Формирование экологической культуры

Оглавление
Формирование экологической культуры
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26


Глава 9
ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В философии культура определяется как специфический спо¬соб организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценно¬стях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к самим себе.
Как отмечает Э.В. Гирусов, культуру принято определять через противопоставление ее природным явлениям, поскольку одним из важнейших проявлений культуры является отпечаток сознатель¬ной деятельности субъекта в отличие от естественного бытия природных тел. Однако в действительности в процессе эволюции общества возникает нарастающее их взаимопроникновение и взаимообусловленность. Культура ¾ это проявление сознательной деятельности, она характеризует степень свободы субъекта по от¬ношению к природной и социальной необходимости.
Культура в качестве социального явления может быть опре¬делена в самом общем виде как «образ жизни» человека и обще¬ства. И в этом своем статусе культура представляет собой важ¬нейший компонент и показатель уровня развития человеческой цивилизации.
В настоящее время современное общество оказалось перед вы¬бором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической ката¬строфе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. По¬следнее возможно при условии коренной перестройки мировоззрения людей, ломки ценностей в области как материальной, так и духовной культуры и формирования новой ¾ экологической культуры.
Отсюда следует: экологическая культура есть органическая, неотъемлемая часть культуры, которая охватывает те стороны мышления и деятельности человека, которые соотносятся с природной средой. Человек приобретал культурные навыки не только и не столько потому, что преобразовывал природу и создавал свою «искусственную среду». На протяжении всей истории цивилиза¬ции он, всегда находясь в той или иной среде, учился у нее. С наи¬большим основанием это утверждение относится и к современно¬сти, когда пришло время синтеза социального и природного на¬чал в культуре на основе глубокого понимания природы, ее само¬ценности, насущной необходимости формирования у человека уважительного отношения к природе как непременного условия его выживания.
Поэтому важнейшим показателем уровня культуры общества следует полагать не только степень его духовного развития, но и то, сколь нравственно население, насколько внедрены экологиче¬ские принципы в деятельности людей по сохранению и воспроиз¬водству природных богатств.
С позиций культурологии экологическая культура представля¬ет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духов¬но-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.).
Сущность экологической культуры, по мнению Б.Т. Лихачева, может рассматриваться как органическое единство экологически развитого сознания, эмоционально-психических состояний и на¬учно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельно¬сти. Экологическая культура органически связана с сущностью личности в целом, с ее различными сторонами и качествами. Так, например, философская культура дает возможность человеку ос¬мыслить и понять назначение человека как продукта природы и общества; политическая  позволяет обеспечивать экологическое равновесие между хозяйственной деятельностью людей и состоя¬нием природы; правовая ¾ удерживает человека в рамках разрешенных законами взаимодействий с природой; эстетическая ¾ создает условия для эмоционального восприятия красоты и гар¬монии в природе; физическая ¾ ориентирует человека на эффек¬тивное развитие его природных сущностных сил; нравственная ¾ одухотворяет отношения личности к природе и т.д. Взаимодейст¬вие всех этих культур и порождает экологическую культуру. По¬нятие «экологическая культура» охватывает такую культуру, ко¬торая способствует сохранению и развитию системы «общество ¾ природа».
Экологический подход привел к вычленению внутри социаль¬ной экологии еще такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления различных элементов культурной среды, созданной человече¬ством на протяжении его истории.
Сегодня признаком высокой культуры вообще и экологиче¬ской культуры в частности становится не степень отличия соци¬ального от природного, а степень их единства. Таким единством достигается стабильность и природы и общества, образующих социоприродную систему, в которой природа становится «челове¬ческой сущностью человека», а сохранение природы ¾ средством сохранения общества и человека как вида.
Мы определяем экологическую культуру как нравственно-духовную сферу жизнедеятельности человека, характеризующую своеобразие его взаимодействия с природой и включающую в се¬бя систему взаимосвязанных элементов: экологическое сознание, экологическое отношение и экологическую деятельность. В каче¬стве особого элемента выступают экологические институты, при¬званные поддерживать и развивать экологическую культуру на уровне общественного сознания в целом и конкретного человека в частности.
В условиях усугубляющегося экологического кризиса выжи¬вание человечества полностью зависит от него самого: он может устранить эту угрозу, если сумеет трансформировать стиль своего мышления и своей деятельности, придать им экологическую на¬правленность. Только преодоление в общественном плане антро¬поцентризма и в личностном плане эгоцентризма может дать воз¬можность избежать экологической катастрофы. На это у нас ос¬талось не так много времени: по оценке такого специалиста, как председатель комитета по охране окружающей среды В.И.  Данилов-Данильян, к концу 70-х годов наступающего века будет поздно даже обсуждать экологическую проблему. При этом нельзя за¬бывать: культура консервативна и мы уже сейчас нуждаемся в ре¬волюционном переходе к новому типу экологической культуры. Очевидно, что такой переход может состояться только при том условии, что законы сохранения и воспроизводства природных ресурсов будут осознаны человеком и станут законами его практической деятельности. К сожалению, материальное производство и экологическая культура все еще противоречат друг другу, и нам необходимо обостренно воспринимать серьезнейшие трудно¬сти на пути преодоления ¾ и в сознании и на практике ¾ этого ги¬бельного противоречия. Скажем, на сколько еще велик для нас со¬блазн принять к реализации технически совершенное производственное новшество, не учитывая содержащегося в нем экологического риска.
За свою многовековую историю человечество слишком привыкло жить, в сущности, без развитого экологического мышления,                                                                                                                         без экологической этики и без осознанной экологически ори¬ентированной деятельности.
Обращаясь к проблеме формирования современной экологиче¬ской культуры, являющейся исходной темой заключительного раздела данного учебного пособия, нельзя не коснуться вкратце ее исторических корней. Общая канва отношения человек ¾ природа хорошо известна. Здесь же мы рассмотрим данный вопрос в дру¬гом, менее традиционном аспекте ¾ аспекте культуры.
Большой, если не сказать наиболее значимый вклад в данный вопрос внесли наши отечественные философы в силу того, что им присущ в значительной степени, ставший традиционным интерес к взаимоотношениям человека как с его социальной, так и с при¬родной средой. Так, великий русский философ Н.А. Бердяев осо¬бо отмечал: все социальные перемены в судьбе человечества не¬пременно связаны с отношением человека к природе, отсюда кро¬ме прочего следует необходимость исследовать генезис экологи¬ческой культуры на общечеловеческом уровне.
