Формирование экологической культуры личности |
Страница 2 из 14 Экология в наше время - одна из самых актуальных наук современности. С нею связывают надежды на выживание человечества в усложняющемся мире и на возможности нового витка развития. Наверное, нет на Земле человека, который не интересовался бы жизнью животных, не любовался красотой рек, озер, цветущих лугов и не стремился бы узнать о природе как можно больше. Ведь сам человек — часть природы, ее дитя. Слово «экология» очень популярно сейчас и в бытовом общении, и в средствах массовой информации, и в речах политиков. В то же время, как отдельный предмет экология в ЕАО не изучается. Понятие «экологическая культура» касается не только каждого человека в отдельности, но и всех сфер материальной и духовной жизни общества и выражается в таких видах научной и практической деятельности, которые обеспечивают сохранение и обогащение природной среды, создают благоприятные условия для жизни человека, его всестороннего развития. Поиск решений собственно экологических проблем нашего региона позволяет выявить ряд противоречий, существующих в данной области знания: - между негативными антропогенными изменениями окружающей среды и необходимостью формирования культуры природопользования; - между недостаточным уровнем экологической грамотности отдельных обучающихся второй и третьей ступени и требованиями к её повышению образовательной программой по географии; - между традиционным репродуктивным обучением и необходимостью проблемно-исследовательского подхода к изучению географии как науки о причинно-следственных связях. Экологическая культура как качество личности должна формироваться в процессе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которого являются: • семья; • детские дошкольные учреждения; • школа; • внешкольные воспитательные учреждения; • воспитательная работа в летний период; • средства массовой информации; • самовоспитание. Ведущую роль в воспитании подростков играет школа, которая организует процесс формирования экологической культуры, включающий в себя учебную и внеучебную работу. Одной из задач общеобразовательной школы является подготовка учащихся быть адекватными окружающей географической действительности. В школе в начальных классах ребенок на уроках окружающего мира, естествознания расширяет свои знания о компонентах природы, о цикличности явлений в природной среде. В среднем звене школы, когда формируется у учащихся абстрактное мышление, они осознают необходимость решения экологических проблем, многообразие отношений «Человек – природа», последствия этих отношений. География как учебная дисциплина представляет собой единственный школьный предмет мировоззренческого характера. Она вместе с другими естественными науками формирует у школьников понятия «географическая оболочка», «жизненная среда», «биосфера», «ноосфера». Это также единственный предмет, знакомящий учеников с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на социально-экономические процессы посредством региональной политики. Все это позволяет отнести географию к числу тех школьных предметов, на которые ложится особая ответственность не только за формирование у школьников гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и любви к Родине, но и умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире. Успех в воспитании экологической культуры обеспечивается при условии, что школьники имеют ясное представление об основных положениях природопользования и рисках экологической опасности. |
« Пред. | След. » |
---|