Формирование экологической культуры

Оглавление
Формирование экологической культуры
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26

Тема 4
ЭКОЛОГИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ

Л.Н. ГУМИЛЕВ

БИОСФЕРА И ИМПУЛЬСЫ СОЗНАНИЯ
География издавна включала в сферу своего изучения взаимоотношения людей с природной средой, и каждая эпоха, начиная с античности, давала посильные объяснения разнообразию ландшаф¬тов как девственных, так и преобразованных человеком. В XX в. эта проблема приобрела еще большую актуальность в связи с не¬обходимостью охраны природы. Поэтому вопрос о механизме взаимодействия социосферы и техносферы с природной средой оказался особенно важным...
...Что же такое... этнос? Это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения; то и другое подвижно, т.е. является одной из фаз этногенеза, процесса возникновения и исчезновения этнических систем в историческом времени... Именно этносы являются феноменами, в коих осущест¬вляется взаимодействие природной среды с производственной дея¬тельностью, со всей материальной и духовной культурой людей. Подчеркнем, что было бы неверно называть этнос популяцией (которая представляет собой скопление особей одного вида в од¬ном регионе), так как без социальной структуры, уровня техники и культурной традиции этнос существовать не может... Этнос ¾ явле¬ние не биологическое и не социальное, а маргинальное, т.е. лежа¬щее на границе социосферы и биосферы. Поэтому очевидно, что в процессе этногенеза соприсутствуют социальные и биологические компоненты, проявляющиеся в самой этнической истории. Задача лишь в том, чтобы установить характер этого взаимодействия.
Важную роль здесь... может сыграть предложенный нами ранее такой этногенный признак, как пассионарность ¾ способность людей к повышенной активности, кроющийся в их психологии, но генерирующий антропогенные ландшафты, ставшие ныне объек¬том изучения географии. Пассионарность ¾ ...это непреоборимое внутреннее стремление (осознанное или чаще неосознанное) к дея¬тельности, направленной на осуществление какой-либо цели, при¬чем достижение этой цели, как правило, иллюзорной, представля¬ется данному лицу ценнее даже собственной жизни... Пассионарность ¾ это эффект энергии живого вещества биосферы, описанной В.И. Вернадским, проявляющийся в психике людей. Пассионарность не возникает от тех или иных ландшафтных условий. Она возникает как новый признак, т.е. при изменении генотипа. Это явление хорошо известно и называется мутацией. Устраняет¬ся пассионарность естественным отбором как всякий экстремаль¬ный признак...
Попытки прямых сопоставлений географических условий и этнических феноменов делались неоднократно... Однако только учение В.И. Вернадского о биосфере и системный подход Л. Берталанфи в интерпретации А.А. Малиновского удовлетворяют в известной мере современных исследователей...
Вряд ли можно изучать этнографию, скажем, эскимосов, ограничившись лишь грамматическими формами глагола или их представлениями о злобных духах моря и тундры и игнорируя их спо¬соб охоты на морского зверя. Вряд ли можно описать индусов, не упомянув, как они обрабатывают рисовые поля, зато подробно изложив теорию кармы и перевоплощения душ. Характер трудо¬вых процессов, потребление, войны, создание государства или падение его ¾ такие же объекты этнографического исследования, как свадебные обряды или ритуальные церемонии. А изучение народов на определенных стадиях их развития в процессе сравне¬ния и противопоставления каждого из них соседям немыслимо без учета географической среды.
...Географическая среда не определяет движения общественных явлений. Однако она оказывает существенное влияние на жизнь людей, ибо способствует замедлению или ускорению развития отдельных этнических общностей.
Во всех исторических процессах ¾ от микрокосма (жизнь одной особи) до макрокосма (развитие человечества в целом) ¾ общест¬венная и природные формы движения материи соприсутствуют и взаимодействуют подчас столь причудливо, что иногда трудно уловить характер связи. Это особенно относится к мезокосму, в котором обнаруживается феномен, представляющий собой про¬цесс становления этноса от момента возникновения до исчезнове¬ния или перехода в состояние гомеостаза, т.е. этногенез...
В географическом аспекте этнос в момент возникновения пред¬ставляет собой группу сходных особей, которая приспособила определенный ландшафтный регион к своим потребностям и од¬новременно сама приспособилась к нему. Для поддержания дос¬тигнутого этноландшафтного равновесия необходимо, чтобы по¬томки повторяли деяния предков, хотя бы по отношению к окру¬жающей их природе...
