Развитие руссской культуры |
Страница 9 из 15 В 70-80-е гг. дальневосточная наука вышла на мировой уровень. Заметным событием научной жизни Дальнего Востока стал XIV Тихоокеанский научный конгресс (Хабаровск,август – сентябрь 1979 г.). В нем приняли участие более 2000 тыс. делегатов и гостей из 46 стран мира, представители международных общественных организаций (ЮНЕСКО, ВОЗ, ЮНЕП), международных научных обществ, руководители советского государства, Коммунистической партии, ведущие ученые СССР и Дальнего Востока. Генеральная тема и девиз конгресса – «Природные ресурсы Тихого океана – на благо человечества». Участники конгресса провели генеральный симпозиум «Научные основы рационального использования и охраны окружающей среды Тихоокеанского региона», работало 14 проблемных комитетов, было опубликовано око 1500 тезисов научных сообщений. Конгресс завершился принятием резолюции «За сотрудничество в Тихоокеанском регионе в использовании природных ресурсов на благо человечества». Однако далеко не все идеи и начинания конгресса получили развитие. Сегодня Дальневосточное Отделение Российской Академии наук крупнейший научный комплекс, имеющий в городах региона – Владивостоке, в Хабаровске, Благовещенске, Магадане и Петропавловске-Камчатском свои научные центры. В отделении представлены все основные направления технических, естественных и общественных наук. Институты возглавляют ученые, имена которых известны не только в России, но и за рубежом академики Г.Б. Беляков, В.П. Мясников, М.Д. Агеев, Ю.С. Оводов, С.А. Федотов, члены-корреспонденты В.П. Коробейников, Н.В. Кузнецов, П.Г. Горовой, Ж.Н. Журавлев, О.Г. Кусакин и др. И все же вклад науки в развитие экономики и культуры региона явно недостаточен. Качественное развитие науки сдерживало, прежде всего, то, что не все научные разработки оказывались востребованными. Важнейшим направлением культурной политики Советской власти было развитие средств массовой информации. На приоритетное место выдвинулась пресса. По замыслу В.И.Ленина печать должна была выполнять функции «коллективного пропагандиста, коллективного агитатора и коллективного организатора» масс, утверждать в сознании идеалы коммунизма. Эти основополагающие факторы и определили ее развитие как в центре, так и на местах.. На Дальнем Востоке с 1922 г. (на территории от оз. Байкал до берегов Тихого океана) выходило более 20 советских газет: во Владивостоке – «Красное знамя», «Красная звезда», «Приморский крестьянин», «Приморский рабочий»; в Хабаровске – «Тихоокеанская звезда», «Рабочий путь»; в Благовещенске – «Амурская правда», «Красная молодежь Амура»; в Петропавловске-Камчатском – «Полярная звезда»; в Чите – «Забайкальский рабочий», журнал «Юный Спартак» и др. По содержанию газеты, как и в европейской части страны, делились на партийно-советские, профсоюзные, молодежные и комсомольские газеты. В зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития у одних областей (например, Камчатка) изданий было меньше, у других – больше. Так, во Владивостоке помимо названных выходили еще вечерняя рабочая газета «Красная звезда» (1923-1924 гг.), пионерская «Дети Октября» (1924 г.). Наивысший пик количественного развития многотиражной печати на Дальнем Востоке пришелся на 30-е годы. В эти же годы были созданы и районные и городские газеты – органы местных райкомов партии и районных Советов. Вслед за ними формируется сеть многотиражных газет – органов партийных комитетов различных промышленных предприятий и машино-транспортных станций. К началу 90-х годов на Дальнем Востоке выходило более 100 газет – краевых, городских, районных и многотиражных. Более 100 первичных журналистских организаций объединяли около 2000 профессиональных журналистов, членов Союза журналистов СССР. Массовым и любимым искусством населения было кино. Уже в 1924 г. в крае было 30 киноустановок. Среди фильмов, выпущенных советским кинематографом в этот период, были картины, завоевавшие мировую известность, такие как «Стачка», «Броненосец «Потемкин» С.Эйденштейна, «Мать» В.