Краткие новости

Н. С. Сироткин Типологические параллели в эволюции авангардизма (футуризм, экспрессионизм, дадаизм

Оглавление
Н. С. Сироткин Типологические параллели в эволюции авангардизма (футуризм, экспрессионизм, дадаизм
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15

Ноябрьская революция 1918 г. в Германии поначалу вызвала воодушевление почти у всех участников экспрессионистического движения, но “для многих из них оно было относительным и временным” [Павлова 1968 557]. Если одни экспрессионисты – Г. Кайзер (Kaiser), Ф. Верфель (Werfel), Р. Шикеле (Schickele), В. Хазенклевер и др. – выступили против революционного насилия, то другие подкрепили на практике свои революционные призывы: это поддержавшие Октябрьскую революцию в России И. Р. Бехер (Becher)16, Л. Рубинер, Р. Леонхард, Э. Мюзам (Mühsam), Эрнст Толлер и др. Экспрессионисты становятся членами рабоче-солдатских советов; Э. Толлер, И. Р. Бехер принимали участие в выступлениях группы “Союз Спартака”, Толлер некоторое время был председателем Центрального комитета Советской Баварии, командующим армии, но ушёл с этого поста, не желая быть виновником гибели нескольких тысяч человек, несмотря на то, что поражение, по убеждению его соратников-коммунистов, могло бы вызвать “могучие революционные взрывы” [Толлер Э. Юность в Германии / Авториз. пер. с нем. В. Стенича. М.: Художественная литература, 1935. С. 146]. После поражения революции “размежевание в прежде едином фронте активных противников войны и сторонников революции усиливается” [Schrader 62], формируется лишь относительно небольшая группа художников-коммунистов (наиболее известен Иоганнес Р. Бехер – антифашист, первый министр культуры ГДР).

Российская же революция одержала победу, и футуристы, которые “первые признали советскую власть” [Каменский 1990 522], с первых дней её установления начали активно сотрудничать с новым государством17. Уже 9 ноября 1917 г. декретом ЦИК и СНК, подписанным В. И. Лениным и А. В. Луначарским, было принято решение о создании Отдела искусств при Комиссаре по народному просвещению. Окончательно сформированный в январе 1918 г. Отдел ИЗО объединил почти всех левых художников (в их числе – К. Малевич, А. Родченко, В. Татлин, Н. Альтман, Д. Штеренберг, Н. Пунин), в нём сотрудничал О. Брик, в Международном бюро работал В. Кандинский, а также – некоторое время – В. Хлебников, в актив Театрального отдела входили В. Маяковский и В. Каменский. В программу празднования годовщины революции в 1918 г. были включены “Стенька Разин” и “Кузнецы коммунизма” В. Каменского [Райхенштейн 100].

Трибуной послереволюционного футуризма стала газета “Искусство коммуны”, выходившая в 1918-1919 гг. В ней теоретики левого искусства публиковали статьи, в которых доказывали тесную связь нового искусства – футуризма – и новой власти. “Должен заявить: нам государства не надо, – писал Н. Пунин в статье “Футуризм – государственное искусство”. – Если бы даже “футуризм”, как искусство, действительно, было бы в целом государственным искусством, это значило бы только, что “футуризм” – сильнейшее из всех существующих художественных течений, а на это мы действительно претендуем и, пожалуй, не отказались бы от того, чтобы нам позволили использовать государственную власть для проведения своих художественных идей. <…> Только молодёжь, примыкающая к так называемому “футуристическому” движению, знает – очень хорошо знает18, – чего она хочет, только ею и поставлена во весь рост проблема пролетарского искусства, и уж, конечно, никем другим она и не может быть решена” [Пунин 1918]. Апеллируя к политической терминологии и идеологии своего времени, футуристы стремились утвердиться в качестве представителей официального искусства и участвовать таким образом в строительстве нового государства. Однако эти попытки встретили отпор со стороны властей, в частности, со стороны наркома просвещения А. В. Луначарского. “Было бы бедой, – писал нарком, – если бы художники-новаторы окончательно вообразили бы себя государственной художественной школой, деятелями официального, хотя бы и революционного, но сверху диктуемого искусства” [Луначарский 1918. Курсив оригинала. – Н. С.].

Иную политически активную позицию занимал участвовавший в футуристских выступлениях литературовед В. Б. Шкловский, который “к футуристам… причислял себя до конца жизни” [Поэзия футуризма 324]. Р. Якобсон вспоминал: “Я прятал Шкловского, когда за ним гнались по пятам. Он был левым эсером, взрывал мосты” [Якобсон-будетлянин 48].

 


 
След. »