиболее любимыми продуктами были молоко, сыр и простокваша. В эпоху античности (VIII в. до н.э. ¾ V в. н.э.) в результате уси¬ления давления на природу со стороны общества в ней произошли заметные изменения, многие из которых носили однозначно нега¬тивный характер. Они коснулись прежде всего наиболее активно осваиваемого в то время побережья Средиземного моря. В ре¬зультате активной вырубки были сведены леса ливанского кедра, началась интенсивная эрозия почв на склонах Балканских гор, что усугубилось выпасом на них больших стад коз и овец. В эту эпоху начался процесс добычи полезных ископаемых (руд метал¬лов), что привело к серьезным деформациям окружавших города ландшафтов. Энергопотребление населения в античном мире ненамного пре¬вышало уровень эпохи в целом. На первый взгляд такой неболь¬шой прирост энергопотребления не способствовал быстрому раз¬витию общественного производства и не мог энергетически обес¬печить рост численности населения. Вместе с тем античные наука и культура достигли в этот период человеческой истории небывалого расцвета. В.П. Алексеев объясняет это широким использова¬нием особого малозатратного источника энергии ¾ находящихся в рабстве людей. Последним этапом в развитии аграрной культуры, начавшимся и V¾VI вв. н.э., стала эпоха феодализма. Хронологически она почти совпадает с эпохой средневековья. П. Кууси отмечает, что, вероятно, со II в. до н.э. до начала X в. н.э. не происходило существенного прироста производства продовольствия прежде всего по причине нестабильности политической обстановки. Росту производства препятствовали войны, мародерство и грабежи. В то же время растущему городскому населению и регулярным армиям требовалось все больше продовольствия. В IX в. население Земли насчитывало примерно 250 млн. человек. Эта была эпоха застоя, разобщенности, непрекращавшихся войн, эпидемий, частых неурожаев. На этом фоне заметным был недостаток пищевых ресурсов, большая часть населения Земли хрони¬чески недоедала, велики были показатели смертности от голода. Период с X в. до середины XIII в. отмечен мощным прогрессом человечества, его численность увеличилась почти вдвое. Однако уже в конце XIII в. рост численности населения прекратился. В XIV в. во многих регионах настали трудные времена: население Китая за 100 лет сократилось более чем на 50 млн., в Индии и Ев¬ропе число жителей также значительно уменьшилось. В результа¬те: в 1400 г. на Земле людей жило меньше, чем в 1200 г. В качестве основной причины такого резкого спада многие ученые считают тяжелую, затяжную эпидемию чумы. Однако эта причина, по-видимому, не является единственной с точки зрения объяснения приостановки демографического роста. Б.Б. Прохоров отмечает, что в условиях аграрной культуры рост населения в каждый данный период неизбежно опережает рост продуктивности сельского хозяйства. Следствием этого было то, что до XV столетия люди, по существу, жили на грани голода и качество питания улучшалось очень медленно. Рост народонаселения неизбежно прекращался, как только численность населения доходила до критической, по¬сле которой вновь нарождающиеся люди не могли уже быть обес¬печены средствами к существованию. Лишь начиная с XV в., в последние несколько столетий господства аграрной культуры, меж¬ду 1400 и 1750 гг., за счет совершенствования технологии и техни¬ки земледелия человечество сумело увеличить производство про¬дуктов питания и на этой основе добиться стабилизации роста численности народонаселения. Для эпохи феодализма характерно широкое использование в производстве силы ветра и течения воды. В городах и сельской местности стали находить все большее применение водяные и вет¬ряные двигатели (их использовали, в частности, при производстве хлебной муки). Огромное значение в жизни общества в качестве тягловой силы приобрела лошадь. К середине средних веков потребление энергии человечеством по сравнению с эпохой античности увеличилось в 7 раз, а в позд¬нее средневековье этот показатель вырос еще в 3 раза. В эпоху средневековья более интенсивно стали развиваться го¬рода. Площадь городов обычно была невелика, но в них на срав¬нительно малой площади было сконцентрировано большое коли¬чество людей. Так, Б.