...Кривая проявления пассионарности, равно не похожая ни на линию прогресса производительных сил ¾ экспоненту, ни на повто¬ряющуюся циклоидную кривую биологического развития, видимо, получается в результате инерции, возникающей время от времени вследствие «толчков» ¾ мутаций, вернее микромутаций, отражаю¬щихся на стереотипе поведения, но не влияющих на генотип.
Как правило, мутация почти никогда не затрагивает всей по¬пуляции в определенном ареале. Мутируют только отдельные, относительно немногочисленные особи, но этого может оказаться достаточно для того, чтобы возник новый тип людей, в нашем случае консорция, которая при благоприятном стечении обстоя¬тельств вырастает в этнос. Пассионарность членов консорции ¾ обязательное условие такого перерастания. В этом механизме ¾ биологический смысл этногенеза, но он не подменяет и не исклю¬чает социального смысла...
Как известно, деятельность человека на поверхности планеты, по размерам приравниваемая к геологическим переворотам мало¬го масштаба, была не всегда благотворна. Антропогенные воз¬действия иной раз превращали болота в Эдем, в другой же раз райские места ¾ в пустыни. И в обоих случаях для таких работ требовалась не та энергия, которая необходима для метаболизма и размножения с обязательным воспитанием потомства, а избыточная, не сохраняющая особь или популяцию, а толкающая на самопожертвование, которое почему-то иногда предпочитается самосохранению. Однако как бы редко ни наблюдалось это явле¬ние, только оно ведет к изменению лика Земли, а ныне даже со¬става атмосферы. Вот почему пассионарность можно причислить к природным факторам биосферы, которая, как известно, весьма лабильна, что усиливает ее воздействия на людей, не успевающих реадаптироваться. А люди, в свою очередь, воздействуют на без¬защитные биоценозы с помощью техники, созданной при станов¬лении человека и накапливающейся в течение тысячелетий. Таков импульс пассионарности.
<...>
Теперь целесообразно показать соотношение между четырьмя главными группами причинных воздействий на этнические про¬цессы. Две из них ¾ высшего ранга, две ¾ подчиненные...
Ясно, что главным фактором общественного развития является рост производительных сил, вследствие чего имеет место измене¬ние производственных отношений, а тем самым и организации общества.
Другой фактор, определяющий не импульс, а ход процессов этногенеза, ¾ географическая среда...
Однако эти могучие факторы в сочетании определяют лишь «общее направление» социально-исторических процессов, но не «индивидуальную физиономию событий и некоторые частные их последствия»... А именно такие мелочи часто ведут к созданию или разрушению консорций, иногда к сохранению или рассеива¬нию субэтносов, редко, но все-таки отражаются на судьбах этно¬сов, а в исключительных случаях могут оказать воздействие и на становление суперэтноса...
Таким образом, можно выделить фактор низшего ранга, логику событий, где учитываются короткие цепочки причинно-следствен¬ных связей, сами по себе закономерные, но для процесса высшего ранга являющиеся случайностями. В свою очередь, эти краткие закономерности, постоянно обрываемые в ходе истории, зависят от случайностей второй степени и т.д.
Можно пренебречь этими вариациями при рассмотрении гло¬бальных процессов, например при сменах формаций, но для этно¬генеза учет их необходим. И вот тут-то выплывает роль пассионарных взрывов и флуктуаций, так относящихся к становлению биосферы, как логика событий к общественной форме движения материи.
<...>
...В процессе эволюции биосфера меняется весьма значительно, что не может не сказаться на жизни людей. Например, влияние ледниковых периодов на антропогенез не вызывает сомнений. Но и флуктуации меньшего значения, например, длительные засухи или наводнения оказывают воздействие на отдельные регионы, способствуя или препятствуя процветанию хозяйства населяющих их этносов. Разумеется, это не может повлиять на глобальный процесс общественного развития, величину, стоящую на порядок выше, но детали событий таким способом могут быть объяснены без внутренних противоречий и натяжек. Именно к числу подобных мелких, но существенных флуктуаций относятся колебания пассионарного напряжения не отдельных людей, а этнических целостностей.
Итак, в наблюдаемой и доступной изучению истории мы ви¬дим сочетание социальных формообразующих закономерностей с энергетическими импульсами из недр биосферы. Последние выяв¬ляются лишь при соприкосновении с общественной формой дви¬жения материи, которая кристаллизует их в культурно-политические институты и памятники искусства. Это и есть по¬стоянное взаимодействие истории природы и истории людей.
Гумилев  Л.Н. Биосфера и импульсы
сознания //Природа. ¾ 1978. ¾ 
№12. ¾ С. 97¾105.

