Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

Национальная культура. Культура Древнего Египта

Оглавление
Национальная культура. Культура Древнего Египта
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8
Страница 9
Страница 10

В  легендах  Древнего  Египта   мы   находим  самые   раз- ные  версии   того,  как  произошел  мир.  В  первую  очередь это  связано с тем, что  в каждой   местности главную  роль в  создании  мира   отводили  своему   божеству.   Солнечный культ играет  большую  роль.  С ним  связано почитание свя- щенных животных (кот, скарабей, змея, сокол). Дневной цикл   (заход  и  восход  солнца) нашел  отражение в легенде о том, как  солнечный бог  Ра борется  с Апопом, подзем- ным  змеем.
На западном берегу Нила, против  Фив был найден текст мифа, в котором повествуется о сотворении мира.  Соглас- но  этому  мифу, бог солнца (Хепра)  провозглашается также Владыкой Вселенной. Тогда  еще  не существовало ни  неба, ни земли.  Все это великий бог создал  из Нуна, из небытия. Нун  — это олицетворение первоначального хаоса, из кото- рого возник бог солнца. В мифе  солнечное божество  гово- рит: «Отец мой, Нун».
В гробницах фараонов Сети  I  и  Рамсеса III  (западный берег  Нила)  обнаружен текст  об  истреблении людей.   Бог солнца рассердился на непокорных, непослушных людей  и приказал наказать их за грехи.  Раздумывая о неблагодарно- сти человека, Ра обращается за советом  к старейшему богу, от которого произошел.  «Тогда  сказал  его величество Нун:
«Сын  мой  Ра, бог более  великий, чем создавший его и чем сотворившие его! Крепок трон твой и велик страх от тебя, да направится «Око» твое  против  оскорбивших тебя»»..  Этим
«Оком» являлась богиня Хатор (Сохмет) — ей было  прика- зано  уничтожить человечество.
Потом великий бог решил  смилостивиться и спасти  лю- дей. Он приказал размолоть красный минерал — диди, раз- молоть ячмень и положить диди в сусло.  «Было уже утро ис- требления людей  богиней в дни  их бегства  вверх  по  Нилу. Тогда сказало величество Ра: “О , как прекрасно это, и я спасу людей этим”»1 . Богиня выпила напиток и опьянела. Так лю- дям удалось спастись.
Древние  египтяне  создали  многочисленные произведе- ния художественной литературы — мифы,  сказки,  повести, песни,  поучения.  Поэтическая  и прозаическая  литература имела ритмическую  форму.  В течение  тысячелетий  сохра- нялись традиционные  древние сюжеты и мотивы,  жанры и формы, тесно переплетенные с религией. Наивысшего рас- цвета литература Древнего Египта достигла в период Средне- го царства. В это время появляются произведения светского характера. Сохранились сведения о повестях и романах, рас- сказывающих о приключениях  в далеких землях. В Древнем Египте не было такого понятия,  как авторство.
В  одной  из  известных  сохранившихся   повестей  рас- сказывается  о Синухете,  вельможе из Египта.  После смер- > ти фараона  началась смута. Испуганный происходившими событиями  Синухет бежал в Азию,  где претерпел  ужасные испытания.  После удивительного спасения  он поступил на службу к одному правителю. Синухет много сделал для свое- го нового царя и разбогател. Но его мучила мысль, что после смерти из его тела не сделают мумию. Он получил разреше- ние и вернулся в Египет. Пав к ногам повелителя, лежал там до тех пор, пока его не подняли.  Фараон  простил Синухе- та и велел построить для него недалеко от дворца гробницу. Можно привести и другие примеры сохранившихся литера- турных произведений. Это «Сказка об обреченном  цареви- че», «Сказка о Правде и Кривде», «Песнь Арфиста», «Сказка
о взятии Юпы» и др.


 
« Пред.   След. »

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Россия | Что для меня Россия?
Это ведь - все мы –... >>

 
Детям | Это мое стихотворение развивает положения манифеста геосимволизма.
Мы должны... >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru