Формирование экологической культуры |
Страница 18 из 26 ПРОГРАММА КУРСА «СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса «Социальная экология» соответствует тре¬бованиям образовательных программ по специальностям «Соци¬альная педагогика» и «Педагогика и психология» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образо¬вания. Курс «Социальная экология» направлен на развитие у сту¬дентов общей экологической культуры личности, а также на со¬вершенствование профессионально-педагогической культуры буду¬щих специалистов через ознакомление с основами организации и функционирования социоприродных систем, принципами взаимо¬действия человека, общества и природы, закономерностями функционирования и развития человека в жизненной среде, концептуальными основами экологического образования и воспитания. Задачи курса: ¾ ознакомить студентов с основами общей и социальной эко¬логии, экологии человека, природопользования, экологической педагогики; ¾ обеспечить непрерывность и преемственность экологическо¬го образования на стадиях общеобразовательной и профессио¬нальной подготовки; ¾ повысить уровень профессиональной компетентности сту¬дентов посредством установления системы межпредметных связей содержания курса с содержанием профилирующих дисциплин. Курс рассчитан на 54 часа аудиторных занятий, из них: 36 ¾ лекции, 18 ¾ семинары. Учебно-исследовательская работа студен¬тов включает написание рефератов, подготовку научных докла¬дов, написание дипломных работ. Итоговая форма контроля ¾ экзамен (зачет). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тема 1. Становление социальной экологии и ее предмет (4 часа). Развитие экологических представлений людей с древнейших вре¬мен до наших дней. Возникновение и развитие экологии как науки. Возникновение социальной экологии. Ее предмет. Отношение оциальной экологии к другим наукам: биологии, географии, со¬циологии. Тема 2. Социально-экологическое взаимодействие и его субъекты (4 часа). Человек и общество как субъекты социально-экологического взаимодействия. Человечество как многоуровневая иерархическая система. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия: потребности, адаптивность, механизмы адаптации и адаптированность. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-эколо¬гического взаимодействия. Классификации компонентов среды человека. Социально-экологическое взаимодействие и его основные характеристики. Воздействие факторов среды на человека. Адапта¬ция человека к окружающей среде и ее изменениям. Тема 3. Взаимоотношения общества и природы в истории цивилизации (4 часа). Взаимоотношения природы и общества: исторический аспект. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: охотничье-собирательская культура, аграрная культура, индустриаль¬ное общество, постиндустриальное общество. Их характеристика. Перспективы развития взаимоотношений природы и общества: идеал ноосферы и концепция устойчивого развития. Тема 4. Глобальные проблемы человечества и пути их решения (4 часа). Рост численности населения, «демографический взрыв». Ресурс¬ный кризис: земельные ресурсы (почва, минеральные ресурсы), энергетические ресурсы. Возрастание агрессивности среды: загрязнение вод и атмосферного воздуха, рост патогенности микроорганизмов. Изменение генофонда: факторы мутагенеза, дрейф генов, естественный отбор. Тема 5. Поведение человека в естественной и социальной среде (4 часа). Поведение человека. Уровни регуляции поведения: биохимичес¬кий, биофизический, информационный, психологический. Активность и реактивность как фундаментальные составляющие поведения. Потребности как источник активности личности. Группы и ви¬ды потребностей и их характеристика. Характеристика экологиче¬ских потребностей человека. Адаптация человека в естественной и социальной среде. Виды адаптации. Своеобразие поведения человека в естественной и со¬циальной среде. Поведение человека в естественной среде. Характеристика на¬учных теорий влияния среды на человека. Поведение человека в социальной среде. Организационное по¬ведение. Поведение человека в критических и экстремальных си¬туациях. Тема 6. Экология жизненной среды (4 часа). Элементы жизненной среды человека: социально-бытовая среда (городская и жилищная среды), трудовая (производственная) среда, рекреационная среда. Их характеристика. Взаимоотношения чело¬века с элементами его жизненной среды. Тема 7. Элементы экологической этики (4 часа). Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы. Предмет экологической этики. Природа как ценность. Антропоцентризм и натуроцентризм. Субъектно-этический тип отношения к природе. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип. Проб¬лема ненасильственного взаимодействия человека, общества и при¬роды в различных религиозных концепциях (джайнизм, буддизм, индуизм, даосизм, ислам, христианство). Тема 8. Элементы экологической психологии (4 часа). Становление и развитие экологической психологии и ее пред¬мета. Характеристика психологической экологии и экологии ок¬ружающей среды. Субъективное отношение к природе и его разновидности. Ба¬зовые параметры субъективного отношения к природе. Модаль¬ность и интенсивность субъективного отношения к природе. Ти¬пология субъективного отношения к природе. Субъективное восприятие мира природа. Формы и способы наделения субъектностью природных объектов (анимизм, антро¬поморфизм, персонификация, субъектификация). Экологическое сознание и его структура. Структура антропоцентрического и эксцентрического экологического сознания. Проблема формирования экологического сознания у подрастающего поколения. Тема 9. Элементы экологической педагогики (4 часа). Понятие экологической культуры личности. Типы экологиче¬ской культуры. Педагогические условия ее формирования. Экологическое воспитание личности. Развитие экологического образования в России. Современное содержание экологического образования. Школа как основное звено экологического образования. Структура экологического образования будущего учителя. Экологизация образования. Характеристика экологизации об¬разования за рубежом. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Становление взаимоотношений человека и природы на зape истории цивилизации (2 часа). Освоение природы человеком. Особенности восприятия природы первобытными людьми. Становление экологического сознания. Литература для подготовки к занятию Тайлор Б.Д. Первобытная культура. ¾ М., 1989. ¾ С. 355¾388. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. ¾ М., 1994. ¾ С. 177¾283. Тема 2. Современный экологический кризис и пути его преодоления (4 часа). Экологический кризис: миф или реальность? Предпосылки возникновения экологического кризиса. Пути преодоления экологического кризиса. Литература для подготовки к занятию Уайт Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. ¾ М., 1990. ¾ С. 188¾202. Атфилд Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. ¾ М., 1990. ¾ С. 203¾257. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. ¾ М., 1992. ¾ С. 44¾ 79. Тема 3. Этический аспект взаимоотношений человека и природы (4 часа). Что такое экологическая этика? Основные этико-экологические доктрины взаимоотношений человека и природы: антропоцентризм и натуроцентризм. Сущность антропоцентризма и его общая характеристика. Сущность натуроцентризма и его общая характеристика. Литература для подготовки к занятию Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. ¾ М., 1989. ¾ С. 293¾325. Ролстон X. Существует ли экологическая этика? // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. ¾ М., 1990. ¾ С. 258¾288. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. ¾ М., 1992. ¾ С. 216¾229. Тема 4. Экология и этногенез (2 часа). Сущность процесса этногенеза. Влияние особенностей ландшафта на этногенез. Этногенез и эволюция биосферы Земли. Литература для подготовки к занятию Гумилев Л.Н. Биосфера и импульсы сознания // Конец и вновь начало. ¾ М., 1997. ¾ С. 385¾398. Тема 5. Человек и ноосфера (2 часа). Идея ноосферы и ее творцы. Что такое ноосфера? Становление ноосферы и перспективы человечества. Литература для подготовки к занятию Вернадский В.И. Несколько слов о ноосфере // Русский космизм: антология философской мысли. ¾ М., 1993. ¾ С. 303¾311. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. ¾ М., 1987. ¾ С. 133¾186. Мень А. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7т. ¾ М., 1991. ¾ Т. 1. ¾ С. 85¾104; С. 121¾130. Тема 6. Человек и космос (4 часа). Космическая сущность человека. Космические перспективы человека. Литература для подготовки к занятию Чижевский А.Л. Колыбель жизни и пульсы Вселенной // Русский космизм: антология философской мысли. ¾ М., 1993. ¾ С. 317¾327. Циолковский К.Э. Монизм Вселенной // Грезы о земле и небе. ¾ Тула, 1986. ¾ С. 286¾288. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен чело¬века: Проблемы комплексного изучения. ¾ Новосибирск, 1991. ¾ С. 36¾57. |
« Пред. | След. » |
---|