Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Национальная культура. Культура Древнего Египта

Оглавление
Национальная культура. Культура Древнего Египта
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10

Формирование   представлений  об  общеегипетских  бо- гах происходит еще до политического  объединения  страны. Первым из них считается Гор, сокол. Ему поклонялись в кон- це IУ тысячелетия до н. э., в период 1-й и 2-й династий.  На
рубеже III  и IУ тысячелетий до н.э.,  в эпоху 3-й династии, место главного египетского бога занимает Птах. Объяснить такую перемену несложно: столица Египта была перенесена в Мемфис, а там почитали именно этого бога.
2700 г. до н.э. знаменуется началом  правления 5-й дина- стии.  Возвышается город Гелиополь (Он), а верховным  бо- жеством становится Атум (Ра), которому поклонялись в этом городе.  Ра — бог света, тепла и солнца.  Ра закрывает глаза, и наступает ночь. Открывает — приходит день. Ра управля- ет всеми богами и землей. Древние египтяне верили также в божество  Нила,  которое  сидит в пещере  и льет воду. Чтобы не победил злобный бог-суховей Сет, нужно молиться боже- ству великой  реки.
В эпоху 11-й и 12-й династий Фивы  становятся центром Египта (ок. 2100—1800 гг. до н.э.),  а главным богом — боже- ство Амон. Представления о богах Ра и Амоне смешивают- ся, главного бога называют Амон-Ра. В УII в. до н.э. (период
26-й Саисской династии) роль главного  бога отводится  бо- гине Нейт.
Изменялась и роль жрецов. В эпоху Древнего и Среднего царства жречество не имело большой  власти.  Культовые це- ремонии проводились самим фараоном или его сановника- ми. Положение жрецов меняется в эпоху 18-й династии. Те- перь жрецом  мог стать только сын жреца.  Возникает общая церковная организация во главе с жрецами  храма Амона в Фивах. Завоевательные войны, которые вели фараоны 18-й династии, еще больше обогатили  жречество.
Многим фараонам не нравилась усилившаяся жреческая власть.  Фараон Аменхотеп  IУ (1419—1402 гг. до н.э.)  попы- тался ограничить их влияние. Теперь  место бога Амона за- нимает  другое верховное  божество  — Атон.  Ему поклоня- лись в Гелиополе. Сам Аменхотеп принимает имя Эхнатона («угодный Атону»). Но власть жрецов имела слишком глубо- кие корни, реформы Эхнатона не были поддержаны. После его смерти жречество восстанавливает свои позиции. Однако
деятельность фараона не прошла бесследно: примерно в тот же период,  по всей видимости,  в Египте жило полукочевое племя древних евреев,  они  восприняли  монотеистические идеи, которые потом найдут отражение в иудаизме.
Во II тысячелетии до н.э. Египетское государство дости- гает вершины своего могущества. Долина Пила была изреза- на множеством каналов.  К юго-западу от Мемфиса  находи- лась огромная территория,  которую при разливах заполняли воды Пила. Используя свои широкие практические знания, египтяне построили хорошо укрепленную плотину,  загоро- дившую часть равнины.  Таким образом они создали искус- ственный резервуар воды, получивший название Меридовое озеро. Оставшуюся часть равнины высушили и смогли соби- рать урожай два раза в год.
В Древнем Египте разводили лошадей и.верблюдов,  что позволяло вести торговлю с самыми удаленными  уголками страны. В больших городах были развиты различные ремес- ла. Во II тысячелетии до н.э. фараоны  вели завоевательные войны. Одной из особенностей войск египтян было исполь- зование боевых колесниц.  Важнейшим приобретением  ста- ло завоевание  Пубии,  которая  издавна славилась богатыми запасами золота.
Одним из самых выдающихся фараонов,  который совер- шил свыше 15 военных походов в Азию, был Тутмос III (ок.
1500 г. до н.э.). Он завоевал Палестину и Сирию. По его при- казу была построена крепость, возвышавшаяся  на берегу Ев- фрата. Она называлась «Тутмос, связывающий  иноземцев». Летописи Тутмоса высечены  на стенах святилища  в Фивах. Теперь на месте бывших Фив находится поселение  Карнак, потому и найденное святилище  принято называть Карнак- ским. В комплекс культового сооружения входили огромный храм Амона-Ра и храмы древних богов. Святилище  называ- лось Ипет-Сут.
Вот что говорится в египетской летописи  о битве у Ме- гиддо.  Против  усиления  Египта  стали  выступать  другие
близлежащие  страны.  Правители  протогосударств Пале- стины, Финикии, Сирии объединились для борьбы  против Египта, их возглавил царь  города  Кадета.  Но  они  не смог- ли  противостоять мощному и  хорошо  обученному  войску египтян. В древней летописи рассказывается об окончании сражения: «И вот владетели  этой страны  приползли на сво- их животах, чтобы  поклониться мощи  его величества, что- бы испросить дыхание  для  своих  носов, потому  что велика его сила, потому  что  велика  власть  Амона  над всеми  чуже- земными странами..., и вот владетели  были приведены пред мощью его величества с их данью серебром, золотом, лазури- том, бирюзой, доставляя зерно и вино, быков и мелкий скот для войска его величества...»1.


 
« Пред.   След. »

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Вдруг твое появленье | Вдруг твое появленье.
Стало солнечно просто.
В душном здании мысли >>

 
Жил на земле человек | Жил на земле человек, влюбленный в жизнь.
Ну, а она... >>