Развитие руссской культуры |
Страница 8 из 15 Одним из важнейших направлений культурной политики Советского государства стала ликвидация неграмотности населения, ибо грамотность – основа культурного развития человека и общества. До 1917 г. грамотность населения страны составляла ~70-80 %. На Дальнем Востоке доля грамотных среди населения не превышала 40 %, среди коренных малочисленных народов она составляла 2-3 %. Количество имевшихся школ не отвечало потребностям края в охвате обучением всех детей школьного возраста. С установлением Советской власти на Дальнем Востоке партийные, советские, общественные организации развернули работу по приобщению трудящихся к образованию и культуре. По решению Дальбюро ЦК РКП(б) с января по апрель 1923 г. был проведен ударный трехмесячник по ликвидации неграмотности, а в апреле 1923 г. создана Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности и малограмотности. Стали создаваться новые школы, особенно начальные, благодаря чему уже в 1923/24 учебном году количественно школьная сеть приближалась к той, что была регистрирована накануне первой мировой войны (в 1913/14 учебном году). Были открыты школы для национальных меньшинств (корейская, польская, татарская и т.д.). Решалась и проблема подготовки учительских кадров: на базе имевшихся 9 учительских семинарий были образованы 3 педагогических техникума и 2 педагогических курса, прием в которые производился строго по классовому принципу (принимались дети рабочих и крестьян). Для повышения общего уровня педагогической работы начали издавать ежемесячный журнал «Вопросы просвещения на Дальнем Востоке». Укреплялась материальная база школ. Учителей старших классов готовили в Государственном Дальневосточном университете. Привлекались к работе старые учительские кадры, которые приняли Советскую власть, новую идеологию. Благодаря всеобщим усилиям уже к 1930 г. неграмотность и малограмотность взрослого населения Дальнего Востока в основном была ликвидирована. В 1930 г. Дальний Восток включился в борьбу за введение всеобщего начального обучения. Резко возросло количество школ, решалась проблема учительских кадров. К 1930 г. в регионе насчитывалось 1783 начальных школы, дававших 4-х летний уровень образования, 170 школ с 7-ми летним образованием, 938 медпунктов, 348 школ малограмотных. В феврале 1939 г. на первой Приморской краевой партийной конференции было отмечено: в крае осуществлено всеобщее начальное образование, в городах – всеобщее семилетнее. Однако недостатков было много: почти 40 процентов школ занимались в две смены, а во Владивостоке двухсменка сохранялась во всех школах, не хватало и учительских кадров. Подобное положение было характерно и для других областей Дальнего Востока. Важнейшим направлением культурной политики Советской власти было создание широкой сети учебных заведений профессионального, среднего специального образования. В районах, областях, на заводах и фабриках открывались десятки фабрично-заводских училищ (ФЗУ) для подготовки рабочих различных специальностей. В 1927/28 учебном году таких школ было создано 20 (до революции их было 9), а в 19236/37 учебном году уже было 27. 2 октября 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР» была создана система профессионально-технического образования. К 1 декабря 1940 г. на Дальнем Востоке уже действовали более 40 ремесленных и железнодорожных училищ и школ ФЗУ. Они приняли тысячи учащихся. Наряду с усвоением практических навыков в них много внимания уделялось профессиональной теоретической подготовке. Значительны были успехи и в развитии среднего и высшего образования. Если в начале 1920-х гг. на Дальнем Востоке техникумов и школ среднего специального образования было 10, то к началу 40-х гг. – более 50. Они готовили специалистов среднего звена по всем основным отраслям народного хозяйства и культуры. Создавались и высшие учебные заведения. Ко времени окончания гражданской войны на Дальнем Востоке было 4 государственных вуза (два во Владивостоке – университет и консерватория, два в Чите – институт народного образования и консерватория), а к началу 40-х гг. их стало 8. Крупнейшие из них: Дальневосточный государственный университет, Хабаровский медицинский институт (основан в 1930 г.), в 1938 году Учительский институт в Хабаровске был преобразован в педагогический, а в 1939 г. создан