Развитие руссской культуры |
Страница 11 из 15 Памятники истории и культуры Дальний Восток – уникальный регион. Он богат своими природными ресурсами, историей народов, населяющих его; он насыщен разными памятниками истории и культуры. Все известные в регионе исторические памятники имеют большую ценность, большинство из них имеют общероссийское значение, охраняются государством. Рассказать о каждом из них в небольшом учебном пособии невозможно. Мы расскажем лишь об отдельных памятниках древней культуры, об исторических, историко-революционных памятниках, об известных исторических личностях, внесших вклад в открытие и освоение региона и о памятниках архитектуры трех городов – Хабаровске, Благовещенске и Владивостоке. Памятники духовной культуры Самыми замечательными памятниками древнего искусства являются наскальные изображения (петроглифы или писаницы, как их еще называют). На территории Приамурья и Приморья известно несколько местонахождений наскальных изображений, оставленных древними мастерами на податливом камне. Это – на реке Амур у Сикачи-Аляна, на скалистом берегу реки Уссури выше села Шереметьева и в долине реки Кия по дороге из Хабаровска во Владивосток. Крупнейший центр наскальных рисунков – Сикачи-Алян. Старейший нанайский поселок Сикачи-Алян расположен в 90 километрах от Хабаровска. Близ поселка вдоль скалистого берега Амура длинными валами громоздятся глыбы базальта – остатки разрушенных скал. На них древние рисунки. Всего в Сикачи-Алян около 150 рисунков. Многообразны и неповторимы Сикачи-Алянские изображения-личины. Они похожи на маски, и каждая из них имеет свои особенности. Маски-личины очень выразительны. Широкая верхняя часть, огромные круглые глаза, раскрытая пасть с двумя рядами больших острых зубов, узкий округлый подбородок – такие личины напоминают голову обезьяны. Есть личины яйцевидной и овальной формы, у некоторых из них раскосые глаза с отчетливо выбитыми в камне круглыми зрачками, широкий расплывчатый нос. На щеках и подбородках многих личин видны параллельные дуги – возможно, татуировка. В верхней части многие маски окружены ореолом расходящихся лучей. От изображений-личин веет грозной силой, а их глазами на нас как будто смотрит таинственная душа древних неведомых племен. Рядом с устрашающими личинами на глыбах базальта можно увидеть изображения животных: зверей, птиц, змей. Самая известная фигура зверя из рисунков Сикачи-Аляна – лось. Продолговатое туловище, едва заметные ноги, длинная шея и маленькая голова – все готово к стремительному бегу. Гордый развал рогов подчеркнут первобытным мастером с воздушной легкостью. Внутри туловища животного несколько концентрических кругов – знаки, связанные с солнцем. Это лось небесный, герой мифов, легенд и преданий многих народов. С ним они связывали хорошую охоту, а значит и свое благополучие. Интересен рисунок, изображающий гигантскую змею или дракона-мудура в виде широкого зигзага, заполненного внутри тончайшей резной сеткой. Мудур нанайских преданий – могущественное существо, то благодетельное, то страшное, недоброе – непременный персонаж многих обрядов. Мифический змей высечен был в таком месте, куда можно было добраться только лишь по воде на легкой рыбачьей лодочке. Рисунки у села Шереметьева размещаются уже не на отдельных глыбах камня, а на ровных и гладких поверхностях скал, у самого подножия которых плещется Уссури. Среди них выделяются большие личины, похожие на головы антропоморфных обезьян, с огромным округлым лбом и такими же большими круглыми глазами. Над квадратным подбородком обозначена страшная пасть с частоколом острых зубов. Немного выше на скале помещаются еще более фантастические личины. Узкоглазые, как изображения-маски Сикачи-Аляна, с загнутыми кверху наружными кончиками глаз, они очень напоминают условные маски древнего японского театра. Есть здесь и фигура змеи в виде спирали, над которой вертикально поднимается голова ядовитой твари, и ярко выполненная фигура оленя. Замечательны изображения лодок и птиц. Лодки имеют вид дугообразных линий, над которыми торчат вертикальные, тонкие палочки, изображающие гребцов или просто сидящих в лодке людей. Птицы похожи на гусей: массивные туловища, длинная шея, у некоторых фигур – поднятые вверх крылья. Изображения на реке Кия имеют ближайшее сходство с наскальными рисунками Сикачи-Аляна и Шереметьевских скал. Первый общий для них сюжет – личины. Они имеют похожие очертания. Глаза показаны кружками, на лбу выбиты поперечные полосы. Фигура оленя на Киев, например, очень похожа на Сикачи-алянскую и Шереметьевскую. Каково же происхождение «писаных камней» или петроглифов? Вот что рассказывает, например, о Сикачи-алянских писаницах древний нанайский миф: «Это было давно-давно, в начале света жили три человека. И было три лебедя-ныряльщика. Однажды послали люди трех лебедей на дно реки достать для земли камней и песка. Птицы нырнули. Семь дней были под водой. А когда вышли, то увидели, что земля ковром цветет, в реке Амур рыба плавает. Тогда три человека сделали человека по имени Кадо и женщину Джулчу. Потом деву по имени Мамилчжи. Народ размножился и заселил всю землю по Амуру. Кадо сказал: «Есть три солнца на небе. Жить слишком горячо. Я хочу застрелить два солнца!». И он пошел к восходу. Вырыл яму, спрятался в ней. Увидел, как взошло первое солнце, и застрелил его. Выстрелил во второе солнце, но мимо. Третье – убил. Одно среднее осталось. Вода кипела – горой стала. Гора кипела – речкой стала. А пока камни не остыли, Мамилчжи нарисовала на них птиц и зверей. Потом камни стали твердыми. После этого жить стало хорошо…». Так гласит предание. А что же говорят по этому поводу ученые? Кто и когда выбивал на базальтовых глыбах и отвесных скалах эти странные изображения? Ответ на эти вопросы был получен, когда начались систематические раскопки древних поселений на берегах. Благодаря современным научным методам сейчас можно определить, когда жили на Амуре эти удивительные мастера. Так, возраст вознесеновского сосуда датируется 4-3 тысячелетием до н.э. Иначе говоря, он пролежал в земле, по крайней мере, пять тысяч лет! |
« Пред. | След. » |
---|