Н. С. Сироткин Типологические параллели в эволюции авангардизма (футуризм, экспрессионизм, дадаизм |
Страница 4 из 15 Анализируя это стихотворение, К. Бйорнагер (Bjørnager) сравнивает его с произведениями экспрессионистов [Bjørnager 211-212]. Очевидна близость с уже цитированным “Weltende” Якоба ван Годдиса в стихотворении В. Маяковского “Адище города” (1913): В дырах небоскрёбов, где горела руда И железо поездов громоздило лаз, – Крикнул аэроплан и упал туда, Где у раненого солнца вытекал глаз. [Маяковский-1 55] Несомненные ассоциации с Апокалипсисом обнаруживаются в стихотворении В. Хлебникова “Змей поезда” (1910). В цикле Маяковского “Я” (1913) мировая духовная катастрофа, крушение всех ценностей и ориентиров представлены в сознании лирического героя: “По мостовой // моей души изъезженной…”; “иду // один рыдать, // что перекрёстком // распяты // городовые” [курсив мой. – Н.С.]. Велимир Хлебников в 1912 г. писал: Небо душно и пахнет сизью и выменем. О, полюбите, пощадите вы меня! Я и так уж истекаю собой и вами, Я и так уж распят степью и ивами.7 [Хлебников 83] Как и в экспрессионизме, здесь идёт речь о трагическом положении, отверженности человека (лирического героя) в мире и в то же время о неразрывной духовной связи между героем и миром, а значит, и о его ответственности лирического “Я” за судьбы мира. 2. Первая мировая война Начало мировой войны ознаменовало новый этап в истории русского и немецкого литературного авангарда. Следствием неприятия буржуазного мира стало резко отрицательное отношение экспрессионистов к мировой войне8, а позднее, с нарастанием социального возбуждения, и всё более отчётливая мечта об идеальной всемирной революции. Экспрессионистские журналы “Die Aktion”, “Die weissen Blätter” занимали последовательную антивоенную позицию, писатели-экспрессионисты выступали с антимилитаристскими произведениями, в 1916 г. “чудом вышел тоненький сборник антивоенной активистской поэзии” (Die Aktions-Lyrik. Eine Anthologie. Berlin, 1916) [Павлова 1965 56]. В. Херцфельде (Herzfelde) в 1917-1918 гг. издавал в Берлине антимилитаристский журнал “Neue Jugend”, близкий по духу к “Aktion”. Многие поэты-экспрессионисты погибли на войне: это Курт Адлер (Adler), Альфред Лихтенштейн, Густав Зак (Sack), Эрнст Штадлер (Stadler), Август Штрамм (Stramm), Эрнст В. Лотц (Lotz); Георг Тракль (Trakl) сошёл с ума на фронте и погиб в 1914 г. |
След. » |
---|