Развитие руссской культуры

Оглавление
Развитие руссской культуры
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15

Характерной особенностью становления культуры на Дальнем Востоке было взаимодействие и взаимовлияние культур – русского православного христианства и языческого – аборигенов. Русские люди, оказавшись не только в специфической природно-климатической среде, но и в непривычном этническом окружении, вынуждены были адаптироваться к новым условиям, перенимать у местного аборигенного населения материальную и духовную культуру. Необходимо отметить, что на Дальнем Востоке культуры разных народов друг другу не противопоставлялись. В ходе освоения дальневосточных земель шел активный процесс взаимодействия двух культур: русской культуры с языческой культурой аборигенов. На формы, пути и способы взаимодействия культур оказали влияние этапы, направленность русской колонизации и интенсивность хозяйственного освоения, а также культурная политика России по отношению к аборигенам. Россия была заинтересована в поддержании мирных отношений со всеми аборигенами, а следовательно, на мирное распространение среди них русской культуры, сближение дальневосточных народов с русскими и постепенную их культурную ассимиляцию.

Взаимодействие культур происходило постепенно и поэтапно. На начальном этапе освоения дальневосточных земель (середина – конец XVII.) - первые этнические и культурные контакты русских и аборигенного населения носили эпизодический характер и оказывали минимальное воздействие на культуру аборигенов. В это время русские землепроходцы производили с ними обменные и торговые операции (меняли русские товары на пушнину, продукты питания и т.д.), осуществляли эпизодические крещения отдельных представителей коренного населения, приобщая их к православной культуре. По мере продвижения на восток, расширения и углубления хозяйственного освоения региона менялись направление, формы и способы межкультурного взаимодействия. По мнению исследователей, зонами наиболее активного взаимовлияния культур в XVIII – до середины XIX вв. были районы Камчатки, Русской Америки. Со второй половины XIX– до начала ХХ века центр межкультурного взаимодействия перемещается в Приамурье, Приморье. Основными ячейками влияния русской культуры аборигенов стали школы, библиотеки, монастыри, церкви, которые создавались в регионе первопроходцами, мореплавателями, купцами, промышленниками и служителями церкви.

Рассматривая влияние русской культуры на культуру аборигенов, ученые отмечают, что наибольшие изменения в результате культурных контактов испытала сфера традиционной материальной культуры аборигенов, она обогатилась новыми элементами. Коренные народы Дальнего Востока заимствовали у русских новые сельскохозяйственные культуры, приемы земледелия, отдельные этносы южной части региона переходили к оседлости и перенимали крестьянский образ жизни. В хозяйстве аборигенов стало развиваться животноводство, появились верховые и тягловые лошади. Постепенно все народы Дальнего Востока освоили технику русского срубного домостроения, появились русские печи, а на месте канов стали устанавливать деревянные нары, впоследствии и кровати. К началу ХХ века русская изба стала основным типом жилья. Влияние русской культуры нашло отражение в дополнении к национальной пище в виде муки, крупы, картофеля, овощей. Аборигены заимствовали от русских способы заготовки пищи: засолку, жарение; стали употреблять глиняную и металлическую посуду. Очень скоро коренные народы региона стали перенимать русскую одежду, обувь, а наиболее зажиточные из них (нанайцы, негидальцы) стали носить рубашки-косоворотки, сапоги, кафтаны, фуражки, как русские купцы. Для пошива и украшения одежды широко использовали такие материалы как ткани, нитки, бисер.

