Формирование экологической культуры

Оглавление
Формирование экологической культуры
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15
Страница 16
Страница 17
Страница 18
Страница 19
Страница 20
Страница 21
Страница 22
Страница 23
Страница 24
Страница 25
Страница 26

Глава 3

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА:  ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Для того чтобы лучше понять современные проблемы взаимоотношения людей с окружающей средой, целесообразно огля¬нуться в прошлое и проследить, как складывались эти взаимоот¬ношения на разных этапах развития общества.
Первые попытки научного описания и обоснования процесса развития взаимоотношений между природой и человеком были предприняты еще в эпоху античности (Анаксимандр, Эмпедокл, Лукреций и др.). Однако попытки эти отличались умозрительно¬стью. Настоящий «прорыв» в изучении этого вопроса произошел во второй половине XIX  начале XX вв., когда выдающиеся архео¬логические открытия (Г. Шаафгаузен, Л. Ларте, Э. Дюбуа, Р. Дарт, Дж.Э. Льюис и др.) позволили существенно расширить и уточнить научные представления о происхождении и развитии человеческого рода, а накопление эмпирического материала заложило основы эволюционной (Т. Гексли, Ч. Дарвин, Э. Геккель и др.) и историко-культурной (Л. Морган, Э.Б. Тайлор, Дж.Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль и др.) антропологии.
В современной отечественной литературе по социальной эколо¬гии и экологии человека можно встретить несколько подходов к построению исторической периодизации процесса изменения взаимоотношений между природой и обществом. Все они отлича¬ются тем, что, строясь по различным основаниям, высвечивают преимущественно какой-либо один (реже ¾ несколько) аспект раз¬вития этих отношений. Нам представляется наиболее обоснован¬ным подход, предложенный Б.Б. Прохоровым, в соответствии с ко¬торым взаимодействия человека с природной средой должны рассматриваться через призму его хозяйственной деятельности. С этой точки зрения первостепенное значение для построения периодиза¬ции процесса становления взаимоотношений людей и природы имеет изучение хозяйственно-культурных типов человеческого общества.
Основываясь на представлении о хозяйственно-культурном типе как системообразующем факторе во взаимоотношениях природы и общества, мы сочли возможным выделить четыре эпохи (этапа) становления отношений между ними.
1. Эпоха охотничье-собирательской культуры.
2. Эпоха аграрной культуры.
3. Эпоха индустриального общества.
4. Постиндустриальная эпоха.
Теперь более подробно рассмотрим каждый из выделенных этапов. Для облегчения ориентировки в терминах, обозначающих различные геологические и археологические эпохи, предлагаем воспользоваться таблицей 2.

ОХОТНИЧЬЕ-СОБИРАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА
Новейшие исследования антропологов позволяют оценить воз¬раст наиболее древнего представителя человеческого рода (Homo habilis ¾ человек умелый) в 2 млн. лет. Примерно 200 тыс. лет назад сформировался вид Homo sapiens. Около 10¾15 тыс. лет назад че¬ловечество расселилось по  всему ареалу своего современного обитания. Общая численность населения Земли к началу мезолита (около 10 тыс. лет назад) достигла 3¾5 млн.  человек. Средняя плот¬ность населения в этот период составляла 0,05 чел/км2.
Палеолитические, мезолитические и ранненеолитические по¬селения людей имеют культурные слои, свидетельствующие о недолговременном существовании и о немногочисленности их обитателей, ведущих полуоседлый образ жизни. Величина групп первобытных людей достигала, как правило, 20¾25 человек. Каж¬дая такая группа, по утверждению Б.Б. Прохорова, занимала обширную площадь, в пределах которой вела экстенсивное хо¬зяйство. Иногда, по-видимому, в наиболее суровые месяцы года, несколько групп собирались вместе для того, чтобы пережить тяжелое время.
Таблица 2
Этапы развития взаимоотношений между природой и обществом


Абсолютный возраст, тыс. Лет   
Геологическая периодизация   
Археологическая периодизация    Этапы становления взаимоотношений общества и природы
250 лет -0
   


ГОЛОЦЕН


   
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК


БРОНЗОВЫЙ ВЕК    Постиндустриальная культура
            Индустриальная культура
2 тыс. лет -250 лет
           

Аграрная культура


4-2           
10-4       
К
А
М
Е
Н
Н
Ы
Й

В
Е
К    НЕОЛИТ   
            МЕЗОЛИТ   




Охотничье-собирательская
культура

8010   
П
Л
Е
Й
С
Т
О
Ц
Е
Н


    ВЮРМ       


ПАЛЕОЛИТ





   
130-80        РИСС ¾ ВЮРМ           
200 - 30        РИСС           
350 -200
        МИНДЕЛЬ ¾ РИСС           
500-350        МИНДЕЛЬ           
700-500
        ГЮНЦ ¾ МИНДЕЛЬ           
1000-700        ГЮНЦ           
1900-1000        ДУНАЙ ¾ ГЮНЦ           
2500-1900        ДУНАЙ           

Основу существования человеческого общества на всем протя¬жении палеолита составляла охота на крупных животных, сопровождавшаяся собирательством. Один из наиболее ранних способов ведения хозяйства в истории человечества складывался из охоты на медведя, крупных копытных (дикая лошадь, косуля, олень, тур, бизон, мускусный бык и др.) и хоботных животных (мамонт, мастодонт), рыбной ловли, добычи водоплавающей дичи, сбора насекомых и их личинок, улиток, съедобных моллюсков, растительной пищи (ягод, плодов, желудей, корневищ, лес¬ных орехов, дикого риса и т.д.).
По мнению В.П. Алексеева, охотничье хозяйство палеолита складывалось из двух форм охоты ¾ скрадывания, позволявшего регулировать поступление пищи по мере необходимости, и заго¬на, при котором добыча значительно превышала возможности потребления.
Палеолитический человек первоначально, по-видимому, за редким исключением, не нуждался в загонной охоте. Он скрады¬вал (отбивал от стада) добычу и убивал ровно столько, сколько было необходимо для обеспечения нормального питания членов группы. Однако по мере роста численности племени люди нужда¬лись во все большем количестве пищи. Возможно, стремясь сэко¬номить время и силы, затрачиваемые на поимку отдельных жи¬вотных, первобытные люди стали склоняться к преимуществен¬ному использованию загонного способа охоты.
Загонная охота, наподобие современных хищнических спосо¬бов лова рыбы, приводила к гибели большого числа животных, которые не могли быть все использованы в пищу. С этим обстоя¬тельством многие исследователи связывают факт вымирания крупных млекопитающих в конце плейстоцена. В.П. Алексеев от¬мечает, что подавляющее большинство специалистов рассматри¬вают его исключительно как следствие антропогенной деятельно¬сти человечества. Несмотря на то что в пользу этой точки зрения высказываются многочисленные аргументы, представляется, что для столь категоричного утверждения все же недостает основа¬ний. При анализе причин вымирания крупных млекопитающих в конце плейстоцена необходимо учитывать всю совокупность фак¬торов, определявших способность животных обеспечивать свое существование в рассматриваемый период. В частности, нельзя не учитывать то, что их исчезновение совпало со временем вюрмского оледенения, когда многие виды, гонимые наступавшим ледни¬ком, вынуждены были мигрировать на огромные расстояния в поисках пищи. Сталкиваясь с нехваткой пищи, оказываясь в не¬привычных для себя условиях существования, а иногда и не имея возможности отступления от надвигавшегося ледника, низких температур, из-за естественных препятствий (крупные реки, горные гряды), значительная часть животных, по-видимому, погибала от голода и переохлаждения. Другая становилась легкой добычей первобытных охотников. С этой точки зрения правильнее гово¬рить не об уничтожении человеком крупных млекопитающих, а лишь о его причастности к их исчезновению.
Примерно 10¾12 тыс. лет назад началось отступление ледника, вследствие чего многие животные, на которых охотился человек, снова поменяли места обитания, изменили образ жизни или вы¬мерли. В результате к концу плейстоцена (по археологической периодизации ¾ палеолита) человечество столкнулось с резко вы¬раженным разреживанием, а затем и исчезновением тех видов жи¬вотных, которые на протяжении многих тысячелетий служили ему пищей. В.П. Алексеев связывает такое развитие событий с насту¬плением первого в истории человечества экологического кризиса.
Важнейшим фактором отделения человека от генеральной линии эволюции животных видов стал переход к систематиче¬скому использованию орудий в целях освоения окружающего мира. Первыми орудиями были, как полагают, обломки костей и палки, применяемые для добывания пищи и защиты от опасных хищников, а также подносы из коры, предназначавшиеся  для сбора пищи. Ими пользовались еще предки человека ¾ австра¬лопитеки, жившие 4¾2,5 млн. лет назад. Они же незадолго до по¬явления первых людей начали изготовлять каменные орудия. С тех пор, вплоть до рубежа 5 тыс. лет назад, камень доминировал как материал орудий труда.
Для производства первых каменных орудий использовались естественные материалы ¾ кремень, кварцит, горный хрусталь, вулканическая лава. Ударяя камень о камень, первобытный чело¬век создавал острые орудия ¾ рубило (чоппер), используемое для резки мяса и раскалывания костей; скребло, применявшееся при обработке шкур убитых животных; каменный молоток и др. По¬степенно техника изготовления орудий совершенствовалась. Так, неандертальский человек (200¾30 тыс.  лет назад) помимо назван¬ных предметов умел изготовлять каменные ножи, пилки, сверла, остроконечники для стрел и копий.
Около 1,9 млн. лет назад люди стали строить первые жилища ¾ хижины-шалаши, каркас которых составляли ветки и длинные кости убитых животных, накрытые настилом из травы и листьев. Подобные сооружения были призваны защитить первобытного человека от ветра, дождя, снега.
Важнейшее экологическое различие между людьми и другими видами животных состояло в использовании огня. Около 300 лет человек начал использовать огонь, возникающий от молний, само¬возгорания торфа и других причин, а уже около 150 тыс. лет назад люди научились добывать его самостоятельно.