институт инженеров железнодорожного транспорта. Важнейшим показателем развития образования и культуры на Дальнем Востоке в 20-30-е гг. было создание письменности у коренных народов Севера, а затем зарождение и развитие на этой основе их профессиональной художественной культуры. В 1934 г. в Хабаровском учительском институте открылось северное отделение для подготовки учителей в школы народов Севера. Дальнейшее развитие среднего и высшего специального образования на Дальнем Востоке связано с послевоенным периодом, хотя были отдельные случаи открытия учебных заведений и во время войны. Например, в 1944 г. во Владивостоке было открыто Владивостокское художественное училище. В 50-80-е гг. средние и высшие учебные заведения создавались во всех краях и областях дальневосточного региона. К началу 90-х гг. одних вузов в регионе было 40, работали сотни школ средних общеобразовательных и профессионально-технической подготовки, более сотни техникумов и училищ среднего специального образования. За годы Советской власти был сделан огромный шаг вперед в развитии науки на Дальнем Востоке. В 20-30-е годы происходило зарождение и становление дальневосточной советской науки. Основным центром научной жизни региона стал Дальневосточный научно-исследовательский институт краеведения, созданный в 1929 г. Помимо него на Дальнем Востоке в этот период работали геодезическая, метеорологическая и морская обсерватории, отделения Геологического комитета, Тихоокеанская научно-промысловая станция, Дальневосточная Книжная палата, отделения Ассоциации востоковедения и Общество краеведения. Крупнейшими высшими учебными заведениями, где были сосредоточены основные научные силы, были тогда Дальневосточный государственный университет и Дальневосточный политехнический институт. Главную задачу, которую решали в этот период как государственные, так и общественные научные силы – это разработка практических рекомендаций для промышленности, транспорта и сельского хозяйства. С поставленной задачей ученые края успешно справились. Приведем один факт. В 1926 г. на заводе «Дальзавод» доктор технических наук, профессор ДВПИ В.П. Вологдин создал первый электросварочный цех. Под его руководством проверялись основы теории электросварки металлов, были созданы первые сварные емкости для масел и горючего, мостовые фермы. В 1930 г. под его руководством в здании электросварочного цеха был построен буксирный катер со сварным катером – первое в СССР цельносварное судно. В 1932 г. было создано академическое учреждение – Дальневосточный филиал Академии Наук СССР. Организатором и первым его руководителем стал выдающийся ученый с мировым именем Владимир Леонтьевич Комаров. В послевоенный период – 50-70-е гг. Дальний Восток, как и вся страна, переживал настоящий взлет науки и культуры. В 1957 г. был создан Дальневосточный филиал Сибирского Отделения АН СССР. В Дальневосточном филиале были открыты новые направления научных исследований и новые отделы и лаборатории, на базе которых выросли институты. Так, в 1959 г. во Владивостоке открывается Дальневосточный геологический институт, в 1962 г. – Биологопочвенный, в 1964 г. – Институт биологически активных веществ, переименованный впоследствии в Тихоокеанский институт биоорганической химии. Научно-исследовательские институты были созданы: в Хабаровске – НИИ лесного хозяйства, в Благовещенске – Всероссийский НИИ сои, в Магадане – НИИ золота и редких металлов. Наука и образование на Дальнем Востоке в 50-80-е гг. решали три основные, традиционные для региона, задачи: во-первых, изучение дальневосточной зоны (природы, климата, полезных ископаемых, прилегающего морского пространства); во-вторых, научная разработка важнейших для Дальнего Востока отраслей производства – оборонной, горнорудной, лесной, рыболовной; подготовка кадров специалистов для всего комплекса народного хозяйства региона. Активно развивалась как академическая, так и отраслевая. В это время на Дальнем Востоке вырастала целая плеяда талантливых ученых, которыми ныне гордится отечественная наука. Это – А.И. Крушанов – академик, Е.А. Радкевич, Б.П. Колесников, Ф.К. Шипунов (стали членами-корреспондентами АН СССР), Н.Е. Кабанов, А.И. Куренцов, В.Т. Быков, Л.Н. Васильев, П.Г. Ошмарин, И.. Беликов, А.В. Стоценко и многие другие, чьи труды не утратили своего значения и в наши дни. |
« Пред. | След. » |
---|