Формирование экологической культуры

Оглавление
Формирование экологической культуры
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26

СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ

Для того чтобы лучше представить предмет социальной эколо¬гии, следует рассмотреть процесс ее возникновения и оформления как самостоятельной отрасли научного знания. По сути, возник¬новение и последующее развитие социальной экологии явились естественным следствием все более возрастающего интереса пред¬ставителей различных гуманитарных дисциплин ¾ социологии, экономической науки, политологии, психологии и др., ¾ к проб¬лемам взаимодействия человека и окружающей среды.
Своим появлением темин «социальная экология» обязан аме¬риканским исследователям, представителям Чикагской школы социальных психологов ¾ Р. Парку и Е. Берджесу, впервые упот¬ребившим его в своей работе по теории поведения населения в городской среде в 1921 г. Авторы использовали его в качестве си¬нонима понятия «экология человека». Понятие же «социальная экология» было призвано подчеркнуть, что речь в данном контек¬сте идет не о биологическом, а о социальном явлении, имеющем, впрочем, и биологические характеристики.
 Одно из первых определений социальной экологии дал в своей работе 1927 г. Р. Мак-Кензил, охарактеризовавший ее как науку о территориальных и временных отношениях людей, на которые оказывают влияние селективные (избирательные), дистрибутивные (распределительные) и аккомодационные (приспособительные) силы среды. Такое определение предмета социальной экологии призвано было стать основой для исследования территориально¬го деления населения внутри городских агломераций.
Нужно отметить, однако, что термин «социальная экология», лучше всего, по-видимому, подходящий для обозначения специ¬фического направления исследований взаимоотношений человека как социального существа со средой своего существования, так и не прижился в западной науке, в рамках которой предпочтение с само¬го начала стало отдаваться понятию «экология человека» (human ecology). Это создало известные трудности для становления соци¬альной экологии как самостоятельной, гуманитарной по своей основной направленности, дисциплины. Дело в том, что парал¬лельно с развитием собственно социально-экологической проблематики в рамках экологии человека в ней разрабатывались биоэкологические аспекты человеческой жизнедеятельности. Прошед¬шая к этому времени длительный период становления и за счет этого имеющая больший вес в науке, располагавшая более разви¬тым категориальным и методологическим аппаратом биологиче¬ская экология человека долго «заслоняла» гуманитарную соци¬альную экологию от взоров передовой научной общественности. И все же социальная экология некоторое время существовала и развивалась относительно самостоятельно как экология (социоло¬гия) города.
Несмотря на явное стремление представителей гуманитарных отраслей знания высвободить социальную экологию из-под «гнета» биоэкологии, она продолжала на протяжении многих десятилетий испытывать существенное влияние со стороны последней. В резуль¬тате большую часть понятий, свой категориальный аппарат соци¬альная экология заимствовала у экологии растений и животных, а также у общей экологии. В то же время, как отмечает Д.Ж. Мар¬кович, социальная экология постепенно совершенствовала свой методологический аппарат с освоением пространственно-временнόго подхода социальной географии, экономической теории дист¬рибуции и др.
Существенный прогресс в развитии социальной экологии и процессе ее обособления от биоэкологии произошел в 60-е годы текущего столетия. Особую роль в этом сыграл состоявшийся в 1966 г. Всемирный конгресс социологов. Быстрое развитие соци¬альной экологии в последующие годы привело к тому, что на очередном конгрессе социологов, прошедшем в Варне в 1970 г., было принято решение создать Исследовательский комитет Всемирного объединения социологов по проблемам социальной экологии. Тем самым, как отмечает Д.Ж. Маркович, было, по сути, призна¬но существование социальной экологии как самостоятельной на¬учной отрасли и дан толчок более быстрому ее развитию и более точному определению ее предмета.
В рассматриваемый период существенно расширился перечень задач, которые была призвана решать эта постепенно обретающая самостоятельность отрасль научного знания. Если на заре станов¬ления социальной экологии усилия исследователей в основном сводились к поиску в поведении территориально локализованной человеческой популяции аналогов законов и экологических от¬ношений, характерных для биологических сообществ, то со вто¬рой половины 60-х годов круг рассматриваемых вопросов допол¬нили проблемы определения места и роли человека в биосфере, выработки способов определения оптимальных условий его жиз¬ни и развития, гармонизации взаимоотношений с другими ком¬понентами биосферы. Охвативший в последние два десятилетия социальную экологию процесс ее гуманитаризации привел к тому, что помимо названных задач в круг разрабатываемых ею вопро¬сов были включены проблемы выявления общих законов функ¬ционирования и развития общественных систем, изучения влия¬ния природных факторов на процессы социально-экономического развития и поиска способов управления действием этих факторов.
В нашей стране к концу 70-х годов также сложились условия для выделения социально-экологической проблематики в само¬стоятельное направление междисциплинарных исследований. Су¬щественный вклад в развитие отечественной социальной экологии внесли Э.В. Гирусов, А.Н. Кочергин, Ю.Г. Марков, Н.Ф. Реймерс, С. Н. Соломина и др.
