Формирование экологической культуры |
Страница 16 из 26 Глава 8 ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ПРЕДМЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Экологическая психология ¾ это относительно новое направ¬ление в современной науке, возникшее в 60-е годы XX столетия на стыке двух наук ¾ экологии и психологии, параллельно с ней развивалось и такое направление, как поведенческая география. Для этих двух дисциплин ¾ социальной экологии и поведенческой географии ¾ характерны общие особенности. Во-первых, они име¬ют дело со средой непосредственного окружения, которая опреде¬ляется человеком и управляется им. Во-вторых, развитие этих дисциплин обусловливается остротой социальных проблем, воз¬никших в мировом обществе. В-третьих, их объединяет междисциплинарный статус и соответствующие ему подходы к исследованиям. Однако экологическая психология имеет и свою отличитель¬ную особенность, которая заключается в ее непосредственной взаимосвязи с психологической наукой. Все дело в том, что сама психологическая наука постоянно пытается расширить свои гра¬ницы и в данном случае выяснить особенности поведения челове¬ка в реальном мире. Отличием экологической психологии от дру¬гих отраслей психологической науки является ее ориентирован¬ность на нетрадиционные области исследований, которые нельзя изучать в лабораторных условиях. Основной причиной возникновения экологической психологии явилось резкое обострение социальных проблем, возникших в обществе, где, с одной стороны, развитие цивилизации, общест¬венный прогресс стимулировали качественно новый скачок в по¬знании природы, общества, самого человека, а с другой ¾ обна¬ружились все те пагубные последствия, которые несет цивилиза¬ция. Отмеченное противоречие и послужило стимулом для воз¬никновения и развития экологической психологии, которая была призвана ответить на многие вопросы, связанные с восприятием человеком окружающего мира, природы, определением специфи¬ки его отношения к природе, исследованием своеобразия эколо¬гического сознания и экологических представлений, выработкой психологически обоснованных направлений решения экологиче¬ских, этических, экономических проблем взаимодействия челове¬ка с природой и социальной средой. В качестве социальных предпосылок возникновения экологи¬ческой психологии, как мы уже отметили, выступили проблемы, связанные с взаимодействием человека с окружающей средой, угро¬за экологической катастрофы. Нравственной предпосылкой стало понимание необходимости гармонизации взаимоотношений чело¬века с природой, выработки новой экологической этики. В качестве экономических причин ¾ проблема значительных издержек при внедрении новых технологий, хотя и способствующих прогрессу, но нарушающих оптимальный баланс взаимодействия человека с природой. Нельзя отрицать значимость собственного развития науки. К этому времени психология достигла значительных успе¬хов в понимании законов восприятия, мышления, структуры от¬ношений и т.д., что стимулировало прорыв к новым уровням ис¬следования. Как и любая другая наука, возникающая на стыке разных дисциплин, экологическая психология характеризуется междисциплинарным подходом, стремлением комплексно охватить многие, казалось бы, разноплановые методы и теории. В отечественной науке экологическая психология стала фор¬мироваться в начале 90-х годов XX столетия. Попытаемся опре¬делить, что же из себя представляет экологическая психология. Многие авторы приходят к выводу, что к настоящему времени не сложилось единого определения в силу многоаспектности эко¬логической психологии. По мнению известного исследователя в этой области Дж. Голда, существуют три взаимосвязанных подхо¬да к определению предмета экологической психологии. Одни исследователи считают, что экологическая психология ¾ это исследование отношений человека со средой своего окружения. Другие полагают, что в экологической психологии исследуются взаимосвязи между переменными среды и различными характери¬стиками психики человека. Третьи утверждают, что в этой дисци¬плине основное внимание уделяется исследованию связей между поведением человека и материальной средой его окружения. Сам Дж. Голд вводит понятие среды окружения, которая пред¬ставляет собой полный, исчерпывающий набор условий и обстоя¬тельств, как физических, так и социокультурных, в которых живет человек. В силу этого возникает ряд специфических вопросов, связанных с особенностями восприятия человеком среды окруже¬ния, адаптации к ней, поведения в ней, сопровождающиеся когни¬тивными, эмоциональными, волевыми процессами. Дж. Голд счи¬тает, что главными переменными взаимосвязи человека и среды окружения являются восприятие и когнитивность. Когнитивностъ принадлежит к числу тех психических процес¬сов, с помощью которых люди получают, сохраняют, интерпре¬тируют и используют информацию; когнитивность включает в себя различные виды процессов ощущения, различения, запоми¬нания, воображения, рассуждения, принятия решений, и все это связано с накопленным человеком жизненным опытом и его пове¬дением. Восприятие ¾ это более узкое понятие. А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский определяют его как целостное отражение пред¬метов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхно¬сти. Восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ори¬ентировку в окружающем мире. С помощью этого психического механизма обеспечивается возможность индивиду переводить внешние сенсорные раздражения в упорядоченные, определенным образом организованные впечатления. В экологической психоло¬гии эти понятия имеют свою специфику, состоящую в том, что исследуется не какой-либо отдельно взятый объект, а вся среда. Экологическая психология ориентирована на исследование поведения человека в реальных условиях, в реальном мире. До сих пор нет единой концепции, которая описывала бы взаимоотно¬шения человека и среды окружения. Однако в своей книге «Психо¬логия и география: Основы поведенческой географии» Дж. Голд отмечает два методологических подхода, которые мы также при¬ведем здесь в качестве примера. И. Альтман определил как основные направления изучения пространственных феноменов среды подход представителей наук о поведении и подход специалистов по проектированию про¬странства. Он классифицировал исследования по трем основным направлениям: анализ пространственных