Б. Прохоров приводит данные о плотности населения в старинных кварталах Алжира, которая достигала 200 тыс. человек на 1 км2, что выше плотности населения в старых районах современного Дели (150 тыс. человек на 1 км2). Средневековые города отличались крайне неблагоприятной для жизни и здоровья людей обстановкой. Несовершенство системы вывода отходов производства и нечистот (иногда ее полное отсут¬ствие), недостаток чистой питьевой воды, высокая плотность засе¬ления (особенно в бедных кварталах) ¾ все это способствовало раз¬витию массовых эпидемий холеры, брюшного тифа, чумы и пр. С течением времени человечеству все чаще приходилось стал¬киваться с негативными последствиями своего влияния на приро¬ду. Прошло, однако, много веков, прежде чем люди сочли необ¬ходимым начать регулировать свои взаимоотношения с ней. В эпоху средневековья стали появляться первые законодательные акты, направленные на охрану окружающей среды. Еще во време¬на Карла Великого (742¾814) был принят ряд королевских указов и декретов, регламентирующих охоту и имевших определенное природоохранное значение. В XI в. в первом документе русского права ¾ «Русской правде» ¾ регламентировалась добыча бобра. Позднее некоторые правители европейских государств издавали специальные распоряжения, запрещавшие охоту на конкретные виды животных. В середине XVI в. во многих странах Европы бы¬ла запрещена охота в лесах, принадлежавших монархам, крупным феодалам, монастырям. В них были организованы заповедники, представлявшие собой, правда, частные охотничьи хозяйства. Именно этим законам человечество обязано тому, что в лесах Ев¬ропы до сих пор сохранились многие дикие животные. В эпоху господства аграрной культуры, растянувшейся на мно¬гие тысячелетия, произошли существенные изменения в воспри¬ятии человеком природы, его отношении к ней, понимании своего места в мире. Для человека эпохи древнейших земледельческих цивилизаций (Шумер, Египет, Китай и др.) были характерны уход от анимизма (традиции одушевления всех природных объектов) и тотемизма (отношение родства с растениями и животными перерастает в отношение покровительства их над людьми), постепенный отказ от следования закону сопричастности. Люди все чаще рассматривают животных и растения как автономные, не связанные с ними объекты. В представлениях людей этой эпохи превалируют культы домашних животных и обеспечивающих обильный урожай природных сил (солнце, земля, дождь и др.), возникают мифы о вечном самовозобновлении природы, такие, например, как древнеегипетский миф об Осирисе. Значительный прогресс в развитии представлений об окружаю¬щей человека действительности произошел в эпоху античности (VI в. до н.э. ¾ V в. н.э.). Человечество, расселяясь, расширяло свои познания об окружающем мире. Люди создали мощную цивилиза¬цию и уверовали в свое могущество. Главными персонажами античной мифологии стали боги, чрезвычайно похожие на людей. В это время зарождались науки, поскольку дальнейшее развитие мореплавания и земледелия было невозможно без научной основы. На всем протяжении эпохи средневековья духовная жизнь Ев¬ропы была под контролем христианства, церковная догматика определяла общественную деятельность и мораль. Отношения общества и природы объяснялись исключительно Библией, повествующей о том, что Бог отдал человеку всю землю и всех ее обитателей в полное и безраздельное владение. В это время религия сильно сковывала развитие осмысления отношений общества и природы, так как считалось, что любое объяснение есть в Библии и только там может быть единственно верное объяснение. В эпоху Возрождения (XV¾XVI вв.) на первый план выдвину¬лась человеческая личность. На смену теоцентризму пришли ан¬тропоцентризм и гуманизм, человек начал освобождаться от жестких оков религиозной догматики, культура стала приобретать светский характер. Началась эра Великих географических открытий, зародился протестантизм, сильно поколебавший доселе незыблемые устои католицизма. Открытия Галилея и Коперника перевернули представления людей о Вселенной. В эпоху Возрождения понимание человечеством своих отношений с природой вышло на качественно новый этап, в это время люди стали природу изучать, применяя для этого научные методы, сформулирован¬ные Ф. Бэконом. С конца XVI в. в странах Западной Европы наблюдается быст¬рый подъем творческой мысли. Расширение географического кругозора человечества, последовавшее за великими географически¬ми открытиями (Америки, Австралии, морских путей в Индию, Китай и др.), и накопление огромного багажа эмпирических знаний и фактов нуждались в теоретическом осмыслении. Этого тре¬бовали также запросы быстро развивавшихся сельского хозяйства и промышленности. Однако и в XVII¾XVIII вв. естествознание все еще находилось под контролем религиозных догм. |
« Пред. | След. » |
---|