Более развернуто трактовал интересующий культурно-этиче¬ский вопрос В.С. Соловьев. Он писал, что возможно троякое от¬ношение человека к внешней природе: страдательное подчинение ей в том виде, в каком она существует, затем длительная борьба с нею, покорение ее и пользование ею как безразличным орудием и, наконец, утверждение ее идеального состояния ¾ того, чем она должна стать через человека. Безусловно, нормальным и оконча¬тельным, подчеркивает далее В.С. Соловьев, следует признать только третье, положительное отношение, в котором человек пользуется своим превосходством над природой не только для своего, но и для ее ¾ природы ¾ возвышения.
Детализируя эти мировоззренческие, пронизанные экокультурным лейтмотивом постулаты В.С. Соловьева, первый, страда¬тельный, исторический тип экокультуры И.П. Сафронов в своей работе «Формирование экологической культуры учителя» харак¬теризует как доцивилизационный. В тот период личность еще не является субъектом экологической культуры, поскольку тогда она была неотделима от племени, слита с ним. Уже этот вид экологи¬ческой культуры имел свои этические принципы, хотя и не осоз¬нанные ¾ в них уже проявляла себя некая мудрость человека в от¬ношении к природе. Примечательно в связи с этим, что некоторые ученые отмечают сохранность тех давних этических принципов в ряде регионов мира вплоть до настоящего времени. Так, ирокезы перед тем как убить медведя произносят монолог, объясняя, что ими движет жесткая необходимость, но отнюдь не жадность или стремление «нанести ему бесчестье». То есть ощущение единства с природой, так же как и императив очеловечивания природы, прошли испытание временем; от этого императива недалек и дру¬гой, не менее актуальный ¾  «Не убий!»
За страдательным типом экокультуры последовал «цивилизационный», преобразовательный тип, который затем привел к гос¬подству над природой и даже к борьбе с ней. Центральным субъ¬ектом экологической культуры становится индивид с присущим ему эгоцентризмом. Этот процесс был вполне естественным, объ¬ективным, и он не может осуждаться с позиций современной нрав¬ственности. Наступательное отношение к природной среде через переход от присвоения готовых, естественных ресурсов к производству с помощью орудий труда, через промышленную и научно-техническую революцию в общем плане, через создание «второй» искусственной среды обитания привело к новому типу экологиче¬ской культуры. Этот тип культуры, которого человечество еще продолжает придерживаться, в весьма заметной мере инициирует¬ся западноевропейской философией, в своей основе во многом эгоцентричной. Формируется понимание природы как объекта, отдаленного от человека, более того, противостоящего ему.
Нарастающее техническое и интеллектуальное могущество ин¬дивида и человечества в целом в конце концов привело к подрыву стабильности биосферы и к тому глобальному экологическому кризису, который мы сейчас имеем. На возникающую угрозу пер¬воначально указывали выдающиеся, наиболее дальновидные мыслители. Среди них Н.Ф. Федоров   он весьма определенно и жест¬ко указывал: мир идет к концу, цивилизация, эксплуатирующая природу, не восстанавливающая ее, может привести только к та¬кому итогу. В начале второй половины нашего века коллективные исследования ученых на основании тревожных объективных дан¬ных подтвердили это предупреждение. Так, участники знаменито¬го Римского клуба в докладе «Пределы роста» (1972 г.) констати¬ровали, что при сохранении темпов нарастающего увеличения мирового населения параллельно с высокими темпами производ¬ства, загрязнением окружающей среды и истощением естествен¬ных ресурсов к середине XXI в. наступит глобальная катастрофа.
С мировоззренческой точки зрения и с позиции культуры эти прогнозы выдержаны в духе «экологического пессимизма». Ко¬нечно, такой культурный императив является тупиковым. Духов¬ный пессимизм вообще характерен для кризисных, переходных ситуаций, в недрах которых с неизбежностью закономерно зарож¬даются и иные тенденции, в том числе и в сфере культуры.
В интересующей нас области ¾ человек и окружающая его со¬циальная и природная среда ¾ происходит становление прогрес¬сивного современного типа экологической культуры, который многие авторитетные специалисты справедливо оценивают как  «гуманистический ("ноосферный") тип». Этот новый тип эколо¬гической культуры хотя и с большими трудностями и в разной степени, но неуклонно и достаточно уверенно охватывает все ее основные подсистемы: экологические, социальные и производст¬венные отношения, экологическое мышление, экологическую дея¬тельность, экологические общественные институты и, наконец, особо важное для нас ¾ экологическое образование и воспитание.
Здесь также весьма важно отметить и прдчеркнуть: становле¬ние гуманистического типа экологической культуры невозможно без истинной демократизации общества, без преобразования в этом направлении социальных отношений, без всеохватывающей гуманизации отношений между людьми, между странами и наро¬дами, без гуманизации всего мирового сообщества. Этому про¬цессу нет альтернативы.
Обращаясь к экологически ориентированным социальным и производственным отношениям, следует сказать, что эти понятия, впрочем, как и другие категории и понятия экологической куль¬туры, еще не достаточно «устоялись» и имеют различные толко¬вания. Однако целый ряд тенденций в этой области в достаточной степени очевидны и общепризнаны. Если взять материально-про¬изводственные аспекты экологической культуры второй полови¬ны нашего столетия, то нельзя не видеть зарождения, а затем и активного внедрения экологически щадящих способов производ¬ства, прежде всего в промышленности (химической, нефтедобы¬вающей и перерабатывающей, военной, атомной и др.), создания разнообразных очистительных систем, роста внимания к безотход¬ному производству, его замкнутым циклам, применения биотехно¬логий, использования экологически чистых источников энергии; начало производства оборудования для экологической защиты, создания специальных служб контроля за качеством окружающей среды. В условиях осуществления всех этих мер складываются и развиваются соответствующие творческие способности и навыки человека, т.е. современная экологическая культура.
Очевидны серьезные сдвиги и в социально-политических сферах; сопровождающих становление нового типа экологической куль¬туры. Высшие законодательные и исполнительные государствен¬ные органы уделяют все большее внимание экологии, укрепляется юридическая база экологических отношений; начали функциони¬ровать многие национальные и международные экологические организации и учреждения, в том числе и наделенные властными полномочиями; широкое развитие получили всевозможные эко¬логические движения и партии, представители которых в ряде стран заняли ключевые посты в государственных структурах; впол¬не допустимо констатировать наличие профессионального отношения к проблеме «человек ¾ общество ¾ природа» в средствах мас¬совой информации. Можно привести немало других свидетельств социальной переориентации общества, произошедших в данной области за последние десятилетия. Как уже было сказано, непре¬менным признаком высокой экологической культуры является наличие определенных моральных и правовых норм. Здесь важ¬ную роль приобретает формирование ответственности как способ¬ности к сознательному и самостоятельному принятию личностью определенных обязательств перед природой, обществом, коллек¬тивом, самим собой и готовностью отчитываться за их воплоще¬ние в жизнь, нести наказание в виде юридических, административных, нравственных санкций со стороны общества, чувства ви¬ны, укоров совести со своей стороны, поскольку дефицит ответст¬венности перед будущим является одним из истоков кризисной экологической ситуации. И.Т. Суравегина считает, что экологи¬ческая ответственность вбирает в себя все существенные признаки как социальной, так и моральной ответственности. А учитывая, что категория ответственности связана с категорией свободы, то у человека всегда есть выбор поступить так или иначе по отноше¬нию к природной среде, другому человеку, самому себе. Ответст¬венность как личностное качество развивается в онтогенезе постепенно в результате взаимодействия индивида с социальным окружением.
