Формирование экологической культуры |
Страница 13 из 26 Глава 5 ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА. УРОВНИ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ Поведение это наиболее широкое понятие, характеризующее взаимодействия живых существ с окружающей средой, опосредо¬ванное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) ак¬тивностью. Фундаментальной составляющей поведения являются реактивность и активность. Если реактивность дает возможность в основном приспосабливаться к среде, то активность ¾ приспосабли¬вать среду к себе. Чем выше уровень организации живого организ¬ма, тем большее значение приобретает активность по сравнению с реактивностью. У человека высшим уровнем активности является активность личности, которая позволяет ему решать сложные зада¬чи, связанные с преобразованием не только предметного матери¬ального мира, но и мира идеального, духовного, внутреннего. Элементарные акты поведения отмечают уже у одноклеточных организмов. И хотя их действия складываются в основном из автоматического перемещения в сторону раздражителя или от него, но и здесь наблюдаются элементарные акты обратной связи, что дает возможность осуществлять выбор, например, между пищевым и непищевым раздражителем. Для растений характерны тропизмы ¾ направленные движения, вызванные воздействием различных фак¬торов среды (света, притяжения, химических веществ и т.п.). Еще более сложные формы поведения можно наблюдать у животных. Во-первых, оно более активно, хотя в целом носит реактивный приспособительный характер; во-вторых, здесь появляется спо¬собность к ориентировке причем по отношению к биологически нейтральным воздействиям; в-третьих, наряду с врожденной ин¬стинктивной формой поведения все большую роль начинает иг¬рать приобретаемая индивидуально-изменчивая форма поведе¬ния. Постепенно это приводит к тому, что у высших животных появляется способность экстраполировать прежний опыт на новые жизненные ситуации. Поведение же человека приобретает cознательный, целенаправленный характер, что дает ему возможность планировать будущее, широко использовать язык для фиксации этих планов и передачи их будущим поколениям через обучение. Только у человека поведение приобретает форму деятельности, где реализуется наиболее полно его активность, регулируемая сознательно поставленной целью. Поведение ¾ это система сложных актов, регулируемых на различных уровнях. В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин, Б.В. Боев выделяют биохимический, биофизический, информационный, психологический уровни регуляции. В биохимической регуляции принимает участие определенный набор особых веществ, называемых гормонами. Например, у мле¬копитающих известно более 40 гормонов. Под их контролем проте¬кают все этапы развития организма, все основные процессы жизне¬деятельности, многие виды клеточного обмена. На внешнем уровне изаимодействие организмов регулируется набором управляющих, веществ, называемых телергонами. В отличие от гормонов они выводятся в окружающую среду, где действуют на особи того же или другого вида. Они могут обеспечивать узнавание особей разного пола, служить сигналом тревоги, обозначать территорию и другое. У человека роль гормонов в регуляции процессов в организме остается достаточно значительной, а вот роль телергонов существенно снижается. Хотя они и продолжают выполнять определенные функции. Хорошо известно, что интенсивная умственная работа сопровождается повышенным потоотделением. Эмоции страха, тревоги также связаны с определенными химическими изменениями в организме. Поэтому, например, собака по запаху может определить, что ее боятся. Каждый человек имеет свой специфический запах, который может привлекать или отталкивать других людей. Этим широко пользуются парфюмеры, конструирующие запахи, которые, влияя на подсознание, способствуют установлению разных по модальности контактов, влияют на характер и продуктивность общения. В биофизической регуляции принимают участие различные физические поля как внешние, так и вырабатываемые самим ор¬ганизмом. К ним относят электрические, магнитные, электромагнитные, акустические поля. В последние годы широко обсуждается проблема существования биологического поля. Такого рода поля используются организмами в процессе жизнедеятельности, например: магнитные поля играют значительную роль при ориен¬тации птиц при перелетах, акустические ¾ в локации у летучих мышей, китов и т.п. Известно, что функционирование живой клетки немыслимо без электрической регуляции. Кроме того, для каждого органа имеются свои специфические электрические коле¬бания. Так, для мозга, находящегося в состоянии активности, характерно наличие -волн, носящих ритмический характер с частотой 9¾10 Гц и потенциалом 45 мкВ. Характер волн меняется в состоянии сна и бодрствования, в состоянии предъявления раз¬личных раздражителей. Эти факты широко используются в меди¬цине. Например, с помощью электроэнцефалограмм можно диаг¬ностировать эпилептические, опухолевые, сосудистые, воспали¬тельные заболевания, определять месторасположение, где проте¬кает патологический процесс. Наряду с биохимической и биофизической регуляцией поведе¬ния можно говорить об особом уровне регуляции, называемом информационным. Мозг живых существ ¾ открытая система, обменивающаяся с окружающей средой информацией; он также ис¬пользует химический, биофизический, оптический, акустический и многие другие каналы связи. Однако главная его способность ¾ обнаруживать, перерабатывать информацию, транслировать ее другим существам или неодушевленным предметам. Передаваемая информация облегчает поиск пищи и благоприятных условий оби¬тания, защиту от врагов и вредных воздействий, взаимодействие родителей и потомства, формирование групп и т.п. Обработка информации, оценка сигналов у высших животных связана с нали¬чием у них первой сигнальной системы, базирующейся на безус¬ловных и условных рефлексах. У человека информационный обмен поднимается на качественно новую ступень, где ведущую роль начинает играть вторая сигнальная система. Это система сигналов на значение слова, и в основе ее лежит язык. Язык дает возмож¬ность обобщать информацию, и появление его связано с возник¬новением и развитием сознания, мышления. С формированием языка появляется совокупность актов поведения, совершаемых не с образами реальных предметов, а со знаками, символами, орга¬низованными определенным образом. Благодаря этому становят¬ся возможными речь и общение как специфическая деятельность. Психический уровень регуляции является ведущим в поведении человека, именно он позволяет осуществлять наиболее адекватный информационный обмен, дает возможность приспосабливаться к жизненной среде, создавать саму эту среду. Психическая регуляция возникает на достаточно позднем этапе эволюционного развития и главным образом определяет поведение организмов, обладающих нервной системой. Основным признаком появления психики явля¬ется способность живых организмов реагировать на абиотические факторы, т.