Н. С. Сироткин Типологические параллели в эволюции авангардизма (футуризм, экспрессионизм, дадаизм |
Страница 7 из 15 Я думаю, что это противоречие разрешается следующим образом. Войну с точки зрения личности – как преступление против людей, совершаемое государством из неких корыстных интересов, – авангардисты отвергали. Война с точки зрения развития культуры – как неизбежный переворот, крушение старого мира, необходимо предшествующее созиданию нового, – авангардистами поддерживалась. Именно поэтому в тех высказываниях, в которых авангардисты поддерживают войну, речь идёт не о войне как таковой, а прежде всего о строительстве новой культуры, нового мира (В. Маяковский: “теперь можно над заревом горящих книгохранилищ… зажечь проповедь новой красоты” [Маяковский-1 302. Курсив мой. – Н. С.]). Ставшее традиционным противопоставление итальянского футуризма российскому на том основании, что итальянский футуризм, в отличие от русского, был “проникнут духом агрессии” и прославлял войну (см., например, [Григорьев/Муратова]), представляется не столь безусловным. Н. Горлов писал уже в 1924 г.: “Война и революция для Маринетти не политические, а эстетические категории. Обе эти категории подчинены третьей, которая их примиряет. Это – гигиена мира, очистительная гроза, творческая борьба, динамика жизни” [Горлов 12]. Эти слова с полным правом можно отнести к авангардизму в целом, включавшему в себя отнюдь не только гуманистические антимилитаристские тенденции. 3. Эпоха революций (конец 1910-х гг.) Рост революционных настроений в конце 1910-х гг. как в России, так и в Германии вызвал отклики и в авангардистских кругах. В политических устремлениях немецкого литературного авангарда условно выделяются три направления: “пацифистская надежда на царство ненасилия”, “мечта об осуществлении анархистских идей во всемирном содружестве, основанном на началах братства и любви” и “активистская альтернатива – новый мировой порядок, управляемый духом и разумом” [Schrader 10]. 1916 г. – время заметной политизации экспрессионистического движения. Теоретически, практически – в художественном творчестве – и организационно наиболее связанным с политической жизнью Германии становится т. н. “левый” экспрессионизм, или активизм12 (от названия объединявшего этих писателей журнала “Die Aktion”). В 1918-1919 гг. в “левом” экспрессионизме широкое распространение получает жанр политико-художественного манифеста, в котором художники выступают с требованиями политического искусства [Schrader 65]. Поэты-экспрессионисты были членами коммунистической партии Германии (KPG), независимой социал-демократической партии Германии (USPD), организовывали собственные политические объединения. В числе последних т. н. “антинациональная социалистическая группа Германии” (Antinationale Sozialisten-Partei Gruppe Deutschland, A.S.P.), образованная в 1915 г. (в числе её членов – издатель “Die Aktion” Франц Пфемферт (Pfemfert), Альберт Эренштейн, Карл Оттен и др.), созданная в 1919 г. вышедшими из KPG писателями “коммунистическая рабочая партия Германии” (Kommunistische Arbeiter-Partei Deutschlands, K.A.P.D.13), члены которой верили в возможность захвата власти путём переворота, совершённого небольшой группой интеллектуалов; K.A.P.D. имела влияние и в рабочей среде. Но в реальной политической борьбе эти партии были бессильны (см. [Schrader 9-10, 16, 72]). Среди экспрессионистов широкое распространение получили идеи “революции духа”. В вышедшей в 1919 г. поэтической антологии экспрессионистов “Товарищи человечества” (Kameraden der Menschheit: Dichtungen zur Weltrevolution. Hrsg. von L. Rubiner) звучал призыв: “Братья, вы не знаете, что вы делаете. Мы же – знаем, и ваше послушание для нас радость, которой мы жаждем” [Павлова 1968 560]. В 1918-1919 гг. журнал “Die Aktion” регулярно печатал важнейшие декреты советской власти, статьи Ленина, опубликовал советскую конституцию, редакция объявляла о своей приверженности к марксизму. |
След. » |
---|