Тема 5
ЧЕЛОВЕК И НООСФЕРА

В.И. ВЕРНАДСКИЙ

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НООСФЕРЕ
<...>
Все эти годы, где бы я ни был, я был охвачен мыслью о геохи¬мических и биогеохимических проявлениях в окружающей меня природе (в биосфере). Наблюдая ее, я в то же время направил ин¬тенсивно и систематически в эту сторону и свое чтение и свое раз¬мышление.
<...>
Стоя на эмпирической почве, я оставил в стороне, сколько был в состоянии, всякие философские искания и старался опираться только на точно установленные научные и эмпирические факты и обобщения, изредка допуская рабочие научные гипотезы. Это на¬до иметь в виду в дальнейшем.
В связи со всем этим в явления жизни я ввел вместо понятия «жизнь» понятие «живого вещества», сейчас, мне кажется, прочно утвердившееся в науке. «Живое вещество» есть совокупность жи¬вых организмов. Это не что иное, как научное, эмпирическое обобщение всех известных и легко и точно наблюдаемых бесчис¬ленных, эмпирически бесспорных фактов...
...В гуще, в интенсивности и в сложности современной жизни человек практически забывает, что он сам и все человечество, от которого он не может быть отделен, неразрывно связаны с био¬сферой ¾ с определенной частью планеты, на которой они живут. Они геологически закономерно связаны с ее материально-энергетической структурой.
В общежитии обычно говорят о человеке как о свободно жи¬вущем и передвигающемся на нашей планете индивидууме, кото¬рый свободно строит свою историю. До сих пор историки, вооб¬ще ученые гуманитарных наук, а в известной мере и биологи, соз¬нательно не считаются с законами природы биосферы ¾ той зем¬ной оболочки, где может только существовать жизнь. Стихийно человек от нее не отделим. И эта неразрывность только теперь начинает перед нами точно выясняться.
В действительности, ни один живой организм в свободном со¬стоянии на Земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны ¾ прежде всего питанием и дыханием ¾ с ок¬ружающей их материально-энергетической средой. Вне ее в при¬родных условиях они существовать не могут...
...Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с материально-энергетическими процессами определенной геологиче¬ской оболочки Земли ¾ с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту...
В нашем столетии биосфера получает совершенно новое пони¬мание. Она выявляется как планетное явление космического ха¬рактера.
В биогеохимии нам приходится считаться с тем, что жизнь (живые организмы) реально существует не только на одной нашей планете, не только в земной биосфере. Это установлено сейчас, мне кажется, без сомнений пока для всех так называемых «земных планет», т.е. для Венеры, Земли и Марса...
В архивах науки, в том числе и нашей, мысль о жизни как о космическом явлении существовала уже давно. Столетия назад, в конце XVII в. голландский ученый Христиан Гюйгенс (1629¾1695) в своей предсмертной работе, в книге «Космотеорос», вышедшей в свет уже после его смерти, научно выдвинул эту проблему...
Гюйгенс... установил научное обобщение, что «жизнь есть космическое явление, в чем-то резко отличное от косной материи». Это обобщение я назвал недавно «принципом Гюйгенса».
Живое вещество по весу составляет ничтожную часть планеты...
Оно сосредоточено в тонкой, более или менее сплошной плен¬ке на поверхности суши в тропосфере ¾ в лесах и в полях ¾ и про¬никает весь океан. Количество его исчисляется долями, не превы¬шающими десятых долей процента биосферы по весу, порядка, близкого к 0,25%. На суше оно идет не в сплошных скоплениях на глубину в среднем, вероятно, меньше 3 км. Вне биосферы его нет.
В ходе геологического времени оно закономерно изменяется морфологически. История живого вещества в ходе времени выра¬жается в медленном изменении форм жизни, форм живых орга¬низмов, генетически между собой непрерывно связанных, от од¬ного поколения к другому без перерыва.
Веками эта мысль поднималась в научных исканиях; в 1859 г. она, наконец, получила прочное обоснование в великих достиже¬ниях Ч. Дарвина (1809¾1882) и А. Уоллеса (1822¾1913). Она выли¬лась в учение об эволюции видов ¾ растений и животных, в том числе и человека.
Эволюционный процесс присущ только живому веществу. В кос¬ном веществе нашей планеты нет его проявлений.
<...>
...Младшие   современники  Ч. Дарвина  ¾  Д.Д. Дана  (1813¾1895)   и Д. Ле-Конт (1823¾1901), два крупнейших североамериканских геолога (а Дана к тому же минералог и биолог), выявили еще до 1859 г. эмпирическое обобщение, которое показывает, что эволю¬ция живого вещества идет в определенном направлении.
Это явление было названо Дана «цефализацией», а Ле-Контом «психозойской эрой».
<...>
...Эмпирические представления о направленности эволюцион¬ного процесса ¾ без попыток теоретически их обосновать ¾ идут глубже, в XVIII в. Уже Бюффон (1707¾1788) говорил о царстве человека, в котором он живет, основываясь на геологическом зна¬чении человека.
<...>
Дана указал, что в ходе геологического времени, говоря совре¬менным языком, т.е. на протяжении двух миллиардов лет, по край¬ней мере, а наверное много больше, наблюдается (скачками) усо¬вершенствование ¾ рост ¾ центральной нервной системы (мозга), начиная от ракообразных, на которых эмпирически и установил свой принцип Дана, и от моллюсков (головоногих) и кончая чело¬веком. Это явление и названо им цефализацией. Раз достигнутый уровень мозга (центральной нервной системы) в достигнутой эво¬люции не идет уже вспять, только вперед.
...Исходя из геологической роли человека, А.П. Павлов (1854¾1929) в последние годы своей жизни говорил об антропогенной эре, нами теперь переживаемой...
Эта геологическая сила сложилась геологически длительно, для человека совершенно незаметно. С этим совпало изменение (материальное прежде всего) положения человека на нашей пла¬нете.
В XX в., впервые в истории Земли, человек узнал и охватил всю биосферу, закончил географическую карту планеты Земля, рассе¬лился по всей ее поверхности... И одновременно с этим, благодаря мощной технике и успехам научного мышления, благодаря радио и телевидению, человек может мгновенно говорить в любой точке нашей планеты с кем угодно. Перелеты и перевозки достигли ско¬рости нескольких сотен километров в час, и на этом они еще не остановились.
Все это результат цефализации Дана (1856), роста человеческо¬го мозга и направляемого им его труда...
В геологической истории биосферы перед человеком открыва¬ется огромное будущее, если он поймет это и не будет употреб¬лять свой разум и свой труд на самоистребление.
<...>
Исторический процесс на наших глазах коренным образом ме¬няется. Впервые в истории человечества интересы народных масс ¾ всех и каждого ¾ и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедли¬вости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологи¬ческой силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становит¬ся вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.
Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера»...
...Французский математик и философ-бергсонианец Е. Ле-Руа в своих лекциях в Коллеж де Франс в Париже ввел в 1927 г. понятие «ноосферы» как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Он подчеркивал при этом, что он пришел к такому представлению вместе со своим другом,  крупнейшим  геологом  и  палеонтологом  Тельяром де-Шарденом...
...Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей плане¬те. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по срав¬нению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И, может быть, поко¬ление моей внучки уже приблизится к их расцвету.
<...>
Лик планеты ¾ биосфера ¾ химически резко меняется челове¬ком сознательно и главным образом бессознательно. Меняется человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды...
Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений...
В будущем нам рисуются как возможные сказочные мечтания: человек стремится выйти за пределы своей планеты в космическое пространство. И, вероятно, выйдет...
...Ноосфера ¾ последнее из многих состояний эволюции биосфе¬ры в геологической истории ¾ состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах.
<...>
Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу.
Мы вступаем в нее ¾ в новый стихийный геологический про¬цесс ¾ в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны.
Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере.
Можно смотреть поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим.
Вернадский В.И. Несколько слов
о ноосфере // Научная мысль,
как планетарное явление. ¾
М, 1991. ¾ С. 235¾244.

П. ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН
ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА

Мысль. Возникновение мысли
С чисто позитивистской точки зрения человек ¾ самый таинст¬венный и сбивающий с толку исследователей объект науки. И следует признать, что в своих изображениях универсума наука дейст¬вительно еще не нашла ему места. Физике удалось временно очер¬тить мир атома. Биология сумела навести некоторый порядок в конструкциях  жизни. Опираясь на физику и биологию, антрополо¬гия в свою очередь кое-как объясняет структуру человеческого тела и некоторые механизмы его физиологии. Но полученный при объе¬динении всех этих черт портрет явно не соответствует действительности. Человек в том виде, каким его удается воспроизвести сего¬дняшней науке, ¾  животное, подобное другим. По своей анатомии он так мало отличается от человекообразных обезьян, что совре¬менные классификации зоологии, возвращаясь к позициям Линнея, помещают его вместе с ними, в одно и то же семейство гоминоидных. Но если судить по биологическим результатам его появления, то не представляет ли он собой как раз нечто совершенно иное?
Ничтожный морфологический скачок и вместе с тем невероят¬ное потрясение сфер жизни ¾  в этом весь парадокс человека... По¬этому совершенно очевидно, что в своих реконструкциях мира нынешняя наука пренебрегает существенным фактором, или, лучше сказать, целым измерением универсума.
<...>
Для окончательного решения вопроса о «превосходстве» чело¬века над животными (его необходимо решить в интересах этики жизни, так же как в интересах чистого знания...) я вижу только одно средство ¾  решительно устранить из совокупности человече¬ских поступков все второстепенные и двусмысленные проявления внутренней активности и рассмотреть центральный феномен ¾  реф¬лексию.
С точки зрения, которой мы придерживаемся, рефлексия ¾  это приобретенная сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значени¬ем, ¾  способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь. Путем этой индивидуа¬лизации самого себя внутри себя живой элемент, до того распы¬ленный и разделенный в смутном кругу восприятий и действий, впервые превратился в точечный центр, в котором все представления и опыт связываются и скрепляются в единое целое, осознающее свою организацию.
Каковы же последствия подобного превращения? Они необъ¬ятны, и мы их так же ясно видим в природе, как любой из фактов, зарегистрированных физикой или астрономией. Рефлектирующее существо в силу самого сосредоточивания на самом себе внезапно становится способным развиваться в новой сфере. В действитель¬ности это возникновение нового мира. Абстракция, логика, обду¬манный выбор и изобретательность, математика, искусство, рас¬считанное восприятие пространства и длительности, тревоги и мечтания любви... Вся эта деятельность внутренней жизни ¾  не что иное, как возбуждение вновь образованного центра, воспламеняю¬щегося в самом себе...
И вот мы прямо перед тем, чего ожидали... Представляя собой возрастание сознания, жизнь не могла бесконечно продвигаться вперед по своей линии, не преобразуясь в глубину. Как всякая воз¬растающая в мире величина, она должна была, утверждали мы, чтобы остаться самой собой, стать иной. Здесь в достижении реф¬лектирующей способности обнаруживается более четко опреде¬лимая, чем тогда, когда мы проникли в смутную психику первых клеток, особенная и критическая форма трансформации, в которой состояло для жизни это сверхизобретение или это возрождение. И вместе с тем в этой единственной точке вновь выступает, резю¬мируется и уясняется вся кривая биогенеза.
<...>
...Едва родившись, ребенок должен дышать ¾  иначе он умрет. Подобно этому рефлектирующий психический центр, однажды сосредоточившись на себе, может продолжать существование лишь путем единого двустороннего развития, которое состоит в дальнейшем самососредоточении путем проникновения в новое пространство и одновременно в сосредоточении вокруг себя ос¬тального мира, путем установления в окружающей реальности все более стройной и лучше организованной перспективы. Не непод¬вижно застывший очаг, а водоворот, все более углубляющийся путем втягивания жидкости, в которой он возник. «Я», которое сохраняется, лишь становясь все более самим собой, по мере того, как оно делает собой все остальное...
<...>
...Начиная с расплывчатых контуров молодой Земли, мы бес¬прерывно прослеживали последовательные стадии одного и того же великого процесса. Под геохимическими, геотектоническими, геобиологическими пульсациями всегда можно узнать один и тот же глубинный процесс ¾  тот, который, материализовавшись в первых клетках, продолжается в созидании нервных систем. Геогенез, сказали мы, переходит в биогенез, который в конечном счете не что иное, как психогенез.
С критическим переходом к рефлексии раскрывается лишь сле¬дующий член ряда. Психогенез привел нас к человеку. Теперь психогенез стушевывается, он сменяется и поглощается более вы¬сокой функцией ¾  вначале зарождением, затем последующим раз¬витием духа ¾  ноогенезом. Когда в живом существе инстинкт впервые увидел себя в собственном зеркале, весь мир поднялся на одну ступень...
...Геологи давно единодушно допускают зональность структу¬ры нашей планеты. Мы уже упоминали находящуюся в центре металлическую барисферу, окруженную каменистой литосферой, по¬верх которой в свою очередь находятся текучие оболочки гидро¬сферы и атмосферы. К четырем покрывающим друг друга обо¬лочкам со времени Зюсса наука обычно вполне резонно прибав¬ляет живую пленку, образованную растительным и животным войлоком земного шара, ¾  биосферу, неоднократно упомянутую в этой книге. Биосфера ¾  в такой же степени универсальная оболоч¬ка, как и другие «сферы», и даже значительно более индивидуали¬зированная, чем они, поскольку она представляет собой не более или менее непрочную группировку, а единое целое, саму ткань генетических отношений, которая, будучи развернутой и подня¬той, вырисовывает древо жизни.
Признав и выделив в истории эволюции новую эру ноогенеза, мы соответственно вынуждены в величественном соединении зем¬ных оболочек выделить пропорциональную данному процессу опору, то есть еще одну пленку. Вокруг искры первых рефлекти¬рующих сознаний стал разгораться огонь. Точка горения расши¬рилась. Огонь распространился все дальше и дальше. В конечном итоге пламя охватило всю планету. Только одно истолкование, только одно название в состоянии выразить этот великий фено¬мен ¾  ноосфера. Столь же обширная, но, как увидим, значительно более цельная, чем все предшествующие покровы, она действи¬тельно новый покров, «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных ¾  вне биосферы и над ней.
Здесь-то и выступает ярко диспропорция, искажающая всю классификацию живого мира (и косвенно все строение физическо¬го мира), при которой человек логически фигурирует лишь как род или новое семейство. Извращение перспективы, которое обезличивает и развенчивает имеющий универсальное значение феномен! Для того чтобы предоставить человеку его настоящее место в природе, недостаточно в рамках систематики открыть до¬полнительный раздел ¾  даже еще один отряд, еще одну ветвь... Несмотря на незначительность анатомического скачка, с гоминизацией начинается новая эра. Земля «меняет кожу». Более того, она обретает душу. Следовательно, если сопоставить ее с другими явлениями, взятыми в их истинных размерах, историческая сту¬пень рефлексии имеет более важное значение, чем любой зооло¬гический разрыв, будь то разрыв, отмечающий возникновение четвероногих или даже самих многоклеточных. Среди последова¬тельных этапов, пройденных эволюцией, возникновение мысли непосредственно следует за конденсацией земного химизма или за самим возникновением жизни и сравнимо по своему значению лишь с ними.
Парадокс человека разрешается, приобретая огромное значение!
<...>
Самый проницательный исследователь нашей современной науки может обнаружить здесь, что все ценное, все активное, все прогрессивное, с самого начала содержавшееся в космическом лоскуте, из которого вышел наш мир, теперь сконцентрировано в «короне» ноосферы.
И высокопоучительна (если мы умеем видеть) констатация то¬го, сколь незаметно в силу универсальной и длительной подго¬товки произошло такое громадное событие, как возникновение этой ноосферы.

Сверхжизнь. Коллективный выход
...И здесь мы возвращаемся к тому пункту проблемы, куда при¬вел нас должным образом установленный до этого факт слияния человеческих мыслей. Как коллективная... реальность, человечест¬во может быть понято лишь в той мере, в какой мы выходим за пределы его телесных, осязаемых конструкций и попытаемся оп¬ределить специфический тип сознательного синтеза, возникаю¬щий из его трудолюбиво и искусно созданной концентрации. В конечном счете человечество определимо именно как дух.
<...>
...Стоит выработать совершенно реалистический взгляд на ноосферу и гиперорганическую природу социальных связей, как нынешнее состояние мира становится более понятным, ибо обна¬руживается очень простой смысл в глубоких волнениях, колеб¬лющих в настоящий момент человеческий пласт. Двойной кризис, уже всерьез начавшийся в неолите и приближающийся к своему максимуму на нынешней Земле, прежде всего связан, об этом уже говорилось, с массовым сплочением (с «планетизацией», можно бы сказать) человечества: народы и цивилизации достигли такой степени периферического контакта, или экономической взаимозави¬симости, или психической общности, что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга. Но этот кризис связан также с тем, что мы присутствуем при громадном выходе наружу незаня¬тых сил, возникших под комбинированным влиянием машины и сверхвозбуждения. Современный человек не знает, что делать со временем и с силами, которые он выпустил из своих рук. Мы стонем от этого избытка богатств...
<...>
Новой области психической экспансии ¾  вот чего нам не хвата¬ет и что как раз находится перед нами, если мы только поднимем глаза.
Мирное завоевание, радостный труд ¾  они ждут нас по ту сто¬рону всякой империи, противостоящей другим империям, во внутренней тотализации мира ¾  в единодушном созидании  Духа  Земли.
<...>
Сверхжизнь. Завершающий этап Земли
...Я предполагаю, что нашей ноосфере предназначено обособ¬ленно замкнуться в себе и что не в пространственном, а в психиче¬ском направлении она найдет, не покидая Земли и не выходя за ее пределы, линию своего бегства.
И здесь совершенно естественно вновь выступает понятие из¬менения состояния.
В нас и через нас ноогенез постоянно поднимается ввысь. Мы выявили основные моменты этого подъема ¾  сближение крупинок мысли; синтез индивидов и синтез наций и рас; необходимость существования автономного и верховного личного очага для объ¬единения элементарных личностей без искажения и в атмосфере активной симпатии. Все это, отметим еще раз, под совместным воздействием сферической кривизны Земли и космической конвергентности духа существует в соответствии с законом сложно¬сти и сознания.
Ну так вот, когда в результате скопления достаточного множе¬ства элементов это существенно конвергентное развитие достига¬ет такой интенсивности и такого качества, что для дальнейшего своего объединения человечество, взятое в целом, должно, как это случилось с индивидуальными силами инстинкта, в свою очередь, «пунктуально» осознать само себя (то есть в данном случае поки¬нуть свою органо-планетарную опору и эксцентрироваться к трансцендентному центру своей возрастающей концентрации), тогда-то и наступит для Духа Земли финал и увенчание.
Конец света ¾  внутренний возврат к себе целиком всей ноосфе¬ры, достигшей одновременно крайней степени своей сложности и своей сосредоточенности.
Конец света ¾  переворот равновесия, отделение сознания, в конце концов достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой по¬коиться в боге ¾ омеге.
Конец света ¾ критическая точка одновременного возникнове¬ния и обнаружения, созревания и ускользания.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека.
¾ М., 1987. ¾ С. 133 ¾186.