единиц, которые ранжи¬руются по размеру в рамках контекста исследования (квартиры, жилые дома, больницы, школы, тюрьмы; микрорайоны, городские районы, города, географические районы; «целостности» или «сис¬темы»); изучение феноменов среды (сюда входит некоторый огра¬ниченный набор процессов, связанных с удовлетворением прост¬ранственных потребностей человека: например, стремление к уединению, потребность в личном пространстве, предпочтение тех или иных районов и другие феномены); стадия проектирования, для которого выполняется исследование и которое представляет со¬бой целостный процесс, начинающийся с первоначального опре¬деления критериев для проектирования (составление общей про¬граммы, проектирование, строительство, использование) и закан¬чивающийся стадией, на которой исследователь оценивает успех или неудачу предлагаемого решения (стадия оценки). К.X. Крайк, изучая способы, с помощью которых люди пости¬гают цельную физическую среду их окружения, вводит понятие «образ среды», одинаково применимое при рассмотрении особен¬ностей города, видов застройки или просек в лесу и позволяющее дать полное описание всех сторон окружающей человека обста¬новки в реальном мире. Изучение воздействия того или иного об¬раза среды является одной из задач экологической психологии. В отечественной науке также предпринимается попытка разо¬браться в сути того, что из себя представляет экологическая психо¬логия, каков ее предмет, основные задачи. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин предлагают дифференцировать понятия и предметы изучения и соответственно выделяют экологическую психологию, психологию окружающей среды и психологическую экологию. Авторы называют несколько принципиальных различий этих дисциплин. Если психология окружающей среды анализирует взаимодей¬ствие человека со всей средой, а психологическая экология ¾ воз¬действие факторов всей среды, то в экологической психологии анализируется взаимодействие человека только с миром природы. В психологии окружающей среды природа исследуется именно как «среда», в психологической экологии ¾ как фактор среды, а в эко¬логической психологии ¾ как «мир природы», т.е. как совокуп¬ность конкретных природных объектов и природных комплексов, взятых в их единичности и неповторимости. Таким образом, мы видим, что к настоящему времени еще не сложилось единого подхода к определению сути экологической психологии, что и обусловливает некоторые сложности в выделе¬нии ее предмета. Согласно С.Д. Дерябо и В.А. Ясвину, предметом экологической психологии является экологическое сознание, рас¬сматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функцио¬нальном аспектах. Авторы называют и основные направления исследования в области экологической психологии. Это исследование экологического сознания в целом, изучение своеобразия субъективного отношения к природе, анализ стратегий и технологий взаимодействия с ней. Они сформулировали также и основные задачи экологической психологии, решая которые, исследователи: ¾ анализируют экологическое сознание, присущее различным эпохам и рассматривают свойственную им специфику; ¾ разрабатывают типологию индивидуального и общественно¬го экологического сознания; ¾ выявляют и анализируют основные тенденции развития индивидуального экологического сознания в процессе онтогенеза; ¾ рассматривают механизмы формирования экологических представлений, исследуют их роль в регуляции деятельности, связан¬ной с отдельными природными объектами и природой в целом; ¾ изучают особенности экологического сознания в различных социально-профессиональных группах; ¾ создают специальный диагностический арсенал, позволяю¬щий определить уровень сформированности и качественное свое¬образие системы экологических представлений, субъективного от¬ношения к природе и используемых стратегий и технологий взаи¬модействия с ней; ¾ разрабатывают методы психокоррекционной и психотерапевтической работы, ориентированные на осуществление взаимодей¬ствия человека с миром природы, влияния этого взаимодействия на развитие личности и др. СУБЪЕКТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ Субъективность отношения человека к природе выражается в структуре и своеобразии этого отношения. Недаром говорят, что по¬знать личность ¾ значит выявить ее отношения к действительности. Проблема отношений является одной из наиболее перспективных и изучаемых проблем в современной психологии. Основоположни¬ками теории отношений по праву считают В.Н. Мясищева, который, развивая идеи, заложенные еще А.Ф. Лазурским, разработал доста¬точно стройную систему взглядов на природу отношений человека, их структуру, своеобразие, динамику проявлений. По мнению В.Н. Мясищева, отношения человека представляют «...целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей лич¬ности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его пережива¬ния» (Мясищев В.Н. Личность и неврозы. ¾ Л., 1960. ¾ С. 210). В сис¬теме отношений человека выражаются его взгляды, установки, пози¬ции, «запечатлены» в конечном итоге его потребности, обусловли¬вающие значимость, «пристрастность» к объектам действительности и к самому себе. Отношения человека многообразны. Обычно гово¬рят об экономических, правовых, эстетических, нравственно-этиче¬ских, межличностных и других видах отношений. В.Н. Мясищев вы¬деляет три основные группы отношений: а) отношения человека к людям; б) отношение его к себе; в) отношение к предметам внешнего мира (Мясищев В.Н. Структура личности и отношение к предметам внешнего мира // Психология личности. Тексты. ¾ М., 1982. ¾ С. 36). Среди многообразных отношений человека выделяют как специфические его отношения к природе. Именно такого рода отно¬шения и являются одним из составляющих компонентов предмета экологической психологии. Отношения человека к природе могут описываться как некоторая объективная характеристика, что важно для собственно научного анализа проблемы так же, как и характеристика субъективная, когда объективная связь природы и потребностей личности находит отражение в ее внутреннем мире. В силу этого практически любое отношение к природе приоб¬ретает своеобразие субъективного отношения. Итак, что же представляет собой субъективное отношение к природе и каковы его разновидности? В современной науке наиболее обстоятельный ответ на этот вопрос можно найти у С. Д.Дерябо и В.А. Ясвина, которые данной проблеме уделяют особое внимание. Прежде всего авторы пока¬зывают, что в основе субъективного отношения к природе лежит запечатленность в тех или иных объектах и явлениях потребно¬стей человека. В силу этого одни объекты безразличны для лично¬сти, другие стимулируют пристрастное отношение. Опираясь на собственные теоретические и экспериментальные исследования, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин выявляют базовые пара¬метры субъективного отношения к природе, параметры второго порядка, модальность и интенсивность субъективного отношения к природе, наконец, выделяют разновидности субъективного от¬ношения к природе в виде своеобразной типологии. В качестве базовых параметров субъективного отношения к природе выделяются: ¾ широта: фиксирует в каких именно объектах и явлениях при¬роды запечатлены потребности человека; одних привлекают только определенные явления природы, животные, других ¾ самые разно¬образные объекты, природа в целом; ¾ интенсивность: указывает в каких сферах и в какой степени проявляются субъективные отношения к природе; ¾ степень осознанности: выявляет в какой мере личностью осознается запечатленность своих потребностей в объектах и явлениях природы, другими словами, насколько она отдает себе отчет в этом. К параметрам второго порядка авторы относят: ¾ эмоциональность: характеризует отношение человека по оси «рациональное ¾ эмоциональное»; у одних людей преобладает чис¬то эмоциональное отношение, часто не контролируемое, у других эмоции сопровождаются пониманием своего отношения, высоким уровнем самоконтроля; ¾ обобщенность: характеризует субъективное отношение по оси «частное ¾ общее»; например, любовь только к своему домашнему животному или любовь ко всем животным данного вида или любовь к природе в целом; ¾ доминантностъ: описывает субъективное отношение к при¬роде по оси «незначимое ¾ значимое»; для одних людей более зна¬чимы отношения к людям, для других ¾ отношения к состояниям внутреннего мира, для третьих ¾ отношение к природе и т.п.; ¾ когерентность (от лат. ¾ находящийся в связи): характеризует отношение по оси «гармония ¾ дисгармония»; это степень согласованности всех отношений личности: например, любовь к природе у лесника может как сочетаться с его отношением к своей профес¬сии, так и не сочетаться; ¾ принципиальность: описывает субъективное отношение по оси «зависимое ¾ независимое»; непринципиальным, например, явля¬ется отношение человека, который любит своего питомца, но не вмешивается в процесс, когда другие люди истязают животных; ¾ сознательность: характеризует субъективное отношение по оси «неосознанное ¾ сознательное»: сознательность проявляется в способности, с одной стороны, осознавать свое отношение к чему-то, с другой ¾ ставить цели в соответствии со своим отношением, проявлять тот или иной уровень активности по ее достижению. Особое место в описываемой концепции уделяется модально¬сти и интенсивности субъективного отношения к природе. Модальность ¾ это качественно-содержательная характеристика. Авторы выделяют два основания для описания модальности отно¬шения к природе. Это прагматизм ¾ непрагматизм и наделение при¬роды объектными или субъектными свойствами. Соответственно выделяются четыре типа модальности отношения к природе: ¾ объектно-прагматический: отношение к природе характери¬зуется как к объекту удовлетворения своих потребностей, это наиболее, к сожалению, распространенный тип отношений; ¾ субъектно-прагматический: например, владелец собаки лю¬бит ее, хорошо относится, но его цель, чтобы она завоевала высо¬кое место на выставке; ¾ объектно-непрагматический: например, отношение служителя цирка к лошади, он ухаживает за ней, кормит ее, но используют ее другие; ¾ субъектно-непрагматический: например, отношение хозяйки к своей кошке или собаке, которые являются единственными друзь¬ями, собеседниками, становятся полноправными членами семьи. Интенсивность субъективного отношения к природе авторы оценивают по перцептивно-аффективному параметру (перцепция ¾ это восприятие, аффект ¾ эмоция), который характеризуется эсте¬тическим освоением объектов природы, отзывчивостью на их про¬явления, этическим освоением. Когнитивный (познавательный) параметр выражает стремление человека познавать природу. Прак¬тический компонент субъективного отношения к природе находит выражение в готовности человека к практическому взаимодейст¬вию с природой; поступочный компонент (структура поступков) отражает ориентированность человека на изменение природы в соответствии со своим субъективным отношением. Здесь мы не случайно привели, хотя и в очень сжатом виде, все характеристики субъективного отношения к природе, предлагае¬мые С.Д. Дерябо и В.А. Ясвиным. Во-первых, это наиболее логи¬чески обоснованная и стройная теоретическая система, фикси¬рующая отношения человека к природе. Во-вторых, она позволя¬ет выявлять разновидности субъективного отношения к природ¬ным объектам и явлениям, типологизировать их. В конечном итоге ученые выделяют 16 типов отношения чело¬века к природе, которые отражены в таблице 4. Таблица 4 Типология субъективного отношения к природе Компонент отношения Объектная характеристика Субъектная характеристика Модальность отношения Перцептивно-аффективный Перцептивный объектно- непраг¬матический Перцептивный субъектно- непрагматический Непрагматическая Когнитивный Когнитивный объектно-непрагматический Когнитивный субъектно-непрагматический Практический Практический объектно-непраг¬матический Практический субъектно-непрагматический Поступочный Поступочный объектно-непрагматический Поступочный субъектно-непрагматический Перцептивно-аффективный Перцептивный объектно-прагматический Перцептивный субъектно-прагматический Прагматическая Когнитивный Когнитивный объектно-прагматический Когнитивный субъектно-прагматический Практический Практический объектно-прагматический Практический субъектно-прагматический Поступочный Поступочный объектно-прагматический Поступочный субъектно-прагматический По выделенным параметрам субъективного отношения к при¬роде легко дать характеристику всем типам отношений. Для при¬мера ограничимся описанием лишь двух типов: ¾ перцептивно-аффективный объектно-непрагматический тип: при контактах с природой такой человек не преследует цель полу¬чить от нее какой-либо полезный продукт, преобладает непрагма¬тическая мотивация: отдохнуть на природе, подышать чистым воздухом, полюбоваться красотами и т.