Развитие руссской культуры |
Страница 5 из 15 Особенностью культурного развития дальневосточного региона во второй половине XIX века – начале ХХ в. было одновременное развитие всех областей культуры и искусства: образования, науки, художественной и музыкальной культуры, театрального дела, то есть шло активное формирование социокультурного пространства этого края. Следует отметить одну из главных особенностей Дальнего Востока – это высокий уровень грамотности его населения по сравнению с Сибирью и Европейской Россией. По данным переписи населения 1897 г. процент грамотных в Приморской, Амурской областях и на Сахалине составлял 24-27 %, а в Сибири – 11,5 %, в Европейской России – 22,5 %. Такое положение, прежде всего, можно объяснить тем, что грамотных людей было много среди переселенцев. Вместе с тем народное образование в регионе развивалось сравнительно медленно. К середине 90-х гг. XIX в. на всем Дальнем Востоке было около 400 школ с 14 тыс. учащихся, а к началу ХХ в. количество школ возросло до 726, учащихся – до 26,5 тыс. Учебные заведения (школы, училища и т.д.) открывались преимущественно в городах и крупных поселках. Одновременно функционировали министерские и частные, казачьи и церковно-приходские, поселковые и городские, открывались учебные заведения разнообразного типа. В городах открывались учебные заведения низшего и среднего звена (городские народные училища, гимназии, реальные училища); в селах – одно- и двухклассные и церковно-приходские школы; а для детей коренного населения – миссионерские школы. Получило развитие среднее и высшее специальное образование. Здесь на Дальнем Востоке, как и в центре страны были созданы: Морское училище – в Николаевске-на-Амуре; речное – в Благовещенске; железнодорожное – в Хабаровске. В 1899 г. во Владивостоке был создан первый по всей Восточной Сибири и Дальнем Востоке – Восточный институт. Стали создаваться и женские учебные заведения. В 60-е годы XIX в. первые женские училища возникли в Троицкосавске (Кяхта), Верхнеудинске, Николаевске-на-Амуре, Благовещенске, Владивостоке. К концу XIX в. их было в регионе семь. Трудности становления народного образования были связаны с нехваткой не только школ, но и учителей. Достаточно сказать, что среди всех педагогических работников региона, только 4 % имели специальное образование. На Сахалине не было ни одного профессионального учителя. Детей учили русские землепроходцы, мореплаватели, бывшие политические ссыльные (особенно на Сахалине), а также привлекались к педагогической работе выпускники духовных училищ, миссионеры. Потребность в учителях была огромная. Во второй половине XIX в. педагогические учебные заведения были созданы в городах: в 1892 г. в Чите открылись первая на Дальнем Востоке учительская семинария, в 1897 г. - в Благовещенске, позднее - во Владивостоке, Хабаровске, Никольско-Уссурийском. Вместе с тем процент грамотности населения к 1914 г. возрос незначительно – всего на 1%, несмотря на то, что число школ возросло до 1708. Развитие промышленности, железнодорожное и военно-морское строительство, массовое переселение населения на Дальний Восток с середины XIX в. ускорили развитие науки. Предпосылки для развития науки на Дальнем Востоке были созданы в XVIII в. – начале XIX в. Уже тогда проводились первые гидрометеорологические и гидрографические исследования в морях Дальнего Востока (экспедиции А.И.Чирикова, В.И.Беринга, Ф.П.Литке, И.Ф.Крузенштерна, В.М.Головнина, О.Е.Коцебу). Но они носили временный характер: экспедиции уезжали, и исследования прекращались. Систематическое изучение региона с целью его хозяйственного освоения начинается с 80-х годов XIX века. Заметную роль в изучении Дальнего Востока играли не государственные научно-исследовательские учреждения (которых практически не было на Дальнем Востоке), а общественные организации, такие как Общество изучения Амурского края, созданное во Владивостоке в 1884 г., во главе с Ф.