Формирование экологической культуры |
Страница 8 из 26 Глава 3 ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Для того чтобы лучше понять современные проблемы взаимоотношения людей с окружающей средой, целесообразно огля¬нуться в прошлое и проследить, как складывались эти взаимоот¬ношения на разных этапах развития общества. Первые попытки научного описания и обоснования процесса развития взаимоотношений между природой и человеком были предприняты еще в эпоху античности (Анаксимандр, Эмпедокл, Лукреций и др.). Однако попытки эти отличались умозрительно¬стью. Настоящий «прорыв» в изучении этого вопроса произошел во второй половине XIX начале XX вв., когда выдающиеся архео¬логические открытия (Г. Шаафгаузен, Л. Ларте, Э. Дюбуа, Р. Дарт, Дж.Э. Льюис и др.) позволили существенно расширить и уточнить научные представления о происхождении и развитии человеческого рода, а накопление эмпирического материала заложило основы эволюционной (Т. Гексли, Ч. Дарвин, Э. Геккель и др.) и историко-культурной (Л. Морган, Э.Б. Тайлор, Дж.Дж. Фрэзер, Л. Леви-Брюль и др.) антропологии. В современной отечественной литературе по социальной эколо¬гии и экологии человека можно встретить несколько подходов к построению исторической периодизации процесса изменения взаимоотношений между природой и обществом. Все они отлича¬ются тем, что, строясь по различным основаниям, высвечивают преимущественно какой-либо один (реже ¾ несколько) аспект раз¬вития этих отношений. Нам представляется наиболее обоснован¬ным подход, предложенный Б.Б. Прохоровым, в соответствии с ко¬торым взаимодействия человека с природной средой должны рассматриваться через призму его хозяйственной деятельности. С этой точки зрения первостепенное значение для построения периодиза¬ции процесса становления взаимоотношений людей и природы имеет изучение хозяйственно-культурных типов человеческого общества. Основываясь на представлении о хозяйственно-культурном типе как системообразующем факторе во взаимоотношениях природы и общества, мы сочли возможным выделить четыре эпохи (этапа) становления отношений между ними. 1. Эпоха охотничье-собирательской культуры. 2. Эпоха аграрной культуры. 3. Эпоха индустриального общества. 4. Постиндустриальная эпоха. Теперь более подробно рассмотрим каждый из выделенных этапов. Для облегчения ориентировки в терминах, обозначающих различные геологические и археологические эпохи, предлагаем воспользоваться таблицей 2. ОХОТНИЧЬЕ-СОБИРАТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА Новейшие исследования антропологов позволяют оценить воз¬раст наиболее древнего представителя человеческого рода (Homo habilis ¾ человек умелый) в 2 млн. лет. Примерно 200 тыс. лет назад сформировался вид Homo sapiens. Около 10¾15 тыс. лет назад че¬ловечество расселилось по всему ареалу своего современного обитания. Общая численность населения Земли к началу мезолита (около 10 тыс. лет назад) достигла 3¾5 млн. человек. Средняя плот¬ность населения в этот период составляла 0,05 чел/км2. Палеолитические, мезолитические и ранненеолитические по¬селения людей имеют культурные слои, свидетельствующие о недолговременном существовании и о немногочисленности их обитателей, ведущих полуоседлый образ жизни. Величина групп первобытных людей достигала, как правило, 20¾25 человек. Каж¬дая такая группа, по утверждению Б.Б. Прохорова, занимала обширную площадь, в пределах которой вела экстенсивное хо¬зяйство. Иногда, по-видимому, в наиболее суровые месяцы года, несколько групп собирались вместе для того, чтобы пережить тяжелое время. Таблица 2 Этапы развития взаимоотношений между природой и обществом Абсолютный возраст, тыс. Лет Геологическая периодизация Археологическая периодизация Этапы становления взаимоотношений общества и природы 250 лет -0 ГОЛОЦЕН ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК БРОНЗОВЫЙ ВЕК Постиндустриальная культура Индустриальная культура 2 тыс. лет -250 лет Аграрная культура 4-2 10-4 К А М Е Н Н Ы Й В Е К НЕОЛИТ МЕЗОЛИТ Охотничье-собирательская культура 8010 П Л Е Й С Т О Ц Е Н ВЮРМ ПАЛЕОЛИТ 130-80 РИСС ¾ ВЮРМ 200 - 30 РИСС 350 -200 МИНДЕЛЬ ¾ РИСС 500-350 МИНДЕЛЬ 700-500 ГЮНЦ ¾ МИНДЕЛЬ 1000-700 ГЮНЦ 1900-1000 ДУНАЙ ¾ ГЮНЦ 2500-1900 ДУНАЙ Основу существования человеческого общества на всем протя¬жении палеолита составляла охота на крупных животных, сопровождавшаяся собирательством. Один из наиболее ранних способов ведения хозяйства в истории человечества складывался из охоты на медведя, крупных копытных (дикая лошадь, косуля, олень, тур, бизон, мускусный бык и др.) и хоботных животных (мамонт, мастодонт), рыбной ловли, добычи водоплавающей дичи, сбора насекомых и их личинок, улиток, съедобных моллюсков, растительной пищи (ягод, плодов, желудей, корневищ, лес¬ных орехов, дикого риса и т.д.). По мнению В.