Формирование экологической культуры |
Страница 4 из 26 СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ Для того чтобы лучше представить предмет социальной эколо¬гии, следует рассмотреть процесс ее возникновения и оформления как самостоятельной отрасли научного знания. По сути, возник¬новение и последующее развитие социальной экологии явились естественным следствием все более возрастающего интереса пред¬ставителей различных гуманитарных дисциплин ¾ социологии, экономической науки, политологии, психологии и др., ¾ к проб¬лемам взаимодействия человека и окружающей среды. Своим появлением темин «социальная экология» обязан аме¬риканским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов ¾ Р. Парку и Е. Берджесу, впервые упот¬ребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г. Авторы использовали его в качестве си¬нонима понятия «экология человека». Понятие же «социальная экология» было призвано подчеркнуть, что речь в данном контек¬сте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики. Одно из первых определений социальной экологии дал в своей работе 1927 г. Р. Мак-Кензил, охарактеризовавший ее как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которые оказывают влияние селективные (избирательные), дистрибутивные (распределительные) и аккомодационные (приспособительные) силы среды. Такое определение предмета социальной экологии призвано было стать основой для исследования территориально¬го деления населения внутри городских агломераций. Нужно отметить, однако, что термин «социальная экология», лучше всего, по-видимому, подходящий для обозначения специ¬фического направления исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего существования, так и не прижился в западной науке, в рамках которой предпочтение с само¬го начала стало отдаваться понятию «экология человека» (human ecology). Это создало известные трудности для становления соци¬альной экологии как самостоятельной, гуманитарной по своей основной направленности, дисциплины. Дело в том, что парал¬лельно с развитием собственно социально-экологической проблематики в рамках экологии человека в ней разрабатывались биоэкологические аспекты человеческой жизнедеятельности. Прошед¬шая к этому времени длительный период становления и за счет этого имеющая больший вес в науке, располагавшая более разви¬тым категориальным и методологическим аппаратом биологиче¬ская экология человека долго «заслоняла» гуманитарную соци¬альную экологию от взоров передовой научной общественности. И все же социальная экология некоторое время существовала и развивалась относительно самостоятельно как экология (социоло¬гия) города. Несмотря на явное стремление представителей гуманитарных отраслей знания высвободить социальную экологию из-под «гнета» биоэкологии, она продолжала на протяжении многих десятилетий испытывать существенное влияние со стороны последней. В резуль¬тате большую часть понятий, свой категориальный аппарат соци¬альная экология заимствовала у экологии растений и животных, а также у общей экологии. В то же время, как отмечает Д.Ж. Мар¬кович, социальная экология постепенно совершенствовала свой методологический аппарат с освоением пространственно-временнόго подхода социальной географии, экономической теории дист¬рибуции и др. Существенный прогресс в развитии социальной экологии и процессе ее обособления от биоэкологии произошел в 60-е годы текущего столетия. Особую роль в этом сыграл состоявшийся в 1966 г. Всемирный конгресс социологов. Быстрое развитие соци¬альной экологии в последующие годы привело к тому, что на очередном конгрессе социологов, прошедшем в Варне в 1970 г., было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Тем самым, как отмечает Д.Ж. Маркович, было, по сути, призна¬но существование социальной экологии как самостоятельной на¬учной отрасли и дан толчок более быстрому ее развитию и более точному определению ее предмета. В рассматриваемый период существенно расширился перечень задач, которые была призвана решать эта постепенно обретающая самостоятельность отрасль научного знания. Если на заре станов¬ления социальной экологии усилия исследователей в основном сводились к поиску в поведении территориально локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических от¬ношений, характерных для биологических сообществ, то со вто¬рой половины 60-х годов круг рассматриваемых вопросов допол¬нили проблемы определения места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жиз¬ни и развития, гармонизации взаимоотношений с другими ком¬понентами биосферы. Охвативший в последние два десятилетия социальную экологию процесс ее гуманитаризации привел к тому, что помимо названных задач в круг разрабатываемых ею вопро¬сов были включены проблемы выявления общих законов функ¬ционирования и развития общественных систем, изучения влия¬ния природных факторов на процессы социально-экономического развития и поиска способов управления действием этих факторов. В нашей стране к концу 70-х годов также сложились условия для выделения социально-экологической проблематики в само¬стоятельное направление междисциплинарных исследований. Су¬щественный вклад в развитие отечественной социальной экологии внесли Э.