Формирование экологической культуры личности |
Страница 13 из 14 В своей работе я использую метод экологических проектов для младших школьников, цель которых – получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе и с её объектами. Проекты инициируют размышления, побуждают к действиям, в которых проявляется гражданская позиция по отношению к окружающей среде. Они нацеливают на межпредметность, самостоятельность, осмысление действий. Проекты, которые были выполнены в объединении «Юный эколог» за период 2008 - 2011г. Название проекта Цель проекта «Подкормка зимующих птиц» Развивать у детей представления о зимующих птицах, развивать у них интерес к птицам и ответственность за все живое; развивать коммуникативные способности «Разработка экологических знаков» Составить, создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно вести себя в окружающей их природе; развивать творческое мышление, воображение. «Школа чистюль» Сформировать представление о чистоте окружающей среды как о важной составляющей здоровья человека и всего живого на Земле; заложить основы навыка поддержания чистоты в различных местах: в природе, дома, в школе. «Красная книга – сигнал опасности» Развивать у учащихся представления о назначении Красной книги; развивать бережное отношение к исчезающим видам растений и животных. Более ранние проекты, выполненные моими воспитанниками: * «Деревьев и кустарников зимой»: результат проекта – альбом «Силуэты деревьев и кустарников зимой» с рисунками и фотографиями силуэтов деревьев и кустарников, произрастающих в нашей местности. * «Времена года»: результат проекта – альбом «Четыре сезона» с красочными иллюстрациями четырех времен года, стихами русских поэтов, народных примет и пословиц, представленных по месяцам. В процессе выполнения проектов я контролирую, направляю и помогаю учащимся. Оценка деятельности происходит в несколько этапов: оцениваются подготовительный, аналитический, обобщающий и заключительный (защита) этапы деятельности детей. В приобщении младших школьников к исследовательской деятельности я нацелена, прежде всего, не на результат, а на воспитательный процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен. На процесс формирования социально-экологических представлений у младших школьников большое влияние оказывает экологическая развивающая среда образовательного учреждения. Разнообразие растительного и животного мира на участке образовательного учреждения (территория МОУ Верхнесоленовской СОШ) и на прилегающей территории, составляют развивающую экологическую среду. В качестве основных «экологических пространств» я использую дендропарк школы, учебно-опытный пришкольный участок, экологическую тропу, участок «Зеленая аптека». Одно из важнейших условий формирования экологических знаний в школе – непосредственные наблюдения обучающихся за объектами природы. В школе создана и функционирует экологическая тропа, на которой проводятся тематические экскурсии, наблюдения. Я определила состав объектов и явлений, доступных для наблюдения младшими школьниками в ближайшем природном окружении. Основная задача тропы – воспитательная. Объектами наблюдений и изучений на тропе являются как отдельные растения и животные, так и целые сообщества (луг, степь, водоем). Проводятся экскурсии в разные времена года, с целью наблюдений за изменениями в природе, сбора гербария, сбора листьев, шишек, корней, сучков для различных поделок из природного материала. На таких занятиях учащиеся познают: * значение природы в жизни человека, * законы об охране природы, * как собирать материал, не причиняя вреда природе, * природа в народном творчестве, произведениях художников, писателей, композиторов. Перечисленные «экологические пространства» являются эффективным средством и необходимым условием формирования социально-экологических представлений у детей. |
« Пред. | След. » |
---|