ЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА |
Страница 4 из 8 Какое же место занимали простые смертные в этом мире, где судьба всего сущего определялась взаимодействием между единственным че- ловеком, созданным из плоти и крови, — фараоном, и сонмом богов? В отличие от других народов, населявших в древности Ближний Восток, жизнь египтян была на редкость «современной». Все люди были здесь равны перед Создателем и, как правило, объясняли свои достижения мудрым выбором фараона. Между государством и отдельной личнос- тью не стояли ни узаконенная аристократия, ни промежуточные ин- станции. Человека определяло имя его родителей и титул, соответство- вавший его месту в административной системе. Мужчина и женщина были равны перед законом, хотя женщина обычно входила в дом мужа, где ей отводилась почетная роль «хозяйки дома», исполнение которой и становилось ее основным занятием. Египтяне ценили радости семей- ной жизни, что нашло отражение в рисунках и надписях на стенах гробниц и в литературных памятниках. Детей заводили охотно, о них заботились, причем не с целью продолжения рода, а просто ради счас- тья, которое они приносили, и, памятуя о том, что когда-нибудь именно они смогут дать своим родителям новую жизнь, исполнив погребаль- ные ритуалы. Гравиламаат предписывали имущим помогать неимущим, а книги древнеегипетских мудрецов за 3000 лет до н.э. говорили о милосердии и милостыни теми же словами, которые зазвучат позднее из уст потом- ков Авраама. Они приучали к культуре поведения, сдержанности и внешней скромности, к дисциплине, ярчайшим свидетельством кото- рой служат статуи и рисунки, изображающие фараонов. Правила маат ставили определенные границы сознанию собственной ценности инди- вида. Ведь справедливость не одинока, за ней стоят боги, которые не признают нарушения ее законов: «Не имей злых намерений к другим людям, ибо боги покарают тебя». Справедливость независима от чело- века, ибо «никогда не исполняются человеческие цели, но зато испол- няются божественные приказы». Поэтому также необходимо уметь подчиняться законам, которые ориентируют, как поступать в той или иной ситуации. Если человек умеет приспособиться к законам, то он будет счастливым. А счастье — великая ценность, которую ничто не заменит: «Будь счастлив всю жизнь, не делай сверх того, что следует делать, не сокращай времени, отпущенного для радости, ибо страш- ным является трата времени, предназначенного для удовольствия. Не трать времени на работу, кроме необходимого минимума, которого требует сохранение хозяйства. Помни, что богатства можно достичь, если желаешь, но какая же польза от богатства, если желания угасли?» В этих словах содержится наиболее древняя известная нам система гедонизма (этики наслаждения). Гедонизм, пронизывающий науку Птахотепа, не был исключительным явлением в эпоху фараонов, на- против, вся жизнь человека была тогда проникнута земными элемен- тами: красотой и прелестью жизни, неповторимой ценностью удоволь- ствия и счастья. Жизнь и ее ценности настолько ценились в эту эпоху, что они были распространены на загробный мир, в котором люди должны вести такую же жизнь, что и на земле. Не случайно знамени- тая «Книга мертвых» основана в значительной степени на принципах учения Птахотепа. В начале Древнего царства только фараоны могли войти в загроб- ный мир, и только гораздо позже это стало доступно всем египтянам. Как свидетельствуют достоверные исторические сведения и заключе- ния ученых, древние египтяне совершили 4,3 тысячи лет назад одну из самых странных среди всех социальных революций. В этой революции не стремились прямо и сознательно ни к земле, ни к власти, ни к новым политическим институтам. Не стремились к установлению человечес- ких условий труда. Не требовали богатства фараонов и жрецов. Успеш- но завершившаяся народная революция экспроприировала тайны пре- одоления смерти, магию, надгробные молитвы, ритуалы и их скрытые значения, благодаря которым, по тогдашним представлениям, их вла- дельцы владели загробной жизнью. Революция за «дегерметизацию» и уничтожение эзотеризма, но не против невежества, а во имя и за полное равенство (читай: подчинение) людей перед одной иллюзией. Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом древнее- гипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие. Благодаря этому принципу древнеегипетское мировоззре- ние, сконцентрированное на власти фараона, оставляло простым людям возможность самовыражения, и они, призвав на помощь всю магическую силу искусства, письма и обряда, старались увековечить свои мумии, имена, свою покидающую тело душу (каи) и свою жизнен- ную силу (ка). Их ждала вечная жизнь, поистине царская (каждый превратится в Осириса) и поистине божественная (каждый станет спутником Солнца). Со времен Среднего царства считалось, что дости- жение этого блаженства зависит от личных качеств человека. И если в храмах только фараон мог говорить от имени всего общества, зато каж- дый египтянин, в зависимости от своих средств и заслуг, мог выразить себя, воздвигнув собственную гробницу. Однако положение большин- ства египтян отнюдь не было столь идиллическим. Привлекательная сторона жизни присуща дворцам фараонов и богатым усадьбам знати, тогда как в домах простых смертных были свои непростые повседнев- ные проблемы, достаточно вспомнить пристрастие к палочным наказа- ниям в долине Нила. Изучение жалких остатков бедных поселений позволяет историкам взглянуть на повседневную жизнь древних егип- тян значительно объективнее, чем об этом говорят гробницы и храмы. Весьма значительные успехи гения древних египтян в области му- мификации, которые невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Напри- мер, они использовали знание химических характеристик натрона для мумификации человеческого тела — практического выражения пред- ставления о продолжении жизни после смерти. Современный анализ компонентов натрона показал, что в его состав входят карбонат натрия, бикарбонат натрия, хлористый натрий и сульфат натрия. Древний египтянин осознавал химические функции этих веществ — в процессе мумификации он помещал тело в натрон на 70 дней. Он вынимал мозг через ноздри. Такие операции требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии. Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует счи- тать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой историй возникла реальная меди- цина в современном значении этого слова. Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной системы счисления. Любая административная и техническая деятельность (особенно строительная) требует вычисле- ний. Древнеегипетская административная организация требовала зна- ния арифметики и геометрии. Представляет интерес тот факт, что сим- волические обозначения дробей 1/2,1/3,1/-1 и т.п. происходят из мифа о Горе и Сете. |
След. » |
---|