Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

ЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Оглавление
ЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал ев-
ропейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской
культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в
конечном счете, египетский календарь: именно он был первым солнечным
календарем, с «жестко закрепленными» датами (в отличие от лунного,
месяцы которого свободно «гуляют» по сезонам года). В основе европей-
ской медицины лежит древнеегипетская медицина, имеется предположе-
ние, что иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфави-
та, выступившего в качестве прототипа латинского алфавита.
Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных
тем в мировую литературу. Утренняя песнь любовников, после ночи
объятий и утех взывающих к птицам с просьбой повременить с возвра-
щением нового дня, обращение к двери, отделяющей юношу от люби-
мой им девушки; описание и восхваление ее достоинств и красоты и т.п.
Все это потом бессчетное количество раз будет перепеваться и повто-
ряться в художественном творчестве почти всех народов и прежде всего
в «Песне песней». Затем эти мотивы прозвучат у великих лириков
Греции и Рима: Сапфо, Анакреона, Феокрита, Катулла, Вергилия, Го-
рация, Проперция, Овидия, будут восприняты трубадурами и минне-
зингерами и от них перейдут к поэтам Возрождения.
Большое влияние на древние народы имела религия древних егип-
тян: известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианст-
во, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Рим-
ской империи и за ее пределами, уже в самом начале своего развития
впитало в себя ряд моментов египетской религии и сделало их своими
органическими элементами. Древнеегипетских элементов в христианст-
ве очень много, и невозможно их все перечислить. Достаточно указать на
то, что в образе архангела Михаила обнаруживаются явные черты древ-
неегипетского бога мудрости Тота, не говоря уже о концепции могуще-
ства слова божества, созидающего мир. Многие древнеегипетские рели-
гиозные представления восприняты христианством лишь в слегка изме-
ненном виде; таковы, например, представления о вечной жизни после
смерти, о загробном суде, о мучениях и пытках и т.п.
Существенно и то, что греки усвоили и использовали опыт, накоп-
ленный в течение тысячелетий древней культурой Египта, и обогатили
им эллинистическую и тем самым западноевропейскую культуру.
Вполне закономерно, что Александрия стала важнейшим центром эл-
линистического мира: здесь была создана и функционировала самая
большая в древности библиотека; здесь подвизался знаменитый фило-
соф Филон Александрийский и многие другие ученые и мыслители;
здесь же развернули свою деятельность деятели и теоретики раннего
христианства, такие, как гностики Валентин и Василид, Клемент Алек-
сандрийский и Ориген, другие мыслители и, наконец, Арий. Здесь же
сталкивались и сплетались разнообразные направления и течения че-
ловеческой мысли и человеческих эмоций. И в этом кипящем котле
культурное наследие древнего Египта не могло не сыграть своей исто-
рической роли.


 
След. »

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Случайное | И день – любой. И в нем – любое.
И... >>

 
Сонет | Друг другу мы в глаза влюблено смотрим
Друг друга кроткой... >>