Ф. Буссе; Хабаровское научно-медицинское общество (1886 г.), Общество врачей Южно-Уссурийского края (1892 г.), Приамурский отдел Императорского Русского географического общества в Хабаровске (1894 г.) с филиалами в Чите (1894 г.), Кяхте (1894 г.), Благовещенске (1896 г.). Научные общества занимались сбором, обработкой и распространением сведений о крае. С этой целью проводили исследования, снаряжали десятки экспедиций, публиковали материалы. В 50-60-е гг. в Сибирский отдел Русского географического общества организовал несколько научных экспедиций. В них работали геологи Н.П. Аносов, Г.М. Пермикин, палеонтолог и ботаник Ф.В. Шмидт, биолог Р.К. Маак, географ М.И. Венюков. Н.П. Аносов открыл месторождение золота в верховьях рек Джалинды, Селемджи, близ устья Гилюя, в верховьях Нимана. Г.М. Пермикин составил первую в российской науке петрографическую карту берегов Амура, собрал крупные геологические коллекции. М.И. Венюков произвел топографическую съемку селений левобережья Амура, пересек хребет Сихотэ-Алиня и сделал географическое описание Уссурийского края между бассейном Уссури и берегом Японского моря. В 1867-1869 гг. русский путешественник, ученый-географ Н.М.Пржевальский совершил путешествие по Уссурийскому краю и написал книгу о его географии, животном и растительном мире, истории, этнографии. Эта работа принесла Н.М. Пржевальскому мировую известность. Из наиболее крупных экспедиций того времени необходимо назвать геологические исследования горного инженера Д.В.Иванова 1889 и 1895 гг. по разработке угольных месторождений в Южно-Уссурийском крае, Л.Ф.Бацевича в 1890 и 1907 гг. по исследованию нефтяных месторождений. По исследованию фауны Дальнего Востока много сделали А.И.Черский, Н.А.Пальчевский, В.Л.Комаров, М.И.Янковский. Большое научное значение имели экспедиции В.П.Маргаритова и В.Ф.Линдера в 1897 г. по изучению Камчатки, Амурская экспедиция 1910-1911 гг. под руководством Н.Л.Гондатти и др. Во второй половине XIX в. – начале ХХ в. значительное внимание ученых было уделено изучению народов Дальнего Востока. В развитии этнографии Дальнего Востока высока роль Л.Я.Штенберга, В.Г.Богораза (политические ссыльные, ученые, общественные деятели), В.К.Арсеньева – географа, археолога, путешественника, писателя, исследователя. Так, во время экспедиций В.К.Арсеньева в 1908-1910 гг. были проведены работы по топографии, геологии, археологии и этнографии (были открыты памятники археологии, составлен орчский словарь, собрана коллекция из шаманского культа). Свой вклад в изучение края, его природы и населения внесли краеведческие музеи, созданные по инициативе Общества изучения Амурского края. 30 сентября 1890 г. во Владивостоке состоялось открытие первого на Дальнем Востоке краеведческого музея. В 1894 г. такие же музеи были созданы в Чите, Троицкосавске, Нерчинске, в пос. Александровском на Сахалине, в 1896 г. - в Хабаровске. Дальневосточные краеведческие музеи среди немногочисленных научных и просветительских учреждений занимали приоритетное место. Многие ученые, работники культуры считали за честь внести свой вклад в формирование музейных коллекций. В короткое время дальневосточные музеи значительно пополнили свои фонды. Это дало возможность начать издание путеводителей. Так, в 1898 г. в пос. Александровском на Сахалине вышел «Каталог Сахалинского музея», в 1900 г. в Благовещенске – «Каталог Благовещенского музея», в 1907 г. во Владивостоке – «Каталог музея Общество изучения Амурского края». Распространение каталогов, содержащих описание коллекций музеев, способствовало широкому осведомлению населения края о богатствах музейных фондов и привлечению посетителей, что, естественно, повышало научную и культурно-просветительскую роль музеев в жизни дальневосточников. |
« Пред. | След. » |
---|