Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

О СИМВОЛИЗМЕ И ОКОЛО

Н. С. Сироткин Типологические параллели в эволюции авангардизма (футуризм, экспрессионизм, дадаизм

Image
авангардизм
1. 1910-1913 В 1910-1913 гг., когда течения ещё только формировались, принципиально важным для них было дистанцироваться от современного искусства, от окружающей их жизни. Уже в начале 1910-х годов экспрессионисты пишут сатирические произведения, объект их сатиры – ограниченный, косный, самодовольный бюргер: “Der Bureaukrat” (1910) Альфреда Лихтенштейна (Lichtenstein), “Die Professoren” (1910) Георга Гейма (Heym), “Der Kohlenbaron” (1912) Пауля Цеха (Zech), “Besuch des reichen Onkel Agrariers. 1” (1914) Макса Германна-Найсе (Hermann-Neisse), “Ein Bürger spricht” (1914) Клабунда (Klabund, наст. имя Альфред Хеншке, Henschke) и другие; Артур Дрей (Drey) писал в стихотворении “Die Bürger” (1911):
http://avantgarde.narod.ru
 

Е. В. Тырышкина Авангард и постмодернизм в русской литературе

Image
авангардизм
1. Методологические принципы типологии.Любые попытки построить типологию требуют схематизации и довольно жесткого выбора критериев. В данном случае предлагается рассмотреть развитие линии “авангард – постмодернизм” с точки зрения принципов взаимодействия “автор – читатель”.
 

Е. В. Тырышкина Декаданс – авангард – постмодернизм: трансформация эстетического дискурса

Image
авангардизм
В статье рассматривается зависимость эстетической коммуникации в декадансе и авангарде от процедуры трансцендирования. Традиционная модель Богооткровения-озарения (графически ее можно представить в виде треугольника) заменяется моделью точечной (субъект как центр креативности), где креативность во многом конструируется за счет деструктивности. При этом наблюдается распад эстетического дискурса; если же адресат вступает в коммуникацию, то он лишается субъектности. Подобная креативная стратегия находит свое развитие в позднем авангарде и постмодернизме.
http://avantgarde.narod.ru
 

Е. В. Тырышкина Русский авангард начала 20-го века: аспекты прагматики

Image
авангардизм
С тех пор, как вышла известная статья М.Шапира "Что такое авангард?"1, где он писал о том, что именно прагматика в авангарде выходит на первый план и является определяющей в авангардной эстетике, а затем появилась книга В.И. Тюпы2, где, в свою очередь, в несколько иной терминологии пояснялось, что неклассическая художественность 20-го века характеризуется прежде всего как ориентированная на чужое сознание, а автор выступает в роли режиссера, организующего коммуникативное событие, казалось бы, нет уже смысла возвращаться к известным истинам. Из последних публикаций на эту тему в отечественном литературоведении можно назвать книгу И.Ю. Иванюшиной "Русский футуризм: идеология, поэтика, прагматика" (Саратов, 2003).
http://avantgarde.narod.ru
 

Н. С. Сироткин Контакты русского и немецкого художественного авангарда

Image
авангардизм
Проблема генетических связей русского и западного авангарда неоднократно становилась предметом научных исследований, но полная картина взаимовлияний российского и европейского авангардизма не создана до сих пор. (Я не рассматриваю здесь вопрос о генетических связях между экспрессионизмом и дадаизмом, изученный зарубежными литературоведами и искусствоведами, так как он выходит за пределы темы настоящей работы. Достаточно указать на несомненное наличие преемственности дадаизма по отношению к экспрессионизму1. Подтверждением этому может служить, в частности, то, что почти все дадаисты были связаны с экспрессионистическим движением, участвовали в выступлениях экспрессионистов, сотрудничали в их журналах и т.п. либо были связаны с экспрессионистами тесными личными контактами – например, Р. Хюльзенбек (Huelsenbeck), Ф. Юнг (Jung), Х. Балль (Ball), Г. Гросс (Grosz), К. Швиттерс (Schwitters) и другие.)
http://avantgarde.narod.ru
 

Н. С. Сироткин О методологии исследования авангардизма

Image
авангардизм
или Эстетические отношения авангардизма к действительности I. Почему авангард? Почему семиотика? Речь не будет идти о семиотическом описании авангардизма как относительно целостной художественной системы – для такого описания ещё не настало время, хотя это было бы интересно и продуктивно. Цель этой небольшой работы – скорее обозначить рамки, возможности и основные направления такого описания.

