Развитие руссской культуры

Оглавление
Развитие руссской культуры
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15

Положительное влияние на развитие дальневосточной науки оказал открытый в 1899 г. во Владивостоке  Восточный институт. В нем работали, учили студентов и вели научные исследования известные русские профессора А.В. Гребенщиков, Н.В. Кюнер, А.В. Рудаков, Г.У. Цибиков и др. Исследуя культуру, языки народов Азии, они заложили основы русского востоковедения на Дальнем Востоке. При институте была создана типография, единственная в России, располагавшая различными шрифтами восточных языков – монгольским, маньчжурским, калмыцким, японским, корейским. Восточный институт имел самую крупную на Дальнем Востоке библиотеку. За 20 лет ее фонд увеличился с 1500 до 12 тыс. экземпляров. Таким образом, на российском Дальнем Востоке получили развитие отрасли науки, связанные с его хозяйственным освоением – география, геодезия, геология, метеорология, гидрография и др., а также отрасли, связанные с изучением территории – археология, этнография, история.

Отличительной особенностью Дальнего Востока было большое количество изделий периодической печати. Оно свидетельствовало о социально-экономическом и культурном развитии региона, и том, что в крае сформировался отряд профессиональных журналистов, литераторов и появился многочисленный читатель. Периодическая печать охватывала все наиболее заселенные и развитые области региона, и отражала интересы всех слоев населения. Подтверждения этому – названия некоторых газет: «Приамурские ведомости» - официальный орган Приамурского генерал-губернаторства (с 1894 г., Хабаровск); «Владивосток»  (с 1883 г.); «Петропавловский листок объявлений» (с 1912 г.), «Сахалинский вестник» (с 1917 г.); «Амурская газета» (с 1895 г.) и др. Следует обратить внимание, что с середины 90-х гг. XIX  в. до 1917 г. периодическая печать на Дальнем Востоке развивалась по восходящей. Для сравнения: в 1895-1904 г. их было 29, в 1908-1917 гг. выходило 200 газет и журналов. По количеству и качеству газет, журналов, а также брошюр и книг Дальний Восток с конца XIX в. до 1917 г. занимал ведущее место в Сибири. В 90-е гг. XIX в. одновременно с ростом числа газет и журналов увеличивается и количество типографий. Крупные издательские центры были созданы в ряде городов. В Благовещенске создана типография Мокина и К0, Чурина и К0, А.И. Мотюшенского; во Владивостоке - типография Восточного института, Морского ведомства, Н.М. Матвеева, П.Н. Макеева и др. О развитии книгоиздательства на Дальнем Востоке свидетельствуют следующие показатели: если в 1900 г. в Хабаровске вышло 6 книг, в Благовещенске – 11, во Владивостоке – 19, то в 1916 г. в Хабаровске и Благовещенске – по 20 и во Владивостоке – 58 книг. Наивысшее количество печатной продукции было издано в 1913 г.: в Благовещенске вышло 19, Хабаровске – 37, во Владивостоке – 68 книг.

Характерной приметой становления культуры Дальнего Востока в этот период является зарождение и развитие профессиональной художественной культуры. Однако, в отличие от художественной культуры России, она создавалась в форме любительских объединений (музыкальных, театральных и т.д.). Это можно объяснить, прежде всего, поздним вхождением Дальнего Востока, по сравнению с другими регионами страны, в состав России. Сказались также отдаленность региона от Европейской России, недостаточность финансирования культуры и профессиональных кадров.