П. Алексеева, охотничье хозяйство палеолита складывалось из двух форм охоты ¾ скрадывания, позволявшего регулировать поступление пищи по мере необходимости, и заго¬на, при котором добыча значительно превышала возможности потребления. Палеолитический человек первоначально, по-видимому, за редким исключением, не нуждался в загонной охоте. Он скрады¬вал (отбивал от стада) добычу и убивал ровно столько, сколько было необходимо для обеспечения нормального питания членов группы. Однако по мере роста численности племени люди нужда¬лись во все большем количестве пищи. Возможно, стремясь сэко¬номить время и силы, затрачиваемые на поимку отдельных жи¬вотных, первобытные люди стали склоняться к преимуществен¬ному использованию загонного способа охоты. Загонная охота, наподобие современных хищнических спосо¬бов лова рыбы, приводила к гибели большого числа животных, которые не могли быть все использованы в пищу. С этим обстоя¬тельством многие исследователи связывают факт вымирания крупных млекопитающих в конце плейстоцена. В.П. Алексеев от¬мечает, что подавляющее большинство специалистов рассматри¬вают его исключительно как следствие антропогенной деятельно¬сти человечества. Несмотря на то что в пользу этой точки зрения высказываются многочисленные аргументы, представляется, что для столь категоричного утверждения все же недостает основа¬ний. При анализе причин вымирания крупных млекопитающих в конце плейстоцена необходимо учитывать всю совокупность фак¬торов, определявших способность животных обеспечивать свое существование в рассматриваемый период. В частности, нельзя не учитывать то, что их исчезновение совпало со временем вюрмского оледенения, когда многие виды, гонимые наступавшим ледни¬ком, вынуждены были мигрировать на огромные расстояния в поисках пищи. Сталкиваясь с нехваткой пищи, оказываясь в не¬привычных для себя условиях существования, а иногда и не имея возможности отступления от надвигавшегося ледника, низких температур, из-за естественных препятствий (крупные реки, горные гряды), значительная часть животных, по-видимому, погибала от голода и переохлаждения. Другая становилась легкой добычей первобытных охотников. С этой точки зрения правильнее гово¬рить не об уничтожении человеком крупных млекопитающих, а лишь о его причастности к их исчезновению. Примерно 10¾12 тыс. лет назад началось отступление ледника, вследствие чего многие животные, на которых охотился человек, снова поменяли места обитания, изменили образ жизни или вы¬мерли. В результате к концу плейстоцена (по археологической периодизации ¾ палеолита) человечество столкнулось с резко вы¬раженным разреживанием, а затем и исчезновением тех видов жи¬вотных, которые на протяжении многих тысячелетий служили ему пищей. В.П. Алексеев связывает такое развитие событий с насту¬плением первого в истории человечества экологического кризиса. Важнейшим фактором отделения человека от генеральной линии эволюции животных видов стал переход к систематиче¬скому использованию орудий в целях освоения окружающего мира. Первыми орудиями были, как полагают, обломки костей и палки, применяемые для добывания пищи и защиты от опасных хищников, а также подносы из коры, предназначавшиеся для сбора пищи. Ими пользовались еще предки человека ¾ австра¬лопитеки, жившие 4¾2,5 млн. лет назад. Они же незадолго до по¬явления первых людей начали изготовлять каменные орудия. С тех пор, вплоть до рубежа 5 тыс. лет назад, камень доминировал как материал орудий труда. Для производства первых каменных орудий использовались естественные материалы ¾ кремень, кварцит, горный хрусталь, вулканическая лава. Ударяя камень о камень, первобытный чело¬век создавал острые орудия ¾ рубило (чоппер), используемое для резки мяса и раскалывания костей; скребло, применявшееся при обработке шкур убитых животных; каменный молоток и др. По¬степенно техника изготовления орудий совершенствовалась. Так, неандертальский человек (200¾30 тыс. лет назад) помимо назван¬ных предметов умел изготовлять каменные ножи, пилки, сверла, остроконечники для стрел и копий. Около 1,9 млн. лет назад люди стали строить первые жилища ¾ хижины-шалаши, каркас которых составляли ветки и длинные кости убитых животных, накрытые настилом из травы и листьев. Подобные сооружения были призваны защитить первобытного человека от ветра, дождя, снега. Важнейшее экологическое различие между людьми и другими видами животных состояло в использовании огня. Около 300 лет человек начал использовать огонь, возникающий от молний, само¬возгорания торфа и других причин, а уже около 150 тыс. лет назад люди научились добывать его самостоятельно. Огонь представлял собой еще один ¾ экстрасоматический ¾ источник энергии, дополнявший энергию, потребляемую через пищу и необходимую для поддержания обмена веществ. Его использо¬вание сделало человека менее зависимым от климатических изме¬нений, а также позволило за счет термической обработки сущест¬венно повысить потребительские свойства потребляемой пищи. Уже в верхнем палеолите использование огня в хозяйственных целях и рост числа жителей Земли привели к увеличению энергопотребления на планете по сравнению с начальным этапом ста¬новления человечества в 100 раз. По мнению Б.