 

Н. С. Сироткин О проблеме субъекта и объекта в авангардизме

Image
авангардизм
Как известно, искусство авангарда стало реакцией на общемировой кризис культуры – культуры, осознавшей утрату ценностных ориентиров, утрату своего центра. Для европейского христианского мира понятие Бога выполняло функцию порождающего и организующего центра: развитие культуры могло быть представлено как центробежное или центростремительное движение, и любая идеологическая или эстетическая структура так или иначе определяла своё положение относительно этого центра, внеположного субъекту мысли.
 

Н. С. Сироткин Общие философские истоки футуризма, экспрессионизма, дадаизма

Image
авангардизм
Этот обзор будет кратким – во-первых, потому, что тема заслуживает большого самостоятельного исследования (и такие исследования проводились – например, книга Г. Мартенса “Витализм и экспрессионизм: О происхождении и толковании экспрессионистических мотивов и стилевых структур” (1971) [Martens]), а во-вторых, потому, что материал, который может быть здесь привлечён, практически необозрим, и я по необходимости буду либо отсылать к уже существующим работам, либо ограничиваться по необходимости неполным, тезисным изложением. Нужно отметить, что специальных работ о философских корнях русского футуризма в России издано не было.


 

Н. С. Сироткин Терминология

Image
авангардизм
Термин “авангард” возникает во Франции около 1820 года в качестве метафоры, заимствованной из военного словаря; эстетическое значение он приобретает в контексте утопического социализма, у сен-симонистов и фурьеристов, обозначая не ту или иную разновидность искусства, но искусство вообще как деятельность, в которой должен зародиться социальный и духовный прогресс [Шеньо-Жандрон 11], [Fähnders 199], [Дорошевич 24]. В область художественной критики этот термин был перенесён в 1885 году Теодором Дюре в Париже [Турчин 1990 6], однако художники, которых мы сегодня называем “авангардистами”, этим словом почти не пользовались – за немногими исключениями1.

 

Реферат - Русский авангардизм

Image
авангардизм
Авангардизм в искусстве - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. Но чем дальше уходит искусство от классических форм, тем более контрастным становится отношение к нему. С одной стороны работы авангардистов расходятся на аукционах по рекордным ценам ("Белый центр" Марка Ротко - 72,8 миллионов долларов, "Авария зеленой машины" Энди Уорхола - 71,7 миллионов долларов,…)[4], с другой - многие критики давят авангард (Дональд Каспит высказался так: "Стремление авангардистов шокировать уже всех достало.
 

Т. В. Цвигун О преодолении энтропии в поэтическом тексте

Image
авангардизм
К семиотической структуре текста в русском авангарде 10–30-х гг.В работе доказывается невозможность рассмотрения “анормативного” (авангардистского) поэтического текста как реализующего свойство максимальной энтропии при стремящейся к нулю избыточности. Защита подобного текста от распада в качестве необходимого условия предполагает деформацию его семиотической структуры: план выражения и план содержания текста как знака, вступая в отношения асимметрии, по-разному влияют на его информативную ценность. В итоге потенции самой текстовой структуры налагают границы на возможные формы поэтического эксперимента.

 
<< [Первая] < [Предыдущая] 1 2 3 4 5 [Следующая] > [Последняя] >>

Результаты 1 - 21 из 85

Наш девиз

Наш девиз | Пусть символисты всегда будут в моде, когда они веками свирепствовали в авторитете! >>

 

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Вопрос | Имеют ли смысл золотая река,
Земных достижений тяжелый накал? >>

 
Просто женщине | Под  древним темным куполом Вселенной
Ты мною найденный живой костер. >>

 

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru