ЛЕКЦИЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА |
Страница 5 из 8 На достаточно высоком уровне для того времени находилась гео- метрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В «Московском математическом папирусе» имеются решения трудных задач на вычисление объема усеченной пи- рамиды и полушария. Объем цилиндра исчисляли, умножая площадь его основания на высоту. Эта операция, связанная с цилиндрической формой меры для зерна, использовалась для учета зерна в государст- венных хранилищах. Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры — умели решать уравне- ния с одним и двумя неизвестными. Древнеегипетская культура обусловила специфическую форму су- ществования науки, которая является особым видом ориентировочной деятельности человека для установления места его и человечества во вселенной. Эта специфика связана с тем, что интеллектуальная элита жрецов облекала специализированное знание в одежды мистики и ре- лигии, чтобы сохранить свое господство. Прежде всего, жрецы весьма эффективно использовали накоплен- ные в течение весьма длительного времени систематические наблюде- ния небесных явлений. Так, в процессе астрономических наблюдений жрецы открыли циклически повторяющиеся затмения Солнца. Спо- собность предвидеть затмения Солнца с весьма большой точностью использовалась ими для управления обществом. Люди верили, что жрецы в предсказанные дни и часы способны погасить и снова зажечь солнце. Аналогично, предсказанные наступления дождей, разливов Нила и других явлений природы толковались как свидетельство могу- щества жрецов, их власти над солнцем, луной, звездами и другими элементами природы, возникающей из контакта с соответствующими богами. Посвященные же знали, что источником власти в действитель- ности являются систематически проводимые наблюдения и тщательно оберегаемые записи на эзотерическом языке. Помимо астрономическо- го знания жрецы накапливали также знания в области математики, химии, фармакологии, медицины, психологии и др. Они использовали гипноз, ясновидение и др., чтобы вызвать страх, возбудить надежду и принудить общество к подчинению.Жрецы применяли специализиро- ванные знания для усиления своей власти, убеждали людей, что они являются посредниками между людьми и богами, что подношением даров богам при помощи жрецов можно получить благосклонность богов. Вместе с тем следует отметить тот важный момент, что различные отрасли специализированного знания, те же медицинские знания, ос- новываются на рациональных принципах и эмпирических критериях. Уже в эпоху Древнего царства можно зафиксировать значительное стремление к рациональному познанию, что привело к возникновению того, что на современном языке можно назвать философией наблюде- ния и научной медициной. Чтобы понять эту философию и эту медици- ну, необходимо рассматривать их на фоне теологии, которая занима- лась не только религиозной символикой и ритуалом, но также самой природой божества и которая возникла из наблюдения смерти челове- ка. К этому нужно добавить и то, что в Древнем Египте возникло и такое течение мысли, которое акад. В.В. Струве назвал антропоцент- ризмом. В «Поучении гераклеопольского фараона» (Ахтоя III, XXII— XXI вв. до н.э.) говорится, что весь мир, включая растения и животных, создан богом ради людей. Как же возможно было при таком понимании объяснить существо вание хищников, вредных грызунов и т.д.? Эхнатон в своем гимне (через 6 веков после Ахтоя III) решает этот вопрос очень просто. Змеи, львы боятся доброго бога, и только под покровом ночи, когда солнце удаляется, они выходят из своих нор и начинают свирепствовать. Все это происходит вопреки воле доброго бога, в его отсутствие. Вспомним, что и в зороастрийской системе вся враждебная человеку дикая фауна оказывается под покровительством Аримана. Эти взгляды подрывали, конечно, веру во всемогущество бога-промыслителя и облегчали воз никновение начал научного мировоззрения. Древний Египет был классическим теократическим государством^; у/ плановым земледельческим хозяйством, с ^Шьи Гыми "аГуипОмиеиГ и " медициной, искусством и ремеслом (вазы ремесленников и драгоценности