п.; ¾ поступочный субъектно-непрагматический тип: для личности с таким типом свойственно субъектное восприятие природы, ко¬торое регулируется высокими этическими нормами, такими же, какими регулируются его отношения с другими людьми; мы уже отмечали, что подобное отношение было свойственно великим гуманистам, таким, как М. Ганди, Л. Толстой, А. Швейцер и др.; данного рода отношение проявляется в соответствующих поступ¬ках личности, ее активности по изменению к окружающей дейст¬вительности, в природоохранительной деятельности, направлен¬ной как на сохранение самих природных объектов, так и (это особенно хотелось бы подчеркнуть) людей, которые взаимодейству¬ют с природой. В заключение следует отметить, что здесь приводится лишь одна концепция, которая описывает своеобразие субъективного отноше¬ния человека к природе, т.е. концепция, предложенная С. Д.Дерябо и В.А. Ясвиным. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, в современной отечественной экологической психологии пока еще не сформировано других подходов, которые бы задавали некую альтернативу описанным взглядам. Во-вторых, данная концепция, с одной стороны, носит достаточно общий характер, с другой ¾ легко приложима к описанию конкретных явлений, характери¬зующих своеобразие взаимодействия человека с природой, дает возможность практически анализировать и диагностировать кон¬кретные отношения человека к объектам и явлениям природы. Итак, можно сказать, что субъективное отношение человека к природе — это достаточно сложная с психологической точки зре¬ния сфера взаимодействия человека с миром, где находят выраже¬ние позиция личности, ее взгляды и установки, обусловленные уровнем развития экологического сознания и уровнем воспитан¬ности. Задана некоторая идеальная модель такого рода отноше¬ния, опираясь на которую можно организовать процесс экологи¬ческого образования и воспитания подрастающего поколения, целью которого является формирование личности, наделяющей природу признаками субъектности и характеризующейся непраг¬матическим типом взаимодействия, сознательно и ответственно осуществляющей не только свои действия по отношению к природе, но и совершающей поступки, несущие высокий заряд нравственности и порядочности, духовности в широком смысле этого слова. СУБЪЕКТИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ МИРА ПРИРОДЫ Анализ структуры и своеобразия отношений человека к при¬роде закономерно ставит вопрос: на каком основании строится такого рода отношение? Во многом мы уже ответили на этот воп¬рос в предыдущем разделе. В то же время очевидно, что наряду с отмеченными факторами, которые характеризуют преимуществен¬но само отношение к природе, существует и некоторый базовый фактор, связанный со спецификой и своеобразием восприятия че¬ловеком мира природы. Как человек воспринимает природу, ка¬кой внутренний образ ее он у себя формирует, в какой степени наделяет ее субъектными свойствами (очеловечивает), от этого будет во многом зависеть и его конкретное отношение к ней. Как мы уже отмечали выше, восприятие это психический про¬цесс целостного отражения предметов и явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. В совре¬менной психологии данный процесс изучен достаточно хорошо: выделены основные свойства восприятия (целостность, предмет¬ность, осмысленность, константность, избирательность и др.); раскрыты механизмы зрительного, слухового, тактильного и дру¬гих видов восприятия; изучен механизм влияния прошлого опыта (апперцепция) на восприятие; раскрыты закономерности формиро¬вания восприятия на разных ступенях возрастного развития. В то же время общую психологию не интересуют объекты восприятия, она занимается самим процессом восприятия и его закономерно¬стями. Когда же речь идет о специфике восприятия инженера, ху¬дожника, актера, учителя и т.п., этим занимаются уже в рамках специальных отраслей психологии: инженерной психологии, психо¬логии художественного творчества, психологии актерского мастер¬ства, педагогической психологии и т.д. Отсюда понятно, что эко¬логическая психология изучает не само по себе восприятие, а свое¬образие восприятия природных предметов и явлений. Здесь на первый план выдвигается проблема именно субъективного вос¬приятия, поскольку объективные законы восприятия примерно одни и те же и не зависят практически от своеобразия объекта. Построение перцептивного образа природных объектов и яв¬лений ¾ это всегда субъективный процесс, опосредованный про¬шлым опытом восприятия человеком подобных объектов, эмо¬циями, знаниями и представлениями, мотивами и ценностями. Первичной характеристикой субъективного восприятия явля¬ются эмоции, которые испытывает человек в процессе перцепции. Разные объекты могут вызывать различные эмоции: эстетические, гностические (познавательные), этические, практические. То же самое можно сказать об определенном объекте, который у одного иызывает чувство брезгливости, например паук, а у другого ¾ чув¬ство восхищения, например у человека, изучающего или коллек¬ционирующего пауков. На эмоции накладываются знания личности, ее представления о мире природы, мышление и другие психические процессы. В си¬лу этого даже на фоне одинакового эмоционального восприятия объекта характер субъективного восприятия у разных людей бу¬дет разным. Один человек просто любуется, например, отдельно стоящей березой, другой при этом любуется как деревом в целом, гак и отдельными его элементами: листвой, ветвями, белоснеж¬ным стволом, третий ¾ может вспомнить о своеобразии энергети¬ческого обмена березы, системе питания, четвертый ¾ стихи о березе и т.