Н. С. Сироткин Типологические параллели в эволюции авангардизма (футуризм, экспрессионизм, дадаизм |
Страница 2 из 15 Широкое распространение получают эсхатологические мотивы и образы; одно из первых и наиболее известных экспрессионистических стихотворений – “Weltende” (1911) Якоба ван Годдиса (Hoddis, наст. имя Ханс Давидсон, Davidsohn): Der Sturm ist da, die wilden Meere hupfen An Land, um dicke Dämme zu zerdrücken. Die meisten Menschen haben einen Schnupfen. Die Eisenbahnen fallen von den Brücken.2 [Lyrik 93] Апокалиптические мотивы появляются в это время и у многих других авторов: “Die Menschen stehen vorwärts in den Strassen…” (1911) Георга Гейма, “Gefangen!” (май 1914) Карла Оттена (Otten), “Der Krieg” (1913) Генриха Новака (Nowak) и др. Описание разрушающегося мира исходит здесь из субъективного опыта автора, ощущающего себя в конфликте с действительностью и выражающего своё личное мироощущение; в экспрессионистических текстах нет анализа, преобладает описание, выражение внутреннего опыта: “внешний мир субъективируется”, и “внутренний мир личности получает измерения реальности” [Schlenstedt, 652, 655]. Художник отвергает реальный мир3 – либо мир отвергает художника; экспрессионистическое стихотворение этого времени описывает трагический разрыв между миром внешним и внутренним – в пределах сознания одной личности: Mein Denken hat jetzt einen Riss erhalten. Im tiefsten Leid verfliegt ein Augenblick. Mich liebt die Sonne nicht mehr und die Erde, Himmel und Hölle werfen mich hinaus. Ich bin kein Mensch mehr, bin nur mehr Gebärde, und streiche lächelnd meinen Namen aus.4 Генрих Новак, “Letzter Abend” [Expressionismus 1969 345. Курсив мой. – Н. С.] |
След. » |
---|