Литературный журнал геосимволистов Мой берег. Библиотека Символика

ЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Оглавление
ЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7
Страница 8

На достаточно высоком уровне для того времени находилась гео-
метрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы и
скульптурные монументы. В «Московском математическом папирусе»
имеются решения трудных задач на вычисление объема усеченной пи-
рамиды и полушария. Объем цилиндра исчисляли, умножая площадь
его основания на высоту. Эта операция, связанная с цилиндрической
формой меры для зерна, использовалась для учета зерна в государст-
венных хранилищах. Древние египтяне также обладали некоторыми
элементарными знаниями в области алгебры — умели решать уравне-
ния с одним и двумя неизвестными.
Древнеегипетская культура обусловила специфическую форму су-
ществования науки, которая является особым видом ориентировочной
деятельности человека для установления места его и человечества во
вселенной. Эта специфика связана с тем, что интеллектуальная элита
жрецов облекала специализированное знание в одежды мистики и ре-
лигии, чтобы сохранить свое господство.
Прежде всего, жрецы весьма эффективно использовали накоплен-
ные в течение весьма длительного времени систематические наблюде-
ния небесных явлений. Так, в процессе астрономических наблюдений
жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца. Спо-
собность предвидеть затмения Солнца с весьма большой точностью
использовалась ими для управления обществом. Люди верили, что
жрецы в предсказанные дни и часы способны погасить и снова зажечь
солнце. Аналогично, предсказанные наступления дождей, разливов
Нила и других явлений природы толковались как свидетельство могу-
щества жрецов, их власти над солнцем, луной, звездами и другими
элементами природы, возникающей из контакта с соответствующими
богами. Посвященные же знали, что источником власти в действитель-
ности являются систематически проводимые наблюдения и тщательно
оберегаемые записи на эзотерическом языке. Помимо астрономическо-
го знания жрецы накапливали также знания в области математики,
химии, фармакологии, медицины, психологии и др. Они использовали
гипноз, ясновидение и др., чтобы вызвать страх, возбудить надежду и
принудить общество к подчинению.Жрецы применяли специализиро-
ванные знания для усиления своей власти, убеждали людей, что они
являются посредниками между людьми и богами, что подношением
даров богам при помощи жрецов можно получить благосклонность
богов.
Вместе с тем следует отметить тот важный момент, что различные
отрасли специализированного знания, те же медицинские знания, ос-
новываются на рациональных принципах и эмпирических критериях.
Уже в эпоху Древнего царства можно зафиксировать значительное
стремление к рациональному познанию, что привело к возникновению
того, что на современном языке можно назвать философией наблюде-
ния и научной медициной. Чтобы понять эту философию и эту медици-
ну, необходимо рассматривать их на фоне теологии, которая занима-
лась не только религиозной символикой и ритуалом, но также самой
природой божества и которая возникла из наблюдения смерти челове-
ка. К этому нужно добавить и то, что в Древнем Египте возникло и
такое течение мысли, которое акад. В.В. Струве назвал антропоцент-
ризмом. В «Поучении гераклеопольского фараона» (Ахтоя III, XXII—
XXI вв. до н.э.) говорится, что весь мир, включая растения и животных,
создан богом ради людей.
Как же возможно было при таком понимании объяснить существо
вание хищников, вредных грызунов и т.д.? Эхнатон в своем гимне
(через 6 веков после Ахтоя III) решает этот вопрос очень просто. Змеи,
львы боятся доброго бога, и только под покровом ночи, когда солнце
удаляется, они выходят из своих нор и начинают свирепствовать. Все
это происходит вопреки воле доброго бога, в его отсутствие. Вспомним,
что и в зороастрийской системе вся враждебная человеку дикая фауна
оказывается под покровительством Аримана. Эти взгляды подрывали,
конечно, веру во всемогущество бога-промыслителя и облегчали воз
никновение начал научного мировоззрения.
Древний Египет был классическим теократическим государством^; у/
плановым земледельческим хозяйством, с ^Шьи Гыми "аГуипОмиеиГ и "
медициной, искусством и ремеслом (вазы ремесленников и драгоценности