д. На структуру восприятия оказывает влияние и потребностно- мотивационный компонент личности. Например, испытывая непосредственный интерес, можно наблюдать, как забавно переби¬рает ножками, спешащий по своим делам жучок; испытывая же научный интерес, ученый наблюдает целенаправленно поведение данного насекомого или других животных. Один человек любует¬ся сосной, удовлетворяя свои эстетические потребности, а другой оценивает ее ровный ствол, предвосхищая в воображении, какое из него получится бревно для постройки своей дачи, третий ¾ во¬обще не любуется, так как деревья, в том числе и эта сосна, никак не связаны с его мировосприятием и потребностями. Особое влияние на восприятие конкретного объекта или их совокупности оказывают мировоззрение человека, его сознание, сис¬тема ценностных ориентации. Личность, обладающая антропо¬центрическим сознанием, будет воспринимать мир природы с позиций собственного эгоцентризма или эгоцентризма своего окру¬жения. Например, многие люди, воспринимая змею (даже не разобравшись какая она, несет или не несет непосредственную угрозу в данный момент), будут испытывать отвращение, страх, жела¬ние ее уничтожить. Ель, которая выросла на даче, в силу того что она красива и не мешает, воспринимается хозяином позитивно, а береза, которая растет у соседа и «затемняет» участок, будет вос¬приниматься враждебно, это отношение распространяется и на со¬седа, который не желает уничтожать «вредное» дерево. При экс¬центрическом сознании восприятие даже отдельных объектов и явлений природы осуществляется с позиций целостного представления о мире природы, его взаимосвязях, самостоятельной ценно¬сти. Мы уже неоднократно отмечали, что личность с эксцентри¬ческим сознанием обладает особой этикой, которую А. Швейцер назвал этикой благоговения перед жизнью. Все эти компоненты восприятия мира создают опыт человека, и этот опыт, закрепившись, оказывает влияние на последующие акты восприятия. При этом необходимо отметить, что черты ин¬дивидуального своеобразия восприятия объектов природы в зави¬симости от прошлого опыта значительно варьируются у разных людей. Например, человек, который имел негативный опыт встре¬чи с гадюкой (наступил на нее, и она предприняла попытку на¬пасть на него), при повторной встрече не будет любоваться ее красотой, он испытает страх, предпримет попытку убить ее. Че¬ловек же с экоцентрическим сознанием в такой же ситуации хотя и испытает некоторую тревогу, но отнесется к гадюке терпимо, понимая, что первая она нападать не будет, что это ее мир и она чувствует себя в нем полноправной частью, у нее есть право на жизнь, как и у всех существ на Земле. Итак, восприятие мира природы человеком, построение пер¬цептивного образа ¾ это сложный процесс, опосредованный лич¬ностью самого воспринимающего, его эмоциями, знаниями, миро¬воззрением, мотивами, ценностями. В силу этого восприятие всегда субъективно по характеру. Обратимся теперь к анализу специфики восприятия мира при¬роды человеком. Эта специфика заключается в субъектности та¬кого рода восприятия. Именно субъектность и составляет один из важных аспектов, которым занимается экологическая психология. И здесь мы вновь обратимся к концепции С.Д. Дерябо и В.А. Яс¬вина, которые наиболее полно описали в современной науке дан¬ный феномен. Авторы отмечают, что субъектное восприятие ¾ это воспри¬ятие чего-либо в мире как субъекта. Каким образом человек наде¬ляет нечто иное, например те же природные объекты, свойствами субъекта? Во-первых, это происходит, если индивид наделяет что-либо человеческими свойствами (по шкале «человеческое ¾ не чело¬веческое»); во-вторых, при восприятии объекта как равного себе (по шкале «равное ¾ не равное»). В результате субъектными свой¬ствами наделяются те объекты, которые воспринимаются как че¬ловеческие (похожие на меня) и как равные. Важным аспектом субъектного восприятия является способность объекта «открыть¬ся как субъект». Разумеется, что природные объекты и явления на самом деле не являются субъектами в прямом смысле этого слова. Они могут восприниматься как субъекты только тогда, если воспринимающий наделяет объекты субъектностью, другими словами, сам прив¬носит ее. Особое внимание С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин обращают на фор¬мы и способы наделения субъектностью природных объектов. Используя имеющиеся в современной психологии данные о типах представления человека о мире, они характеризуют их в рамках рассматриваемой проблемы. К таким формам наделения субъект¬ностью природных объектов относятся: анимизм, антропомор¬физм, персонификация, субъектификация. Анимизм ¾ это система представлений о мире, в основе которой лежит вера в наличие у природных объектов души, способной дей¬ствовать активно и самостоятельно. Это наиболее древняя форма субъективации природы. Согласно анимистическим представле¬ниям духи живут во всех природных объектах и явлениях, именно они могут вызывать разные природные явления, милуя или нака¬зывая человека в зависимости от его поведения в природе. Антропоморфизм ¾ система представлений о мире, в основе которой лежит наделение объектов и явлений природы челове¬ческими свойствами, уподобление человеку. В силу такого пред¬ставления объектам приписываются чувства, мысли, действия, подобные человеку. Например, камень может «скучать», лес ¾ «сердиться», река ¾ «радоваться» и т.п. Другими словами, это возможно потому, что все объекты воспринимаются как люди, но в другом обличии. Персонификация, или олицетворение ¾ система представлений, когда тот или иной объект становится воплощением отдельных человеческих свойств, абстрактных понятий или идей. Например, древние греки Небо олицетворяли с богом Ураном, Землю ¾ с бо¬гиней Герой, отсюда гроза ¾ это брак Неба-Урана и Земли-Геры. В последующие времена особенно ярко персонификация прояви¬лась в фольклоре, где даже неодушевленные предметы могли об¬ретать определенные свойства и качества человека. Субъектификация ¾ процесс наделения объектов природы субъектными функциями, после чего они и начинают восприниматься как субъекты. В силу этого и становится возможным общение, например, с природой в целом или отдельными ее объектами. Ко¬гда человек разговаривает с собакой или кошкой, он наделяет их субъектными свойствами, то же самое происходит, когда он раз¬говаривает с растениями, цветами, утренней зарей и т.