Зарождение театра на Дальнем Востоке началось с 60-х гг. XIX века с любительских спектаклей для солдат, офицеров. 24 декабря 1860 г. в одной из казарм Благовещенска нижние чины линейного батальона и артиллерийской команды представили спектакль «Станционный смотритель» (по А.С. Пушкину) и водевиль «Много шума из пустяков» А.А. Яблочкина. Первые упоминания о театральных постановках любителей во Владивостоке относятся к началу 1870-х гг. В 1873 г. запасной фельдшер Бакушев с писарями флотского экипажа и гарнизона, а также женщинами-каторжанками представили на суд зрителей спектакль по пьесе А.Н. Островского «Бедность не порок». В Хабаровске первый любительский спектакль был поставлен в Общественном собрании города в 1873 г. Профессиональные театральные труппы на Дальнем Востоке создаются в начале 90-х гг. XIX в. В городах Владивостоке, Благовещенске, Хабаровске создаются постоянные театры. В начале XX в. во Владивостоке уже имелось три театральных здания.  Первое – «Тихий океан» на 775 мест, с партером, бенуаром, ложами, было построено в 1899 г.  купцом А.А. Ивановым. В театре играли оперно-опереточные труппы, но ставились и драматические спектакли. Так, «Труппа русских драматических актеров московских и петербургских театров», приглашенная А.А. Ивановым на весну и лето 1900 г. представила блестящий репертуар: «Ревизор», «Гамлет», «Уриэль Акоста», «Дети Ванюшина», «Бешеные деньги», «Чайка», «Иванов», «Три сестры», «Власть тьмы», «Идиот», «Бесприданница». В театре играли известные актеры И.М. Арнольдов, Н.А. Смирнова и др. Спектакли имели огромный успех, они собрали много зрителей и свидетельствовали о том, что на окраине России любят классику. 18 октября 1903 г. во Владивостоке состоялось открытие нового театра «Золотой Рог» (на 1000 зрителей) купцом и известным деятелем культуры И.И. Галецким. Кроме того,  в городе  работал Первый Общедоступный театр, созданный М.Н. Нининой-Петипа. В театре работали артисты Е.Ф.Боур, В.В. Истомин-Кастровский, А.А.Лодина, В.Д. Муравьев-Свирский, Ф.А.Норин, Е.А. Рюмшина (воспитанница Московской театральной школы). Режиссер театра А.И. Тунков, художники А.А. Квапп и М.А. Кувалдин. Исследователи отмечают, что по своим художественным приницпам Общедоступный театр был последователем Московского художественного театра Станиславского. В Благовещенске спектакли и концерты шли на сцене Общественного собрания, открытого в 1882 г. В конце XIX в. там же был построен Новый театр (или театр Розанова) на Амурской улице (на 900 зрителей) с двумя ярусами, боковыми галереями и балконом. В Хабаровске спектакли профессиональных местных и гастролирующих театральных трупп и отдельных артистов шли на сценах Общественного и Офицерского собраний. В Николаевске-на-Амуре для спектаклей была использована сцена Общественного собрания (с 1888 г.). С начала 1890-х гг. в трех крупных городах Дальнего Востока (Владивосток, Хабаровск, Благовещенск) постоянно проводятся театральные сезоны, что свидетельствует о стабильности театрального дела на восточной окраине России. Однако, по времени они не совпадали с общероссийскими. Российское понятие «театральный сезон» - это сентябрь-октябрь до начала Великого поста. В городах же Дальнего Востока, например, во Владивостоке, проведение театрального сезона зависело во многом от того, на какой период приходилось наибольшее скопление кораблей в Гавани. В Благовещенске он длился с осени до декабря, т.е. до отъезда золотопромышленников и золотоискателей в тайгу на прииски.

Музыкальная культура на Дальнем Востоке, как и театральная, развивалась от любительской к профессиональной. Зарождение музыкального искусства началось с флотских оркестров. В 1860 г. в Николаевске-на-Амуре был учрежден военный оркестр со штатом 51 чел., а в 1862 г. - во Владивостоке. В 80-е гг. XIX века в Благовещенске, во Владивостоке, в Чите, Хабаровске появляются музыкальные кружки, которые стали играть значительную роль в удовлетворении музыкальных потребностей жителей городов. В июле 1889 г. в Морском собрании Владивостока состоялись торжества, посвященные 40-й годовщине выхода через устье Амура в Татарский пролив адмирала Г.И. Невельского. Музыкальный кружок и артисты-гастролеры горячо откликнулись на идею сооружения во Владивостоке памятника Г.И. Невельскому. В частности, в фонд Комитета по сооружению памятника были переданы не только денежные средства, полученные от концертов музыкального кружка, но и средства от одного из концертов знаменитого русского флейтиста, профессора А. Тершака. Значительным событием в развитии музыкальной культуры на Дальнем Востоке стало открытие в 1909 г. Владивостокского отделения Императорского Русского музыкального общества. Его небольшой оркестр получил статус профессионального, стал устраивать для горожан концерты симфонической музыки. Музыканты постоянно обращались к произведениям отечественных композиторов: Чайковского, Рубинштейна, Скрябина, Бородина и др.