А.МЕНЬ

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. ИСТОКИ РЕЛИГИИ. ЧАСТЬ П

Глава 5. Творение. Эволюция. Человек
...Есть ли достаточные основания для того, чтобы считать эво¬люцию не умозрительной гипотезой, а прочно обоснованной тео¬рией? Некоторые факты, говорящие в ее пользу, были известны задолго до Дарвина, но в его эпоху число их возросло и с тех пор постоянно увеличивается.
Классификация живых существ показывает иерархическую и генетическую связь между ними: в строении организмов обнаружи¬вается общий план и гомологичные органы; у многих животных (змей, протеев, китообразных) обнаружены рудиментарные органы, потерявшие свое значение, но игравшие роль у их предков. Эмбрио¬логия доказала, что на известных стадиях развития зародыш сохра¬няет черты строения предшествующих классов (так, человек имеет в эмбриональный период жабры и хвост). Укрепили трансфор¬мизм и биохимия, и генетика. И наконец, находки костей и отпе¬чатков вымерших животных убедительно показывают, что неко¬гда обитатели Земли были иными, чем теперь. Палеонтология по¬зволяет связать между собой классы, отряды и виды животных...
Геология и астрофизика показали, что развитие присуще также миру неорганическому. Теперь можно говорить об эволюции звезд, об эволюции всей Вселенной, которая носит целостный ха¬рактер, ибо процессы, совершающиеся во внеземном пространст¬ве, оказывают воздействие на жизнь биосферы.
То, что творение осуществляется путем эволюции, ¾  факт ог¬ромной важности. Он означает, что разрушительное действие Хаоса преодолевается принципами организации и прогрессивного усложнения...
Говоря об эволюции, необходимо раз и навсегда установить, что ее частные механизмы играют для религиозного взгляда роль второстепенную. Имело ли место при зарождении жизни особое творческое «вмешательство», или чудо, или же она была соткана силами, имманентно укорененными в материи, ¾  в любом случае последние основы бытия и жизни восходят к божественно¬му Сверхбытию...
...Согласно Библии... само существование мира зависит от Творца и постоянно питается Его созидательной мощью. Отсюда ¾ понятие о «продолжающемся творении»...
...Эволюция для христианского сознания есть не просто движение вперед, но и возвращение твари на пути, предначертанные Творцом, ибо поток развития направлен к созданию человека, чье призвание ¾ одухотворить мир и сделать его открытым для новых творческих деяний Бога. Таков смысл развития с точки зрения ве¬ры; наука же лишь изучает формы и этапы становления природы...
Несмотря на многие открытия, в картине биогенеза остается еще немало белых пятен. Можно считать бесспорными лишь ос¬новные вехи. Так, не вызывает теперь сомнений, что возникнове¬ние биосферы было исключительным, единичным событием. Ничтожно малый вирус и гигантское чудовище моря, однокле¬точная водоросль и древовидный папоротник, исчезнувший мил¬лионы лет назад, ¾ все они только ветви и листья на одном фило¬генетическом древе. Формы жизни всегда и повсюду обнаружи¬вают, так сказать, «кровное родство», и все ее дети генетически связаны между собой. С того дня, когда на Земле появилось пер¬вое существо, жизнь происходит только от жизни.
Наука все еще далека от того, чтобы раскрыть до конца все закономерности эволюции. Дарвиновский естественный отбор толь¬ко бракует (да и то не всегда) неприспособленные виды. Поэтому важно было найти причины самих видовых вариаций. Дарвин и Ламарк полагали, что образ жизни и условия среды могут произ¬вести изменения в организме и что эти изменения должны переда¬ваться по наследству. Ламарк при этом выдвигал на первое место упражнение органов, а Дарвин ¾ случайные незаметные изменения.
Однако после того, как получила распространение работа чешского монаха Грегора Менделя, стало ясно, что наследствен¬ность есть нечто стойкое. Она может меняться главным образом лишь под влиянием изменений самого наследственного вещества.
Вообще, сама жизнь представляет собой нечто исключительное во Вселенной. Как бы подтверждая библейское учение о трех основ¬ных фазах творения (Материя, Жизнь, Человек), наука чем дальше, тем более открывает неповторимое своеобразие жизни.
Одно из замечательных свойств жизни ¾ ее тенденция к совершенствованию и усложнению, которая особенно поражает на фо¬не мощного регрессивного потока. Этот процесс восхождения Дарвин объяснял исключительно необходимостью для организ¬мов приспосабливаться к окружающим условиям.
...Человек ¾ это таинственный Незнакомец среди животных. Во всем подобный им, связанный с ними кровным родством, он стал иным; ибо даже такой изумительный аппарат, как его мозг, не столь резко отличается от мозга млекопитающих, как духовная природа человека от психической жизни животных.
<...>
Древние недаром называли человека микрокосмом. Его конст¬рукция как бы представляет собой высочайший плод эволюции, вместилище всего многообразия физических, химических и био¬логических процессов. Но он есть микрокосм еще и потому, что обладает духовным началом, которое может отображать и позна¬вать Вселенную...
Психическая деятельность животного главным образом отража¬ет запросы его тела: питания, размножения, самосохранения. Неле¬по отрицать, что это свойственно и человеческой психике. Но есть в существе человека нечто находящееся в глубоком несоответствии с жизнью тела и даже идущее вразрез с важнейшими физическими потребностями. Человек не только способен подняться выше аб¬солютной зависимости от этих потребностей, но именно в этом освобождении, в этой власти над собственной психофизиче¬ской природой заключена основа истинно человеческого. В известном смысле можно даже сказать, что человек становится са¬мим собой только при обуздании своей психофизической при¬роды и господстве над ней. Сознательный героизм, бескорыстная жажда знания, переживание прекрасного, чувство благоговения и чувство юмора ¾ все эти проявления внутренней жизни человека стоят выше его природной сферы. Следовательно, именно одухо¬творенность создает человека как такового, и благодаря этому мы можем определить его как «животное, наделенное духовным на¬чалом»...
...Дух, самосознание личности как таковые ¾ чудо в мире при¬роды, и именно они делают человека человеком...
<...>
Та бездна, которая разверзлась... между человеком и живот¬ным, приводила некоторых к мысли о полной независимости че¬ловека от природы. В то же время невозможно представить себе, что человек возник «из ничего». Библия подчеркивает связь его с природным миром, говоря, что тело человека образовано из «праха земного». И действительно, как мы видели, по своему фи¬зическому строению человек ¾ дитя земли, сын природы. Начиная со своего эмбриогенеза, он несет на себе явные следы животного происхождения.
Пусть палеонтология еще не обнаружила остатков нашего прямого биологического предка, изучение боковых ветвей раз¬вития существ, стоявших очень близко к человеку, в какой-то сте¬пени помогает представить тот изумительный ход эволюции, ко¬торый завершился возникновением на Земле ноосферы, или сферы разума, как назвал человечество Вернадский.
Однако самый решающий момент в превращении животного в человека лежит за пределами антропологии и биологии. Наука может пытаться восстановить последовательные ступени в разви¬тии мозга ¾ но не более того. Сам же мозг был лишь необходи¬мым инструментом, способным уловить тончайшие вибрации не¬материального плана бытия, стать орудием духа...
Лишь в тот момент, когда в существе, обретшем форму челове¬ка, впервые вспыхнул свет сознания, когда он стал личностью, произошло соединение двух мировых сфер: природы и духа.
<...>
...Величественная картина мировой эволюции, увенчанной соз¬данием человека, не только не ослабляет религиозный взгляд на творение, но обогащает его, раскрывая бесконечную сложность становления твари. Библейские «дни творения» предстают теперь перед нами в виде грандиозного потока, который вынес животное ¾ природное существо на уровень миров сверхприродных.

Глава 6. Ноосфера: смерть и бессмертие
Хотя теория «бессмертия зародышевой плазмы» в том виде, как ее развивал Август Вейсман, теперь оставлена, можно считать установленным фактом, что единый поток жизни не прерывается на Земле на протяжении вот уже сотен миллионов лет. Сопротив¬ляясь лавине разрушения, биосфера в самой себе заключает прин¬цип борьбы со смертью. Организмы как бы бросают ей вызов тем, что еще до своего распада передают потомкам негаснущий факел жизни. Эстафета наследственности упорно защищает филогенети¬ческое древо от гибели.
Эта замечательная особенность живых систем есть один из признаков победы творческого начала во Вселенной, но победы все же частичной, так как она относится только к целому, к ро¬довому, общебиологическому. Она далека от завершения, и по¬этому жизнь должна постоянно поддерживать борьбу против на¬тиска смерти.
Каждый этап эволюции ¾ своего рода ступень к преодолению хаоса и разложения, а на вершине этой лестницы возникает очаг дотоле неведомой Земле новой жизненной энергии. Если в био¬сфере полем битвы является материальный слой мироздания, то на уровне ноосферы в бой с дезинтеграцией вступают существа, вооруженные духовным зарядом. В лице человека преграду уми¬ранию и хаосу ставят уже не только генофонд и физиология, но и иное трансфизическое измерение бытия. Оно обнаруживается в человеческой личности, которая концентрирует в себе мысль, соз¬нание, творчество и свободу. Разум реализует свой жизненный принцип иначе, нежели организм, духовная деятельность спасает свои плоды от когтей времени более совершенным способом, чем наследственная информация генов. Именно это уникальное явле¬ние выводит человека за пределы биологического развития.
<...>
Повсеместное распространение веры в то, что смерть не влечет за собой полного уничтожения личности, ¾ факт, заслуживающий внимания. Он свидетельствует о почти врожденном чувстве бес¬смертия «Я», пусть даже не всегда ясно сознаваемом. Иногда его пытаются связать с инстинктом самосохранения, и, разумеется, какая-то связь здесь действительно существует. Однако мысль о бессмертии ¾ отнюдь не просто биологический феномен. Прежде всего, она ¾ проявление духа, интуитивно ощущающего свою не¬разложимую природу.
<...>
Материалисты обычно говорят, что со смертью сознание «угасает». Но это не более чем плохая метафора. Ведь и в чисто физическом плане бытия «угасание» отнюдь не означает анниги¬ляции, а лишь переход одной формы материи или энергии в дру¬гую. Поэтому, если даже принять подобную аналогию, правиль¬нее будет сказать, что гибель тела открывает сознанию путь к пе¬реходу в другую форму существования.
Поскольку дух, как мы видим, способен оказывать огромное воздействие на жизнь тела, то вполне возможно представить его как силу, использующую центральную нервную систему в качест¬ве своего инструмента. Мозг в данном случае окажется чем-то от¬даленно напоминающим трансформатор или конденсатор...
Разумеется, смерть и разложение мозга нарушает его контакт с духом. Но значит ли это, что дух больше не существует? Может ли доказать это «молчание могил»?..
Таким образом, отрицание бессмертия строится на чисто нега¬тивных предпосылках, изъяны которых становятся очевидными перед лицом специфических особенностей духа как начала нема¬териального и личности как феномена сверхвременного и внепространственного.
Такое новообразование должно было занять исключительное место в мировой эволюции. Однажды загоревшись во Вселенной, огонь духа, подобно жизни, не мог угаснуть. Но, мало того, во¬плотился он не только в коллективном сознании вида, но в каж¬дой его единице, высочайшем шедевре миротворения ¾ личности.
Единый организм биосферы растет, одолевая смерть, но одна за другой отмирают и сменяются его клетки. Иное бессмертие в ноо¬сфере. Для нее части столь же важны, как и целое. Она выступает не как безликая масса, а как единство мыслящих индивидов.
Смерть настигает животное и делает его своей жертвой, и в че¬ловеке гибнет только животное. Дух же его, говоря словами Тейяpa, «ускользает и высвобождается». То, что он оказывается в со¬стоянии пережить распад тела, есть закономерность и важ¬нейший шаг космоса на пути к сверхприродным мирам.
* * *