Под влиянием русской культуры декоративное искусство всех коренных народностей Дальнего Востока стала во второй половине XIX – начале ХХ в. немного богаче. Особенно сильным было влияние русских в искусстве ительменов, алеутов. Эти народности в декоративном искусстве широко использовали вышивку гладью, русские фабричные ткани, русский бисер. Эвенкийские и эвенские мастерицы очень умело использовали для украшения одежды, сумок, поясов русскую цветную ткань, цветные нитки. С середины XIX века русское влияние стало заметным и в искусстве народностей Амура и Сахалина. Так, нанайцы стали носить рубашки русского покроя, а на традиционных женских халатах можно было увидеть кайму из русской кружевной тесьмы. В домашнем производстве стали использовать плотничьи и столярные инструменты, что оказало свое влияние на совершенствование резьбы по дереву. Наиболее глубоко русская культурная традиция осваивалась коренными народами в результате их христианизации и через систему школьного образования. Создание школ различного типа способствовало проникновению в традиционные духовные культуры аборигенов комплекса европейских научных (математических, исторических, географических, религиозных) знаний. Христианизация способствовала приобщению аборигенов к основам русской культуры, созданию смешанных браков и формированию новых этносов – камчадалов (Охотское побережье, Камчатка), креолов (Русская Америка).

Оценивая результаты межкультурных контактов, необходимо подчеркнуть, что в изучаемый исторический период был накоплен ценный опыт уважительного отношения русских людей к аборигенному населению, стоявшему на более низкой социально-культурной ступени развития. В свою очередь русское население, общаясь с коренными народами, впитывало их культурный опыт, необходимый для жизни в новых исторических условиях. Они научились у аборигенов осваивать новые способы охоты, рыболовства, морского промысла с использованием поворотных гарпунов, пользоваться собачьей упряжкой, широкими лыжами, сооружать хозяйственные постройки – балаганы, вешалы для консервирования и хранения рыбы; научились изготовлять и использовать баты, а также применять лекарственные травы и носить одежду аборигенов, соответствующую сложным природно-климатическим условиям. Сказанное выше позволяет говорить о том, что на Дальнем Востоке уже в XIX в. стала складываться новая социокультурная среда, базирующаяся на русской национальной культуре.

Во второй половине XIX века в развитии культуры дальневосточного региона происходят качественные изменения, связанные с уровнем социально-экономического развития и характером формирования населения региона, а также его геополитическим положением. Во-первых, изменилась география культурного строительства. В отличие от начального этапа освоения Дальнего Востока, когда культурные процессы протекали главным образом на Камчатке, побережье Охотского моря и в Русской Америке, с середины XIX в. центрами культуры стали южные районы: Амурская, Приморская и Забайкальская области. Это объяснялось тем, что Приамурье и Приморье, на основе заключенных с Китаем мирных договоров (Айгунского в 1858 г., Пекинского в 1860 г.), были присоединены к России. В 1867 году Русская Америка (Аляска) была продана Россией Соединенным Штатам Америки. Задачи хозяйственного освоения дальневосточного региона требовали заселения новых российских земель и обеспечения их социально-экономического и культурного развития.

Во-вторых, огромное значение для культурного развития региона имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (1891-1916 гг.) и КВЖД (1897-1903 гг.). С 1893 г. был открыт морской путь из Одессы до Владивостока. Установление железнодорожной и морской связи Дальнего Востока с Сибирью и Европейской Россией ускорило государственное переселение населения с западных губерний на Дальний Восток и социально-экономическое и культурное развитие региона. Выросла численность населения Дальнего Востока. Она составила в 1905 г. 1 млн. 200 тыс. человек. Из них городское население к концу XIX века в Приморской области составило 22,7 %, в Амурской области – 29,7 % (для сравнения: в Европейской части страны горожане составляли всего 12,8 % населения). Возросло число населенных пунктов: сел, деревень, казачьих станиц, поселков, станций, городов. Наиболее крупными городами  были Благовещенск (основан в 1856 г.), Хабаровск (основан в 1858 г.), Владивосток (основан в 1860 г.). Они стали административными, экономическими и культурными центрами Дальнего Востока на рубеже XIX-ХХ веков.

В-третьих, особенности социально-экономического развития региона повлияли и на формирование культурной среды. Прежде всего в культурном строительстве весомую роль играли не только правительство и местные власти, но и растущая численно дальневосточная интеллигенция – ядро, основа региональной культурной среды. Именно интеллигенция особенно остро выражала общественную потребность в удовлетворении культурных запросов населения. Благодаря ее инициативе в регионе зарождаются все виды профессионального искусства.


 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"


Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе. Геосимволисты также организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов "Муз-лит-ра". Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они!


Rambler's Top100