Пудовкина и др. Важное значение в приобщении трудящихся масс к культуре, расширении их кругозора играло радио. Регулярное радиовещание в регионе началось в сентябре 1927 г. – в городах Владивостоке и Хабаровске. В 1937 г. на Дальнем Востоке действовало 6 радиоточек. Программы радио охватывали все стороны общественной жизни, вопросы социально-экономического и культурного развития страны. В послевоенный период, в 50-х годах на Дальнем Востоке появляется своя тележурналистика. Первая телестудия возникла во Владивостоке, вслед за нею – в других краевых и областных центрах. Радиокомитеты преобразуются в Комитеты по телевидению и радиовещанию. В 60-е годы во Владивостоке при Приморском краевом комитете по телевидению и радиовещанию учреждается студия «Дальтелефильм» для создания документальных фильмов о жизни и труде дальневосточников. В 60-80-е годы радио и телевидение вошли буквально в каждый дом. Как известно, в 1960 году началась регулярная трансляция передач Центрального телевидения по системе «Орбита». В регионах были созданы краевые и областные студии телевидения, готовившие передачи на местном материале. Повышение культуры населения непосредственно повлияло и на развитие художественной культуры. В 20-е годы зарождается театральное искусство. Оно развивалось в рамках государственных культурных программ. На Дальнем Востоке профессиональные театры открываются в крупных промышленных центрах. В 1926 г. в Хабаровске открылся театр музыкальной комедии; во Владивостоке - драматический театр; в Комсомольске-на-Амуре – драматический театр (1932 г.) и т.д. Театры создавались не только в областных центрах, но и в глубинке. Так, в Спасске появился Крестьянский театр; в Сучане – Рабочий театр. В 1937 г. девятью крупными драматическими театрами Дальнего Востока было дано 1750 спектаклей, которые посетили 736 тыс. зрителей. В регионе работали многочисленные самодеятельные музыкальные, литературные, театральные студии; сформировалась сеть художественного образования, состоявшая из 4-х музыкальных и одной художественной школ. В послевоенные годы культура дальневосточников неизмеримо выросла. Повсеместно возникали новые объекты социально-культурного назначения: клубы, кинотеатры, библиотеки, Дворцы культуры. Одним из ярких примеров результативности культурной работы среди населения стали многочисленные творческие коллективы – танцевальные ансамбли, хоры, драмкружки, возникшие при Домах и Дворцах культуры. Продолжалась активная театральная жизнь, появились профессиональные концертные ансамбли, симфонические оркестры, хореографические и вокальные группы, деятельность которых координировалась и направлялась краевыми и областными филармониями. Высокого уровня в живописи, графике, скульптуре достигли сотни профессиональных художников и талантливых самоучек. К 1990 году только в Приморской организации Союза художников РФСР состояло 74 члена. В 70-80-е гг. приобрели известность полотна Ю.Рочева, А. Усенко, В. Доронина, К. Шебеко. В Хабаровском крае создавали свои произведения художники В.Высоцкий, А. Шишкин, А. Дятело, А. Гейкер, скульпторы Я.П.Мильчин, И. Горбунов. Огромных успехов достигли дальневосточные музыканты. Большой интерес вызывало творчество композиторов: Ю.Владимирова, написавшего ряд значительных музыкальных произведений (кантаты, оратории, симфонию памяти Сергея Лазо, песни для детей и пр.), собирателя музыкального фольклора на всем Дальнем Востоке. Широкую известность по всему Дальнему Востоку получил Дальневосточный симфонический оркестр, художественным руководителем и дирижером которого в течение ряда лет является В.Тиц. Литература Дальнего Востока, как и все искусство, развивалось в русле советской культуры страны. Основными сюжетами в творчестве дальневосточных писателей, как и прежде, были: природа края, история его освоения и заселения, жизнь людей далекой окраины России. В послевоенные годы появились произведения, посвященные военной теме. Следует назвать такие значительные литературные произведения, как «Далеко от Москвы» В. Ажаева, «Сунгарийские записки» Д. Нагишкина, «Солдаты пехоты» Г.Маркова. |
« Пред. | След. » |
---|