В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: материальную (все формы взаимодейст¬вия общества с природой и результаты этого взаимодействия) и духовную (экологические знания, умения, убеждения, навыки). И.П. Сафронов представляет экологическую культуру общества как систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологи¬ческих отношений, экологического сознания и экологической деятельности.
В содержании экологических отношений выделяют два струк¬турных элемента ¾ социально-экологические отношения, которые складываются между людьми в искусственной среде их обитания и косвенно воздействуют на естественную среду обитания людей и реально-практические отношения, которые включают, во-первых, отношения человека непосредственно к естественной среде обита¬ния, во-вторых, отношения в материально-производственных сфе¬рах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом  при¬своения  человеком  природных сил,  энергии  и вещества и  в-третьих, отношения человека к естественным условиям своего существова¬ния как общественного существа.
Что касается экологического сознания, то этот вопрос подроб¬но рассматривался в предыдущей главе.
Экологическая деятельность характеризуется как интегративное понятие, охватывающее различные виды человеческой дея¬тельности как в материальной, так и в идеальной сферах, связан¬ные с познанием, освоением, преобразованием и сохранением при¬родной среды. Рассмотрим этот аспект более подробно.
Понятием экологическая деятельность в наиболее обобщенном виде охватываются рассматриваемые в определенном аспекте разные виды человеческой деятельности в материально-практиче¬ской и теоретической сферах, в той или иной степени относящихся к изучению, освоению, преобразованию и сохранению естествен¬ной среды.
Таким образом, это, с одной стороны, наиболее обширная об¬ласть человеческой деятельности, а с другой ¾ та область, которая лежит в основе исходного, первичного жизнеобеспечения челове¬ка. Совершенно ясно, что человек занимался экологической дея¬тельностью с самого своего возникновения на Земле. Она после¬довательно видоизменялась в соответствии с этапами развития экологической культуры в целом и, таким образом, в настоящее время должна соответствовать новому типу экологической куль¬туры и всем ее подсистемам, и прежде всего современному уровню экологического мышления.
В практическом плане экологическая деятельность ¾ это производственная деятельность человека с преобразовательными и природоохранными целями, т.е. природопользование. В идеале культурное природопользование должно следовать принципам нового экологического мышления, самым современным научным разработкам, строгим природоохранным юридическим нормам и, основываясь на них, грамотно влиять на производственную дея¬тельность, предвидя ее возможные негативные следствия.
С защитными нормами экологической деятельности тесно свя¬заны более общие правила экологического поведения, которые согласно новому типу экологической культуры должны пункту¬ально соответствовать гуманистической этике.
Все большее значение в последнее время в области экологиче¬ской деятельности приобретает разработка ее теоретических основ. В сфере этой теоретической экологической деятельности в современ¬ных условиях одинаково высокие требования предъявляются как к общей концепции природопользования, так и к системе знаний по прикладным его дисциплинам, а также их внедрения в практику.
В социальном отношении неоценима значимость массовой общественной деятельности, направленной на защиту и воспроиз¬водство природных ресурсов.
Еще одним важным аспектом, входящим в круг экологической культуры личности, является проблема содержания процесса воспитания и образования экологической культуры личности. Это содержание, по мнению Б.Т. Лихачева, строится на следующих основаниях.
Одной составляющей являются собственно экологические и связанные взаимодействующие с ними знания, которые выступают базисом, фундаментом адекватного отношения человека к эколо¬гическим проблемам. Другой фундаментальной содержательной составляющей частью экологической культуры, формирующей нравственно-эстетическое отношение к действительности, является эмоционально-эстетическая культура. И наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностно-практического отношения к действительности. Все вышеназванные состав¬ляющие образуют единое содержание процесса становления ново¬го экологического мышления. В настоящее время уровень эколо¬гического мышления в различных странах и в разных областях деятельности, конечно, неодинаков. Однако можно с большой сте¬пенью уверенности утверждать, что в массовом сознании эколо¬гический стиль мышления уверенно закрепился и уже сегодня стал его органичной составляющей. Кризисное состояние среды, неред¬кие экологические катастрофы многому научили людей. Сейчас уже трудно встретить человека, придерживающегося принципа «покорения» природы, гораздо чаще можно слышать убежден¬ность: «Природа знает лучше».
Развитие нового экологического мышления как центральной подсистемы экологической культуры связано с нашим осознанием бесперспективности и, более того, гибельности ориентации на господство преобразовательного типа, технократического стиля мышления, основанного на агрессивном отношении к природе, на вере в беспредельность ее ресурсов, на непонимании, что биосфе¬ра истощена многовековой ее эксплуатацией, что она нуждается в восстановлении и что человек ответствен за нее ровно также, как и за самого себя.
Экологическое мышление требует отказа от эгоистических потребительских установок, ориентированных на узколичностные либо узкогрупповые интересы, на достижение сиюминутных це¬лей и материальных выгод, когда не принимаются во внимание не только качество природной среды и благополучие будущих поко¬лений, но и элементарная обеспеченность ближнего. Напротив, современное экологическое мышление должно быть «демократич¬ным», основываться на общечеловеческих ценностях, ориентиро¬ванных на историческую перспективу, а не на сегодняшний коры¬стный интерес.
Важной составляющей нового типа мышления является его об¬ращение к глубокому, серьезному осмыслению экологической ситуации в мире, необходимости привлечения для экологических нужд достижений научно-технической революции, в том числе наивысших технологий.
В то же время, наверное, нельзя не замечать того обстоятельст¬ва, что массовому сознанию все еще не хватает обостренного вос¬приятия кризисного состояния как природной, так и социальной среды обитания человека. Мы еще слишком часто ограничиваемся локальными успехами природоохранной практики, бываем удовле¬творены не более чем «сносным» экологическим благополучием.