е. такие факторы, которые не удовлетворяют потребно¬сти непосредственно, а сигнализируют, что дальше последует нечто важное. Например, лягушка реагирует не на саму муху, а на движе¬ние, паук ¾ на вибрацию паутины. Согласно А.Н. Леонтьеву, пси¬хика в своей эволюции проходит ряд стадий: ¾ стадию элементарной сенсорной психики, когда организм реагирует на отдельные раздражители; сюда относятся, например, насекомые; основной формой приспособительного поведения здесь является инстинкт; ¾ стадию перцептивной психики (перцепция ¾ это восприятие): здесь животное реагирует на всю совокупность условий (сюда от¬носятся, например, млекопитающие); основной формой приспо¬собительного поведения является навык, возникающий на базе условных рефлексов; ¾ стадию интеллекта (например, человекообразные обезьяны, дельфины, слоны и некоторые другие), связанную с возникнове¬нием и функционированием интеллекта со способностью к обоб¬щению, решению так называемых двухфазных задач (фаза приго¬товления и фаза достижения, удовлетворения потребности); ¾ стадию сознания, которое присуще только человеку; данная стадия связана с развитием мышления, языка, речи, способностью к прогнозированию, саморегулированию; поведение здесь приоб¬ретает форму деятельности. Основу сознания составляют не только и не столько безуслов¬ные и условные рефлексы, сколько сложные процессы саморегуля¬ции по принципу рефлекторного кольца, связанные со способ¬ностью выбирать и конструировать альтернативные программы поведения, произвольно влиять на свои рефлексы, даже на без¬условные (при специальной тренировке, например, в системе «йога»). Поэтому поведение человека носит очень сложный, ве¬роятностный характер, что и обеспечивает ему необходимую ориентировку в окружающей среде, активное преобразование и создание этой среды. Наиболее полно поведение человека может быть описано через характеристику соотношения реактивности и активности, кото¬рые выступают в роли системообразующего фактора самого поведения. Поскольку человек ¾ это многоуровневая иерархически организованная структура (биологический индивид, социальный индивид, личность), то и поведение его определяется активностью и реактивностью, проявляющимися на разных уровнях. Активность и реактивность прежде всего выступают как психо-динамические характеристики поведения человека, т.е. характе¬ристики, определяющие динамику психической деятельности со стороны скорости, интенсивности, направленности и т.п. Реак¬тивность здесь выполняет в основном приспособительную, адап¬тивную функцию; активность направлена на приспособление си¬туации, подчинение ее индивиду. При всем при этом следует от¬метить, что здесь активность и реактивность чаще всего не зависят от содержания деятельности, ее мотивов и ценностей. Активность и реактивность выступают, характеризуя уровень социального индивида, как содержательные характеристики по¬ведения человека и определяются уже в полной мере мотивами, ценностями, смыслами. Тем не менее и здесь реактивность дает возможность адаптироваться к ситуации, а активность ¾ ее преоб¬разовывать. Активность и реактивность могут выступать и показателями ценности вкладов человека в решение общественных задач (уровень личности). Активность в этом случае характеризуется оптимальным сочетанием инициативы и исполнительности и по мере включения личностного фактора в процесс конкретного поведения может про¬являться на нормативном, нормативно-личностном, личностно-продуктивном и продуктивно-творческом уровнях. Другими сло¬вами, поведение человека как личности определяется многими фак¬торами и опосредовано его пониманием конкретной задачи, миро¬воззрением в целом, оценкой всех последствий действия, отношени¬ем к этому окружающих. Таким образом, поведение человека есть продукт эволюции и общественного развития, особая форма взаимодействия с окру¬жающим миром, где в отличие от животных все большее значение приобретают высшие психические формы регуляции, которые но¬сят активный, сознательный, целенаправленный характер и связа¬ны с мышлением, речью, нравственно-этическими нормами и пра¬вилами. Все это дает человеку возможность быть существом ду¬ховным и бездуховным, этичным и неэтичным, миролюбивым и агрессивным, созидать и разрушать свою жизненную среду, адап¬тироваться и адаптировать. ПОТРЕБНОСТИ КАК ИСТОЧНИК АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Активность как центральная составляющая поведения челове¬ка не возникает сама по себе спонтанно, а детерминирована опре¬деленными состояниями человека как организма, социального индивида и личности, выражающими зависимость его от окру¬жающей среды: материальной, социальной, духовной. Другими словами, потребность ¾ это нужда, необходимость в чем-либо. Именно потребности являются основой для возникновения моти¬вов ¾ непосредственных побудителей поведения. Потребности человека очень многообразны. Н.Ф. Реймерс на основе обобщения литературных материалов выделяет следующие группы и виды потребностей: ¾ по характеру и природе возникновения: естественные, социальные, интеллектуальные; ¾ по сфере жизнедеятельности: материальные и духовные; ¾ по экономической количественной определенности: абсолютные, действительные и платежеспособные; ¾ по степени конкретизации: общие и конкретные; ¾ по степени удовлетворения: удовлетворенные, неудовлетво¬ренные; ¾ по степени настоятельности: насущные, менее настоятельные, отдаленные; ¾ по объектам: в материальных благах, услугах и духовных ценностях; ¾ по степени активности: активные и пассивные; ¾ по степени рациональности: рациональные и иррациональ¬ные («псевдопотребности»); ¾ по степени реальности: реально осуществимые и нереальные; ¾ по степени перспективности: социально перспективные и бесперспективные. В содержательном плане выделяют: ¾ биологические: потребность в тепле, воздухе, пище, воде, сексуальном партнере и многие другие; ¾ эколого-поведенческие (психологические): потребность в доминировании и подчинении, создании своей группы (семьи), стиле и темпе жизни и др.; ¾ этнические: потребность в принадлежности к определенному роду, клану, нации, этнической целостности и др.; ¾ социальные (и социально-психологические): потребность в общении, в возможности образования социальных групп; ¾ трудовые: потребность в труде, достижениях, успехе в дея¬тельности и др.; ¾ познавательные: потребность в познании, образовании; ¾ экономические: потребность в обеспечении пищей, одеждой, жильем, средствами труда в соответствии с анатомо-физиологическими, этническими, престижными нормами; ¾ другие (эстетические, конституционные, коммуникативные и т.д.). А. Маслоу утверждает, что потребности индивида зависят от того, что он уже имеет. Он расположил потребности в виде пирамиды, в основании которой находятся физиологические потребности (вода, пища, сон, дыхание), затем в направлении к вершине он поместил потребности в защите и безопасности, принадлежности (общественной и личной), самоутверждении и независимости, самовыражении. А. Маслоу считает, что индивид сначала стремится удовлетворить низшие (насущные) потребности, прежде чем перейти к самовыражению. К. Альдерфер согласен с А. Маслоу, что индивидуальные по¬требности можно разместить в виде иерархии. Но она у него имеет три ступени: 1) существования ¾ факторы, удовлетворяющие потребность существовать (еда, воздух, вода, заработная плата, условия работы); 2) родственности ¾ потребности, удовлетворяемые значимыми общественными и межличностными отношениями (дружба, об¬щение, любовь); 3) развития ¾ потребности, удовлетворяемые личным творче¬ским или производственным ростом индивида. Исследования Ф. Герцберга имели своим результатом два специфических вывода. 1. Есть набор внешних условий, которые удовлетворяют ра¬ботника, если они есть, но не обязательно мотивируют его. Это заработная плата, условия труда, качество руководства, гарантии рабочего места, отношения с коллегами. При отсутствии этих ус¬ловий возникает неудовлетворенность среди работников. Такие внешние условия Ф. Герцберг назвал гигиеническими факторами или факторами неудовлетворенности. 2. Есть система внутренних условий, связанных с содержанием трудового процесса (признание, ответственность, продвижение, собственно работа и др.), отсутствие которых не является показа¬телем большой степени неудовлетворенности. А их наличие в трудовом процессе придает сильные мотивационные стимулы. Ф. Герцберг их назвал факторами мотивации (удовлетворенности). Д. Макклеланд считает, что у человека имеет место три приобретаемых потребности: ¾ в достижении; ¾ в принадлежности; ¾ во власти. Этот перечень можно было бы значительно продолжить. В современных психологии, социологии, экономике существует масса самых различных классификаций, пытающихся сколь-либо полно описать человеческие потребности. Однако пока это никому не удавалось. И такая ситуация объяснима. Дело в том, что поведе¬ние человека многообразно, практически любой «объект» может стимулировать возникновение той или иной потребности. На¬пример, потребность иметь такую же машину, как у соседа, или потребность в одиночестве и потребность в духовной близости, или одновременная потребность и в том и в другом (потребности, как и эмоции, могут быть амбивалентными). В связи с рассматриваемым предметом особо хотелось бы выде¬лить экологические потребности, именно они обусловливают и опре¬деляют экологическое поведение человека. Прежде всего необходимо заметить, что их нельзя выделить в какую-то особую группу, поскольку они характеризуют не только и не столько особое содержа¬ние, сколько качественную характеристику имеющихся многооб¬разных потребностей. Например, возьмем биологические потреб¬ности в пище, воде, воздухе. Эти биологические потребности могут иметь и совершенно разную качественную экологическую окраску. Кто-то пьет любую воду, а кто-то только очищенную, кто-то ест любую пищу, а кто-то только без примесей, химикатов, нитратов и т.п. Другими словами, экологические потребности ¾ это потребно¬сти, связанные с чистотой среды обитания, жизненной среды в це¬лом. Например, потребности в чистой воде, чистом воздухе, качественной пище, в чистоте отношений людей, в чистоте самой природы, отсюда и производные от них потребности: потребность сделать воз¬дух, пищу, воду, отношения чистыми, что и обусловливает соответ¬ствующее поведение в среде обитания, в своей жизненной среде, ко¬торая включает мир природы, мир людей, мир идей и многое другое. В соответствии со сказанным актуальную значимость приобре¬тает проблема воспитания экологических потребностей человека. Решение данной проблемы позволит человеку научиться жить в гармонии с природой, с другими людьми, с самим собой. По боль¬шому счету это и значит сделать человека существом духовным, нравственным, ответственным в прямом смысле этих слов. АДАПТАЦИЯ ЧЕЛОВЕКА К ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ Среда человека ¾ это сложное и емкое понятие, включающее в себя все то, что окружает его и дает ему возможность существо¬вать, сюда относится и природа с ее климатом, температурой, флорой и фауной, и рукотворный мир, и сами люди, составляю¬щие социум, и все то духовное наследие, которым обладает чело¬вечество. Эта среда одновременно и постоянна, и изменчива, и в этой среде нужно жить. Поэтому человек, желает он этого или нет, должен адаптироваться к своей среде. Поэтому в социальной экологии данной проблеме придается первостепенное значение. В то же время адаптация ¾ это лишь начальный этап, на котором преобладают реактивные формы поведения человека. Человек не останавливается на этом этапе. Он проявляет физическую, интеллектуальную, нравственную, духовную активность, преобразует (в лучшую или худшую сторону) свою среду. Тем не менее проблема адаптации остается достаточно серьез¬ной и, несмотря на значительное количество исследований, еще мало изученной в социальной экологии. Адаптация ¾ это комплекс приспособительных реакций человека к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Некоторые механизмы адаптации уже заложены генотипически. Например, человек вне своего сознания может приспособиться к темноте и яр¬кому свету, к некоторому перепаду температур, к вкусу пищи и т.п. В других ситуациях необходимо включение сознания, своих лично¬стных качеств, чтобы приспособиться, например, к тем или иным условиям труда, коллективу людей, нормам и правилам поведения и ко многому другому. Тем не менее следует признать, что человек в отличие от животных обладает неисчерпаемо широким комплексом возможностей для адаптации, что в конечном счете и обусловливает его выживание как биологического вида и как человека разумного. Остановимся для примера лишь на некоторых видах адаптации человека. В.П. Алексеев в своей книге «Очерки экологии человека» делает ссылку на В.В. Станчинского, который отметил две реак¬ции организма в процессе его приспособления к новым условиям существования: феноакклиматизацию и геноакклиматизацию. Феноакклиматизация ¾ это непосредственная реакция организ¬ма на новую среду, выражающаяся в фенотипических, компенса¬торных, физиологических изменениях, которые помогают орга¬низму сохранить в новых условиях равновесие. При переходе к прежним условиям восстанавливается и прежнее состояние фено¬типа, компенсаторные физиологические изменения исчезают. Геноакклиматизация ¾ это принципиально иной путь приспо¬собления организма к среде. В этом случае речь идет о гораздо более глубоких сдвигах в морфологии и физиологии, а самое главное о передаче их по наследству, о переходе фенотипических изменений, происходящих в условиях новых биоценозов, в гено¬тип и закреплении их в качестве новых наследственных характе¬ристик популяций, географических рас и видов. Геноакклимати¬зация требует значительно больше времени, чем феноакклиматизация. В этом случае необходимо время нескольких поколений и процесс контролируется уже естественным отбором, а не протека¬ет под давлением непосредственно физиологических механизмов. В.