Формирование экологической культуры

Оглавление
Формирование экологической культуры
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26

ПРОГРАММА КУРСА
«СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Социальная экология» соответствует тре¬бованиям образовательных программ по специальностям «Соци¬альная педагогика» и «Педагогика и психология» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образо¬вания. Курс «Социальная экология» направлен на развитие у сту¬дентов общей экологической культуры личности, а также на со¬вершенствование профессионально-педагогической культуры буду¬щих специалистов через ознакомление с основами организации и функционирования социоприродных систем, принципами взаимо¬действия человека, общества и природы, закономерностями функционирования и развития человека в жизненной среде, концептуальными основами экологического образования и воспитания.
Задачи курса:
¾ ознакомить студентов с основами общей и социальной эко¬логии, экологии человека, природопользования, экологической педагогики;
¾ обеспечить непрерывность и преемственность экологическо¬го образования на стадиях общеобразовательной и профессио¬нальной подготовки;
¾ повысить уровень профессиональной компетентности сту¬дентов посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин.
Курс рассчитан на 54 часа аудиторных занятий, из них: 36 ¾ лекции, 18 ¾ семинары. Учебно-исследовательская работа студен¬тов включает написание рефератов, подготовку научных докла¬дов, написание дипломных работ.
Итоговая форма контроля ¾ экзамен (зачет).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Становление социальной экологии и ее предмет (4 часа).
Развитие экологических представлений людей с древнейших вре¬мен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки.
Возникновение социальной экологии. Ее предмет. Отношение оциальной экологии к другим наукам: биологии, географии, со¬циологии.

Тема 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты (4 часа).
Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность.
Среда человека и ее элементы как субъекты социально-эколо¬гического взаимодействия. Классификации компонентов среды человека.
Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики. Воздействие факторов среды на человека. Адапта¬ция человека к окружающей среде и ее изменениям.

Тема 3. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации (4 часа).
Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: охотничье-собирательская культура, аграрная культура, индустриаль¬ное общество, постиндустриальное общество. Их характеристика.
Перспективы развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития.

Тема 4. Глобальные  проблемы  человечества  и пути их решения  (4 часа).
Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурс¬ный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загрязнение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроорганизмов. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор.

Тема 5.  Поведение  человека  в  естественной  и  социальной  среде
(4 часа).
Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимичес¬кий, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения.
Потребности как источник активности личности. Группы и ви¬ды потребностей и их характеристика. Характеристика экологиче¬ских потребностей человека.
Адаптация человека в естественной и социальной среде. Виды адаптации. Своеобразие поведения человека в естественной и со¬циальной среде.
Поведение человека в естественной среде. Характеристика на¬учных теорий влияния среды на человека.
Поведение человека в социальной среде. Организационное по¬ведение. Поведение человека в критических и экстремальных си¬туациях.

Тема 6. Экология жизненной среды (4 часа).
Элементы жизненной среды человека: социально-бытовая среда (городская и жилищная среды), трудовая (производственная) среда, рекреационная среда. Их характеристика. Взаимоотношения чело¬века с элементами его жизненной среды.

Тема 7. Элементы экологической этики (4 часа).
Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Предмет экологической этики.
Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм. Субъектно-этический тип отношения к природе. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип. Проб¬лема ненасильственного взаимодействия человека, общества и при¬роды в различных религиозных концепциях (джайнизм, буддизм, индуизм, даосизм, ислам, христианство).

Тема 8. Элементы экологической психологии (4 часа).
Становление и развитие экологической психологии и ее пред¬мета. Характеристика психологической экологии и экологии ок¬ружающей среды.
Субъективное отношение к природе и его разновидности. Ба¬зовые параметры субъективного отношения к природе. Модаль¬ность и интенсивность субъективного отношения к природе. Ти¬пология субъективного отношения к природе.
Субъективное восприятие мира природа. Формы и способы наделения субъектностью природных объектов (анимизм, антро¬поморфизм, персонификация, субъектификация).
Экологическое сознание и его структура. Структура антропоцентрического и эксцентрического экологического сознания. Проблема формирования экологического сознания у подрастающего поколения.

Тема 9. Элементы экологической педагогики (4 часа).
Понятие экологической культуры личности. Типы экологиче¬ской культуры. Педагогические условия ее формирования.
Экологическое воспитание личности. Развитие экологического образования в России. Современное содержание экологического образования. Школа как основное звено экологического образования. Структура экологического образования будущего учителя.
Экологизация образования. Характеристика экологизации об¬разования за рубежом.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Становление взаимоотношений человека и природы на зape истории цивилизации (2 часа).
Освоение природы человеком.
Особенности восприятия природы первобытными людьми.
Становление экологического сознания.
 Литература для подготовки к занятию
Тайлор Б.Д. Первобытная культура. ¾ М., 1989. ¾ С. 355¾388. 
Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. ¾ М., 1994. ¾ С. 177¾283.

Тема 2. Современный экологический кризис и пути его преодоления (4 часа).
Экологический кризис: миф или реальность?
Предпосылки возникновения экологического кризиса.
Пути преодоления экологического кризиса.
Литература для подготовки к занятию
Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. ¾ М., 1990. ¾ С. 188¾202.
Атфилд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. ¾ М., 1990. ¾ С. 203¾257.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. ¾ М., 1992. ¾ С. 44¾ 79.

Тема 3. Этический аспект взаимоотношений человека и природы (4 часа).
Что такое экологическая этика?
Основные этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и натуроцентризм.
Сущность антропоцентризма и его общая характеристика.      
Сущность натуроцентризма и его общая характеристика.                                                  
Литература для подготовки к занятию
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. ¾ М., 1989. ¾ С. 293¾325.
Ролстон X. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. ¾ М., 1990. ¾ С. 258¾288.
Швейцер А. Благоговение перед жизнью. ¾ М., 1992. ¾ С. 216¾229.

Тема 4. Экология и этногенез (2 часа).
Сущность процесса этногенеза.
Влияние особенностей ландшафта на этногенез.
Этногенез и эволюция биосферы Земли.
Литература для подготовки к занятию
Гумилев Л.Н. Биосфера и импульсы сознания // Конец и вновь начало. ¾ М., 1997. ¾ С. 385¾398.

Тема 5. Человек и ноосфера (2 часа).
 Идея ноосферы и ее творцы.
Что такое ноосфера?
 Становление ноосферы и перспективы человечества.
Литература для подготовки к занятию
Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: антология философской мысли. ¾ М., 1993. ¾ С. 303¾311.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. ¾ М., 1987. ¾ С. 133¾186.
Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7т. ¾ М., 1991. ¾ Т. 1. ¾ С. 85¾104; С. 121¾130.

Тема 6. Человек и космос (4 часа).
Космическая сущность человека.
 Космические перспективы человека.
Литература для подготовки к занятию
Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной // Русский космизм: антология философской мысли. ¾ М., 1993. ¾ С. 317¾327.
Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Грезы о земле и небе. ¾ Тула, 1986. ¾ С. 286¾288.
Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен чело¬века: Проблемы комплексного изучения. ¾ Новосибирск, 1991. ¾ С. 36¾57.


 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда



Rambler's Top100