п. Авторы отмечают, что субъектификация является наиболее мощным средством формирования субъектного восприятия при¬родных объектов, а это, в свою очередь, является мощным средст¬вом построения и системы отношений к природе, миру в целом. В качестве механизмов субъектификации выступают такие, как идентификация в форме проекции («Моя собака страдает совсем как я!»), способность природного объекта опосредовать отноше¬ние человека к миру, когда он становится значимой для личности величиной («Я только своей кошке доверяю все тайны, она не выдаст и не подведет!»), способность природного объекта откры¬ваться в качестве субъекта в процессе совместной деятельности и общения (например, работник милиции с собакой это равноправ¬ные партнеры, которые сдружились и понимают друг друга с по¬луслова). Таким образом, специфика восприятия человеком мира приро¬ды, с одной стороны, определяется субъективными свойствами са¬мого человека (построение перцептивного образа опосредовано эмоциями, знаниями, ценностями, прошлым опытом человека), с другой ¾ способностью человека наделять субъектными свойст¬вами объекты и явления природы, которые таковыми на самом деле не являются. Такого рода восприятие служит основой для по¬строения и проявления отношений к природе. В свою очередь, сформировавшиеся и закрепившиеся отношения способствуют расширению сферы восприятия, насыщению ее новым (позитив¬ным или негативным) содержанием. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ Характеризуя в предыдущих разделах специфику и своеобразие экологической психологии, мы раскрыли суть субъективного от¬ношения и субъектного восприятия человеком природных объек¬тов и явлений действительности. В то же время содержание эколо¬гической психологии не ограничивается только лишь проанализированными феноменами. Необходимо отметить, что она пытается выделить некоторые интегральные характеристики, которые бы описывали особенности взаимодействия человека с миром природы. К таким интегральным характеристикам относится в первую очередь экологическое сознание. Экологическое сознание в самом широком смысле этого слова представляет из себя сферу общественного и индивидуального соз¬нания, связанную с отражением природы как части бытия. Форми¬рование специфического восприятия мира природы и своеобраз¬ного отношения к этому миру способствует с течением времени (это характерно как для общества в целом, так и для отдельного индивида) развитию экологического сознания. В свою очередь, сформировавшееся экологическое сознание оказывает существен¬ное влияние как на своеобразие восприятия природных объектов и явлений, так и на специфику отношения к ним. Проблема формирования экологического сознания особенно остро возникла в XX столетии, когда человечество стало осознавать пагубные последствия своей деятельности, которые привели к экологическому кризису. Проявления этого кризиса мы можем наблюдать в самых различных сферах жизнедеятельности: загряз¬нение окружающей среды, исчезновение целого ряда животных и растений, нерациональное использование природных ресурсов и т.д. Тогда же и активизировались философские, экологические, психологические и другие исследования, связанные с необходимо¬стью понимания взаимодействия человека с миром природы. Это привело к постановке проблемы (с разными вариантами ее раз¬решения) формирования экологического сознания. Всего лишь 30¾40 лет назад исследователи обратили внимание на необходимость выделения понятия экологического сознания и выявления его структуры. Первоначально понятие экологического сознания заменялось такими понятиями, как «экологическое мыш¬ление», «экологическая мудрость», «природоохранительное мыш¬ление». Но достаточно быстро эти понятия были интегрированы в дефиницию «экологическое сознание». Так, в работе Р.У. Биджиевой, написанной в начале 80-х годов XX столетия, предпринима¬ется попытка дать трактовку экологическому сознанию, адекват¬ную тому времени. Автор понимает под экологическим сознанием комплекс экологических воззрений, оценок, теорий различных социальных групп, определяемых характером общественного про¬изводства вообще и экономическим положением группы в частно¬сти. В то же время реально содержание экологического сознания сводится к экологическим знаниям, хотя и подчеркивается, что яд¬ро этих знаний составляют представления о природе как самораз¬вивающейся системе. Немного позже А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Г. Васильев предприняли попытку изучить специфику развития экологическо¬го сознания, выступающего в качестве важного условия решения многих актуальных экологических проблем. По их мнению, эко¬логическое сознание ¾ это отражение социальных, природных и специфических социально-экологических законов функциониро¬вания системы «природа ¾ общество», которые выступают объек¬том отражения этой формы сознания. В конце ХХ столетия представления об экологическом созна¬нии кардинально меняются. Это связано с новым пониманием места и предназначения человека в современном мире. В это время предпринимается попытка оценить экологическое сознание с точки зрения будущего (экологический оптимизм и экологический пессимизм), с позиций утилитарно-экономического подхода (сколько это будет стоить), а также с позиций аксиологического (ценностного) подхода, выявляющего ценности, которые в определенный момент времени значимы для человечества. Кроме того, на первый план выдвигается проблема собственно психологического анали¬за содержания и структуры экологического сознания. В ряде исследований подчеркивается, что в современном обще¬стве и его сознании выделяются две позиции, характеризуемые как экологический пессимизм (наиболее преобладающая позиция) и экологический оптимизм (для него характерен утилитарно-востор¬женный взгляд на будущее). Наряду с этими выделяется и позиция, которая характеризует безразличие определенных групп людей к экологической проблеме (в силу занятости их своими текущими сиюминутными проблемами). В специальных исследованиях выявляют четыре типа носите¬лей экологического сознания с точки зрения решения экологиче¬ских задач, связанных с поиском новых источников финансирова¬ния. Соответственно выделяют четыре типа людей. Первый тип характеризуется встревоженностью существующей экологической ситуацией, беспокойством за будущее состояние природной среды, что сопровождается готовностью платить за высокое качество среды. Второй тип отличается от первого лишь тем, что его представители платить за экологические мероприятия из собственного кармана не намерены. Третий тип ориентирован на изменение экологической ситуации к лучшему, но полагает, что за это должно платить государство. Наконец, для четвертого типа характерны низкая степень озабоченности состоянием среды и несформированность мнения по вопросу соотношения экологических и экономических приоритетов в государстве. Если обратиться к содержанию собственно психологических проблем, связанных со спецификой и структурой экологического сознания, то здесь, действительно, можно