В нашей стране нетрудно видеть насколько мы и в сознании и в действиях пассивны, а то и безразличны в социальном отноше¬нии. Между тем каждому очевидно не только то, что политиче¬ские страсти оттесняют на задний план экологическую проблему, но и то, что перманентный в последнее время социальный кризис усугубляет эту действительно жизненно  важную проблему.
Наконец, говоря об экологическом мышлении, необходимо сказать о соответствующем ему мировоззрении. Проблема «че¬ловек ¾ общество ¾ природа» уже по самому определению столь значительна и объемна, что не только ее грамотное решение, но и даже исходная ее постановка невозможна без развитого и зре¬лого мировоззрения. Еще мыслители Древней Греции хорошо понимали, что нельзя понять данную систему вне обращения к законам более общей системы, ее надсистемы. Наверное, надо согласиться с тем, что в данном отношении экологическое мыш¬ление в значительной мере ущербно. Похоже, мировоззренче¬ский уровень понимания экологических проблем, каким он был во времена В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского, И. Тейяра де Шардена, Э. Леруа, А. Швейцера, сегодня плохо про¬сматривается. Исправление такого положения ¾ серьезная задолженность ученых.
Без высокого уровня мировоззрения нельзя прийти и к столь важному для экологии эмоциональному восприятию окружающе¬го мира ¾ мироощущению, ядром которого было бы чувственное ощущение единства Универсума и исходящего отсюда единства человека и природы.
Для поддержания именно нового типа экологической культуры общество нуждается в специальных социальных институтах в ши¬роком понимании данного научного термина. Прежде всего это научные и управленческие учреждения и предприятия экологиче¬ского профиля. Далее, это социальные институты, деятельность которых намного обширнее непосредственно природоохранных задач, но которые тем не менее оказывают на них постоянное и сильное влияние. Среди таковых ¾ средства массовой информа¬ции, от которых в значительной степени зависят формирование массового экологического сознания, исполнение просветительной Функции, являющейся важнейшим фактором формирования экологической культуры в целом. Поэтому, как нам представляется, активное участие в просветительной работе средств массовой ин¬формации преподавателей вузов и школ, аспирантов и студентов ¾ их профессиональный и нравственный долг. Социальные инсти¬туты, в той или иной мере занятые проблемой взаимодействия общества и природы, ¾  тот «механизм», который поддерживает и развивает экологическую культуру общества.
Среди социальных экологических институтов первостепенное место, безусловно, занимает система образования и воспитания ¾ школа и высшие учебные заведения. Именно они призваны зало¬жить основы индивидуальной экологической культуры, дать эко¬логические знания, воспитать любовь к природе. Без преувеличе¬ния можно утверждать, что от их успеха или неудачи зависит, справятся или нет с экологической проблемой будущие поколения.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ
В неспециальном виде «экологическое образование» осуществ¬лялось уже в древних цивилизациях Запада и в особенности Вос¬тока. Экологическая составляющая была частью общей картины мира основоположников философии ¾ Конфуция, Лао-цзы, Де¬мокрита, Аристотеля. В Новое время экологическое образование в неспециальном виде сопутствует зарождению и развитию эколо¬гической науки.
Экология возникла в недрах биологии в форме знания о связи живого организма с окружающей природной средой. Представле¬ние о необходимости специального изучения связей видов с их природным окружением сложилось, когда пришло понимание того, что живые организмы эволюционируют и что важнейшую, опре¬деляющую роль в этом процессе играет внешняя среда. Такое по¬нимание, как известно, нашло свое завершение в идее Ч. Дарвина о «борьбе за существование» в живой природе.
Более тесное соединение науки экологии и экологического просвещения и образования стало формироваться одновременно с введением   в  научный  оборот  самого  термина   «экология»  Э. Геккелем  в 1866 г. Объектом экологического знания становятся уже не только живые организмы и их сообщества, но и биосфера в целом. Наконец, решающий сдвиг в становлении экологического образо¬вания происходит вместе со становлением в 70-е годы XX в. соци¬альной экологии, важнейшим приоритетом которой как раз явля¬ется экологическое просвещение.
 Наше российское экологическое образование имеет давние тра¬диции формирования знаний о взаимоотношениях человека и при¬роды. Первоначально оно складывалось на основе естествознания, которое как предмет было учреждено в школах России в конце XVIII в. Затем последовало включение естествознания в число предметов, изучаемых студентами учительской семинарии. Усилия¬ми таких светил отечественного естествознания, как А.Н. Бекетов и К.А. Тимирязев, их педагогическими работами в конце XIX ¾ начале XX в. был создан естественнонаучный фундамент экологи¬ческого образования. В последующем экологическое образование и воспитание в нашей стране существенно эволюционировали.
Уже программы и указания Наркомпроса (1924 г.) ставили перед школой задачу изучения местного края и проведения работы по охране природы, по формированию у питомцев школы полезных навыков в этом  государственно важном деле. В 20¾30-х годах на¬чалось внедрение в массовую практику форм и методов работы, активизирующих познавательную и практическую деятельность школьников по изучению и охране природного окружения, осо¬бенно при изучении естествознания и во внеклассной работе. В 30-е годы природоохранительные знания были включены в учеб¬ные программы по биологии и географии, многие из которых со¬хранились в неизменном виде вплоть до конца 70-х годов. В послевоенные годы принимается ряд постановлений по охране при¬роды с участием органов народного образования в улучшении работы в деле изучения природы, разумного и любовного отно¬шения к ней и ее охране. В 50¾60-е годы природоохранное про¬свещение и воспитание молодежи быстро возрастает во всем мире, это касается и нашей страны; во всех республиках СССР прини¬маются законы об охране природы; в учебном процессе усилива¬ется природоохранительная тематика; в начальной школе выделя¬ется самостоятельный предмет «природоведение». В 70¾80-е го¬ды особое внимание уделяется вопросам образования в сфере ра¬ционального природопользования и охраны природы. В 1972 г. в составе Научно-исследовательского института содержания и ме¬тодов обучения Академии педагогических наук СССР была соз¬дана одна из первых в мире лаборатория природоохранительного просвещения. В том же году была утверждена долгосрочная ком¬плексная программа исследования по охране природы стран-участниц Совета экономической взаимопомощи. Новым в эколо¬гическом образовании явилась разработка программ факульта¬тивных курсов по охране природы.
Новое звучание экологическое образование получает с начала 90-х годов. Построение системы экологического образования ба¬зировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими  учеными, как  С.Н. Глазачев,  А.Н. Захлебный,  И.Д. Зверев, Е.С.  Сластенина, И.Т. Суравегина. Исходными стали представления, что человечество связано с при¬родой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история ¾ часть истории природы; целостность при¬родной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями ¾ основа физического и духовного здоровья человека; труд ¾ основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды не¬избежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человече¬ской деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы и др.
