Развитие руссской культуры |
Страница 12 из 15 Петроглифы Пегтымеля Уникальным памятником культуры Крайнего Северо-Востока Азии являются пегтымельские изображения-петроглифы. Они выбиты на 12 скалах правого берега реки Пегтымель в 50-60 километрах от ее впадения в Ледовитый океан. На высоте 20-30 м сохранились 104 группы изображений. Эта «картинная галерея» создавалась в течение первого тысячелетия до н.э. – первого тысячелетия н.э. Более древние изображения частично перекрываются позднейшими рисунками. Наскальные изображения отразили основные занятия древних жителей Севера Дальнего Востока – морскую охоту и охоту на дикого оленя. Чаще всего на Пегтымельских скалах встречаются изображения оленей. Среди них попадаются настоящие шедевры мастерства, например, с удивительной настойчивостью повторяется на Пегтымельских скалах такой сюжет: олень, а за ним лодка с человеком, который вонзил в животное копье или гарпун. В давние времена вблизи этих скал были сезонные переправы (плавни) диких оленей, отправлявшихся на новые пастбища через реку. Древний художник очень умело передал характерные движения плывущего оленя: голова вытянута вперед, легкое, как поплавок, раздутое туловище с погруженными в воду ногами как бы парит в состоянии невесомости, копыта растопырены, как гусиные лапы, и, хотя вода ничем не обозначена, вы чувствуете, что животное плывет. Сам охотник в лодке зачастую изображен одним широким штрихом. Интересны рисунки лодок: многоместные с высокими носами и маленькие, напоминающие обтянутые кожей непотопляемые, быстроходные каяки эскимосов, чукчей, алеутов. Сцены охоты нередко включают в себя и собак. Они яростно атакуют бегущих и плывущих оленей, загоняют их в воду. Не так часто, но все встречаются изображения сцен морской охоты. Разные морские животные – киты, касатки, лахтаки, нерпы – нарисованы определенно и выразительно. Иногда среди этих животных встречается и белый медведь. На пегтымельских скалах можно найти изображение и таких зверей, как песцы, волки. Последние в основном нарисованы преследующими оленей. Встречаются фигурки водоплавающих птиц. Разнообразны человекоподобные изображения. В пегтымельских петроглифах отражено то, что больше всего интересовало первобытного охотника. Мечта об обильной пище определяла смысл пегтымельского наскального искусства. Больше забить диких оленей, морского зверя – вот что вызвало к жизни это искусство. А вот изображения волка и касатки не связаны с охотничьей магией. На этих животных не охотились. У чукчей и эскимосов издавна распространено убеждение, что эти животные полезны для человека, их убивать нельзя. Согласно широко бытовавшему поверью волк и касатка – одно лицо, человек-оборотень. В обличье касатки летом он подгоняет к берегу китов и заставляет их выбрасываться на берег, чем помогает охотникам. Зимой он в обличье волка, нападая на оленей и уничтожая среди них слабых, тоже делает полезное дело. Олени кормят волка, но волк делает их сильными. Но изображения имели не только ритуальный смысл. Они очень реалистичны. Выбитые на скалах рисунки – это подчас настоящие, очень выразительные произведения искусства. В них чувствуется зоркость и наблюдательность охотника. И, конечно же, они являются источником, из которого мы можем многое узнать о жизни и быте людей той далекой эпохи. |
« Пред. | След. » |
---|