Н. С. Сироткин Типологические параллели в эволюции авангардизма (футуризм, экспрессионизм, дадаизм |
Страница 11 из 15 4. Первая половина 1920-х В первой половине 1920-х гг. авангардистские художественные течения и в России, и в Германии постепенно уступают место новым явлениям в искусстве. Снижение социального возбуждения привело к кризису авангардизма, лишило его культурно-исторической почвы. Конец берлинского дадаизма обозначила уже “Первая международная ярмарка дада” (“Erste internationale Dada-Messe”), состоявшаяся в 1920 г. Берлинский дадаизм в начале 1920-х гг. представлен практически только активной деятельностью “Обердада” Йоханнеса Баадера; остальные участники движения постепенно отходят от дадаизма (см. [Berg 63]). “Изолированность, одиночество, бесперспективность – это наиболее распространённый вариант тех идейных итогов, к которым приходит экспрессионизм” [Павлова 1968 561]. После 1920 г. появляются эпигоны экспрессионизма. В предисловии к антологии лирики молодых поэтов “Verkündigung” (“Благовещение”), вышедшей в Мюнхене в 1921 г., её редактор Рудольф Кайзер писал: “Германия не достигла исполнения. Мы люди ищущие, мы люди гонимые, мы застряли между сыновством и отцовством” (цит. по [Либинзон 11]). Мечта об идеальной революции в новых условиях стала невозможной, свершившаяся революция не принесла осуществления идеалов. Политически нейтрального экспрессионизма (который представлял в своё время, например, журнал “Der Sturm”) в это время уже не существует. Эрвин Пискатор писал в 1920 году: “Всё, что говорится, должно быть сказано без всяких поисков, без экспериментов, отнюдь не “экспрессионистически”, без судорог; должно определяться простой и откровенной революционной целеустремлённостью и волей” [Expressionismus 1960 317]. Экспрессионисты либо, не принимая революционного насилия, отказываются от общественного пафоса, либо связывают своё творчество с конкретными политическими задачами (“Sozialdemokraten!!” (1923) Макса Германна-Найсе, “Fliegerbomben prasselten” (опубл. 1925) И. Р. Бехера и др.). Deutschland Deutschland über alles. Einheitsfront im Ebertlied. Proleten kommen um im Dalles. Der Bourgeois platzt vor Profit19 [Expressionismus 1969 598] – писал Оскар Канель в стихотворении “Lieb Vaterland magst ruhig sein. Sklavengesang 1923”. На смену экспрессионизму в 1925 г. приходит “новая вещественность”, или “новая деловитость” (Neue Sachlichkeit) с иными, неавангардистскими установками. В этом русле работают Г. Гросс, бывший экспрессионист Отто Дикс (Dix), входивший в мюнхенское “Новое художественное объединение” Александр Канольдт (Kanoldt) и др. |
След. » |
---|