Учеными были разработаны специфические принципы эколо¬гического образования: принцип единства познания ¾ пережива¬ния ¾ действия; принцип непрерывности; принцип взаимосвязи гло¬бального, национального и краеведческого подхода к анализу эко¬логических проблем и путей их решения; принцип междисциплинарности и др., которые наряду с широко действующими в дидак¬тике составили основу экологического образования.
Первый принцип из группы «специфических» ориентирует пе¬дагогов на сочетание рационального познания природы и места в ней человека с чувственно-эмоциональным воздействием на уче¬ника как непосредственного общения с окружающей природной средой, так и художественно-образных средств искусства. Недо¬оценка этого принципа, считает И.Д. Зверев, приводит либо к чистому интеллектуализму, либо к бездоказательной мечтатель¬ности, либо к расчетливому «узкому» практицизму. Принцип не¬прерывности рассматривается как организационно-педагогиче¬ское условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей среде школьников младшего, среднего и старшего возраста в системе классно-уроч¬ных и внеклассных занятий, а также всех видов общественно по¬лезного труда.
В эти годы было выявлено содержание экологического образо¬вания, основными компонентами которого явились знания и цен¬ностные ориентации. В качестве ядра системы экологического об¬разования А.Н.  Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента: познавательный ¾ основные идеи о характере взаи¬модействия природы и общества, о глобальных экологических проблемах и путях их решения и т.д.; ценностный ¾ ценностные ориентации о многосторонней общественной и личной значимости природы; нормативный ¾ основы нравственных и правовых норм природопользования, правила поведения в окружающей среде; деятельностный ¾ виды и способы деятельности школьников, направленные на формирование познавательных и практических умений экологического характера.
В настоящее время вместе с укреплением позиций нового гуманистического типа экологической культуры все большее значение приобретает вопрос о том, какие именно представления о биосоци¬альной системе «человек-общество-природа» следует прежде все¬го внедрять в экологическое образование и воспитание, а какие принципы прежней потребительской культуры должны быть объ¬ектом критического пересмотра.
Факт глобального экологического кризиса требует закрепле¬ния в образовании и воспитании подрастающего поколения и в просвещении населения в целом нового миропонимания, а именно замены представления системы «природа и общество» на пред¬ставление об объективном существовании иной системы «приро¬да ¾ общество». Научно-техническая революция, мощное усиление технической вооруженности человека в жесткой форме выявляет его полную зависимость от ресурсов живой и неживой природы. Эта драматическая ситуация должна быть в центре внимания и учителя и обучаемых.
В наше время вся живая природа планеты вовлечена в челове¬ческую деятельность, в само жизнеобеспечение человеческого об¬щества. В таком положении вещей сокрыт другой важнейший при¬оритет современного экологического образования, на который следует обратить особое внимание. Дело в том, что обеднение ге¬нофонда, безвозвратные потери видов животных и растительного мира разрушают живую природу постепенно. И это разрушение не так очевидно, оно как бы нас и не касается. Если, скажем, по¬следствия загрязнения водоемов производственными отходами совершенно наглядны, то это позволяет рассматривать данную тему уже в начальной школе. Более затруднено понимание того, что чистота природных вод, газовый состав атмосферы, перера¬ботка бытовых и производственных отходов, их возвращение в систему биологического кругооборота, восстановление нарушенных биосферных сообществ обеспечиваются живыми организмами. Включение в образовательный процесс представления о том, что основным условием эффективности названных процессов является многообразие форм жизни, ¾ весьма непростая, требующая высо¬кого мировоззренческого уровня и педагогического мастерства, но совершенно необходимая задача современного экологического образования.
Далее, важнейшим аспектом современного экологического образования является научная пропаганда того, что экологические законы касаются и материальной и духовной культуры и, таким образом, влияют на социальные процессы. Охрана природы через обратную связь возвращается к нам охраной благополучия челове¬ка. Придерживаясь столь однозначной формулировки, нельзя, однако, позволить себе впасть в «новый антропоцентризм» и упустить проблему гуманной заботы о природе. Необходимы ши¬рокий подход к теме «человек-общество-природа» и знания не только общей экологии, но и социальной экологии, включения этого предмета в весь объем просветительского и образователь¬ного процесса.
В силу жизненной важности экологической проблематики обязательным принципом методологии экологического образова¬ния должен стать принцип его непрерывности. Экологическое об¬разование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формаль¬ное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образо¬вание и неформальное образование взрослого населения.
В.М. Назаренко выделяет различные модели организации экологического образования, характерные в настоящее время для средней общеобразовательной школы. Это включение экологиче¬ской информации в традиционные предметы; изучение вопросов охраны окружающей среды в специально выделенном предмете; формирование экологических знаний в разных учебных предме¬тах, а затем их интегрирование в отдельный предмет; полная ре¬форма учебного процесса. Однако большинство школ в стране (98%) работают по первой модели.
В.М. Назаренко доказывает, что создание системы непрерыв¬ного экологического образования требует новой парадигмы: эко¬логическое образование ¾ это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологи¬ческого образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требо¬ваниям экологической этики.
Обратимся теперь к центральному звену экологического обра¬зования и воспитания ¾ к школе.
Ведущие специалисты школьной педагогики, на наш взгляд, с оправданным основанием полагают, что учителю, занятому эко¬логическим преподаванием, постоянно нужно иметь перед собою определенную сверхзадачу: знания молодого человека ¾ выпуск¬ника школы должны соответствовать передовым достижениям науки, соединенным с экологической культурой, с ее гуманистически цельным экономическим, правовым, нравственным, эстети¬ческим и практическим отношением человека к природе.
Современные представления о вариативном образовании как в начальной, так и в средней школе хорошо соотносятся с преподава¬нием экологии ¾ относительно нового предмета: оба эти обстоя¬тельства требуют от самого учителя и от его ученика творческого отношения к обучению, главным результатом которого должно стать воспитание ответственности человека перед природой.
Далее, не менее важно, чтобы выпускник школы входил во взрослую трудовую жизнь, имея устойчивые ценностные установ¬ки бережного отношения к живой и неживой природе, по-настоящему усваивал, что можно, а что нельзя позволять себе и при производственных и при обычных, бытовых отношениях с нею. При этом учителю экологии никак нельзя стесняться высоко¬го стиля изложения своего предмета, донося до сознания ученика, что его предмет действительно реально связан не только с его личным благополучием и благополучием его близких, но и всего человечества. Эмоциональный, художественный, образный под¬ход к душе человека, пусть еще и совсем юного, ¾ непременный элемент всей системы экологического просвещения, образования и воспитания.