поставить множество до¬статочно сложных и содержательных вопросов. К основным из них относятся: что из себя с психологической точки зрения представ¬ляет экологическое сознание, каковы его структура, типы, меха¬низмы формирования? В современной психологии под сознанием понимается высшая, интегрирующая форма психики, заключающаяся в отражении, целеполагании и конструктивно-творческом преобразовании действительности. Как в процессе отражения, так и в процессе конструктивно-творческого преобразования участвуют все психические процессы человека (восприятие, память, мышление, воображение), в результате чего формируется система знаний о мире, которая, в свою очередь, находит выражение в деятельности, в поведении. Все эти процессы сопровождаются многообразными отношениями че¬ловека (эмоциональными, волевыми и др.), которые обеспечивают сознанию его субъективность и пристрастность. Экологическое сознание ¾ это то же самое сознание, но имеющее свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения мира при¬роды и конструктивно-творческим его преобразованием. Необхо¬димо отметить, что проблема экологического сознания начала становиться относительно недавно, а предметом экологической психологии стала буквально в последнее десятилетие. Так, например, В.А. Скребец, характеризуя экологическое сознание в целом, отмечает, что это высший уровень психического отражения природной и искусственной среды, своего внутреннего мира, рефлексия места и роли человека в биологическом, физиче¬ском и химическом мире, а также саморегуляция данного отраже¬ния. Автор отмечает, что экологическое сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создавае¬мых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих инди¬видуальный либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику. Таким образом преодолеваются первоначальные попытки све¬дения экологического сознания только лишь к знаниям. Автор вы¬явил структурно-временной аспект взаимосвязи мышления и эмо¬ций как единиц экологического сознания. При этом, что особенно важно подчеркнуть, он обращает внимание на предвосхищающе-прогностическую функцию экологического сознания. Опираясь на такого рода представления, В.А. Скребец пред¬принимает попытку выделить структурные компоненты экологи¬ческого сознания и описать основные его свойства или признаки. В качестве структурных компонентов экологического сознания ис¬следователь выделяет прежде всего центрированность сознания на предметах и явлениях природного мира; использование принятых нормативов экологического взаимодействия с природой, харак¬терных для данного общества, конкретного поколения; сочетание чувственных и рациональных аспектов того культурно-исторического опыта, который усвоен определенной категорией лю¬дей и конкретным индивидом. Этот опыт опосредован разреше¬ниями и запретами, знаково-символическими функциями взаимо¬действия с миром, принятыми в данной социальной группе. К основным свойствам или признакам экологического созна¬ния автор относит следующие: ¾ социальный характер экологического сознания, что обуслов¬лено принятыми в данном обществе нормами, ценностями, сфор¬мировавшимися традициями; ¾ опосредованность символами, знаками, в том числе вербаль¬ными средствами восприятия человеком мира природы; ¾ саморефлексивность; ¾ внутренний диалогизм и др. Особое внимание автор уделяет проблеме направленности и уровням саморефлексии экологического сознания, которое с этих позиций может быть имплицитным и эксплицитным. Имплицитность экологического сознания определяется скрытностью смыс¬ла, неясностью того экологического содержания, которое может быть выявлено лишь опосредованно через свои связи с другими объектами или процессами. Эксплицитность экологического со¬знания предполагает явный, четкий развернутый вид суждений и понятных внешнему наблюдателю экологических поступков и действий. Необходимо отметить, что такой подход вызывает определен¬ный интерес и заслуживает внимания, но не вскрывает в полной мере психолого-педагогическое содержание экологического созна¬ния. Недаром в свое время известный русский поэт Ф.И. Тютчев написал прекрасное стихотворение: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик ¾ В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... В этом стихотворении ценностно-смысловая сторона природы Выражена в поэтической форме, предваряя то, что в последующем получило название биоцентрического или экоцентрического экологического сознания в противовес традиционному антропоцен¬трическому подходу. В этом плане нам представляется наиболее плодотворным под¬ход, когда характеризуется не просто структура экологического сознания, а структура типов такого рода сознания. Это дает воз¬можность дифференцирование описать экологическое сознание с учетом ценностей, которые выражают его элементы. Достаточно четко эта проблема решается в концепции уже цитированных на¬ми ранее С.Д. Дерябо и В.А.Ясвина. Авторы, выделяя противо¬положные типы экологического сознания (антропоцентрическое и эксцентрическое), как бы ставят вопросы: что представляет из себя высшую ценность в существующем мире; существует ли ие¬рархическая картина мира; какова цель взаимодействия человека с природой и др. В результате выделяется восемь признаков антропоцентрического и восемь ¾ экоцентрического экологического сознания, которые в своем единстве описывают структуру указан¬ных типов экологического сознания. Для удобства восприятия сведем эти признаки в единую табли¬цу (см. табл. 5). Таким образом, выделенные признаки, являющиеся одновре¬менно и структурными компонентами разных типов экологиче¬ского сознания, дают возможность представить некоторую цело¬стную описательную характеристику данным типам. Итак, антропоцентрическое экологическое сознание ¾ это особая форма отражения природных объектов и явлений действи¬тельности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которой характерно выраженное противопоставление человека и природы, где высшей ценностью является сам человек, использующий природу для удовлетворения своих потребностей и не распространяющий на взаимодействие с ней этические нормы и правила. Впрочем, следует отметить, что ряд современных ученых, занимающихся проблемами социальной экологии, считают некор¬ректным употребление данного термина «антропоцентрическое экологическое сознание», так как данный тип