Развитие руссской культуры |
Страница 7 из 15 Изобразительное искусство зародилось в регионе, как и литература, в силу большой общественной в нем потребности и во многом благодаря подвижничеству русских художников, посетивших этот край и отдавших ему свое сердце и творчество. Среди них наиболее известны К. Гунн, А. Паннемакер, П. Бареновский, Ф. Багранц. В 90-е гг. XIX в. изобразительное искусство начало создаваться в Хабаровске, Благовещенске, Владивостоке. В начале XX в. во Владивостоке сложилась первая группа местных художников, среди которых в наибольшей степени отличились А.Н. Клементеев, К.Н. Каль, А.А. Лушников, В.А. Баталов. Об успешном развитии изобразительного искусства Владивостока свидетельствовало и создание «Общества поощрения изящных искусств» в феврале 1900 г. Положительное значение для развития изобразительного искусства имели художественные выставки. В 1886 г. (с 17 по 21 апреля) во Владивостоке была открыта первая в дальневосточном регионе экспозиция произведений изобразительного искусства. Она состояла почти из тысячи разнообразных произведений античных времен. 5 марта 1902 г. выставка художников-хабаровчан открылась во Владивостоке В ней приняли участие два художника из Благовещенска: В.Г. Шелгунов (выпускник Петербургской Академии художеств, ученик Шишкина и Куинджи) и П.Н. Кириллов (выпускник Строгановского училища), два художника из Хабаровска – Векеньев и Потехин, и художники из Владивостока – Николин и Пилипенко. Широкую известность в регионе приобрели художники П,Н. Рязанцев и А.А. Сахаров. Петр Николаевич Рязанцев – родоначальник профессионального изобразительного искусства на Дальнем Востоке. Он родился в Нерчинске в 1829 г. В 1887 г. переехал в Благовещенск, здесь и умер в 1897 г., оставив после себя огромное количество выполненных на высоком профессиональном уровне картин и икон. Его крупные живописные пейзажные работы раскупались знатоками искусства от высокопоставленных деятелей – митрополита Московского и Коломенского Иннокентия, генерал-губернатора барона Корфа – до купцов и учителей гимназий. А.А. Сахаров – первый маринист Приморья, выпускник Академии художеств. Он работал во Владивостоке, на Шантарских островах, в Благовещенске, в Хабаровске, в Порт-Артуре. В июне 1904 г. на своей выставке во Владивостоке он представил картины на военно-исторические темы: «Бой у Чемульпо «Варяга» и «Корейца» с 14-ю японскими судами», «Попытки японцев загородить брандерами вход во внутренний рейд Порт-Артура» и др. Таким образом, особенностью культурного развития дальневосточного региона в дореволюционный период его освоения было одновременное развитие всех областей культуры и искусства: образования, науки, художественной и музыкальной культуры, театрального дела, то есть шло активное формирование социокультурного пространства этого края. Однако достижения культуры не были доступны широким массам населения. Большинство населения страны осталось неграмотным. Новый период в истории отечественной культуры начался с победой Октября 1917 г., когда было провозглашено создание пролетарской социалистической культуры. Культурное строительство основывалось на ленинском отношении к культурному наследию и ленинской теории двух культур: культуры «верхов» - буржуазии и помещиков, и культуры «низов» – трудящихся. В.И. Ленин неоднократно подчеркивал о приоритетном значении культуры для успешного созидания социализма в России. Отличительной особенностью советского периода истории культуры является большая роль в ее развитии партии и государства. Культурная политика советского государства осуществлялась под лозунгом: «Все достижения культуры – трудящимся!». В первые же месяцы революции началась созидательная работа в области культурного строительства. А.М. Горький отмечал, подводя итоги годовой работы, что культурно-историческое творчество приобрело «размеры и формы небывалые в истории человечества». Вместе с тем следует подчеркнуть, что культурное строительство в центре и на местах происходило сложно и противоречиво. Советская власть в центре и на местах приступило к культурному строительству в тяжелых экономических условиях. Трудности были обусловлены и неграмотностью большинства населения страны, нехваткой средств и малочисленностью кадров. Русская интеллигенция, как констатировал В.И. Ленин, в своем большинстве не приняла Октябрьской революции и провозглашение ею строительство социализма. В ряды сторонников строительства социализма встала лишь незначительная часть интеллигенции. Другие, не принимая революцию, бежали из страны в Сибирь, на Дальний Восток, а затем, после окончания гражданской войны, бежали в Китай и другие страны. А третьи – затаились, выжидали, присматривались в надежде, что новая власть просуществует недолго. Перед Советской властью встали сложные задачи воспитания нового человека, строителя социалистического общества. Для достижения этой цели необходимо было: разрушить прежнюю систему народного просвещения и образования, создать принципиально иную, которая будет закладывать основы формирования нового советского человека; реорганизовать на основе социалистического мировоззрения все области художественной культуры, прежде всего, искусство, литературу, которые будут завершать воспитание человека, достойного коммунистического будущего, а также развить широчайшую пропаганду превосходства ценностей социализма. |
« Пред. | След. » |
---|