В системе непрерывного образования дошкольное воспитание является его первой ступенью. На этой ступени у дошкольников происходят формирование привычек гигиенического характера, выработка простейших практических навыков, осознание элемен¬тарных проблем окружающей среды.
В начальных классах происходит закрепление и развитие зна¬ний об окружающей природной и социальной среде, полученных школьником в семье и в дошкольных учреждениях. Преподавание ведется строго, логично, обязательны также образные формы обу¬чения, обращение к искусству и художественной литературе. В этом возрасте закладываются основы экологической культуры, целост¬ного представления о природе, формируется научное отношение к природной среде, сознается необходимость ее охраны, усваивают¬ся нормы поведения в окружающей среде и навыки элементарных экологически грамотных действий. Каждый предмет, изучаемый в начальной школе (родной язык, рисование, музыка, трудовая под¬готовка и др.), по-новому раскрывает природоведческий матери¬ал, обогащает и помогает развивать навыки общения с природ¬ными объектами. В среднем школьном звене главная роль в эко¬логическом образовании отводится теме «Естествознание» с при¬влечением задач по экологии, игр, а также некоторых видов прак¬тического общения с природой. В этих классах рекомендуется развивать «экологизированные» нравственные ценности, доступные подростковому возрасту. Целью воспитания детей данного возраста (11¾14 лет) является формирование позитивного отно¬шения к окружающей среде. Это происходит на уроках географии, биологии, литературы, физики.
В средних и старших классах при изучении интегрированных курсов «Здоровье и окружающая среда», «Биосфера и человек», «Основы экологии», «Экология человека», «Природа и культура», «Охрана окружающей среды» закрепляется и совершенствуется нравственная ориентация школьника в его отношениях с приро¬дой. Здесь закладываются основы диалектического понимания единства природы и общества, а охрана природы рассматривается как часть общей культуры человека. На этом этапе формируется современное мировоззрение, строящееся на интегративных знани¬ях об окружающем мире и проявляющееся в ответственном, деятельностном поведении, основанном на убежденности в необхо¬димости охраны природной среды. Важна роль экологической практики.
Специалисты по школьному экологическому образованию об¬ращают также внимание на планируемую последовательность преподавания учебного материала. Тематически и методически это формируется примерно и в общем виде таким образом: выяс¬нение конкретного опыта общения школьника с природой; озна¬комление с историей возникновения и развития экологической проблемы; формирование проблемы в современном понимании; четкое обозначение трудностей в ее решении; привитие правовых и этических норм общения человека с природой и соответствующая этому конкретная экологическая практика. На завершающем этапе обучения решающее значение приобретают самостоятель¬ность и творческое отношение к предмету и, наконец, как уже подчеркивалось ранее, к ответственности перед природой.
Уровень современного школьного образования во многом за¬висит от внедрения в постоянную практику новых оригинальных методов и приемов обучения и воспитания. Среди них можно на¬звать повсеместную и непрерывную, от младших до выпускных классов компьютеризацию экологического образования. Необхо¬димо и внедрение неординарных педагогических приемов, как, например, «летний экологический лагерь» или, начиная с млад¬ших классов, проектных уроков, типа: «Лес ¾ мой друг», «Город моей мечты», «Экомагазин», «Экотеатр», «Природа и искусство».
В настоящее время появилось много альтернативных средних учебных заведений дополнительного экологического образования в связи с созданием современной эколого-информационной куль¬туры (фермерские школы, заочные экологические лицеи для уче¬ников сельских школ и малых городов, лагеря и школы по отдельным направлениям экологического и биологического образо¬вания и т.д.). В качестве примера приведем лицей эколого-информационных технологий («Ноосферная школа»). Основные принци¬пы учебно-воспитательного процесса здесь исходят из понимания единства человека и всего остального мира; философским осно¬ванием стала концепция всеединства, разработанная к началу на¬шего века русскими мыслителями-софиологами В. Соловьевым, П. Флоренским, С. Булгаковым и др. Натурфилософским основа¬нием стала научно-философская концепция биосферы и ее пере¬ход в ноосферу В. Вернадского. Данная концепция была разрабо¬тана группой ученых Иркутска ¾ Ю. Абрамовым, М. Алешкевичем, А. Буровским, А. Костиным ¾ и внедрена в инновационное учебное заведение второго дополнительного профориентационного образования (средняя школа № 24 г. Иркутска).
Цель данной образовательной программы ¾ воспитание экологической культуры, обеспечивающей прогресс общества в гар¬монии человека и природы, становление гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе, человеку, обществу, самому себе.
Задачи образовательной программы.
1. Объединить и систематизировать разрозненные знания по предметам естественного, общественно-гуманитарного цикла, раскрывающие характер взаимоотношений и взаимодействия приро¬ды и человека как в далеком историческом прошлом на современ¬ном этапе и в перспективе на XXI в.
2. Провести анализ причин последствий и путей преодоления экологического кризиса.
3. Сформировать у учащихся личностное отношение к сохра¬нению окружающей среды, активную жизненную позицию.
Структура образовательной программы построена по блочно-модульному принципу, что позволяет спроектировать новый учебный план с экологической доминантой.
Экологическое образование ¾ это органичная и приоритетная часть всей системы образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обще¬ству, к человеку (экогуманизм). Экологизация образования озна¬чает формирование нового миропонимания и новый подход к деятельности, основанный на формировании ноосферно-гуманитарных и экологических ценностей.
Переходя к вузовскому экологическому образованию, мы должны констатировать, что соответствующее школьное образо¬вание и воспитание, их прогрессивность и современность зависят в первую очередь от постановки обучения будущего преподавате¬ля школы в стенах педагогического вуза.
Об уровне такой подготовки дают определенное представление количественные данные, взятые нами из выборочных экспертных оценок специалистов в этой области. Так, при изучении готовно¬сти выпускников вузов 1997 г. к экологическому образованию школьников до 30% из них показали высокую степень и знаний и методической подготовки. Оценка работы специалистов в разных общеобразовательных учреждениях выявила, что за период с 1991 по 1996 г. 27% педагогов, ведущих социальную экологию, повы¬сили свою квалификационную категорию. В то же время есть данные последних лет иного, негативного, характера. Исследо¬вания уровня профессиональной компетентности 1300 педагогов и абитуриентов педагогических вузов показали, что около 25% педагогов не владеют в достаточной мере техникой ретрансля¬ции экологических знаний, не способны вместить содержание экологического образования в рамки общих естественнонауч¬ных знаний, до 50% выпускников школы ¾ абитуриентов педаго¬гических вузов ¾ не владеют современной экологической куль¬турой, продолжают придерживаться потребительских взглядов на природную среду.
