Краткие новости

Н. С. Сироткин Типологические параллели в эволюции авангардизма (футуризм, экспрессионизм, дадаизм

Оглавление
Н. С. Сироткин Типологические параллели в эволюции авангардизма (футуризм, экспрессионизм, дадаизм
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10
Страница 11
Страница 12
Страница 13
Страница 14
Страница 15

Анализируя это стихотворение, К. Бйорнагер (Bjørnager) сравнивает его с произведениями экспрессионистов [Bjørnager 211-212].

Очевидна близость с уже цитированным “Weltende” Якоба ван Годдиса в стихотворении В. Маяковского “Адище города” (1913):

        В дырах небоскрёбов, где горела руда
        И железо поездов громоздило лаз, –
        Крикнул аэроплан и упал туда,
        Где у раненого солнца вытекал глаз.

[Маяковский-1 55]

Несомненные ассоциации с Апокалипсисом обнаруживаются в стихотворении В. Хлебникова “Змей поезда” (1910).

В цикле Маяковского “Я” (1913) мировая духовная катастрофа, крушение всех ценностей и ориентиров представлены в сознании лирического героя: “По мостовой // моей души изъезженной…”; “иду // один рыдать, // что перекрёстком // распяты // городовые” [курсив мой. – Н.С.]. Велимир Хлебников в 1912 г. писал:

        Небо душно и пахнет сизью и выменем.
        О, полюбите, пощадите вы меня!
        Я и так уж истекаю собой и вами,
        Я и так уж распят степью и ивами.7

[Хлебников 83]

Как и в экспрессионизме, здесь идёт речь о трагическом положении, отверженности человека (лирического героя) в мире и в то же время о неразрывной духовной связи между героем и миром, а значит, и о его ответственности лирического “Я” за судьбы мира.

 

2. Первая мировая война

Начало мировой войны ознаменовало новый этап в истории русского и немецкого литературного авангарда.

Следствием неприятия буржуазного мира стало резко отрицательное отношение экспрессионистов к мировой войне8, а позднее, с нарастанием социального возбуждения, и всё более отчётливая мечта об идеальной всемирной революции. Экспрессионистские журналы “Die Aktion”, “Die weissen Blätter” занимали последовательную антивоенную позицию, писатели-экспрессионисты выступали с антимилитаристскими произведениями, в 1916 г. “чудом вышел тоненький сборник антивоенной активистской поэзии” (Die Aktions-Lyrik. Eine Anthologie. Berlin, 1916) [Павлова 1965 56]. В. Херцфельде (Herzfelde) в 1917-1918 гг. издавал в Берлине антимилитаристский журнал “Neue Jugend”, близкий по духу к “Aktion”. Многие поэты-экспрессионисты погибли на войне: это Курт Адлер (Adler), Альфред Лихтенштейн, Густав Зак (Sack), Эрнст Штадлер (Stadler), Август Штрамм (Stramm), Эрнст В. Лотц (Lotz); Георг Тракль (Trakl) сошёл с ума на фронте и погиб в 1914 г.


 
След. »