Развитие руссской культуры |
Страница 3 из 15 С приходом русских землепроходцев на Дальнем Востоке стало рождаться просвещение: стали создаваться школы, появилась грамота. Школы стали одним из звеньев в становлении русской культуры на Дальнем Востоке. Особенно интенсивно развивается строительство школ с созданием поселений на новых землях, с формированием городов и других населенных пунктов. Характерно, что школы грамоты создавались не только при церквях, монастырях, но и по инициативе землепроходцев и мореплавателей. В них обучались дети и русского, и аборигенного населения. Так, духовная миссия на Камчатке с 1750 по 1760 г. открыла школы при церквях в Мешурском, Еловском, Парашунском, Ключевском, Шемягинском острогах. В школах детей обучали азбуке, часослову, псалтыри. В целом, в 1760/61 учебном году на Камчатке действовало уже 14 школ с числом учащихся около 300 чел. В этом отношении Камчатка выглядела в середине XVIII в. самым образованным уголком России. В 1740 году на собственные средства открыл школу грамоты участник Второй Камчатской экспедиции Г.В.Стеллер в Большерецком остроге на Камчатке. Подобная школа была открыта в 1740-1741 гг. в бухте св. Петра и Павла по инициативе В.Беринга и А.И.Чирикова. В первой четверти XVIII в. в ходе осуществления Петром I реформы просвещения на окраинах Российской империи возникали профессиональные учебные заведения для подготовки специалистов для промышленности и флота. На Дальнем Востоке первыми возникли горнозаводские школы. В 1724 г. такая школа была открыта при Нерчинском заводе. В ней обучались дети ссыльнокаторжан, заводских мастеров и подмастерьев. Их обучали арифметике, геометрии и другим наукам. Выпускники школ работали на заводах Нерчинска. В 1732 г. в Охотске была открыта Навигационная школа в целях подготовки кадров для рождающегося Тихоокеанского флота. В 1754 г. Ф.И. Соймонов создал Навигационную школу из 35 мальчиков в Нерчинске. В Русской Америке промышленные и торговые люди открывали школы, учебные заведения с целью подготовки кадров для Российско-Американской компании. В 1805 г. на о-ве Кадьяк Н.П. Резановым было создано училище для подготовки писарей, мастеровых, куда принимались дети без различия сословий. В 30-е гг. XIX в. в Новоархангельске (совр. Ситка) действовала школа для мальчиков, в которую принимали детей служащих Российско-Американской компании. В 1839 г. там же было создано училище для алеутов, где обучалось 50 мальчиков и 43 девочки. В XVII - первой половине XIX в. на Дальнем Востоке зародилась и литература. На ее становление оказали влияние книги, попадавшие на восточные окраины из России различными путями: с экспедициями, переселенцами, духовными миссиями, частными лицами. Это были книги религиозного, справочного, юридического, художественного содержания; книги рукописные и печатные. Уже в XVII в. при острогах, монастырях, школах, учебных заведениях стали возникать библиотеки. Богатую литургическую литературу имела библиотека Воскресенской церкви Албазина. Среди жителей Албазина встречались грамотные люди, знающие не только книгу, но и издававшие их. К ним следует отнести священника Максима Леонтьева, воеводу Албазина Алексея Толбузина, купцов Ушаковых и Нарициных-Мусатовых. Достаточно обширной по тематике библиотечкой научной литературы обладали участники Второй Камчатской экспедиции. Академия наук России обеспечивала путешественников литературой по истории, географии, медицине и другим отраслям знания. Историкам известна богатая библиотека почти на всех европейских языках Российско-Американской компании в Новоархангельске. В XVIII в. на дальневосточной окраине появляются записки, мемуары, письма, посвященные истории края, его природе и населению, о новых поселениях и т.д. Среди них следует назвать записки « российского купца Григория Шелихова странствование с 1783 по1787 год из Охотска по Восточному океану к американским берегам» (издана в 1791 г.). Книга вызвала большой интерес читателей. Поэт Гавриил Державин назвал Г.И.Шелихова «Колумбом Российским». Большое влияние на формирующуюся литературу на Дальнем Востоке оказали декабристы, талантливые литераторы Н.А. Бестужев, Д.И. Завалишин, В.Л.Давыдов и др., оставившие многочисленные записки, мемуары. Творчество декабристов, их высокая гражданственность, протест против угнетения и крепостничества, их вера в светлое будущее, оказали большое влияние на молодую литературу Сибири и Дальнего Востока. Известной фигурой среди писателей XVIII в. на Дальнем Востоке был ссыльный, а затем сибирский губернатор Ф.И.Соймонов (1692-1780 гг.), который в своих произведениях дал подробное описание Нерчинска, Кяхты, Охотского побережья, Камчатки, а также о народах Дальнего Востока и богатых бобровых промыслах на островах Тихого океана. Важной составляющей духовной жизни русских землепроходцев, переселенцев Дальнего Востока были песни, былины, легенды. Например, у русских казаков в фольклоре сохранились легенды «Страшная беда» (о тяжелых испытаниях, которые выпали на долю казаков, осваивающих в XVII веке Забайкалье), «Про то, как раньше жилось» (о строительстве первых острогов и покорении бурятских и тунгусских племен). Особое место в духовной жизни первопроходцев и переселенцев занимала песня. В песнях, исполняемых от Забайкалья до Русской Америки, всюду, где жили русские люди, отражалась история открытия и освоения Дальнего Востока. В этом плане большой интерес представляют исторические песни «Во Сибирской, во Украине, во Даурской стороне». Эта песня об осаде Кумарского острога маньчжуро-китайским войском в 1655 г. Успешная защита русской крепости показано как событие общенационального назначения. Наибольшей известностью пользовалась «Песнь о переселении на Амур», повествующая о сплавах по Амуру войск и грузов. Особенно богатой была песенная лирика. На Дальнем Востоке встречались практически все разновидности лирической песни. В любовной лирике воспевались: ожидание свидания, неразделенная любовь, разлука, ревность и пр. Основу семейно-бытовой лирики составляли песни о нелегкой женской доле в чужой семье, непосильный труд с утра до вечера, трагедия жизни с «постылым». Обширный пласт составляли шуточные произведения, служившие сопровождением хоровода или пляски. По всему Дальнему Востоку были распространены хороводные песни «Посею лебеду на берегу», «В хороводе были мы» и др. Многие старые песни воспринимались как существенный компонент исторической памяти. Например, весенняя хороводная «Что под Киевом, под Черниговым» напоминала крестьянам о далекой Родине. В целом фольклорные пласты - песни, частушки, необрядовая лирика, заговоры, легенды - являлись общими для казачества и крестьянства, они составляли стержень их духовной культуры, и таким образом помогали сохранять связь с прежней жизнью. |
« Пред. | След. » |
---|