Приведенная выше статистика свидетельствует о том, что, не¬смотря на многие отрицательные внешние объективные факторы и недостаточную освоенность методики экологического образо¬вания, здесь наблюдаются несомненные сдвиги. Налицо постоянное расширение экологической тематики, в том числе ее социальной составляющей в высшем образовании; значимость экологического образования закреплена законодательными актами, охватываю¬щими и школу и профессиональное образование.
Значительно увеличился объем научных исследований в облас¬ти теории и практики экологического образования, утверждается принцип непрерывного экологического образования, разработана последовательность такого образования в школе, написаны учеб¬ники для школьников и методические пособия для учителей, идет экологизация всего дошкольного и школьного образования и воспитания. В итоге, наверное, можно сказать, что экологическое образование становится важным фактором реформирования, осовременивания российского образования в целом.
Недостаточная же степень развитости экологического образо¬вания в вузах, конечно, объяснима: экологическое образование, тем более в его современном варианте, по историческим меркам еще очень молодо, в сущности, оно только зарождается; многие педагогические вузы еще не имеют полнопрофильного курса по экологии, в том числе по ее социальному аспекту; во многих об¬ластях экологии как предмета науки и преподавания остается больше проблем, чем их решений; отчетливо сказывается и общий социальный фон ¾ недооценка глубины экологического кризиса в нашем обществе, охваченном кризисом другого рода.
В результате эффективность экологического преподавания в школе, главном звене экологического образования и воспитания, пока не удовлетворительна.
Что касается непосредственно внутривузовских проблем экологического образования, то полагаем, что многие из них доста¬точно хорошо известны самим и преподавателям и студентам: не¬хватка учебных пособий, далеко не полная оснащенность новейшей техникой исследований и т.д. Мы же здесь укажем лишь на некото¬рые изъяны в постановке экологического образования, может быть, не столь очевидные.
Наверное, следует признать, что еще недостаточно разработа¬на сама методологическая основа, необходимая для прикладных исследований по экологическому образованию студентов и кон¬кретных методических разработок; система общего среднего об¬разования не располагает устоявшимися принципами экологиче¬ского образования; есть определенный разрыв между довольно неплохим уровнем общего школьного экологического образова¬ния и уровнем развития эколого-педагогического образования; наметилось обострение противопоставления гуманитарной, есте¬ственнонаучной и технической культур, в частности, в связи с этим в экологическом образовании объемно представлено естест¬веннонаучное содержание, но существенно отстает гуманитарное, в том числе во многом обделена вниманием социальная экология.
Сегодня лишь на начальной стадии находится внедрение таких специальностей и дополнительных квалификаций, как педагог-спе¬циалист по социальной экологии, педагог дополнительного эколо¬гического образования, педагог дошкольного экологического обра¬зования, менеджер экологического образования, которые не только актуальны, но и рассчитаны на будущее, что немаловажно для вузовского педагогического образования. Недостаточно активно внедряются учебные программы по этноэкологии, эколого-педагогической практике, экологическому краеведению ¾ столь же и своевременные и перспективные. В вузовской подготовке слабо осваиваются традиции разных народов, их экологическая культура, не  налажено устойчивое взаимодействие педагогических вузов и школ.
Решение обозначенных и других сходных проблем, дальнейшее внимание к экологическому образованию могли бы способство¬вать формированию его целостной научно обоснованной структуры. Такая структура, по мнению ведущих специалистов в дан¬ной области, должна включать ряд элементов.
1. Экологическое образование студента педагогического вуза как компонент, органически присущий его общей культуре.
2. Формирование гуманистической среды вуза как условие развития экологической культуры и практической готовности выпу¬скника к школьному экологическому образованию и воспитанию в их современном и прогрессивном понимании.
3. Подготовка педагога-эколога для образования на профес¬сионально-квалифицированном уровне.
Основываясь на этой структуре, выстраивается схема последовательного экологического образования в педагогическом вузе. На начальной стадии происходят личностное развитие и самораз¬витие студента, усвоение им культурных и природных приорите¬тов и ценностей изначально на образном и эмоциональном уров¬нях. В соответствии с данной доминантой организуется обучение по всей общеэкологической программе. На второй стадии усваи¬ваются необходимые образовательные и методические знания, складывается профессиональная компетентность будущего спе¬циалиста. Как следствие, формируется целый ряд предметов фун¬даментального экологического образования: общая экология, социальная экология, прикладная экология и т.д. На третьей стадии создаются условия для профессиональной идентификации студен¬та, для выбора квалификации. На четвертой стадии студенты ус¬ваивают мировоззренческие представления о системе «человек-общество-природа», осуществляется интеграция исследователь¬ской и научно-педагогической деятельности в этой области; соз¬даются ситуации, стимулирующие его творческое саморазвитие.
Важная роль в формировании экологической культуры обще¬ства отводится социальным институтам. Так, Н.Н. Храменков вы¬деляет четыре основных типа экологических социальных институ¬тов, которые в зависимости от своих функций разделяются на практические, научные, педагогические и управленческие. Большое значение при этом придается средствам массовой информации (печать, радио, телевидение).
Стоить отметить также заключительный документ Конферен¬ции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) ¾ программу «Повестка дня для XXI века», где дана обобщенная оценка эволюции цивилизации и, что особо сущест¬венно, фундаментальным образом обоснованный сделан вывод о жизненной необходимости перехода человечества к устойчиво¬му развитию.
Осмысление специфики устойчивого развития начинается с ус¬воения того, что в центре такого развития находится человек, ко¬торый имеет неотъемлемое право на здоровую и плодотворную жизнь, что охрана окружающей среды реально должна стать важ¬нейшим элементом процесса устойчивого развития, что общество перейдет к коэволюционному способу взаимодействия с природой, когда усилия коллективного разума будут направлены на то, что¬бы обеспечить безопасность человечества во всех отношениях и реализовать стремление человека к личному и социальному благо¬получию.
Для достижения этих целей необходимо активизировать весь потенциал культуры, произвести радикальную, гуманистическую переориентацию всей системы ее ценностей, в полной мере рас¬крыть непреходящую значимость природы для человеческого су¬ществования.