Б. Прохорова, сам по себе подобный энергетический баланс первобытного общества охотников-собирателей не мог нанести существенный ущерб ок¬ружающей среде. Однако использование людьми огня нередко приводило к возникновению опустошительных пожаров. Древнейшие люди практиковали выжигание травы для загона живот¬ных во время охоты, что было причиной периодических пожаров, которые охватывали огромные площади лесов и степей. Экологи¬ческий эффект этих пожаров был весьма значителен. Они приво¬дили к смене растительности на обширных пространствах, в ре¬зультате чего на обширных территориях влажные леса уступили место кустарникам и открытым саваннам, изменились состав и структура почвы, а также климат. Отходы жизнедеятельности первобытных охотников-собирате¬лей быстро утилизировались природой. Они были невелики по объему и к тому же распределялись по большим территориям из-за кочевого или полукочевого образа жизни групп людей. Произ¬веденные Б.Б. Прохоровым ориентировочные подсчеты показывают, что общее годовое количество нечистот от группы в 20 че¬ловек (около 10 т) рассеивалось по территории около 400 км2. Нагрузка на ландшафт в этом случае была минимальной. Другие отходы первобытных охотников составляли органические остатки пищи и одежды из шкур, осколки камней, остающиеся после изго¬товления каменных орудий. Таким образом, отмечает Б.Б. Прохо¬ров, охотниками-собирателями в окружающую их среду не прив¬носилось ничего для нее чужеродного. Воздействие внешних условий и общий характер жизнедеятель¬ности первобытных охотников и собирателей предопределили изменения в состоянии их здоровья. Так, в костных остатках пер¬вобытных людей антропологи и палеопатологи обнаружили ха¬рактерные болезненные изменения: рахит, кариес зубов, заболе¬вания челюстей, повреждения суставов позвоночника, деформи¬рующие артриты и др. Возникновение большинства костных па¬тологий специалисты связывают с увеличением и видоизменением нагрузок на опорно-двигательный аппарат в результате перехода предков человека к прямохождению. Средняя продолжительность жизни мезолитического человека, установленная по костным останкам, равнялась примерно 26 го¬дам. Среди болезней первобытного человека и причин его смерти Б.Б. Прохоров на первое место ставит травмы, полученные на охоте и при стычках с представителями других групп людей. Од¬ной из основных причин различных недугов человека был голод. Его жертвами преимущественно становились старики и дети. Б.Б. Прохоров указывает также на высокие показатели детской и женской смертности. И все же, несмотря на это, большие адап¬тационные возможности человеческого организма позволили человеку не только выжить на ранних этапах своего существо¬вания, пережить резкие изменения в природе Земли (похолода¬ния, оледенения обширных районов, резкие потепления, изменения уровня морей и океанов), но и заселить все природные зоны планеты. В своем мышлении первобытный человек целостно восприни¬мал мир, ощущая себя частью природы. В то же время он пытался сделать природу более понятной для себя. Не будучи способным адекватно познавать ее, человек пошел по пути антропоморфизации природы. По его представлениям все природные объекты ¾ как живые, так и не живые ¾ одушевлены, способны чувствовать, переживать, радоваться и пр. Так возник анимизм ¾ вера в суще¬ствование духов, в наличие у всего сущего души, не зависящей от материальных причин. Как способ объяснения отношений общества с природой суще¬ствовал не только анимизм, но и тотемизм, фетишизм и магия. Тотемизм ¾ это поклонение животному, растению, явлению приро¬ды (тотему), от которого произошла данная родовая группа людей. Фетишизм ¾ это поклонение неодушевленному предмету (фети¬шу), который, по мнению верующих, наделен сверхъестественной силой. Они жили по закону сопричастности, гласящему, что человек взаимодействует с объектами окружающего мира не прямо, a опосредованно, через высшие сверхестественные силы. Леви-Брюль отмечал, что природа, окружающая определенную группу, пле¬мя или группу племен, фигурирует в их представлениях не как система объектов или явлений, управляемых определенными за¬конами согласно правилам логического мышления, а как дина¬мичная совокупность мистических взаимодействий. Леви-Брюль пишет о сопричастности, устанавливаемой между землей и об¬щественной группой, жившей на данной территории, когда каж¬дая социальная группа чувствует себя мистически связанной с той частью территории, которую она занимает или по которой она передвигается. На мистической сопричастности, слитности человека с явле¬ниями природы и его возможности влиять на них основывалась магия. Магия ¾ колдовство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей и даже богов. Первобытные люди пытались использовать магию для воздействия на окружающий мир в нужном им направлении. |
« Пред. | След. » |
---|