В. Гирусов, А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Ф. Реймерс, С. Н. Соломина и др. Одной из важнейших проблем, стоящих перед исследователями на современном этапе становления социальной экологии, является выработка единого подхода к пониманию ее предмета. Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в деле изучения различных аспектов взаимоотношений человека, общества и природы, а также на значительное число публикаций по социально-экологической проблематике, появившихся в последние два-три десятилетия у нас в стране и за рубежом, по вопросу о том, что именно изучает эта отрасль научного знания по-прежнему существуют различные мнения. В школьном справочнике «Экология» А.П. Ошмарина и В.И. Ошмариной даны два варианта определения социальной экологии: в узком смысле под ней понимают науку «о взаимодей¬ствии человеческого общества с окружающей природной средой», а в широком ¾ науку «о взаимодействии отдельного человека и человеческого общества с природной, социальной и культурными средами». Совершенно очевидно, что речь в каждом из представ¬ленных случаев толкования идет о разных науках, претендующих на право называться «социальной экологией». Не менее показательно сравнение между собой определений социальной экологии и экологии человека. Согласно тому же источнику последняя определяется как: «1) наука о взаимодействии человеческого обще¬ства с природой; 2) экология человеческой личности; 3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах». Хорошо заметна почти полная идентичность определения социальной экологии, понимаемой «в узком смысле», и первого варианта интерпретации экологии человека. Стремление к фактическому отождествлению этих двух отраслей научного знания, действительно, по-прежнему характерно для зарубежной науки, но оно довольно часто подвергается аргументированной критике отечественными учеными. С. Н. Соломина, в частности, указывая на целесообраз¬ность разведения социальной экологии и экологии человека, ог¬раничивает предмет последней рассмотрением социально-гигие¬нических и медико-генетических аспектов взаимоотношений че¬ловека, общества и природы. С подобной трактовкой предмета экологии человека солидарны В.А. Бухвалов, Л.В. Богданова и некоторые другие исследователи, но категорически не согласны Н.А. Агаджанян, В.П. Казначеев и Н.Ф. Реймерс, по мнению ко¬торых, эта дисциплина охватывает значительно более широкий круг вопросов взаимодействия антропосистемы (рассматриваемой на всех уровнях ее организации ¾ от индивида до человечества в целом) с биосферой, а также с внутренней биосоциальной органи¬зацией человеческого общества. Нетрудно заметить, что подобная интерпретация предмета экологии человека фактически прирав¬нивает ее к социальной экологии, понимаемой в широком смысле. Такое положение в значительной мере связано с тем, что в на¬стоящее время наметилась устойчивая тенденция сближения этих двух дисциплин, когда наблюдается взаимопроникновение пред¬метов двух наук и их взаимообогащение за счет совместного использования накопленного в каждой их них эмпирического мате¬риала, а также методов и технологий социально-экологических и антропоэкологических исследований. Сегодня все большее число исследователей склоняются к расширенному толкованию предмета социальной экологии. Так, по мнению Д.Ж. Марковича, предметом изучения современной со¬циальной экологии, понимаемой им как частная социология, яв¬ляются специфические связи между человеком и средой его обита¬ния. Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни. Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интер¬претацию предмета социальной экологии дают Т.А. Акимова и В.В. Хаскин. С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Такой подход представляется нам более правильным, ибо он не ограничивает предмет социаль¬ной экологии рамками социологии или какой-нибудь другой от¬дельной гуманитарной дисциплины, а особо подчеркивает ее междисциплинарный характер. Некоторые исследователи при определении предмета социаль¬ной экологии склонны особо отмечать ту роль, которую эта мо¬лодая наука призвана сыграть в гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания. По мнению Э. В.Гирусова, социальная экология должна изучать прежде всего законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегу¬ляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности. ЛИТЕРАТУРА Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. ¾ М., 1998. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. ¾ М.,1994. Бухвалов В.А., Богданова Л.В. Введение в антропоэкологию. ¾ М., 1995. Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. ¾ М., 1998. Девятова С.В., Купцов В.И. Развитие естествознания в контексте мировой истории. ¾ М., 1998. Краткая философская энциклопедия. ¾ М., 1994. Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. ¾ М., 1998. Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии: В 2т. ¾ М., 1960. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических от¬крытий. ¾ М., 1982; 2-е изд. ¾ 1986. Маркович Д.Ж. Социальная экология. ¾ М., 1991. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). ¾ М., 1994. Соломина С.Н. Взаимодействие общества и природы. ¾ М., 1982. Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах. ¾ М., 1987. Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология. Школьный справочник. ¾ Ярославль, 1998. |
« Пред. | След. » |
---|