ЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА |
Страница 7 из 8 Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал ев- ропейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете, египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с «жестко закрепленными» датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно «гуляют» по сезонам года). В основе европей- ской медицины лежит древнеегипетская медицина, имеется предположе- ние, что иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфави- та, выступившего в качестве прототипа латинского алфавита. Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве извечных тем в мировую литературу. Утренняя песнь любовников, после ночи объятий и утех взывающих к птицам с просьбой повременить с возвра- щением нового дня, обращение к двери, отделяющей юношу от люби- мой им девушки; описание и восхваление ее достоинств и красоты и т.п. Все это потом бессчетное количество раз будет перепеваться и повто- ряться в художественном творчестве почти всех народов и прежде всего в «Песне песней». Затем эти мотивы прозвучат у великих лириков Греции и Рима: Сапфо, Анакреона, Феокрита, Катулла, Вергилия, Го- рация, Проперция, Овидия, будут восприняты трубадурами и минне- зингерами и от них перейдут к поэтам Возрождения. Большое влияние на древние народы имела религия древних егип- тян: известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианст- во, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Рим- ской империи и за ее пределами, уже в самом начале своего развития впитало в себя ряд моментов египетской религии и сделало их своими органическими элементами. Древнеегипетских элементов в христианст- ве очень много, и невозможно их все перечислить. Достаточно указать на то, что в образе архангела Михаила обнаруживаются явные черты древ- неегипетского бога мудрости Тота, не говоря уже о концепции могуще- ства слова божества, созидающего мир. Многие древнеегипетские рели- гиозные представления восприняты христианством лишь в слегка изме- ненном виде; таковы, например, представления о вечной жизни после смерти, о загробном суде, о мучениях и пытках и т.п. Существенно и то, что греки усвоили и использовали опыт, накоп- ленный в течение тысячелетий древней культурой Египта, и обогатили им эллинистическую и тем самым западноевропейскую культуру. Вполне закономерно, что Александрия стала важнейшим центром эл- линистического мира: здесь была создана и функционировала самая большая в древности библиотека; здесь подвизался знаменитый фило- соф Филон Александрийский и многие другие ученые и мыслители; здесь же развернули свою деятельность деятели и теоретики раннего христианства, такие, как гностики Валентин и Василид, Клемент Алек- сандрийский и Ориген, другие мыслители и, наконец, Арий. Здесь же сталкивались и сплетались разнообразные направления и течения че- ловеческой мысли и человеческих эмоций. И в этом кипящем котле культурное наследие древнего Египта не могло не сыграть своей исто- рической роли. |
След. » |
---|