Развитие руссской культуры |
Страница 2 из 15 В истории развития культуры Дальнего Востока современные исследователи хронологически выделяют несколько периодов. Первый – XVII в. – до 80-х годов XIX в. – это период зарождения и становления русской культуры на Дальнем Востоке и Русской Америке, налаживание культурно-исторических контактов с коренными народами региона. Второй период – 80-е годы XIX – начало XX в. – характеризуется зарождением и развитием профессиональной художественной культуры, развитием науки и образования. Третий период приходится на десятилетия Советской власти (с 1917 – 90-е годы XX в.) и связан с созданием и развитием советской, социалистической культуры. Рассмотрим некоторые характерные особенности этих периодов. Открытие и освоение русскими людьми Дальнего Востока в XVII в. сопровождалось распространением русской культуры на новых землях и установлением контактов с аборигенным населением. Русские землепроходцы, продвигаясь на восток «встречь солнцу» несли с собой не только домашний скарб, орудия труда, но и язык своей Родины, ее традиции и обычаи. Русская культура проявлялась во всем – и в постройках, созданных на новых землях, и в вере, и в быту, и в просвещении и во всем другом, что представляло сущность русского человека. В период с 80-х годов XVII до середины XIX века, в связи с потерей Приамурья по Нерчинскому договору (1689 г.) культурное развитие дальневосточного региона протекало, главным образом, в его северной части (Охотское побережье, Камчатка, Русская Америка). Лидирующую роль в распространении русской культуры на новых землях и приобщения коренного населения к русской культуре сыграла Русская православная церковь и ее служители. Это объяснялось, во-первых, тем, что православная религия оставалась главной нравственной опорой русского человека. Во-вторых, профессиональная культура здесь делала свои первые робкие шаги. Кроме того, основу православной религии составляли гуманизм, всечеловеческое начало. Ее заповедями, ее требованиями руководствовались русские первопроходцы, вступавшие в контакт с коренными жителями Дальнего Востока. Служители церкви, как свидетельствуют источники, как рядовые, так и облеченные высоким саном, не жалели ни сил, ни жизни для выполнения своей высокой миссии. Они были уже в первых отрядах первопроходцев. Священники должны были по-христиански провожать отважных землепроходцев в далекий путь и поддерживать в них на новых землях православное благочестие и русскую культуру. Кроме того, осуществляя государственную политику на открытых землях, церковные служители должны были строить церкви, монастыри, проводить христианизацию аборигенного населения. Первые священнослужители прибыли на Дальний Восток в 1639 году вместе с воеводами новообразованного Якутского уезда. Уже в 1671 г. в Албазине и Кумарском остроге были основаны два монастыря священником Гермогеном. В 1681 г. были созданы Селенгинский Троицкий и Посольский Спасо-Преображенский монастыри – центры развития русского православия и русской культуры на востоке страны. В 70-е гг. XVII в. почти в каждом остроге была церковь. Десятки церквей, молитвенных домов, часовен были созданы на Камчатке и в Русской Америке. Так, к 1850 г. в северной Америке и на Алеутских островах имелось 9 церквей, 37 молитвенных домов и около 15 тыс. верующих. С XVIII в. началась активная деятельность православных миссионеров по христианизации местного населения. К 1762 г. Камчатская духовная миссия обратила в христианство основную массу аборигенов (ительменов) Камчатки. Следующая миссия была назначена в 1793 г. в Русскую Америку для крещения алеутов и индейцев. С 1794 по 1796 гг. она окрестила 12 тыс. местных жителей Аляски. Современные исследователи отмечают, что обращение аборигенов в православие и распространение в их среде русской культуры осуществлялись мирными средствами. Однако, в этом прогрессивном процессе были и элементы насилия. В 1796 г. «дикие жители» Аляски убили иеромонаха Ювеналия не за то, что он крестил их, крещение они приняли добровольно, а за то, что он требовал от них отречения от многоженства, уговорил отдать детей в школу. |
« Пред. | След. » |
---|