П. Казначеев, характеризуя физиологическую адаптацию, рассматривает ее как процесс поддержания функционального со¬стояния гомеостатических систем организма в целом, обеспечивающий его сохранение, развитие, работоспособность, максимальную продолжительность жизни в неадекватных условиях среды. Большое значение придается таким видам физической адаптации, как «акклимация» и «акклиматизация». Понятно, что Крайний Север и экваториальная зона ¾ это разные климатические зоны. Но человек живет и там и там. Причем южанин, прожив определенное время на севере, адаптируется к нему и может жить там постоянно и, наоборот. Акклимация ¾ это начальный, срочный этап акклиматизации при изменении климато-географических условий. Акклиматиза¬ция ¾ это приспособление растений, животных и человека к новым для них климатическим условиям. Физиологическая аккли¬матизация является следствием выработки организмом приспособительных реакций, повышающих работоспособность и улучшаю¬щих самочувствие, которое иногда резко ухудшается в первый период пребывания человека в новых климатических условиях. При этом акклиматизация как адаптационный процесс в стадии акклимации при быстром изменении природно-климатических условий может сопровождаться явным ухудшением состояния ор¬ганизма. При смене новых условий старыми организм может возвратиться к прежнему состоянию. Подобные изменения и называют акклиматизацией. Те же изменения, которые в процессе при¬способления к новой среде перешли в генотип и передаются по наследству, называются адаптивными. Среда обитания человека не ограничивается лишь климатиче¬скими условиями. Человек может жить и в городе, и в селе. Объ¬ективно жить в селе, где чистый воздух, спокойный размеренный ритм, более благоприятно для людей. Размеренному темпу жизни, преобладающему в традиционном сельском сообществе, соответ¬ствует характер поведения, поддерживающегося бессознательно и по привычке. Жители города, наоборот, находятся под постоян¬ным воздействием различных требований, предъявляемых им бес¬конечно меняющейся городской средой, сильными раздражите¬лями (шумы, огни и т.д.). Все эти воздействия требуют от челове¬ка образования непрерывных и постоянных реакций. Кроме того, гигантская многолюдная среда крупного города обрушивается на индивида огромным количеством разнообразных воздействий. Тем не менее очень многие предпочитают мегаполис с его шумом, загрязненностью, бешеным ритмом жизни. В процессе эволюци¬онного развития человек приспосабливается прежде всего к более спокойным ритмам сельской жизни. Поэтому организм человека не располагает надежными средствами для адекватного реагирования на разнообразные городские раздражители. Человек, безус¬ловно, адаптируется к жизни в городе, но испытывает при этом стресс, определяемый как переживание отрицательных, дискомфортных ощущений физиологического и психического характера при столкновении с неизвестными ему устойчивыми раздражите¬лями, являющимися частью среды города, которые требуют от него тех или иных реакций. Однако, приспособившись к таким условиям, многие уже не желают с ними расставаться, и, попадая в деревню, адаптируются с трудом или не адаптируются вовсе. Не следует забывать и о том, что крупный город может быть очень приятным местом для проживания, в котором повышается общий тонус, появляется вдохновение, раскрываются творческие возможности личности. К этой же сфере адаптации относится переезд, например, в дру¬гую страну. Одни быстро адаптируются, преодолевают языковой барьер находят себе работу, другие ¾ с большим трудом, третьи, внешне адаптировавшись, испытывают чувство, которое называ¬ется ностальгией. Можно особо выделить адаптацию к деятельности, которой за¬нимается человек. Известно, что различные виды деятельности человеческого труда предъявляют разные требования к личности: одни требуют усидчивости, исполнительности, пунктуальности, другие ¾ быстроты реакции, умения самостоятельно принимать решения и т.п. Однако и с теми и с другими видами деятельности человек может справиться достаточно успешно. Благоприятст¬вующими или препятствующими факторами являются тип темпе¬рамента, наличие слабой или сильной мотивации, наличие других потребностей, не связанных с самим трудом. Есть профессии и виды деятельности, которые одним показаны, другим ¾ противо¬показаны. Тем не менее даже те люди, которым противопоказана определенная деятельность, могут с ней справиться, пусть и не на высоком уровне. Это достигается путем особого адаптационного механизма, который называется выработкой индивидуального стиля деятельности. Этот стиль обусловлен особыми индивиду¬альными способами планирования, регулирования и выполнения тех или иных конкретных действий и операций, что еще раз под¬тверждает большие адаптационные возможности человека. Особо следует остановиться на адаптации к социуму, другим людям, коллективу. Человек может приспособиться к группе, усвоив и приняв ее нормы, правила поведения, ценности и т.п. В качестве механизмов адаптации здесь выступают, с одной сторо¬ны, внушаемость, толерантность, конформность как формы подчинительного поведения, а с другой ¾ умение найти свое место, обрести лицо, проявить решительность. Этот перечень можно значительно продолжить. Можно гово¬рить об адаптации к духовным ценностям, к вещам, к состояниям, например, стрессовым, и ко многому другому. В то же время адап¬тация ¾ это лишь начальный этап, связанный с приспособлением. Человек как личность интегрирует в своем сознании, образе жизни, поведении жизненную среду, к которой он приспособился, у него возникает удовлетворенность или неудовлетворенность своим по¬ложением. И то и другое заставляет его думать и действовать, тво¬рить в самом широком смысле этого слова. Другими словами, адаптировавшись, усвоив требования, условия, правила, он индивидуализируется, четко выстраивает свое отношение к природной, вещной, социальной среде, старается изменить ее в направлении, которое кажется ему приемлемым, при этом нередко перестраивает и свое отношение в процессе изменения существующих условий. СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕДЕНИЯ В ЕСТЕСТВЕННОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ Сказанное ранее дает возможность перейти к