Национальная культура. Культура Древнего Египта |
Страница 5 из 10 Особенностью культуры Древнего Египта был не совсем обычный ритуал погребения. Первоначально (в додинасти- ческий период) древние египтяне хоронили мертвых так же, как и другие народы. Затем все меняется. Фараонов 1-й и 2-й династий хоронили в небольших усеченных пирамидах (мастабах). Начиная с 3-й династии — в больших пирами- дах. Самые крупные пирамиды относятся к эпохе Древнего царства (4-я династия). Во времена Среднего царства (11-я и 12-я династии) пирамиды становятся меньше. Затем древ- ние египтяне вовсе отказываются от строительства пирамид. Фараонов начинают хоронить в храмах, высеченных в ска- ле. Была хорошо развита практика мумификации. Сначала мумифицировали только фараонов, но потом это стало до- ступно и средним слоям населения. Великий древнегреческий историк Геродот побывал в Египте, и его заинтересовала практика бальзамирования. Он подробно описал ее в своем труде «История в девяти книгах». Геродот рассказывает, что существуют специальные масте- ра, которые досконально изучили ремесло бальзамирования. Они ведут предварительные беседы с родственниками умер- шего, предлагая им лучший метод бальзамирования, более простой и потому более дешевый, и, наконец, самый про- стой. Договорившись о цене, мастера приступают к своей нелегкой работе. Освальд Шпенглер пишет: «Египетская мумия — символ высочайшего порядка. Увековечивали тело умершего и в то же время сообщали вековечность его личности, его «Ка», посредством портретных статуй, часто в неоднократном ис- полнении, с величественно осмысленной схожестью кото- рых она была связана»1. Представления древних египтян о душе и жизни после смерти несколько сложнее, чем у большинства других наро- дов. Тело умирает, но сохраняются имя человека (рен), его душа (ба) и душа-двойник (ка). «Ба» принимает облик пти- цы и, вылетев из тела, устремляется на небо. «Ка» тесно свя- зана с телом, ей необходимо есть и пить, требуются также амулеты — защита от монстров, которые поджидают душу в загробном мире. Поэтому покойника надо как следует сна- рядить в царство мертвых. Со временем представления древних египтян о том, что ждет человека после смерти менялись. В период Древне- го царства люди полагали, что «ка» отправляется на «поля Иалу». Там жизнь человека продолжается, не меняясь. Бога- тые остаются богачами и на том свете. Покровителями мерт- вых в этот период считались Ра и Осирис. Душа попадает в лодку солнечного бога Ра и движется вместе с ним по небу. Страна мертвых находится где-то на западе. Древние егип- тяне верили, что ночью солнце спускается в «дуат» — страну мрака. Там же обретаются души умерших. Более важную роль в погребальном культе Древнего Египта играл Осирис (особенно в эпоху Среднего царства), хотя первоначально он никак не был связан с ним. Поскольку, согласно легенде, Осирис умер и воскрес, его заступниче- ство казалось людям особенно ценным. Его считали влады- кой умерших. После смерти умершего называли Осирисом. Люди надеялись, что так удастся обмануть злые силы, кото- рые поджидают души умерших — тронуть великого бога они не посмеют. Первоначально отождествляться с Осирисом мог только фараон, позднее это было разрешено представи- телям знати и простых слоев общества. |
« Пред. | След. » |
---|