Но если бессмертие ¾ настолько важное для эволюции свойство духа, если оно так вожделенно человеку, то почему наши пред¬ставления о дальнейшей судьбе личности столь неясны и бедны содержанием? На это существует два ответа. По мнению одних, человечеству еще суждено когда-нибудь глубже проникнуть в эти тайны; они лишь мало исследованы, но в принципе ¾ рационально познаваемы. Согласно другой, более вероятной точке зрения, здесь проходит рубеж, который мы не можем преодолеть, нахо¬дясь по эту сторону бытия. Как невозможно эмбриону, ведущему чисто биологическое существование, понять всю сложность и многогранность человеческой жизни, так и в нашем ограничен¬ном бытии трудно представить другие миры иначе, как в виде символов...
Начало онтогенеза человека не отличается от такового у жи¬вотных. Но на следующих ступенях он становится все более спо¬собным отражать в себе свет Высшего.
Поразительные взлеты человеческой личности, мысль филосо¬фа ¾ все это есть уже предчувствие и переживание бессмертия «здесь и теперь». Это как бы луч света, который освещает и путь отдельной души, и историю всего человечества. Вопреки тем, кто хочет похоронить человека и убедить его, что конец жизни ¾ это «лопух на могиле», дух в самом своем бытии открывает перспек¬тиву вечности. Маленький отрезок, который ему предстоит прой¬ти по земле, раздвигается в безмерность, когда человек ощущает свое бессмертие и единение со Вселенной и Богом. Он трудится, зная, что все прекрасное и подлинное, возникшее в этом мире, достигает в грядущем высочайшего расцвета.
Посмертие невозможно представить себе пустым бездействием, томительной и однообразной «прогулкой в райских садах» ¾ оно явится процессом непрерывного становления и восхождения к вечному совершенству...
...Посмертие тесно связано со всей земной жизнью, подобно тому как наследственность и условия существования в теле матери влияют на рождение и жизнь человека. Земное существование да¬но нам не случайно и не бесцельно. Формируя свой дух на путях жизни, мы готовим его к вечности. И эта подготовка должна вы¬ражаться в нашей деятельности на земле. Еще философы Индии и Греции поняли, что кроме физических законов существуют и законы духовно-нравственные и что они действуют с определенной последовательностью. Каждый несет в посмертие то, что он уготовил сам себе здесь. Семя с червоточиной никогда не даст здорового растения. Зло и духовная убогость на земле эхом отзовется в нашем запредельном бытии. Поэтому призвание каж¬дого человека, который серьезно и с ответственностью подходит к проблеме жизни и смерти, ¾ уже здесь, говоря евангельскими сло¬вами, «собирать себе небесное сокровище». В стремлении к «спасению своей души», то есть приобщению к Божественной Жизни, мы должны видеть не эгоизм, а естественную, заложенную в человеке потребность. Эгоизм же, напротив, есть препятствие к этому приобщению.
* * *
Но Библия открывает нам и нечто большее. Символ «Древа Жизни», который появляется на первых ее страницах, означает потенциальное бессмертие всего человеческого существа, а вместе с ним и всей природы. Человек, согласно Писанию, есть духовно-телесное единство. Поэтому его роль в мироздании не может ог¬раничиться сохранением и совершенствованием одного духа сре¬ди общего разложения материи. Незримая энергия, которой он наделен, еще далеко не реализовала всех своих возможностей.
Через свое тело человек слит с природным космосом, и его восхождение есть одновременно и восхождение всей твари. Эво¬люция биосферы ¾ это побег от смерти, история же человека ¾ это путь к воскресению и одухотворению материи. Следователь¬но, неразрушимость духа есть лишь этап, а не вершина прогресса.
<...>
Первозданное человечество должно было найти путь к целокупному бессмертию, стать в мироздании «первенцем из мертвых». Но это не произошло. Избегает распада лишь дух; смерть же по-прежнему сохраняет свою власть над ноосферой, разрушая тело человека, как любую другую структуру. То, что человек назвал горестным именем «темницы», возвращается в общий круговорот вещества...
Что же явилось причиной этого надлома? Что затормозило движение и роковым образом повлияло на духовную жизнь и ис¬торию мира?
Христианство называет эту катастрофу Первородным грехом или поврежденностью человеческой природы.
Мень А. История религии:
В поисках Пути, Истины и Жизни:
В 7т. ¾ М., 1991. ¾ Т. 1. ¾
С. 85¾104; 121¾130.


 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда



Rambler's Top100