рассмотрению специфики поведения человека в среде. В социальной экологии обычно рассматриваются разные аспекты данной проблемы, описывается поведение человека в естественной среде, в искусствен¬ной среде ¾ в быту и на производстве, в экстремальных ситуациях. Список этот можно значительно продолжить. Поведение человека в естественной среде. Понятие «естествен¬ная среда» имеет для человека совсем иной смысл, чем для живот¬ных. Животные, растения живут непосредственно в природе, слиты с ней, подчиняются ее законам; для человека же жизнь в лесу, в пе¬щере, в пустыне, не имея крова над головой, запасов пищи и воды губительна: если даже он и выживет, то его жизнь нельзя назвать жизнью, это будет жалкое существование. Поэтому, когда речь идет о человеке, под естественной средой обитания понимается комплекс условий, как естественных, так и искусственных, создан¬ных самим человеком. Только небольшая часть людей продолжа¬ет жить по законам природы, будучи слитой с ней: это люди, на¬ходящиеся на ступени первобытнообщинного строя, которые либо не поддерживают связей с цивилизацией, либо поддерживают самые минимальные связи на уровне элементарного обмена. По мнению Т.И. Кулапиной, при выборе индивидом какого-либо варианта поведения на него оказывают влияние следующие элементы среды: ¾ культура (усвоенные человеком моральные установки, нор¬мы, ценности, а также нормы и ценности, доминирующие в его микросоциуме); ¾ стрессовые факторы и другие источники напряженности; ¾ физические и социальные условия, необходимые индивиду для нормальной жизнедеятельности. Тем не менее разговор о поведении человека в естественной сре¬де вполне правомерен и оправдан с учетом приведенных замечаний. Здесь можно выделить два взаимосвязанных аспекта ¾ пространственный и временной. Что касается первого аспекта, т.е. пространственного, то дав¬но известно, что поведение человека приобретает свою специфику в зависимости от места, где он находится или постоянно прожи¬вает. Мы уже отмечали влияние климатических условий на харак¬тер поведения. Известно, например, что южане в своем поведении более общительны, шумливы, разговорчивы; северяне ¾ более сдержаны, обстоятельны, менее экспансивны. Кроме того, на поведение человека влияет сам образ жизни, определяемый местом. Поведение горожанина значительно отли¬чается от поведения селянина, более того, поведение жителя мега¬полиса отличается от поведения провинциального горожанина. Не секрет, например, что жизнь в Москве очень внешне насыщен¬на и интенсивна, но реальные дела здесь делаются достаточно медленно. Наоборот, в каком-нибудь городе Ч... внешне жизнь протекает гораздо медленнее, но она более насыщена в содержа¬тельном плане. А секрет здесь прост ¾ это фактор расстояния. В Москве, чтобы попасть за день в три-четыре места, нужно потра¬тить весь день, а в городе Ч... ¾ на это уйдет всего лишь час. По¬этому москвич доброжелателен, покладист, обещает помощь, и на самом деле готов ее оказать, но у него реально не хватает времени, и реальное исполнение он откладывает, оттягивает и т.п. Житель же города Ч... ¾ более сдержан в обещаниях, что связано с его более серьезной оценкой своих возможностей, однако, обещав что-либо, он старается выполнить обещание. Так и рождаются мифы о столичных жителях и о провинциалах, хотя на самом деле «их образ поведения детерминирован местом проживания. На поведение человека оказывает влияние сама обстановка места, где он находится: лес или поле, город или село, магазин или учебное заведение, кафе или театр. И люди ведут себя соот¬ветственно той роли, которую они играют, согласно ситуации. В «дачнике», старательно копающем землю, можно не узнать про¬фессора университета, в «отстраненной» от покупателя продав¬щице ¾ любящую мать и т.п. Сама ситуация, место, антураж, окружающие вещи определяют наше поведение. Придя в гости в од¬ну квартиру, мы чувствуем раздражение, дискомфорт, тревогу: в силу этого сдержанно общаемся с хозяевами; в другой же кварти¬ре мы доброжелательны, раскованны, общительны. На это могут влиять как интерьер квартиры, так и специфический запах, цвет и фактура обоев. К сожалению, эти вещи еще очень слабо изучены в современной науке, в том числе и в психологии, которая по роду своих занятий должна интересоваться такими фактами. В соци¬альной экологии же, наоборот, на эти аспекты обращается перво¬степенное внимание. Р. Баркер объединяет поведение человека и среду в единую экоповеденческую систему. Для описания этой системы он вводит понятие, которое является и единицей измерения ¾ «место поведения», которое представляет собой объективную пространственно-временную ситуацию, с присущей ей определенной совокупностью форм поведения. Например, центральная площадь в городе представляет собой одно «место поведения» людей во время различных праздников и совсем другое в будничные дни. Аналогичным образом можно описать и временной аспект влияния естественной среды на поведение человека. Каждый ин¬дивид ¾ продукт своего времени, живет и мыслит категориями своей эпохи, дает оценки прошлому с точки зрения того, что он переживает сейчас, в данный момент, в настоящее время. Сущест¬вует некоторая устойчивая тенденция, когда прошлое оценивается скептически и снисходительно, а будущее воспринимается с неко¬торой опаской и одновременно с надеждой. Даже современные точные науки человек оценивает как более значимые, чем дости¬жения наук в прошлом. Каждый из нас не хотел бы жить в про¬шлом, но с удовольствием, если бы представилась такая возмож¬ность, жил бы в будущем. Тем не менее поведение человека на протяжении жизни подчинено обстоятельствам времени. Прожив 20, 30, 50 и более лет, он по-разному реагирует на сходные ситуа¬ции, что обусловлено как самим течением времени, так и опытом, который данный человек приобретает. Но это уже выходит за рамки поведения человека в естественной среде и касается проблем поведения его в среде социальной. Существует немало интересных теорий, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся влияния среды на человека. Одной из них является «энвайроментализм». В этой теории первостепен¬ное значение придается влиянию на человека природной среды, подчеркивается, что природное окружение жестко регламентиру¬ет условия жизни людей. Здесь поведение человека рассматрива¬ется как ориентированное на приспособление к обстоятельствам, которые формируются природной средой. Поведение человека исследуется как совокупность реакций на различные раздражители. Раздражителями могут выступать рельеф местности, растительность, климат, почва и т.д. Принимается во внимание, что человек всегда подвергается воздействию стихийных сил приро¬ды, которые находятся вне его контроля. Американская исследовательница Э.