Огонь представлял собой еще один ¾ экстрасоматический ¾ источник энергии, дополнявший энергию, потребляемую через пищу и  необходимую для поддержания обмена веществ. Его использо¬вание сделало человека менее зависимым от климатических изме¬нений, а также позволило за счет термической обработки сущест¬венно повысить потребительские свойства потребляемой пищи.
Уже в верхнем палеолите использование огня в хозяйственных целях и рост числа жителей Земли привели к увеличению энергопотребления на планете по сравнению с начальным этапом ста¬новления человечества в 100 раз. По мнению Б.Б. Прохорова, сам по себе подобный энергетический баланс первобытного общества охотников-собирателей не мог нанести существенный ущерб ок¬ружающей среде. Однако использование людьми огня нередко приводило к возникновению опустошительных пожаров. Древнейшие люди практиковали выжигание травы для загона живот¬ных во время охоты, что было причиной периодических пожаров, которые охватывали огромные площади лесов и степей. Экологи¬ческий эффект этих пожаров был весьма значителен. Они приво¬дили к смене растительности на обширных пространствах, в ре¬зультате чего на обширных территориях влажные леса уступили место кустарникам и открытым саваннам, изменились состав и структура почвы, а также климат.
Отходы жизнедеятельности первобытных охотников-собирате¬лей быстро утилизировались природой. Они были невелики по объему и к тому же распределялись по большим территориям из-за кочевого или полукочевого образа жизни групп людей. Произ¬веденные Б.Б. Прохоровым ориентировочные подсчеты показывают, что общее годовое количество нечистот от группы в 20 че¬ловек (около 10 т) рассеивалось по территории около 400 км2. Нагрузка на ландшафт в этом случае была минимальной. Другие отходы первобытных охотников составляли органические остатки пищи и одежды из шкур, осколки камней, остающиеся после изго¬товления каменных орудий. Таким образом, отмечает Б.Б. Прохо¬ров, охотниками-собирателями в окружающую их среду не прив¬носилось ничего для нее чужеродного.
Воздействие внешних условий и общий характер жизнедеятель¬ности первобытных охотников и собирателей предопределили изменения в состоянии их здоровья. Так, в костных остатках пер¬вобытных людей антропологи и палеопатологи обнаружили ха¬рактерные болезненные изменения: рахит, кариес зубов, заболе¬вания челюстей, повреждения суставов позвоночника, деформи¬рующие артриты и др. Возникновение большинства костных па¬тологий специалисты связывают с увеличением и видоизменением нагрузок на опорно-двигательный аппарат в результате перехода предков человека к прямохождению.
Средняя продолжительность жизни мезолитического человека, установленная по костным останкам, равнялась примерно 26 го¬дам. Среди болезней первобытного человека и причин его смерти Б.Б. Прохоров на первое место ставит травмы, полученные на охоте и при стычках с представителями других групп людей. Од¬ной из основных причин различных недугов человека был голод. Его жертвами преимущественно становились старики и дети.
Б.Б. Прохоров указывает также на высокие показатели детской и женской смертности. И все же, несмотря на это, большие адап¬тационные возможности человеческого организма позволили человеку не только выжить на ранних этапах своего существо¬вания, пережить резкие изменения в природе Земли (похолода¬ния, оледенения обширных районов, резкие потепления, изменения уровня морей и океанов), но и заселить все природные зоны планеты.
В своем мышлении первобытный человек целостно восприни¬мал мир, ощущая себя частью природы. В то же время он пытался сделать природу более понятной для себя. Не будучи способным адекватно познавать ее, человек пошел по пути антропоморфизации природы. По его представлениям все природные объекты ¾ как живые, так и не живые ¾ одушевлены, способны чувствовать, переживать, радоваться и пр. Так возник анимизм ¾ вера в суще¬ствование духов, в наличие у всего сущего души, не зависящей от материальных причин.
Как способ объяснения отношений общества с природой суще¬ствовал не только анимизм, но и тотемизм, фетишизм и магия. Тотемизм ¾ это поклонение животному, растению, явлению приро¬ды (тотему), от которого произошла данная родовая группа людей. Фетишизм ¾ это поклонение неодушевленному предмету (фети¬шу), который, по мнению верующих, наделен сверхъестественной силой.
Они жили по закону сопричастности, гласящему, что человек взаимодействует с объектами окружающего мира не прямо, a  опосредованно, через высшие сверхестественные силы. Леви-Брюль отмечал, что природа, окружающая определенную группу, пле¬мя или группу племен, фигурирует в их представлениях не как система объектов или явлений, управляемых определенными за¬конами согласно правилам логического мышления, а как дина¬мичная совокупность мистических взаимодействий. Леви-Брюль пишет о сопричастности, устанавливаемой между землей и об¬щественной группой, жившей на данной территории, когда каж¬дая социальная группа чувствует себя мистически связанной с той частью территории, которую она занимает или по которой она передвигается.
На мистической сопричастности, слитности человека с явле¬ниями природы и его возможности влиять на них основывалась магия. Магия ¾ колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей и даже богов. Первобытные люди пытались использовать магию для воздействия на окружающий мир в нужном им направлении.


 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда



Rambler's Top100