Национальная культура. Культура Древнего Египта |
Страница 4 из 10 Формирование представлений об общеегипетских бо- гах происходит еще до политического объединения страны. Первым из них считается Гор, сокол. Ему поклонялись в кон- це IУ тысячелетия до н. э., в период 1-й и 2-й династий. На рубеже III и IУ тысячелетий до н.э., в эпоху 3-й династии, место главного египетского бога занимает Птах. Объяснить такую перемену несложно: столица Египта была перенесена в Мемфис, а там почитали именно этого бога. 2700 г. до н.э. знаменуется началом правления 5-й дина- стии. Возвышается город Гелиополь (Он), а верховным бо- жеством становится Атум (Ра), которому поклонялись в этом городе. Ра — бог света, тепла и солнца. Ра закрывает глаза, и наступает ночь. Открывает — приходит день. Ра управля- ет всеми богами и землей. Древние египтяне верили также в божество Нила, которое сидит в пещере и льет воду. Чтобы не победил злобный бог-суховей Сет, нужно молиться боже- ству великой реки. В эпоху 11-й и 12-й династий Фивы становятся центром Египта (ок. 2100—1800 гг. до н.э.), а главным богом — боже- ство Амон. Представления о богах Ра и Амоне смешивают- ся, главного бога называют Амон-Ра. В УII в. до н.э. (период 26-й Саисской династии) роль главного бога отводится бо- гине Нейт. Изменялась и роль жрецов. В эпоху Древнего и Среднего царства жречество не имело большой власти. Культовые це- ремонии проводились самим фараоном или его сановника- ми. Положение жрецов меняется в эпоху 18-й династии. Те- перь жрецом мог стать только сын жреца. Возникает общая церковная организация во главе с жрецами храма Амона в Фивах. Завоевательные войны, которые вели фараоны 18-й династии, еще больше обогатили жречество. Многим фараонам не нравилась усилившаяся жреческая власть. Фараон Аменхотеп IУ (1419—1402 гг. до н.э.) попы- тался ограничить их влияние. Теперь место бога Амона за- нимает другое верховное божество — Атон. Ему поклоня- лись в Гелиополе. Сам Аменхотеп принимает имя Эхнатона («угодный Атону»). Но власть жрецов имела слишком глубо- кие корни, реформы Эхнатона не были поддержаны. После его смерти жречество восстанавливает свои позиции. Однако деятельность фараона не прошла бесследно: примерно в тот же период, по всей видимости, в Египте жило полукочевое племя древних евреев, они восприняли монотеистические идеи, которые потом найдут отражение в иудаизме. Во II тысячелетии до н.э. Египетское государство дости- гает вершины своего могущества. Долина Пила была изреза- на множеством каналов. К юго-западу от Мемфиса находи- лась огромная территория, которую при разливах заполняли воды Пила. Используя свои широкие практические знания, египтяне построили хорошо укрепленную плотину, загоро- дившую часть равнины. Таким образом они создали искус- ственный резервуар воды, получивший название Меридовое озеро. Оставшуюся часть равнины высушили и смогли соби- рать урожай два раза в год. В Древнем Египте разводили лошадей и.верблюдов, что позволяло вести торговлю с самыми удаленными уголками страны. В больших городах были развиты различные ремес- ла. Во II тысячелетии до н.э. фараоны вели завоевательные войны. Одной из особенностей войск египтян было исполь- зование боевых колесниц. Важнейшим приобретением ста- ло завоевание Пубии, которая издавна славилась богатыми запасами золота. Одним из самых выдающихся фараонов, который совер- шил свыше 15 военных походов в Азию, был Тутмос III (ок. 1500 г. до н.э.). Он завоевал Палестину и Сирию. По его при- казу была построена крепость, возвышавшаяся на берегу Ев- фрата. Она называлась «Тутмос, связывающий иноземцев». Летописи Тутмоса высечены на стенах святилища в Фивах. Теперь на месте бывших Фив находится поселение Карнак, потому и найденное святилище принято называть Карнак- ским. В комплекс культового сооружения входили огромный храм Амона-Ра и храмы древних богов. Святилище называ- лось Ипет-Сут. Вот что говорится в египетской летописи о битве у Ме- гиддо. Против усиления Египта стали выступать другие близлежащие страны. Правители протогосударств Пале- стины, Финикии, Сирии объединились для борьбы против Египта, их возглавил царь города Кадета. Но они не смог- ли противостоять мощному и хорошо обученному войску египтян. В древней летописи рассказывается об окончании сражения: «И вот владетели этой страны приползли на сво- их животах, чтобы поклониться мощи его величества, что- бы испросить дыхание для своих носов, потому что велика его сила, потому что велика власть Амона над всеми чуже- земными странами..., и вот владетели были приведены пред мощью его величества с их данью серебром, золотом, лазури- том, бирюзой, доставляя зерно и вино, быков и мелкий скот для войска его величества...»1. |
« Пред. | След. » |
---|