ювелиров Древнего Египта могли получить высшие призы на любой из
нынешних всемирных выставок). Развитие централизованной
бюрократической машины управления, сосредоточение власти и
концентрация специализируемого знания в руках касты жрецов тесно
связано с переходом от охоты и собирательства к земледелию, которое в
400-600 раз продуктивнее охоты. Занятие земледелием требовало
предвидения различных явлений природы. Например, земледелие в
Древнем Египте было тесно связано с разливами Нила, способность их
предвидеть влияла на результаты труда египетского земледельца.
Предвидеть разливы и отливы Нила могли только жрецы и этого рода
знание являлось основой их власти над обществом.
Уже в раннем периоде Древнего Египта (Древнее царство) сформи-
ровалась и использовалась письменность, что было обусловлено госу-
дарственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств. Раз-
витие письменности диктовалось также потребностью фиксировать
разливы Нила, так как организация оросительного дела давала возмож-
ность получения прибавочного продукта. Письменность нужна была
для учета и контроля произведенного продукта, для распределения
этого продукта, поэтому видное место занимает фигура писца. М. Ко-
ростовцев подчеркивает, что <многие египетские чиновники того вре-
мени (Древнего царства. — В.П.) были людьми грамотными». Другими
словами многие писцы отнюдь не занимали скромного положения в
древнеегипетском обществе, а часто были важными сановниками. Ие-
рархическая и бюрократическая машина государственной власти Егип-
та Древнего царства обусловила обширную переписку и сложную сис-
тему отчетности. В этом нуждались и крупные хозяйства сановников.
О социальной значимости фигуры писца весьма определенно говорит-
ся в папирусе Анастаси II: «Будь писцом. Освобожден он от всяких
[физических] повинностей, он защищен от работы всякой. Избавлен он
от мотыги и кирки. Ты не будешь таскать корзин. Отдалит это тебя от
гребли веслом и избавит тебя от [сечения] прутьями, не будешь ты
находиться под [началом] многих господ, под [властью] многочислен-
ных начальников. Это он руководит работой всякой в стране этой».
Готовились писцы в школах при храмах. Профессия писца была самой
привилегированной и исключительной в древнеегипетском обществе.
Писец — это мудрец Древнего Египта. Писцы составляли интеллекту-
альную элиту древнеегипетского общества, управляющую сложной ад-
министративной и экономической деятельностью страны.
В Древнем Египте существовал такой специфический институт, как
«Дом Жизни», основанный, очевидно, в эпоху первых династий. Он
находился возле дворца фараона, имел отделения в каждом значимом
храме и выполнял следующие функции.
Во-первых, именно там обрабатывали и редактировали теологичес-
кие трактаты и все произведения, в большей или меньшей степени
касающиеся проблем философии и теории власти. Теология считалась
матерью всех знаний и искусств. Одна из задач слушателей «Дома
Жизни» — создание гимнов и священных песен, отражающих опреде-
ленные философские концепции. Там создавалась и дидактическая ли-
тература, особенно бурно развивавшаяся в Древнем Египте.
Во-вторых, там систематизировались, хранились и делались до-
ступными так называемые «магические» книги, в содержание которых
входили и сведения из медицины, содержащие наряду с магическими
заклинаниями и высоко рациональные и экспериментально подтверж-
денные средства лечения, а также теологические концепции древнееги-
петских мыслителей.
В-третьих, в нем вырабатывались директивы для деятельности ху-
дожников, скульпторов и архитекторов. Возводя храм, архитекторы
обязаны были сделать его символическим представлением мира, кото-
рый был извлечен из хаоса и управляем богом. Художники и скульпто-
ры создавали статуи богов и людей в соответствии с культовыми кано-
нами. В соответствующих священных текстах записаны данные богом
Тотем принципы художественного творчества.
В-четвертых, там занимались также астрономией и математикой,
необходимыми для постижения мира, и времяисчислением, чтобы вы-
числить тщательно пропорции, без которых невозможно возведение
памятников, зданий и пирамид. ;


 
След. »

Геосимволист Л. Шимко Поэзия

Тела и тлен | Тела и тлен, что мглою слеплены, -
Не могут люди... >>

 
Жизнь | Жить - хорошо.
Мимо – лишним.
Мальчик зашел.
Мальчик вышел. >>