Ч. Семпл, разработавшая концепцию географического детерминизма, утверждает, что человек ¾ продукт земной поверхности. Она выделяет четыре главных воздействия природной среды: прямые физические, экономические, социальные воздействия, которые вызывают миграцию людей. Здесь заметно взаимовлияние концепции географического детерминизма и бихевиористской психологии, особенно при описа¬нии человеческого поведения. Географический детерминизм в этом случае выводится из бихевиористского принципа «стимул ¾ реак¬ция», а природная среда рассматривается как совокупность сти¬мулов, на которые человек вынужден реагировать. Французские ученые В. Блаш, Ж. Брюн и др. противопоставили географическому детерминизму поссибилизм. С их точки зрения, человек является активным элементом, а окружающая среда пред¬ставляет собой арену для его деятельности. Они считают, что до¬минирует не жесткая необходимость, а совокупность возможно¬стей, которые человек выбирает и реализует. Существует еще одна теория ¾ географический пробабилизм, ав¬тором которой является О. Спат и которая занимает промежуточ¬ное место между детерминизмом и поссибилизмом. Согласно этой теории одни природные условия создают более благоприятные возможности развития человека, другие ¾ менее благоприятные. Поведение человека в социальной среде. Человек живет не толь¬ко в природе и искусственно созданной естественной среде, но и в социуме, включающем в себя других людей и продукты культуры, созданные ими. Поэтому его поведение будет существенно разли¬чаться в зависимости от принадлежности к той или иной нации, конкретной группе, тому или иному обществу; оно будет разным в быту и на производстве, в учебном заведении и на улице. Эта тема настолько многообразна и разнопланова, что здесь мы обра¬тим внимание только на самые общие моменты. Во-первых, поведение конкретного индивида детерминировано принадлежностью к нации. Недаром в науке в качестве самостоя¬тельной ставится проблема национального характера. Существует масса стереотипов, т.е. схематизаций и упрощений, где предпри¬нимается попытка в сжатом виде описать некоторый характер и определяемую им манеру поведения. Например, англичане ¾ люди чопорные и приверженные традициям, немцы ¾ пунктуальны и последовательны, французы ¾ общительны и влюбчивы, а суть русского характера очень хорошо выразил писатель С. Максимов в свое время: русский человек уповает на «авось», «небось» и «как-нибудь»! Несомненно, все это упрощения, причем иногда неоп¬равданные, но тем не менее доля истины в них есть. Манера пове¬дения поляка отличается от манеры поведения араба, манера по¬ведения русского ¾ от манеры поведения американца и т.п. Во-вторых, поведение человека определяется его религиозной принадлежностью. Для мусульман характерно обостренное чув¬ство мусульманской самоидентификации, доходящее до противо¬поставления другим ¾ немусульманам; индусы же, наоборот, очень терпимы; христианин склонен к нравственной оценке, этическому анализу происходящего; буддист придерживается тактики дистанцирования и т.д. ... Национальное и религиозное могут сочетаться самым причудливым образом, определяя индивидуально-национальный стиль поведения, что выражается в особых взглядах, традициях, оцен¬ках, запретах. В-третьйх, поведение человека во многом определяется той груп¬пой, в рамках которой протекает его жизнь. Каждая группа, начи¬ная с больших, например, общество, заканчивая малыми: трудовой коллектив, семья и т.п., формирует присущие ее членам взгляды, установки, ценности, которые и определяют своеобразное поведе¬ние человека. Каждая группа вырабатывает свой особый кодекс поведения, свои правила. Поэтому поведение человека на производстве будет несколько отличаться от его поведения в быту. Например, поведение репортера будет отличаться от поведения ху¬дожника-реставратора. Если в первом случае требуются быстрая реакция, напористость, коммуникабельность, то во втором ¾ усидчи¬вость, аналитичность, тщательность выполнения каждого действия, в быту же, в семье они могут проявлять как различные, так и оди¬наковые качества личности. Более того, поведение значительно оп¬ределяется тем, какое место занимает человек в своей группе: началь¬ник он или подчиненный, лидер или ведомый, человек, пользую¬щийся авторитетом или занимающий низкий статус. В зависимости от своего положения он выполняет и определенную роль, что отра¬жается на манере поведения ¾ в одном случае он склонен господствовать над другими, проявлять инициативу, манипулировать людьми, в другом ¾ подчиняться, уступать, соглашаться, выполнять волю других. Все эти феномены давно и очень хорошо описаны в социаль¬ной психологии. Особое влияние на поведение человека оказывает референтная группа, т.е. группа, на мнение и оценки которой ориен¬тируется конкретный человек. Бывают ситуации, когда референтных групп несколько и действия их разноплановы, тогда поведение чело¬века характеризуется непоследовательностью, противоречивостью, что отражается и на его внутреннем психологическом состоянии. В-четвертых, поведение человека определяется его внутренней средой. Здесь выделяются два аспекта. Первый аспект связан с состоянием организма, второй ¾ с состоянием человека как лич¬ности. Хорошо известно, что если человеку плохо, если он чувствует себя неважно из-за недомогания, то и поведение его будет отличаться раздражительностью, апатией, неадекватностью оценок и т.п. Наоборот, хорошее физическое состояние в большей степени стимулирует работоспособность, умение адекватно реагировать на раздражители и принимать правильные решения. Еще большее значение на поведение оказывает психологическое состояние внутреннего мира. Если у человека позитивная Я-концепция, вы¬сокая самооценка, если он удовлетворен собой, то и поведение его более открыто, доброжелательно, адекватно ситуации. В случае же, когда он испытывает внутриличностные конфликты, недоволен собой, защищается от окружающих, его поведение носит агрес¬сивный, неадекватный, защитный характер. Учитывая, что огромное количество людей проживает в боль¬ших городах, нам представляется интересным дать описание краудинга ¾ стресса, субъективно переживаемого человеком из-за не¬хватки пространства. Один из самых активных исследователей это¬го феномена Стоклз предложил следующую классификацию ситуа¬ций, в которых возникает краудинг. Он выделяет две среды: пер¬вичную, в которой человек проводит значительную часть своего времени, знаком с окружением (например, аудитории, служебные, жилые помещения) и вторичную, в которой встречи с людьми вре¬менны и не имеют дальнейшего продолжения, последствий (напри¬мер, места отдыха, транспорт). Далее Стоклз подразделяет все взаимодействия человека со средой: на нейтральные, которые не направлены на конкретную личность и воспринимаются ею как не¬преднамеренные; личностные, направленные на конкретную лич¬ность. Возможны различные сочетания между типами среды и ти¬пами взаимодействия и соответствующее поведение человека. Этот перечень можно было бы значительно продолжить. Мож¬но говорить о влиянии на поведение человека эстетической среды, включающей в себя восприятие прекрасного в природе, живописи, литературе, музыки и т.