Формирование экологической культуры |
Страница 2 из 26 Федеральная целевая программа книгоиздания России Рецензенты: кафедра педагогики РГПУ им. А. И. Герцена; Институт общего образования Минобразования России; Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования; доктор философских наук, зав. кафедрой философии РАН, вице-президент Российской экологической академии профессор Э.В. Гирусов Ситаров В. А., Пустовойтов В. В. С 41 Социальная экология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. ¾ 280 с. ISBN 5-7695-0320-3 В пособии даны основы социальной экологии ¾ нового направления меж¬дисциплинарных исследований, оформившегося на стыке естественных (биоло¬гия, география, физика, астрономия, химия) и гуманитарных (социология, куль¬турология, психология, история) наук. В книге определен предмет социальной экологии, раскрыт ее категориальный аппарат, дан анализ ключевых социально-экологических проблем. Отдельно представлены основные направления при¬кладных социально-экологических исследований (экология поведения, экология социальной среды, экологическая психология, экологическая педагогика). Книга может быть использована также студентами педагогических колледжей и училищ. УДК37.013.42(075.8) ББК 60.56 © Ситаров В.А., Пустовойтов В.В., 2000 © Издательский центр «Академия», 2000 ISBN 5-7695-0320-3 ПРЕДИСЛОВИЕ Наблюдаемый в обществе на протяжении последних десятиле¬тий рост внимания к проблемам, традиционно составляющим предмет изучения экологической науки, вполне закономерен. Ус¬пехи естествознания в раскрытии тайн мироустройства позволили раздвинуть границы привычных представлений о реальности, по¬дойти к осознанию системной сложности и целостности мира, создали необходимую базу для уточнения и дальнейшего развития представления о месте человека в системе природы. В то же время обострение проблем перенаселения планеты, исчерпания природ¬ных ресурсов, загрязнения среды обитания человека отходами про¬мышленного и сельскохозяйственного производства, разрушения естественных ландшафтов, сокращения видового многообразия способствовало росту заинтересованности общественности в по¬лучении сведений экологического характера. Наконец, развитие систем массовой коммуникации (печатные СМИ, радиовещание, телевидение, Internet) содействовало росту информированности населения о состоянии окружающей среды, влияниях, оказывае¬мых на нее людьми, и их действительных и возможных последствиях. Действие указанных обстоятельств, кстати, в значительной степени обусловило повышение социального статуса экологии и специалистов по экологии. Вместе с тем практика показывает, что, несмотря на значитель¬ный прогресс в деле экологического просвещения населения, уро¬вень экологической культуры большинства людей остается не¬достаточно высоким. Причин этому несколько. Во-первых, эколо¬гические сведения, получаемые людьми из разнообразных СМИ, носят крайне неупорядоченный, конъюнктурный и зачастую про¬тиворечивый характер; на этом фоне ощущается явный недоста¬ток в доступной населению достоверной, научно обоснованной информации. Во-вторых, имеющаяся информация носит, как пра¬вило, либо узкоутилитарный, бытовой характер (что можно и че¬го нельзя употреблять в пищу, как уберечься от радиоактивного облучения и пр.), либо, наоборот, совершенно не соотносится с потребностями и интересами людей, не способна удовлетворять запросы их практической деятельности. Последнее, к сожалению, характерно для содержания экологического образования, осущест¬вляемого в стенах образовательных учреждений различных уровней. Между тем в складывающихся обстоятельствах именно сис¬тема образования должна взять на себя основную ответственность за решение важнейшей задачи воспитания экологической культу¬ры нового поколения людей. Она призвана, с одной стороны, обеспечить трансляцию достоверных, научно обоснованных све¬дений экологического характера широким массам населения, а с другой максимально содействовать переводу знаний и представ¬лений людей об окружающей среде и своих связях с ней в план их практической деятельности. Особую актуальность в связи с этим приобретает задача под¬готовки педагогического персонала образовательных учрежде¬ний, способного в полной мере осуществлять упомянутые функ¬ции. Причем такая подготовка предполагает не только традици¬онную специализацию представителей смежных с экологией педа¬гогических специальностей ¾ учителей биологии и географии, от¬части химии, астрономии и природоведения, но и вовлечение в нее всех потенциальных участников педагогического процесса ¾ учителей гуманитарных и технологических дисциплин, предметов художественно-эстетического цикла, воспитателей и социальных педагогов, психологов образовательных учреждений и др. Необ¬ходимость такого подхода сегодня очевидна многим: без всеоб¬щей экологизации образовательного процесса воспитание у под¬растающего поколения экологической культуры останется чрез¬вычайно трудновыполнимой задачей. Впрочем, экологическое образование будущих педагогов при¬звано служить не только подготовке к осуществлению воспитания у детей культуры взаимоотношений с окружающей их природной средой. Сегодня все большее признание получает точка зрения, согласно которой экологическая культура рассматривается в ка¬честве необходимого компонента профессиональной культуры педагога. Действительно, без осознания учителями, воспитателями, представителями других педагогических специальностей влияния, оказываемого разнообразными природными и социальными фак¬торами на развивающуюся личность и в значительной мере обу¬словливающего характер и направление ее развития, без умения строить свою деятельность на основе учета этих факторов, сегодня вряд ли возможно добиться столь ожидаемого обществом повышения эффективности педагогического труда. В данном пособии мы знакомим студентов, осваивающих ту или иную педагогическую специальность, с существующими в на¬стоящее время в экологической науке различными концепциями, подходами, взглядами отечественных и зарубежных ученых на проблемы, составляющие предмет современной социальной эколо¬гии и экологии человека; даем историографию некоторых вопросов; показываем различные подходы при разработке основ поня¬тийно-категориального аппарата, предоставив тем самым читате¬лю возможность самостоятельно анализировать, сравнивать, вы¬рабатывать собственную точку зрения по каждому из освещаемых вопросов. В то же время в пособии содержится достаточное коли¬чество материала, разработанного собственно его авторами. В приложении к данному пособию, которое является его логи¬ческим продолжением, представлен хрестоматийный материал из произведений выдающихся ученых: В.И. Вернадского, Н.А. Бер¬дяева, Л. Леви-Брюля, К.Э. Циолковского, П. Тейяра де Шардена, А. Швейцера, А.Л. Чижевского и других, знакомство с которыми, безусловно, будет полезно студентам, значительно обогатит их общекультурный и профессиональный уровень, и мы уверены, что обсуждение этих небольших фрагментов на семинарских занятиях побудит многих студентов к полнообъемному изучению произведений того или иного автора. |
« Пред. | След. » |
---|