экологического сознания, по своей сути, является антиэкологическим. Таблица 5 Структура антропоцентрического и эксцентрического экологического сознания Антропоцентрическое экологическое сознание Эксцентрическое экологическое сознание 1 . Высшую ценность представляет человек 1 . Высшую ценность представляет гармоническое развитие человека и природы 2. Иерархическая картина мира 2. Отказ от иерархической картины мира 3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей 3. Целью взаимодействия с природой является оптимальное удовлетворе¬ние как потребностей человека, так и потребностей всего природного со¬общества 4. «Прагматический императив»: правильно то, что полезно человеку 4. «Экологический императив»: пра¬вильно только то, что не нарушает существующее в природе экологиче¬ское равновесие 5. Природа воспринимается как объ¬ект человеческой деятельности 5. Природа воспринимается как рав¬ноправный субъект по взаимодейст¬вию с человеком 6. Этические нормы и правила не распространяются на взаимодействие с миром природы 6. Этические нормы и правила рав¬ным образом распространяются как на взаимодействие людей, так и на взаимодействие с природой 7. Развитие природы мыслится как процесс, который должен быть под¬чинен целям и задачам человека 7. Развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства 8. Деятельность по охране природы продиктована дальним прагматиз¬мом: необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения 8. Деятельность по охране природы продиктована необходимостью со¬хранить природу ради нее самой и ради людей Эксцентрическое экологическое сознание ¾ это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразую¬щую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил. Современная экологическая психология не ограничивается только лишь теоретическим описанием выделенных типов эколо¬гического сознания. В последние годы значительно активизиру¬ются экспериментальные исследования различных сторон эколо¬гического сознания. Так, Т.В. Иванова изучала экологические цен¬ности в общественном сознании и выявила любопытный факт: экс¬центрическая направленность сознания более характерна для мо¬лодых людей ¾ 17¾19-летних, для которых природа обладает са¬мостоятельной ценностью независимо от ее возможного использо¬вания. Восприятие же природы взрослыми в известной степени рационализируется. Окружающая среда рассматривается ими прежде всего как национальное богатство, условие обеспечения экономического развития общества. Более того, отмечается, что в процессе подготовки специалистов разного профиля образ про¬фессии и характер будущей деятельности актуализируют мотива¬цию, для которой природа приобретает все в большей мере праг¬матический объективный характер. К аналогичным результатам пришла И.В. Кряж, которая про¬вела психосемантическое исследование обыденных экологических представлений в структуре сознания. Ею были выявлены два раз¬ных полюса отношения к природе. С одной стороны, «равно¬душие ¾ экологическая безграмотность ¾ безответственность ¾ жестокость ¾ эгоизм», с другой ¾ «альтруизм ¾ стремление к внут¬ренней гармонии ¾ переоценка жизненных ценностей ¾ ответствен¬ность ¾ поиск духовной основы ¾ экологическая озабоченность ¾ любовь к природе ¾ потребность в общении с ней». В целом И.В. Кряж отмечает, что, к сожалению, в обыденном сознании людей преобладают антропоцентрические экологические представления, а возможности удовлетворения потребности в не¬посредственном общении с природой связываются преимущест¬венно с экспансивно-присваивающими формами поведения. Полу¬ченные Т.В. Ивановой и И.В. Кряж данные, а также целый ряд других исследований свидетельствуют о том, что как на уровне общественного, так и индивидуального сознания преобладают антропоцентристские установки. Это связанно с тем (и это осо¬бенно характерно для нашей страны), что новая экологическая эти¬ка, экологическая психология и экологическая педагогика только начинают пробивать себе дорогу. Существующая до сих пор сис¬тема экологического воспитания и образования подрастающего поколения, несмотря на декларирование высоких гуманных цен¬ностей, тем не менее в основе своей строилась на антропоцентристской парадигме. Поэтому в настоящее время особенно остро стоит проблема построения принципиально иной системы обра¬зования подрастающего поколения, которая в полной мере учи¬тывала бы достижения современной экологической философии, экологической этики, экологической психологии и педагогики. Примеры такого рода уже имеются в отечественной психолого-педагогической науке. Так, А.Г. Козлова в своей работе акцентиру¬ет внимание на формировании у учащихся планетарного сознания. В практике лицея эколого-информационных технологий в г. Иркут¬ске в качестве ноосферного образования ставится проблема фор¬мирования такого рода планетарного сознания, которое включает в себя развитие у учащихся научного, феноменологического, эколо¬гического, гуманистического и глобального сознания. В частности, в качестве специфической цели и особой стратегии построения учебно-воспитательного процесса выделяется формирование у школьников экологического сознания, предполагающего понима¬ние органического единства мира и невозможности совершения действий в одном элементе системы без последствий для остальных. Таким образом, в современном образовательном процессе предпринимаются достаточно плодотворные, на наш взгляд, попытки реализации в педагогическом процессе философских и психоло¬гических достижений в сфере развития экологического сознания на рубеже XX и XXI столетий. ЛИТЕРАТУРА Абрамов Ю.Ф., Алешкевич М.П., Буровский A.M., Костин А.К. Лицей эколого-информационных технологий (опыт проектирования и внедрения). ¾ Иркутск, 1998. Биджиева Р. У. Диалектика формирования экологического сознания в ус¬ловиях развитого социализма: Дис. ... канд. философ, наук. ¾ М., 1981. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. ¾ Ростов-на-Дону, 1996. Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании // Вопро¬сы психологии. ¾ 1999. ¾ № 3. ¾ С. 83¾88. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г., Васильев Н.Г. Экологическое знание и соз¬нание. ¾ Новосибирск, 1987. Кряж И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений // Вопросы психологии. ¾ 1998. ¾ № 1. ¾ С. 65¾ 75. Современные проблемы экологии. ¾ М., 1997. |
« Пред. | След. » |
---|