п., научной среды (не случайно говорят о своеобразии физиков и лириков), спортивной среды, где борьба за совершенство своего тела экстраполируется на все другие сто¬роны жизни. В качестве примера более подробно рассмотрим влияние на поведение человека эстетической среды. Существуют следующие факторы, определяющие привлекательность среды. Первый фак¬тор связан с прошлым опытом человека (приятное и красивое оценивается чаще всего через соотнесение с привычным опытом); второй фактор определяется биологической потребностью в ори¬ентировочной деятельности (получение удовольствия при реше¬нии неопределенных ситуаций в непредсказуемой среде); третий фактор связан с эстетическими принципами (принципы гармонии, симметрии, золотого сечения). Существует еще очень важный аспект ¾ поведение человека в организации. С.В. Смирнов и Е.П. Мурашова вводят понятие «организационное поведение». Поведение человека в организации может рассматриваться на индивидуальном, групповом и органи¬зационном уровнях. При этом важное место отводится изучению взаимоотношений между людьми, восприимчивости человека, его способности к обучению, его инициативе и исполнительности. Выделяя инициативу и исполнительность как единицы анализа социальной активности, мы тем самым проникаем в микрострук¬туру ее строения. Под инициативой (буквально ¾ начинание) обычно понимают самодеятельное участие человека в различных сферах социальной жизни, когда он самостоятельно берет на себя решение какой-либо задачи и выступает как активный проводник этого решения в жизнь. К этому следует добавить, что, с одной стороны, инициативность характеризуется выходом за пределы требуемого, с другой ¾ принятием на себя личностью определен¬ной меры ответственности при решении общественных задач, обладающих просоциальной ценностью. Тем самым социальная инициатива отличается от инициативы вообще как психологического явления, которая может проявляться в разнообразных сфе¬рах жизнедеятельности, в том числе и таких, где цели не имеют общественной значимости. Исполнительность проявляется в спо¬собности индивида выполнять ту или иную деятельность на высо¬ком уровне в зависимости от решаемой задачи. Она так же характеризуется, как и инициативность, принятием человеком на себя определенной меры ответственности. Социальная исполнитель¬ность отличается от исполнительности вообще как психологиче¬ского качества своей направленностью на достижение просоциальных целей, осознанием важности выполнения деятельности, организованностью, волей. Существуют различные точки зрения на поведение человека в организации. Так, одни авторы считают, что каждый человек об¬ладает индивидуальными различиями, которые устойчивы и со¬храняются в различных ситуациях в течение всей жизни, тогда и поведение этого человека объясняется его индивидуальными осо¬бенностями, что и делает человека уникальным; другие, наоборот, утверждают, что основное влияние на поведение человека оказы¬вает окружающая среда, поэтому главное внимание надо уделять ситуации, в которой оказался человек, а не его индивидуальным особенностям. Однако мы ограничимся приведенными фактами, и они в дос¬таточной степени иллюстрируют положение об изменчивости и своеобразии поведения человека от окружающих условий внеш¬него и внутреннего мира. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КРИТИЧЕСКИХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ Особо нужно остановиться на поведении человека в ситуациях, значительно отличающихся от обычных. К таким ситуациям относятся критические, которые, в свою очередь, могут вызываться экстремальными факторами. К критическим ситуациям относят стресс, фрустрацию, кон¬фликт и кризис. Стресс ¾ это состояние нервно-психического напряжения в трудной ситуации. В состояние стресса попадают практически все люди: водитель автомобиля, когда его «подрезают», врач, делаю¬щий сложную операцию, студент, сдающий экзамен и т.д. Фрустрация ¾ это также состояние нервно-психического на¬пряжения, когда на пути достижения очень мотивированной цели встают преграды или препятствия, как материальные, так и иде¬альные или воображаемые. Например, ребенок находится в со¬стоянии фрустрации, когда родители из-за неимения денег или по другим причинам не хотят купить ему игрушку; молодые люди, пожелавшие пожениться, когда на их пути встал запрет родите¬лей; рабочий, захотевший внедрить новую технологию, но столкнувшийся с запретом мастера. Конфликт ¾ еще более сложная форма проявления критических ситуаций; он всегда связан с противоборством разных тенденций, мнений, позиций, концепций и т.п. Существуют межнациональ¬ные конфликты, религиозные, производственные, экономические, межличностные, внутриличностные и т. д. Наконец, кризис ¾ это особое состояние, в которое попадает человек, например: кризис болезни, кризис возраста, кризис, свя¬занный с утратой близкого человека, отрывом от семьи, переме¬щением в другое место, другую страну и т.п. Все эти критические ситуации переживаются человеком доста¬точно болезненно и по-разному проявляются на поведенческом уровне. Индивидуальные способы поведения в критической ситуации многообразны и определяются как самой ситуацией, так и харак¬тером человека, который в них попадает. В то же время можно выделить некоторые общие способы поведения в отмеченных си¬туациях. К этим способам относятся следующие: импульсивность, пассивность и активность. При импульсивном способе реагирования человек бурно, эмоцио¬нально переживает ту или иную критическую ситуацию, реагирует на нее неадекватно и, как правило, терпит фиаско. Например, сту¬дент в стрессе во всем обвиняет преподавателя, обсуждает событие с однокурсниками, но ему не приходит в голову просто выучить материал, вынесенный на экзамен. Ребенок в состоянии фрустра¬ции начинает не просто капризничать, он бьется в истерике, от¬ключается от внешнего мира, требуя свою игрушку. Сотрудник уч¬реждения, попавший в конфликтную ситуацию, обвиняет во всем случившимся противоположную сторону, приписывая ей самые невероятные пороки. Человек, переживший утрату близкого человека, обвиняет во всем себя и прокручивает в голове бесчисленные варианты иного поведения, при котором близкий остался бы жив. При пассивном способе, наоборот, человек как бы отключает¬ся, отстраняется от ситуации, впадает в эмоционально заморо¬женное состояние. Студент, не сдавший экзамен, замыкается в се¬бе, отказывается от общения с окружающими. Ребенок, которому не купили игрушку, уходит в подавленное