Н. С. Сироткин Типологические параллели в эволюции авангардизма (футуризм, экспрессионизм, дадаизм |
Страница 6 из 15 Антивоенные произведения создавались и русскими футуристами, прежде всего В. Маяковским (“Война объявлена”, “Мама и убитый немцами вечер”, “Военно-морская любовь”, “Хвои”): Бросьте! Конечно, это не смерть. Ради чего ей ходить по крепости? Как вам не стыдно верить нелепости?! Просто именинник устроил карнавал, выдумал для шума стрельбу и тир. “Великолепные нелепости” [Маяковский-1 92] Писал о войне и воевавший Велимир Хлебников – стихотворения “Тризна”, “Смерть в озере”, “Где, как волосы девицыны…”, “Веко к глазу прилепленно приставив…”. Антитеза “смерть/жизнь” в них – одна из центральных: Гол и наг лежит строй трупов < …> Мы сказали: “Небу слава!” – И сожгли своих тела. Люди мы иль копья рока Все в одной и той руке? Нет, ниц вемы11; нет урока, А окопы вдалеке. “Тризна” (1915) [Хлебников 94] И в антивоенной лирике экспрессионистов, и в стихотворениях о войне В. Хлебникова и В. Маяковского реальное состояние мира противопоставляется должному; это должное (по-разному понимаемое и нередко чётко не сформулированное) осознаётся как выход из великого кризиса, из общечеловеческой духовной катастрофы. “Теперь мы ежедневно будем показывать вам, что под жёлтыми кофтами гаеров были тела здоровых, нужных вам, как бойцы, силачей”; “Сегодняшняя поэзия – поэзия борьбы”, – писал В. Маяковский в статьях 1914 г. [Маяковский-12 40, 42]. Дальнейшее развитие футуризма и экспрессионизма закономерно привело к реализации их революционных интенций. Дадаизм, возникший в 1916 г., в первое время своего существования понимал себя главным образом как художественное объединение, проповедовавшее новое, авангардистское искусство – кубизм, футуризм, экспрессионизм и т. д. Но постепенно всё более отчётливой становится его антибуржуазная направленность, на первый план выходит критика существующего общества – его культуры, политики, искусства (об эволюции дадаизма см. [Expressionismus und Dadaismus 290-291], [Berg 55-75]). Отношение дадаистов к войне неоднозначно. В большинстве случаев они высказывались против войны, но, например, Рихард Хюльзенбек (Huelsenbeck) в программной “Первой дадаистской речи в Германии” (“Erste Dadarede in Deutschland”) (февраль 1918 г.) писал: “Мы были против пацифистов… Мы выступали в поддержку войны, дадаизм и сегодня выступает в поддержку войны. Вещи должны стронуться с места” [Dada Berlin 17]. Многие дадаисты идут на фронт. В поддержку войны в её начале выступили и российские футуристы. Хотя от военной службы они уклонялись (солдатами стали лишь В. Хлебников и Б. Лившиц), тем не менее в своих выступлениях будетляне не были противниками войны. В. Маяковский писал в ноябре 1914 г.: “Ах, как я рад! <…> Теперь, когда каждое тихое семейство братом, мужем или разграбленным домом впутано в какофонию войны, можно над заревом горящих книгохранилищ зажечь проповедь новой красоты” [Маяковский-1 305]. Мысль о войне как о пути к обновлению мира звучит и в его стихотворении “Мысли в призыв”: Горит материк. Стрáны – на нет. Прилизанная треплется мира чёлка. Слышите? Хорошо? Почище кастаньет. Это вам не на счётах щёлкать. <…> Туда! В мировую кузню, в ремонт. Вернётесь. О новой поведаю Спарте я. [Маяковский-1 84] В октябре 1914 г. в Москве состоялся вечер футуристов, на котором они призывали к поддержке русской армии и “расового духа” нации; с докладами выступали братья Бурлюки – Давид (“Война и творчество”) и Николай (“Война и расовый дух”), В. Каменский (“Война и культура”) [Калаушин 445]. Не все экспрессионисты стали активными антимилитаристами, а многие из них, впоследствии принявшие пацифистские и социалистические идеи, в первые годы войны были её сторонниками и добровольцами пошли на фронт (как, например, Эрнст Толлер или Рудольф Леонхард, Leonhard). |
След. » |
---|