Большое значение для зарождения в регионе профессиональной музыкальной, так и всей художественной культуры имела гастрольно-концертная деятельность артистов Сибири и Европейской России. С середины 90-х гг. до начала ХХ века гастроли становятся неотъемлемой частью культурной жизни региона. Система гастрольно-концертной практики оказала влияние на музыкальную жизнь дальневосточных городов, повышала культурный уровень населения, формировала вкусы дальневосточной публики, облегчала адаптацию вновь прибывших, стимулировала развитие региона. Многочисленные гастролирующие артисты и театральные трупы знакомили дальневосточников с последними достижениями искусств. Первыми осваивать далекую окраину стали соседи-сибиряки, драматические артисты из Иркутска. Появление сибирских драматических коллективов на Дальнем Востоке закономерно. Сибирские театры уже с 70-х гг. были включены в общероссийскую провинциальную систему, жили по законам, характерным для того времени. К 90-м гг. в Иркутске постоянно действовали два-три профессиональных театра. В эти же годы Дальний Восток посещали гастрольные коллективы из других городов России. Перед жителями Владивостока выступали известные музыканты: русский скрипач К. Думчев, отечественные вокалисты Л.В. Собинов, А.Д. Вяльцева, чешский виолончелист Б. Сикора. На театральных сценах городов Дальнего Востока играли известные московские и петербургские артисты – В.К. Комиссаржевская, П.Н. Орленев, В.И. Давыдов и др.

По мнению исследователей, появлению дальневосточной литературы предшествовало становление в общерусской литературе темы открытия и освоения этого региона русскими людьми. В 1859 г. Н.А. Добролюбов писал, что в русской печати создана целая отрасль литературы о Дальнем Востоке. В XIX в. широкое распространение в читательских кругах получили книги С.В. Максимова «На Востоке», И.А. Гончарова «Фрегат “Паллада”», Н.М. Пржевальского «Путешествие в Уссурийский край», А.П. Чехова «Остров Сахалин». Большой вклад в зарождение русской художественной литературы на Дальнем Востоке внесли политические ссыльные: В.Г. Богораз, И.Ф. Якубович, С.С. Синегуб, И.П. Миролюбов.

В конце XIX в. на Дальнем Востоке появились свои поэты и писатели: А.Я. Максимов публикует свои рассказы и очерки о жизни в Приморье. Наиболее известные его книги  - «Вокруг света. Плавание корвета «Аскольд» и «На далеком Востоке». В 1896 г. Н.Л. Матвеев опубликовал книгу очерков «Из прошлого Уссурийской тайги», затем книгу «Уссурийские рассказы» и «Краткий исторический очерк Владивостока». Создавали свои замечательные произведения Л.Волков, Н. Татаринов, В.Я. Кокосов. На Дальнем Востоке началось литературное творчество В.К. Арсеньева, произведения которого «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала» до сих пор широко известны и пользуются любовью читателей.


 
« Пред.   След. »

Читателю журнала "Мой берег"


Приглашаем Вас ознакомиться с поэзией и прозой геосимволистов (см. с главной страницы). Геосимволизм - новое направление в современной российской литературе. Геосимволисты также организовали несколько виртуальных библиотек. Интересует музыка - посетите библиотеку геосимволистов "Муз-лит-ра". Если вам нужны рефераты - они здесь. Если вы ищете сочинения и уроки - найдёте их здесь. Что касается учебников и решебников - да вот они!


Rambler's Top100