состояние, отказывает¬ся от пищи, плохо спит, не реагирует на ближних. Сотрудник уч¬реждения на конфликт реагирует вяло, стремится отказаться от всякой борьбы и сопротивления. Человек в кризисной ситуации, переживая потерю близкого, впадает в апатию и годами может не выходить из этого состояния. Иное дело активный способ реагирования. Здесь поведение че¬ловека характеризуется инициативой, поиском выхода из создав¬шегося положения, стремлением преодолеть имеющиеся трудности, найти точку опоры в себе и в других. Студент, не сдавший экзамен, начинает активно готовиться к переэкзаменовке и в конечном итоге поражает преподавателя своими знаниями и эрудицией. Ребенок, которому не купили игрушку, соглашается на более для родителей дешевый вариант. Сотрудник учреждения ищет пути к сотрудниче¬ству и компромиссу. Человек, переживший потерю близкого, нахо¬дит утешение в том, что, например, близкий ему человек страдал долгой и мучительной болезнью, от которой он теперь избавился. Нужно сказать, что именно активная форма реагирования дает человеку возможность жить дальше, преодолевать трудности, не фиксироваться на случившемся, определяет в конечном счете его оптимистическую и жизнеутверждающую линию поведения. Все сказанное применимо и к особой группе ситуаций, которые получили название экстремальных. Сюда относятся стихийные бедствия: наводнения, землетрясения, пожары, оползни и т.д., а также войны, кражи, разбойные нападения и т.п. Все эти события вызывают очень сильный стресс, фрустрированные состояния, кризисы, вводят в состояние озлобленности, агрессии, конфликта, что детерминирует адаптивное или дезадаптивное поведение. Од¬нако способы реагирования в таких ситуациях по своим механиз¬мам подобны описанным выше. Либо следует бурное эмоциональное переживание с непредсказуемыми последствиями, либо уход в себя, сопровождающийся апатией, либо стремление жить дальше в изменившихся условиях, сопровождающееся желанием заново воссоздать вокруг себя жиз¬ненную среду, построить новые отношения с миром с учетом при¬обретенного негативного, а иногда и «страшного» опыта. Важным является также вопрос, касающийся поведения чело¬века в случае стихийного бедствия. К стихийным бедствиям отно¬сятся снежные бури, наводнения, смерчи, землетрясения, изверже¬ния вулканов, инфекционные и вирусные заболевания, а также укусы ядовитых животных. Если рассматривать стихийные бедст¬вия только геофизического ряда, то к ним относятся экстремаль¬ные геофизические явления, по своим размерам или последствиям значительно превосходящие обыкновенные ожидания людей и приносящие им большие страдания как нанесением серьезного материального ущерба человеку, так и возможными потерями че¬ловеческих жизней. Дж. Голд считает, что по сравнению с инфор¬мацией о физических характеристиках и масштабах стихийных бедствий сведения об особенностях мыслительной деятельности людей и их реакции в таких случаях получить гораздо труднее. Поведенческие реакции на стихийные бедствия включают в себя настолько сложный набор различных поступков, которые опреде¬ляются параметрами личностного, социального и культурного характера, что эти реакции могут быть объяснены диаметрально противоположными способами. Исследователи поведения людей в условиях стихийных бедст¬вий находят четыре причины, усложняющие ситуацию. Во-первых, в большинстве районов стихийные бедствия слу¬чаются сравнительно редко, поэтому они представляют собой со¬бытие, которое не вписывается в обычную повседневную жизнь. Кроме того, нерегулярность восприятия стихийного бедствия при¬водит к искаженной оценке происходящего. Поэтому опасность кажется очень отдаленной, а не реально существующей, готовой обрушиться в любой момент. Во-вторых, человек имеет дело с проявлением природных сил, которые он не способен контролировать. В-третьих, в случае стихийного бедствия часто необходимо менять образ жизни, место жизни, к чему люди, как правило, не готовы. В-четвертых, в случае стихийного бедствия люди принимают не совсем адекватные решения, нежели в спокойной обстановке, на что влияет и весьма противоречивая информация о происхо¬дящем. Дж. Голд считает, что формирование каждой из этих причин обусловлено действием четырех основных факторов. Прежде всего накопленный человеком опыт переживания сти¬хийного бедствия очень сильно влияет на его оценку, на осозна¬ние последствий стихийного бедствия, а также на характер меро¬приятий, которые необходимо предпринять для борьбы с ним. Чем реже происходит стихийное бедствие, тем быстрее стирается в памяти воспоминание о нем, а стало быть «сглаживается» в памяти тот стандарт, с которым человек сравнивает размах нового стихийного катаклизма. Следует также отметить, что на оценку, последствий стихийного бедствия влияет твердость характера и наличие оптимизма у оценивающего лица. Другим важным фактором, который еще мало изучен, явля¬ются личностные особенности реакции людей на стихийные бед¬ствия. Третий фактор ¾ характер отношения людей к природе ¾ в значительной степени отражает влияние культуры, к которой они принадлежат. Здесь речь идет о различных типах отношения человека к природе, о которых мы говорили раньше достаточно подробно. Четвертый фактор связан с характером привязанности человека к данному месту. На земле существует немало мест, где периодически происходят стихийные бедствия, однако люди продолжают жить на этих территориях, так как они являются землями постоян¬ной высокой притягательности вследствие колоссальной культурной ценности этих мест, их громадной экономической выгоды и т.д. Все эти факторы играют большую роль в определении характера поведенческих реакций людей на стихийные бедствия. Для формирования той или иной поведенческой реакции на индиви¬дуально-личностном уровне необходимо, чтобы размах стихийно¬го бедствия превысил тот уровень, порог, выше которого, по мнению данного человека, любые формы приспособления к стихийному бедствию перестают иметь смысл. В этом случае человек начинает рассматривать и выбирать всевозможные альтернативы и останавливает свой выбор на наиболее подходящей. Если же та¬кой возможности нет, то человек осуществляет повторную оценку нозможных вариантов поведения или продолжает поиск каких-либо новых способов приспособления. ЛИТЕРАТУРА Голд Дж. Психология и география: Основы поведенческой географии. ¾ М., 1990. Дружинин В.Ф. Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях. — М., 1996. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А., Боев Б.В. Закат цивилизации или движение к ноосфере (экология с разных сторон). ¾ М., 1997. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). ¾ М, 1994. Смирнов С.В., Мурашова Е.П. Организационное поведение. ¾ М., 1997. Штенбах X.Э. Влияние городской среды на поведение человека. ¾ СПб., 1997. |
« Пред. | След. » |
---|