Формирование экологической культуры личности |
Страница 7 из 14 Особенностями разработанной методики, предназначенной для детей старшего дошкольного возраста, является следующее. 1. Предусматривается проведение одного из трех обязательных занятий по физической культуре в форме занятия-прогулки по экологической тропе здоровья в естественных условиях природной среды. Маршрут экологической тропы определяется заранее (направление, продолжительность) и остается неизменным. Это позволяет на протяжении месяца фиксировать природные изменения, которые происходят в течение одной недели. При подготовке маршрута необходимо отметить на карте-схеме места наблюдения тех или иных природных объектов. До начала занятий-прогулок по экологической тропе здоровья необходимо познакомить детей с нормами поведения в природной среде, являющимися элементами экологической культуры. 2. Содержание подобных занятий интегративного типа, проводимых инструктором по физической культуре совместно с воспитателем, составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением физических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями. 3. В качестве физических упражнений обычно используются следующие их разновидности: - дозированная ходьба в сочетании с бегом (объем нагрузки - время, длина дистанции, а также ее интенсивность - зависит от конкретных задач занятия); - упражнения дыхательной гимнастики (например, "Листья шуршат", "Морозко", "Одуванчик", "Радуга, обними меня" и т.п.); - общеразвивающие упражнения (например, "Листопад", "Поймай снежинку", "Подснежник", "Колокольчики" и др.); - подвижные игры (например, "Перелет птиц", "Льдинки, ветер и мороз", "Скворечники", "Цветы и ветерки" и т.п.); - эстафеты (например, "Сбор картофеля", "Слалом", "Бегущие ручейки", "Эстафета пчелок" и др.); - сезонные упражнения спортивного характера (например, зимой используются катание на санках и ходьба на лыжах). Подбор упражнений определяется темой занятия и взаимосвязан с содержанием природоведческих наблюдений. 4. Сочетание двигательной активности с формированием экологических знаний может быть различным: 1) наблюдения за природными явлениями могут проводиться в начале занятия в сочетании с ходьбой в спокойном темпе по тропе здоровья, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки; 2) физические упражнения могут предшествовать наблюдениям, проводимым в конце занятия при возвращении по тропе здоровья в детский сад; 3) в начале занятия могут применяться физические упражнения (например, дозированная ходьба в сочетании с бегом по тропе здоровья), затем проводятся природоведческие наблюдения, которые заканчиваются подобранными в соответствии с темой упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо дозированным бегом в сочетании с ходьбой, либо наблюдениями в сочетании с ходьбой в спокойном темпе. 5. Формирование первоначальных знаний о природе должно проводиться в игровой форме с учетом возрастных психологических особенностей детей (например, можно использовать персонаж кукольного театра - Лесовичка , который проводит с детьми экскурсию по "своим владениям" ). 6. Так как подобные занятия являются интегративными, их продолжитель ность несколько больше, чем обычных занятий по физической культуре, и составляет около 60 мин. Однако, поскольку в них сочетаются различные виды деятельности (как двигательной, так и умственной, игровой, творческой), это не вызывает переутомления у детей. 7. Для достижения тренирующего эффекта необходимо планировать содержание занятия-прогулки по экологической тропе здоровья таким образом, чтобы не менее 50% времени проходило при среднем уровне ЧСС 140-160 уд/мин. При обеспечении определенных педагогических условий и использовании специальных организационно-методичес ких приемов (соответствующих теме и содержанию занятия загадок, пословиц и поговорок, стихов, песен и т.п.) могут быть успешно решены задачи умственного, эстетического и трудового воспитания детей. Важно подчеркнуть, что указанные образовательные и воспитательные задачи решаются на фоне высокого уровня двигательной активности. В процессе педагогических наблюдений (за тем, как ведут себя дети во время прогулок в естественных условиях природной среды, насколько они самостоятельны во взаимодействии с объектами природы, в какой степени усвоили нормы правильного отношения к ним, какова их реакция на различные явления природы, включают ли они в игры сюжеты и объекты природоведчес кого характера), а также применяя специальные методики (например, разработанные И.В. Цветковой, 1997), воспитатель оценивает уровень экологической воспитанности детей и в соответствии с этим корректирует содержание занятий [5]. |
« Пред. | След. » |
---|