ювелиров Древнего Египта могли получить высшие призы на любой из нынешних всемирных выставок). Развитие централизованной бюрократической машины управления, сосредоточение власти и концентрация специализируемого знания в руках касты жрецов тесно связано с переходом от охоты и собирательства к земледелию, которое в 400-600 раз продуктивнее охоты. Занятие земледелием требовало предвидения различных явлений природы. Например, земледелие в Древнем Египте было тесно связано с разливами Нила, способность их предвидеть влияла на результаты труда египетского земледельца. Предвидеть разливы и отливы Нила могли только жрецы и этого рода знание являлось основой их власти над обществом. Уже в раннем периоде Древнего Египта (Древнее царство) сформи- ровалась и использовалась письменность, что было обусловлено госу- дарственным делопроизводством и наличием крупных хозяйств. Раз- витие письменности диктовалось также потребностью фиксировать разливы Нила, так как организация оросительного дела давала возмож- ность получения прибавочного продукта. Письменность нужна была для учета и контроля произведенного продукта, для распределения этого продукта, поэтому видное место занимает фигура писца. М. Ко- ростовцев подчеркивает, что <многие египетские чиновники того вре- мени (Древнего царства. — В.П.) были людьми грамотными». Другими словами многие писцы отнюдь не занимали скромного положения в древнеегипетском обществе, а часто были важными сановниками. Ие- рархическая и бюрократическая машина государственной власти Егип- та Древнего царства обусловила обширную переписку и сложную сис- тему отчетности. В этом нуждались и крупные хозяйства сановников. О социальной значимости фигуры писца весьма определенно говорит- ся в папирусе Анастаси II: «Будь писцом. Освобожден он от всяких [физических] повинностей, он защищен от работы всякой. Избавлен он от мотыги и кирки. Ты не будешь таскать корзин. Отдалит это тебя от гребли веслом и избавит тебя от [сечения] прутьями, не будешь ты находиться под [началом] многих господ, под [властью] многочислен- ных начальников. Это он руководит работой всякой в стране этой». Готовились писцы в школах при храмах. Профессия писца была самой привилегированной и исключительной в древнеегипетском обществе. Писец — это мудрец Древнего Египта. Писцы составляли интеллекту- альную элиту древнеегипетского общества, управляющую сложной ад- министративной и экономической деятельностью страны. В Древнем Египте существовал такой специфический институт, как «Дом Жизни», основанный, очевидно, в эпоху первых династий. Он находился возле дворца фараона, имел отделения в каждом значимом храме и выполнял следующие функции. Во-первых, именно там обрабатывали и редактировали теологичес- кие трактаты и все произведения, в большей или меньшей степени касающиеся проблем философии и теории власти. Теология считалась матерью всех знаний и искусств. Одна из задач слушателей «Дома Жизни» — создание гимнов и священных песен, отражающих опреде- ленные философские концепции. Там создавалась и дидактическая ли- тература, особенно бурно развивавшаяся в Древнем Египте. Во-вторых, там систематизировались, хранились и делались до- ступными так называемые «магические» книги, в содержание которых входили и сведения из медицины, содержащие наряду с магическими заклинаниями и высоко рациональные и экспериментально подтверж- денные средства лечения, а также теологические концепции древнееги- петских мыслителей. В-третьих, в нем вырабатывались директивы для деятельности ху- дожников, скульпторов и архитекторов. Возводя храм, архитекторы обязаны были сделать его символическим представлением мира, кото- рый был извлечен из хаоса и управляем богом. Художники и скульпто- ры создавали статуи богов и людей в соответствии с культовыми кано- нами. В соответствующих священных текстах записаны данные богом Тотем принципы художественного творчества. В-четвертых, там занимались также астрономией и математикой, необходимыми для постижения мира, и времяисчислением, чтобы вы- числить тщательно пропорции, без которых невозможно возведение памятников, зданий и пирамид. ; |
След. » |
---|