Одной из важнейших проблем, стоящих перед исследователями на современном этапе становления социальной экологии, является выработка единого подхода к пониманию ее предмета. Несмотря на очевидный прогресс, достигнутый в деле изучения различных аспектов взаимоотношений человека, общества и природы, а также на значительное число публикаций по социально-экологической проблематике, появившихся в последние два-три десятилетия у нас в стране и за рубежом, по вопросу о том, что именно изучает эта отрасль научного знания по-прежнему существуют   различные   мнения.  В   школьном   справочнике   «Экология»  А.П. Ошмарина и В.И. Ошмариной даны два варианта определения социальной экологии: в узком смысле под ней понимают науку «о взаимодей¬ствии человеческого общества с окружающей природной средой»,
а в широком ¾ науку «о взаимодействии отдельного человека и человеческого общества с природной, социальной и культурными средами». Совершенно очевидно, что речь в каждом из представ¬ленных случаев толкования идет о разных науках, претендующих на право называться «социальной экологией». Не менее показательно сравнение между собой определений социальной экологии и экологии человека. Согласно тому же источнику последняя определяется как: «1) наука о взаимодействии человеческого  обще¬ства  с  природой;  2) экология  человеческой  личности; 3) экология человеческих популяций, в том числе учение об этносах». Хорошо заметна почти полная идентичность определения социальной экологии, понимаемой «в узком смысле», и первого варианта интерпретации экологии человека. Стремление к фактическому отождествлению этих двух отраслей научного знания, действительно, по-прежнему характерно для зарубежной науки, но оно довольно часто подвергается аргументированной критике отечественными  учеными. С. Н. Соломина, в частности, указывая на целесообраз¬ность разведения социальной экологии и экологии человека, ог¬раничивает предмет последней рассмотрением социально-гигие¬нических и медико-генетических аспектов взаимоотношений че¬ловека, общества и природы. С подобной  трактовкой  предмета  экологии  человека  солидарны В.А. Бухвалов, Л.В. Богданова и некоторые другие исследователи, но категорически не согласны Н.А. Агаджанян, В.П. Казначеев и Н.Ф. Реймерс, по мнению ко¬торых, эта дисциплина охватывает значительно более широкий круг вопросов взаимодействия антропосистемы (рассматриваемой на всех уровнях ее организации ¾ от индивида до человечества в целом) с биосферой, а также с внутренней биосоциальной органи¬зацией человеческого общества. Нетрудно заметить, что подобная интерпретация предмета экологии человека фактически прирав¬нивает ее к социальной экологии, понимаемой в широком смысле. Такое положение в значительной мере связано с тем, что в на¬стоящее время наметилась устойчивая тенденция сближения этих двух дисциплин, когда наблюдается взаимопроникновение пред¬метов двух наук и их взаимообогащение за счет совместного использования накопленного в каждой их них эмпирического мате¬риала, а также методов и технологий социально-экологических и антропоэкологических исследований.
Сегодня все большее число исследователей склоняются к расширенному толкованию предмета социальной экологии. Так, по мнению Д.Ж. Марковича, предметом изучения современной со¬циальной экологии, понимаемой им как частная социология, яв¬ляются специфические связи между человеком и средой его обита¬ния. Основные задачи социальной экологии исходя из этого могут быть определены следующим образом: изучение влияния среды обитания как совокупности природных и общественных факторов на человека, а также влияния человека на окружающую среду, воспринимаемую как рамки человеческой жизни.
Несколько иную, но не противоречащую предыдущей, интер¬претацию предмета социальной экологии дают Т.А. Акимова и В.В. Хаскин. С их точки зрения, социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Такой подход представляется нам более правильным, ибо он не ограничивает предмет социаль¬ной экологии рамками социологии или какой-нибудь другой от¬дельной гуманитарной дисциплины, а особо подчеркивает ее междисциплинарный характер.
Некоторые исследователи при определении предмета социаль¬ной экологии склонны особо отмечать ту роль, которую эта мо¬лодая наука призвана сыграть в гармонизации взаимоотношений человечества со средой своего обитания. По мнению Э. В.Гирусова, социальная экология должна изучать прежде всего законы общества и природы, под которыми он понимает законы саморегу¬ляции биосферы, реализуемые человеком в его жизнедеятельности.

ЛИТЕРАТУРА
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. ¾ М., 1998.
Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции.     ¾  М.,1994.                                                                                                                
Бухвалов В.А., Богданова Л.В. Введение в антропоэкологию. ¾ М., 1995.   
Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. ¾ М., 1998.                            
Девятова С.В., Купцов В.И. Развитие естествознания в контексте мировой истории.  ¾ М., 1998.                                                                                        
Краткая философская энциклопедия. ¾ М., 1994.                                         
Лосев А.В., Провадкин Г.Г. Социальная экология. ¾ М., 1998.
Лункевич В.В. От Гераклита до Дарвина. Очерки по истории биологии: В 2т.  ¾ М., 1960.
Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических от¬крытий. ¾ М., 1982;  2-е изд. ¾ 1986.
Маркович Д.Ж. Социальная экология. ¾ М., 1991.
Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). ¾ М., 1994.
         Соломина С.Н. Взаимодействие общества и природы. ¾ М., 1982.         
Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах. ¾ М., 1987.
Ошмарин А.П., Ошмарина В.И. Экология. Школьный справочник. ¾ Ярославль, 1998.      


 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда



Rambler's Top100