Формирование экологической культуры личности |
Страница 6 из 14 Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста Кандидаты педагогических наук С.Б. Шарманова, А.И. Федоров Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск В Концепции дошкольного воспитания (1989) провозглашается, что фундаментальной предпосылкой воспитания и обучения детей является забота общества об их здоровье. Между тем в многочисленных публикациях последних лет отмечается прогрессивное снижение уровня здоровья населения, и в первую очередь наиболее социально и биологически уязвимых его групп, к которым относятся и дети [3, 4, 6]. Следовательно, задачи оздоровительного направления в системе дошкольного воспитания и образования продолжают оставаться наиболее значимыми. В настоящее время воспитательно-образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) характеризуется возрастанием объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности. В недельное расписание занятий вводятся дополнительные предметы, например ТРИЗ, иностранные языки, компьютерное обучение, экология, валеология и др. При этом отсутствует четкое разделение ответственности за дозирование учебной нагрузки на детей и, следовательно, за их эмоциональное и физическое благополучие. Наряду с этим введение дополнительных занятий неизбежно приводит к снижению и без того недостаточного, по оценке специалистов [8], уровня двигательной активности детей во время пребывания в ДОУ, что безусловно оказывает отрицательное воздействие на их психическое и физическое состояние. Современные требования общественной жизни таковы, что увеличение информационной нагрузки и усложнение учебных программ, предназна ченных для детей дошкольного возраста, неизбежно. В связи с этим должны быть обеспечены педагогические условия и разработаны организационно-методические подходы, которые позволили бы компенсировать негативное влияние повышенных интеллектуальных нагрузок. Один из путей решения проблемы видится в обосновании методики занятий интегративного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей детей на фоне высокого уровня двигательной активности. Эта идея, высказанная И.М. Козловым (1996), завоевывает все большее число сторонников и находит эксперимен тальное подтверждение [2]. Нами разработана методика проведения занятий по физической культуре, предусматривающая сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитани ем основ экологической культуры. В условиях глобального экологического кризиса, переживаемого человечеством, возникла необходимость в непрерывном экологическом образовании, основная цель которого состоит в формировании нового типа отношения к природе на основе воспитания экологической культуры личности. Дошкольный возраст можно рассматривать как начальную ступень экологического образования, поскольку именно в этот период жизни ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий широкому кругу общечеловеческих ценностей. Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах: экологических занятий, наблюдений за природными явлениями, в процессе ухода за растениями и обитателями живого уголка, специально организованных игровых обучающих ситуаций, целевых экскурсий, праздников и др. Особое место занимают занятия интегративного типа, предусматривающие сочетание различных видов деятельности, в том числе двигательной, игровой и творческой. Нами предпринята попытка показать возможность осуществления экологичес кого воспитания детей дошкольного возраста в процессе занятий по физической культуре. |
« Пред. | След. » |
---|