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В научно-педагогической литературе получили широкое распространение такие понятия, как «экологизация мировоззрения», «экологизация производства», «экологизация наук», «экологизация сознания», «экологизация мышления», «экологизация образования». Во всех случаях под экологизацией понимают процессы, связанные с оптимизацией и гармонизацией отношений между обществом и природой, и изменений, которые возникают в духовной и матери¬альной жизни в условиях экологического кризиса, радикальной трансформации общественного бытия. Г.С. Смирнов определяет, например, экологизацию сознания как изменение направленности сознания, ориентацию его на более адекватное отражение состоя¬ния внешней среды и соответственно ценностных установок в потребностях и деятельности человека. С понятием «экологизация индивидуального сознания» связаны также такие понятия, как «экологизация мышления», «экологизация мироощущения», «экологиза¬ция потребностей», «экологизация поведения» и др. Каждой исто¬рической эпохе соответствует свое определенное мировоззрение.
Экологизация системы образования (Н.М. Мамедов) ¾ это характеристика тенденции проникновения экологических идей, по¬нятий, принципов, переходов в другие дисциплины, а также под¬готовка экологически грамотных специалистов самого различно¬го профиля. Именно в наши дни требуется экологизация вообще всей системы образования и воспитания. Финальная цель данной трансформации ¾ проникновение современных экологических идей и ценностей во все сферы общества, его экологизация. Ибо только так, через экологизацию всей общественной жизни, можно спасти человечество от экологической катастрофы.
Наиболее полно, подробно с проведением экспериментальной работы в школе и в педагогическом вузе данная проблема ¾ экологизации образования ¾ нашла отражение в докторской диссер¬тации В.М. Назаренко, на чем мы и остановимся более подробно.
Так, автор предлагает осуществить последовательную экологизацию вузовских учебных дисциплин. Этот процесс затрагивает как учебную, так и внеучебную деятельность студентов, строится на принципах целостности, единства и преемственности всех звеньев и этапов вузовского обучения, а также на установлении межпред¬метных связей и интеграции учебных дисциплин.
Информация по проблемам окружающей среды вводится в ос¬новные учебные курсы с учетом специфики каждого предмета. Это возможно реализовать в курсе лекций, на семинарских, лабо¬раторных занятиях, по окончании изложения темы (раздела), в конце изучения всего теоретического курса. При этом экологиче¬скому содержанию должно быть четко определено место в каждом разделе. Следует также осуществлять взаимосвязь экологических, природоохранных и воспитательных аспектов изучаемого мате¬риала, тщательно продумывать методику изложения материала.
Автор выявляет и разрабатывает теоретические основы экологизации химического образования, позволяющие определить содер¬жание системы знаний о химических аспектах экологии в ряде учебных предметов средней и высшей школы, переориентировать содержание химического эксперимента и химических задач на экологическую проблематику, осмыслить новые функции кабинета химии в условиях экологизации школьного образования.
Химия здесь выбрана не случайно. В последнее время обнару¬живается отчетливая тенденция в нашем уже довольно экологизированном общественном сознании противопоставлять экологию человека и химию. Действительно, химическое производство за свою историю нанесло немалый ущерб природной среде. Когда при наличии такого острого и актуального противоречия ставит¬ся вопрос об экологизации химического образования, тогда речь идет не о механическом соединении экологии и химии, а об интегративном подходе к данной проблеме.
Нам кажется небезынтересным опыт ФРГ в решении данной проблемы.
С конца 80-х годов в ФРГ начался, а к настоящему времени уже завершился переход от природоохранительных принципов в об¬разовании к экологическим, что в общих чертах совпадает с ана¬логичным процессом в нашей стране. Современный подход к школьному экологическому образованию в ФРГ характеризуется следующими основными принципами: экологизация затрагивает не только все школьные программы и учебники, но и всю школь¬ную жизнь, когда школа рассматривается как некое «экохозяйство», полигон для внедрения экологического знания; образова¬ние приобретает не целевой, а в большей мере процессуальный характер: от формирования самостоятельности учащегося, его самоопределения по отношению к природе к приобретению соот¬ветствующих конкретных навыков; экологическое образование становится составной частью общего гражданского воспитания; большое внимание уделяется экологизации прикладных школь¬ных дисциплин (экономика домашнего хозяйства, техника, трудо¬вое обучение); в методах обучения все большее место занимает проектное обучение.
На этих принципах организована система как школьного, так и вообще экологического образования и воспитания в Германии. Совершенно очевиден в данном случае прогресс в процессе эколо¬гизации. Экологизация, в свою очередь, тесно связана с экономи¬ческой жизнью общества. Система взаимоотношений человека и природы здесь строится как система «природа-общество-эконо¬мика». Экономизации экологии сопутствует принцип прагматиз¬ма, традиционный для западноевропейской культуры в целом. Школа является рабочим местом для учащихся, учителей, для обслуживающего персонала ¾ хозяйством, которое расходует при¬родные ресурсы, потребляет энергию и продукты питания, проду¬цирует отходы и т.п. Непосредственно в учебном процессе про¬слеживается отчетливая ориентация на подготовку учащихся к решению в будущем конкретных локальных задач. Не случайно, школьная экологическая модель земли Нижняя Саксония носит эффективное и выразительное название «Мыслить глобально ¾ действовать локально».
Примечательной чертой экологического образования в ФРГ, начиная со школы, является последовательное увязывание защи¬ты природной среды с политической деятельностью. По этому поводу заметим, что если в Германии политизация природоохранительной деятельности обеспечивает последней дополнительный импульс, то в современной кризисной России, к сожалению, поли¬тические страсти наносят экологии и экологической деятельности только ущерб.

ЛИТЕРАТУРА
Абрамов Ю.Ф., Алешкевич М.П., Буровский A.M., Костин А.К. Лицей эколого-информационных технологий. ¾ Иркутск, 1998.
Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы: Содержание природоохранительного образования. ¾ М., 1991.
Зверев И.Д. Учебные исследования по экологии в школе: Методы и сред¬ства обучения. ¾ М., 1993.
Ильина А.Н. Теоретические проблемы воспитания у старшеклассников экологической культуры как части их мировоззрения: Дис. ... канд. пед. наук. ¾ М., 1998.
Лихачев Б.Т. Философия воспитания. ¾ М., 1995.  
Мамедов Н.М. Теоретические основы экологического образования // Эко¬логическое образование и устойчивое развитие. ¾ М., 1995.
Моисеев Н.Н. Устойчивое развитие и экологическое образование // Философские аспекты социальной экологии. ¾ М., 1996. ¾ С. 1¾12.
Назаренко В.М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис. ...  д-ра пед. наук. ¾ М., 1994.
Сафронов И.П.    Формирование     экологической   культуры   учителя:
Дис. ... канд. философ, наук. ¾ М., 1992.
Сластенина Е С. Экологическое образование в подготовке учителя. ¾ М., 1984.


 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда



Rambler's Top100