Формирование экологической культуры личности

Оглавление
Формирование экологической культуры личности
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14

    Практически во всех разделах программы по географии затрагиваются вопросы экологического плана, такие как взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания.
    Курс географии можно разбить на 3 этапа:
I - курс начальной географии, 6 класс - формирование культуры природопользования, усвоение определенных норм и правил общения с объектами живой природы, формирование у школьников основных представлений о Земле как о единстве целого состоящего из отдельных частей – оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Основной вид деятельности – усвоение четко заданного образца ("технологически" построенная репродукция).
II – география природы, 7-8 классы - формирование системы предметных знаний, навыков исследовательской деятельности по выявлению причинно-следственных связей. Развитие умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, (сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы). Преобладающий вид деятельности - систематический познавательный поиск по типу научного исследования.
III - природопользование и геоэкология – 9, 10, 11 классы. На данном этапе старшеклассники способны самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, проектировать новые способы решений, а также представлять их в виде проектов, презентаций, публикаций. Основным направлением работы по формированию культуры природопользования является моделирование последствий вмешательства человека в природу.
    Ведущая педагогическая идея - совершенствование экологической грамотности обучающихся второй и третьей ступени на основе системного социально- ориентированного подхода к организации процесса преподавания географии.
    Основные виды деятельности школьников:
- усвоение четко заданного образца ("технологически" построенная репродукция);
- игровая деятельность;
- учебно-поисковая деятельность (поиск и выработка нового знания, освоение нового опыта) в ее основных разновидностях;
- систематический познавательный поиск по типу научного исследования;
- дискуссионная  (диалоговая, коммуникативная) деятельность.
    Данные виды деятельности различны на разных этапах изучения курса географии.
I этап  - курс  начальной географии, 6 класс.
    На данном этапе основным направлением работы по формированию культуры природопользования является усвоение определенных  норм и правил общения с объектами живой природы. Необходимо сформировать у школьников основные представления о Земле как о единстве целого («Земля - планета людей»), состоящего из отдельных частей – оболочек (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). На этом же этапе развиваю познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
       В результате такой работы обучающиеся должны:
- иметь представление о географической науке как науке о Земле и обществе;
- знать и понимать основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- приводить примеры влияния природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека, изменения природы в результате воздействия на неё человека;
- знать особенности природы своей местности;
- применять в повседневной жизни правила поведения в природе.
     На первом этапе предпочтение отдаётся такому виду познания,  как формирование географических общеземлеведческих знаний. Основной вид деятельности обучающихся на данном этапе – это усвоение четко заданного образца ("технологически"  построенная репродукция). Однако по завершении работы на данном этапе предполагается переход к следующему виду деятельности - учебно-поисковому.
    Основные формы работы: урок, экскурсия, практические работы.
    Через все уроки географии в 6 классе красной нитью проходит экологическое образование и воспитание учащихся. При изучении темы «Горные породы» рассматриваются вопросы о стихийно разработанных местах добычи песка и глины. Делая небольшое, на первый взгляд, безобидное углубление в земной коре люди не задумываются, что здесь через несколько лет будет овраг. Дети должны знать, что на пахотных склонах талые снеговые и дождевые воды не задерживаются. Их деятельность вызывает размыв почв и образование эрозионного рельефа.
    При изучении темы «Внутренние воды» во многом поможет  река, протекающая по населенному пункту или рядом с ними. Вода реки доходит до  Амура, а затем до моря,
совершив длинное путешествие. На вопрос: «Какую воду получает море?», дети должны ясно представлять  проблему экологического характера с «малыми реками».
II этап – география природы 7-8 классы.
    На данном этапе необходимо формировать определенную систему предметных знаний, развивать навыки исследовательской деятельности, формирующей умения активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации, сравнивать и обобщать, находить причину, прогнозировать последствия, делать выводы.
    В результате  школьники должны:
- знать и понимать основные зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых; зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом; способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям, стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере; их характеристика и правила обеспечения безопасности людей, сохранение качества окружающей среды;
- уметь сравнивать объекты, процессы и явления,  моделировать, прогнозировать и   проектировать, выявлять причинно-следственные связи, давать  анализ физической карты и карт компонентов природы;
- приводить примеры изменения природы материков и их частей в результате хозяйственной деятельности человека;
- объяснять значение международного сотрудничества в деле охраны природы всей Земли;
- иметь представление о природоохранном законодательстве России, выполнять правила поведения в природе;
- знать экологические проблемы своей местности.
       Основными формами работы на данном этапе являются урок, исследовательская работа, внеклассная работа по предмету. Преобладающий вид деятельности обучающихся - систематический познавательный поиск по типу научного исследования.
    Так, изучая в 7 классе тему «Типы климата», ученики знакомятся с антропогенным влиянием на глобальные и региональные климатические процессы. Перед тем как начать беседу с учащимися о мерах, предупреждающих изменения климата, можно поставить следующие вопросы: Как изменяется состав воздуха в результате хозяйственной  деятельности человека? Какое влияние оказывает загрязненный воздух   на различные компоненты природы? К чему приводит  исчезновение растительности с поверхности Земли? Чем объясняется, что загрязнение воздуха сказывается на территории, на тысячи километров удаленной от источника загрязнений? Какой из этого следует вывод?
    Ответы учащихся по мере необходимости надо  корректировать. При этом подчеркивается, что влияние человека на климат, в отличие  от многих других компонентов природы (почвы, растительности, животного мира и др.), является в основном  не прямым, а косвенным.


 
« Пред.   След. »

Свежий взгляд

Это интересно


Это чистая правда



Rambler's Top100