Формирование экологической культуры

Оглавление
Формирование экологической культуры
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26

Федеральная целевая программа книгоиздания  России

Рецензенты:
кафедра педагогики РГПУ им. А. И. Герцена;
Институт общего образования Минобразования России;
Академия повышения квалификации и переподготовки
работников образования;
доктор философских наук, зав. кафедрой философии РАН,
вице-президент Российской экологической академии
профессор Э.В. Гирусов

Ситаров В. А., Пустовойтов В. В.
С 41  Социальная экология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.  М.: Издательский центр «Академия», 2000. ¾ 280 с.
    ISBN 5-7695-0320-3

В пособии даны основы социальной экологии ¾ нового направления меж¬дисциплинарных исследований, оформившегося на стыке естественных (биоло¬гия, география, физика, астрономия, химия) и гуманитарных (социология, куль¬турология, психология, история) наук. В книге определен предмет социальной экологии, раскрыт ее категориальный аппарат, дан анализ ключевых социально-экологических проблем. Отдельно представлены основные направления при¬кладных социально-экологических исследований (экология поведения, экология социальной среды, экологическая психология, экологическая педагогика).
Книга может быть использована также студентами педагогических колледжей и училищ.

УДК37.013.42(075.8)
ББК 60.56

© Ситаров В.А., Пустовойтов В.В., 2000
© Издательский центр «Академия», 2000
 ISBN 5-7695-0320-3

ПРЕДИСЛОВИЕ

Наблюдаемый в обществе на протяжении последних десятиле¬тий рост внимания к проблемам, традиционно составляющим предмет изучения экологической науки, вполне закономерен. Ус¬пехи естествознания в раскрытии тайн мироустройства позволили раздвинуть границы привычных представлений о реальности, по¬дойти к осознанию системной сложности и целостности мира, создали необходимую базу для уточнения и дальнейшего развития представления о месте человека в системе природы. В то же время обострение проблем перенаселения планеты, исчерпания природ¬ных ресурсов, загрязнения среды обитания человека отходами про¬мышленного и сельскохозяйственного производства, разрушения естественных ландшафтов, сокращения видового многообразия способствовало росту заинтересованности общественности в по¬лучении сведений экологического характера. Наконец, развитие систем массовой коммуникации (печатные СМИ, радиовещание, телевидение, Internet) содействовало росту информированности населения о состоянии окружающей среды, влияниях, оказывае¬мых на нее людьми, и их действительных и возможных последствиях. Действие указанных обстоятельств, кстати, в значительной степени обусловило повышение социального статуса экологии и специалистов по экологии.
Вместе с тем практика показывает, что, несмотря на значитель¬ный прогресс в деле экологического просвещения населения, уро¬вень экологической культуры большинства людей остается не¬достаточно высоким. Причин этому несколько. Во-первых, эколо¬гические сведения, получаемые людьми из разнообразных СМИ, носят крайне неупорядоченный, конъюнктурный и зачастую про¬тиворечивый характер; на этом фоне ощущается явный недоста¬ток в доступной населению достоверной, научно обоснованной информации. Во-вторых, имеющаяся информация носит, как пра¬вило, либо узкоутилитарный, бытовой характер (что можно и че¬го нельзя употреблять в пищу, как уберечься от радиоактивного облучения и пр.), либо, наоборот, совершенно не соотносится с потребностями и интересами людей, не способна удовлетворять запросы их практической деятельности. Последнее, к сожалению, характерно для содержания экологического образования, осущест¬вляемого в стенах образовательных учреждений различных уровней. Между тем в складывающихся обстоятельствах именно сис¬тема образования должна взять на себя основную ответственность за решение важнейшей задачи воспитания экологической культу¬ры нового поколения людей. Она призвана, с одной стороны, обеспечить трансляцию достоверных, научно обоснованных све¬дений экологического характера широким массам населения, а с другой  максимально содействовать переводу знаний и представ¬лений людей об окружающей среде и своих связях с ней в план их практической деятельности.
Особую актуальность в связи с этим приобретает задача под¬готовки педагогического персонала образовательных учрежде¬ний, способного в полной мере осуществлять упомянутые функ¬ции. Причем такая подготовка предполагает не только традици¬онную специализацию представителей смежных с экологией педа¬гогических специальностей ¾ учителей биологии и географии, от¬части химии, астрономии и природоведения, но и вовлечение в нее всех потенциальных участников педагогического процесса ¾ учителей гуманитарных и технологических дисциплин, предметов художественно-эстетического цикла, воспитателей и социальных педагогов, психологов образовательных учреждений и др. Необ¬ходимость такого подхода сегодня очевидна многим: без всеоб¬щей экологизации образовательного процесса воспитание у под¬растающего поколения экологической культуры останется чрез¬вычайно трудновыполнимой задачей.
Впрочем, экологическое образование будущих педагогов при¬звано служить не только подготовке к осуществлению воспитания у детей культуры взаимоотношений с окружающей их природной средой. Сегодня все большее признание получает точка зрения, согласно которой экологическая культура рассматривается в ка¬честве необходимого компонента профессиональной культуры педагога. Действительно, без осознания учителями, воспитателями, представителями других педагогических специальностей влияния, оказываемого разнообразными природными и социальными фак¬торами на развивающуюся личность и в значительной мере обу¬словливающего характер и направление ее развития, без умения строить свою деятельность на основе учета этих факторов, сегодня вряд ли возможно добиться столь ожидаемого обществом повышения эффективности педагогического труда.
В данном пособии мы знакомим студентов, осваивающих ту или иную педагогическую специальность, с существующими в на¬стоящее время в экологической науке различными концепциями, подходами, взглядами отечественных и зарубежных ученых на проблемы, составляющие предмет современной социальной эколо¬гии и экологии человека; даем историографию некоторых вопросов; показываем различные подходы при разработке основ поня¬тийно-категориального аппарата, предоставив тем самым читате¬лю возможность самостоятельно анализировать, сравнивать, вы¬рабатывать собственную точку зрения по каждому из освещаемых вопросов. В то же время в пособии содержится достаточное коли¬чество материала, разработанного собственно его авторами.
В приложении к данному пособию, которое является его логи¬ческим продолжением, представлен хрестоматийный материал из произведений выдающихся ученых: В.И. Вернадского, Н.А. Бер¬дяева, Л. Леви-Брюля, К.Э. Циолковского, П. Тейяра де Шардена, А. Швейцера, А.Л. Чижевского и других, знакомство с которыми, безусловно, будет полезно студентам, значительно обогатит их общекультурный и профессиональный уровень, и мы уверены, что обсуждение этих небольших фрагментов на семинарских занятиях побудит многих студентов к полнообъемному изучению произведений того или иного автора.


 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда



Rambler's Top100